Номер 5/00ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Мосты через пропасть: макро- и микростратегии для России

ДЖОЗЕФ СТИГЛИЦ, ДЭВИД ЭЛЛЕРМАН
Всемирный банк


• Переход к рынку не может быть ни навязан, ни получен как подарок извне, это задача для самостоятельного решения
• Настало время экспериментировать на началах децентрализации, равняться на лучший опыт, изучать положительные примеры
• Последовательность и постоянство – основа успеха в развитии предпринимательства

В данной части статьи будут затронуты проблемы, связанные с финансированием предпринимательства, развитием экспорта и сельскохозяйственного производства, реструктуризацией и банкротством хозяйственных структур, содействием и обучением предпринимательству.


Инфраструктура банкротства
и реструктуризации


Система частного предпринимательства должна иметь механизм, с помощью которого в бизнесе реализуются превращения, подобные смерти и возрождению.

Имеет место путаница в понимании банкротства. Оно означает не разрушение материальных активов, а реорганизацию и реструктуризацию управления и контроля, при этом кардинально преобразуется организационный капитал. Своевременные действия могут привести к глубокой трансформации предприятия, в том числе к ликвидации (когда активы распродаются по частям и производственная единица прекращает свое существование).

Для стран переходного типа правовые акты – только вершина айсберга в системе трансформации предприятий, связанной с банкротством. Нельзя просто ввести законодательство о банкротстве по западному образцу, так как отсутствуют необходимая инфраструктура и соответствующие стереотипы социального поведения. Где суды, прокуроры и доверенные лица, осуществляющие процедуры банкротства? Как будет обеспечена занятость работников в случае ликвидации фирм? Где система социальной защиты, действующая в промежуточный период? Где предприниматели, готовые подхватить реализуемые активы? На перечисленные и многие другие вопросы ответить нелегко.

Поэтому в большинстве постсоциалистических стран не очень торопились применять законодательство о банкротстве, даже когда оно было достаточно отработано. Если отсутствуют институты, быстро обеспечивающие увольняемых работой, механизм банкротства должен действовать в сочетании с программами реструктуризации, чтобы сохранить или восстановить как можно больше рабочих мест. Это две стороны одной медали.

Следует рассматривать два типа процедур, применяемых при банкротстве – реорганизацию и ликвидацию. В первом случае выполнение требований кредиторов откладывается, доверенный управляющий и комитет кредиторов разрабатывают план реструктуризации, утверждаемый в судебном порядке. От успеха ее проведения зависит судьба предприятия. Если план реструктуризации не удается и ядро компании не может быть спасено, наступает ликвидационный этап. В постсоциалистических условиях нужно по мере возможности избегать ликвидации или проводить ее с учетом предоставления работникам новой занятости.

Вероятно, фирма не была бы доведена до ликвидации, если бы какой-либо контрагент пожелал приобрести ее мощности и нанять ее работников. Поэтому на данном этапе стратегия может состоять в создании в недрах старой фирмы микро- и малых предприятий. Припертые к стенке менеджеры среднего звена, как правило, способны проявить изобретательность в поиске путей образования микропредприятий при наличии помещений и исходных ресурсов.


Финансирование предпринимательства
и малого бизнеса


Финансовые системы большинства переходных экономик провалили развитие малого и среднего предпринимательства. Внимание и помощь со стороны Запада уделялись главным образом созданию символических институтов (таких, как фондовые биржи), тогда как в этих странах не было даже банков, способных обслуживать сектор МСП. В банках не знали, как анализировать заявки на ссуды, как оценивать кредитные риски, как обращаться с предоставленным в залог имуществом, как проводить мониторинг заемщиков в целях повышения эффективности кредитных операций.

Самая значительная проблема состоит в чрезмерно высоком уровне процентных ставок (30% и выше в реальном выражении). При таких ставках происходит лишь наносящий вред отбор “игроков”, которые сознательно идут на дефолт, если “игра” не оправдывает себя, что заставляет банки удерживать высокие ставки, чтобы покрыть потенциальные потери. Такой порочный круг уничтожает саму возможность существования МСП. Ситуация усугубляется макроэкономической политикой поддержания высоких процентных ставок (и валютных курсов), исходящей из положения, что именно им принадлежит главенствующая роль в обеспечении “равновесия” на совершенном рынке ссудного капитала.

Эта ошибочная политика препятствует жизнеспособной рыночной экономике. Она противоположна тому, что необходимо для успешной экономической трансформации. Так или иначе в борьбе с гиперинфляцией центральное содержание эффективного управления на макроуровне потеряно.

Во многих переходных странах уровень налогообложения столь же изнурителен, как и уровень процентных ставок. Это толкает предприятия в теневую или криминальную экономику, создает почву для взяточничества. Когда налоги душат предприятие, теория предлагает перераспределить фискальное бремя на неэластичные источники доходов, например природные ресурсы и землю. Было бы целесообразно разработать программу, возможно первоначально в качестве эксперимента для одного региона, предполагающую единообразное повышение налогов на землю и снижение налогов на предприятия, и проанализировать ее последствия.

Капитализация общественного капитала

В развитых странах накоплен значительный опыт обеспечения финансовыми ресурсами малого бизнеса. Такие структуры, как общества взаимного поручительства, ассоциации попеременного кредитования могут найти применение и в переходных экономиках. Особое внимание следовало бы уделить методам “капитализации общественного капитала”, направленным на минимизацию потребности в финансовых средствах в начале стартового периода. Общепринятая теория исходит из того, что сотрудничество должно покупаться за деньги. Если мы определяем опыт коллективного труда, кооперации, взаимного доверия как “общественный капитал”, то отсюда часто делается вывод, что он должен оплачиваться финансовым капиталом.

Возьмем стартующий бизнес, состоящий из предпринимателя и десяти сотрудников. Если последние являются только наемными работниками, то вполне могут потребовать, чтобы фирма обладала достаточными денежными суммами для оплаты их труда в течение нескольких месяцев. С другой стороны, если бы они выступали соучредителями предприятия с участием в собственности, то значительная часть авансированных средств была бы заменена принадлежащей им “привлекательной” долей. Их общественный капитал (коллективный труд, кооперация и доверие) был бы приобретен другими средствами. Пример этого, в частности, дает Китай, где имеются образцы приобретения общественного капитала в рамках рыночных отношений, не связанные с расширением финансового капитала, – семейный стартовый бизнес.

В постсоциалистических экономиках предпринимательские усилия, которые вырастают на базе существующих предприятий или отделяющихся от них структур, могут быть особенно эффективными. Другие организации, способные поддержать предпринимательские усилия, включают местные муниципальные органы власти, профсоюзы, кооперативы (жилищные, потребительские, кредитные и производственные), ассоциации взаимопомощи, профессиональные гильдии, церкви, объединения ветеранов, клубы, школы.

Программы финансовой поддержки МСП

Существует мнение, что правительство должно оказывать поддержку наиболее динамичной части реального сектора – МСП, а не реструктурированным динозаврам (которые часто используют угрозу социальной напряженности, чтобы добиться субсидий). Без финансовой помощи данная категория предприятий будет “задушена в колыбели” высокими процентными ставками.

В ряде стран Запада МСП, удовлетворяющее установленным условиям, может получать финансовую помощь в форме льготных процентных ставок и встречных грантов при покупке определенных активов или услуг. Подобные экспериментальные программы Всемирный банк организует в странах Латинской Америки, Среднего Востока и Юго-Восточной Азии. Льготные процентные ставки, уменьшая размер фактических платежей, повышают вероятность погашения ссуды, т.е. сокращают кредитные потери банков и снижают риск дефолта. Кроме того, такая финансовая поддержка способствовала бы выводу предприятий из теневой или криминальной экономики и нормализации их отношений с банками и правительством, в частности их превращению в исправных налогоплательщиков.

Схема встречных грантов может быть использована в целях стимулирования определенных затрат, например на покупку специализированного оборудования, оплату международных консультационных услуг, необходимых для заключения экспортных контрактов, проведение мероприятий в области стандартизации и метрологии, требуемых для выполнения условий некоторых контрактов, и т.д. Конкретные схемы предполагают участие, скажем, пяти или более фирм для мобилизации средств для совместного развития МСП. Иной тип программы встречных грантов нужен для привлечения инвестиций многонациональных корпораций, с тем чтобы местные предприятия сгруппировались вокруг данной структуры для поставок материалов и компонентов.


Финансирование развития экспорта


Опыт Латинской Америки показывает, что традиционные методы стимулирования экспорта редко были эффективными по причине неблагоприятных макроэкономических и политических условий. Общественные услуги в этой области стимулировались скорее со стороны спроса, а не предложения и, как правило, не были нацелены непосредственно на уровень предприятий. В то же время некоторые страны, например Великобритания и Ирландия, достигли успехов благодаря оказанию помощи предприятиям в проведении экспортного маркетинга и связанных с ним мероприятий, а также посредством финансирования связанных с экспортом услуг, предоставляемых частными фирмами. Всемирный банк поддержал такой инновационный подход в рамках проектов для Индии, Кении, Индонезии, Филиппин и Маврикия. Так, в Индонезии в результате реализации этой программы только за первый год экспорт преумножил полученные по грантам средства почти в 36 раз. В Индии стоимость экспорта 180 фирм, участвовавших в аналогичной программе, за три года превысила сумму использованных грантов в 25 раз.

Осенью 1994 г. правительство Аргентины запросило Всемирный банк о поддержке в осуществлении проекта по развитию экспорта. Группа, готовившая данный проект, провела обследование 400 действовавших и потенциальных экспортеров с тем, чтобы определить их проблемы и потребности. Ее члены посетили Ирландию, Великобританию, Южную Корею и Японию для ознакомления с методами поддержки экспортеров. Совместно с сотрудниками Всемирного банка они разработали комплекс мер, направленных на повышение международной конкурентоспособности аргентинских мелких и средних предприятий и улучшение работы ведомств, связанных с экспортом.

В целом в проект заложено три блока мер. Во-первых, гранты на покрытие до 50% стоимости услуг консультантов, необходимых для повышения международной конкурентоспособности аргентинских предприятий (в первую очередь малых и средних). Они предоставляются по заявкам частных фирм. Во-вторых, услуги международной службы консультантов и поставщиков рыночной информации, обеспечивающие свободный доступ предпринимателей к информации о возможностях экспорта. В-третьих, улучшение деятельности ведомств, осуществляющих контроль качества и сертификацию продукции.


Программы финансирования
и поддержки сельского хозяйства


Сельское хозяйство сталкивается со специфическими проблемами финансирования. В развитой экономике кредитно-денежные учреждения являются третьей стороной, которая предоставляет средства для закупки сельскохозяйственной техники и других элементов производства. Там, где финансовая система менее развита, большая нагрузка в этом плане ложится на производителей техники и прочих ресурсов – часто они вынуждены сами давать займы на основе соглашений об аренде с последующим приобретением.

Для иностранных поставщиков средств сельскохозяйственного производства велик риск вмешательства политических факторов. Местные власти могут ввести контролируемые цены на продукцию или даже конфисковать часть урожая в счет уплаты “новых чрезвычайных налогов”, тем самым затрудняя или делая невозможным для предприятий отрасли отвечать по своим долговым обязательствам. В связи с этим Всемирный банк выступил инициатором новой формы страхования (гарантирования) от политического риска, с тем чтобы дать возможность многонациональным корпорациям выйти на данные рынки, осуществлять требуемые поставки и получать оплату за счет урожая.

Вероятно, наиболее эффективной и устойчивой формой сельскохозяйственного предприятия является семейная ферма. Однако для банков издержки операций с множеством мелких заемщиков, как правило, перекрывают выгоды. Проблемы, с которыми сталкивается мелкий фермер, выражаются в определении оптимальных цен на товарную продукцию и организации более дешевых оптовых закупок. Традиционным решением служило объединение фермеров в производственные и сбытовые кооперативы. К сожалению, в постсоциалистических странах кооперативы были в большей степени государственными, а не подлинно фермерскими организациями.

С целью возрождения кооперативов в современной и ориентированной на частный сектор форме, предполагающей взаимосвязь рынков продукции и средств производства, во Всемирном банке разработана модель фермерской собственности (МФС). Она успешно применяется в ряде бедных государств (в Африке южнее Сахары и Центральной Америке).

Данная модель может быть адаптирована к потребностям реструктуризации коллективных хозяйств в объединения частных семейных ферм в форме производственных кооперативов, которые, таким образом, получают коммерческий доступ к факторам успешного и прибыльного сельскохозяйственного производства, существующим в западных странах. Ими являются деловая и организационная структура, компетентное повседневное управление, финансирование оборотного капитала, выход на конкурентные рынки сельскохозяйственной продукции. МФС дает возможность фермерам коммерциализировать свою деятельность по мере того, как выплачиваются ссуды Всемирного банка и начинается существенный рост доходов и уровня жизни на финансово и экологически устойчивой основе.


Содействие и обучение предпринимательству


Предпринимательские знания передаются как составная часть общей культурной среды. Успешные бизнесмены восхваляются в средствах массовой информации. В некоторых общностях культурная среда настолько богата соответствующими примерами, что у людей легко возникают предпринимательские надежды и устремления.

В целом предпринимательское обучение в переходной экономике необходимо рассматривать как чрезвычайно широкую задачу, решаемую многими структурами – начальной и средней школой, университетами и колледжами, учреждениями дополнительного образования для взрослых, а также обучение широких слоев общества через электронные и печатные средства информации. Причем в постсоциалистических странах, где в силу ряда причин превалирует императив избежания риска, особенно важен постепенный и осторожный подход к предпринимательству. Нужно отказаться от грандиозных бизнес-планов в пользу последовательных инициатив. Только по завершении одного проекта с учетом полученных уроков можно переходить к следующему. Такой подход позволяет снизить риск и минимизировать потребности в стартовом капитале.

В переходных экономиках обучение предпринимательству и бизнесу не должно ограничиваться рамками учебных заведений. Спонсировать общественный интерес могут торговые палаты, государственные органы, торгово-промышленные ассоциации, общественные организации типа Rotary Clubs и даже профсоюзные организации. Многие учебные материалы (например, курсы для заочного обучения, учебная литература) могут быть без значительных затрат переведены и адаптированы для распространения через общественные средства информации.

Поддержка предпринимательства
и малого бизнеса

Развитие и поддержка предпринимательства в постсоциалистических странах должна включать широкий спектр мер. В этом деле, в частности, могут быть задействованы такие давно опробованные и отработанные на Западе структуры и методы, как центры деловой подготовки (ЦДП), инкубаторы, франчайзинг.

В ряде стран с переходной экономикой уже созданы сети центров деловой подготовки. Один из первых примеров в России – Морозовский проект. Данные центры выполняют разнообразные функции, среди которых программы деловой подготовки, консультирование, информационное обслуживание деловых людей. Они могут быть организованы в форме полугосударственных неприбыльных или частных предприятий.

Инкубаторы предприятий обеспечивают стандартный объем инфраструктуры (помещение, связь, дополнительное обслуживание) для начинаний, с тем чтобы предприниматели могли направить усилия на решение конкретных задач бизнеса. Некоторые инкубаторы предоставляют также консультационные услуги. Внутренние инкубаторы – это структуры внутри крупной компании, намеренной сократить свои размеры путем направления части работников в организуемые заново или отделяемые от нее мелкие фирмы. Внутренние инкубаторы должны стать весьма важным средством в реструктуризации крупных нерентабельных предприятий в постсоциалистических экономиках.

Система франчайзинга предоставляет хорошо упакованный кусок успешного предпринимательского пирога, избавляющий ее участника от необходимости изобретать велосипед. Данная концепция представляется весьма полезной для переходной экономики, испытывающей нехватку сильных предпринимательских традиций. Однако есть несколько причин, могущих замедлить ее освоение. Прежде всего, перенос западных систем франчайзинга в несоответствующие условия может встретить трудности из-за отсутствия снабженческих сетей, различий потребительских вкусов и рыночных ниш. Возможно, некоторые из них из-за ограниченного спроса на иностранные товары смогут работать лишь некоторое время. В конечном итоге будут созданы крупные отечественные системы, и только тогда может быть реализован потенциал франчайзинга.

***

Иногда лишь знания, что конкурент совершил крупный прорыв, достаточно, чтобы ускорить собственное нововведение. Так, ученые одной страны могут добиться значительных достижений узнав, что это где-то уже сделали.

В настоящее время переход от социализма к рынку возможен. Польша, Словения, Венгрия и Эстония могут быть оценены как успешные примеры, а Чехия и Словакия близки или уже на линии финиша.

С другой стороны, ясно, что пропасть не перепрыгнуть одним прыжком, что половинчатые меры ведут в никуда. Опираясь на практику последнего десятилетия, можно многому научиться на успехах и неудачах. Так, на широком пространстве России было много локальных достижений. Теперь настало время не вынашивать новые всеобъемлющие планы, а экспериментировать на началах децентрализации, равняться на лучший опыт, изучать положительные примеры. Переход не может быть ни навязан, ни получен как подарок извне, это задача для самостоятельного решения. Задача нелегкая, но вознаграждение велико, а последствия провала даже трудно себе представить.


*Окончание. Начало в № 4/2000.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz