Номер 1/04 Главная Архив К содержанию номера

Государственная собственность: в поисках рыночной альтернативы

Опытно-конструкторское бюро «Гидропресс» как место проведения научного форума, посвященного исследованию перспектив развития государственной собственности в России в условиях рыночных отношений, выбрано весьма удачно. Во-первых, это – высокотехнологичное и наукоемкое производство, относящееся к  машиностроению, т.е. к обрабатывающей отрасли, судьба которой беспокоит руководителей государства. Во-вторых, ОКБ – одно из почти 9 тыс. федеральных государственных унитарных предприятий, которое вопреки расхожему мнению о неэффективности госсобственности развивается успешно благодаря усилиям инициативных, творчески мыслящих менеджеров, которые не только сохранили все ценное, что было наработано предшествующими поколениями управленцев, но и создали конкурентоспособную базу для завоевания новых площадок на мировом рынке высокотехнологичной продукции. В-третьих, управленческий опыт руководства «Гидропресса» может быть полезен многим российским машиностроительным предприятиям.


Флагман российского атоммаша


По словам директора-генерального конструктора ОКБ Ю. Драгунова, история «Гидропресса» – важная страница в летописи развития ракетно-ядерного щита и мирного атома в нашей стране. Созданный в 1946 г. по решению Совнаркома СССР как горно-обогатительный завод и как научный центр по разработке реактора, способного вырабатывать оружейный плутоний для атомной бомбы, в 1947 г. «Гидропресс» получил и другое задание – создать атомный энергетический реактор. С тех пор конструкторы г. Подольска разработали сотни установок и типов оборудования для атомной энергетики и промышленности. По их проектам, в частности, сооружены исследовательский тяжеловодный реактор в Институте теоретической и экспериментальной физики и реактор в Институте атомной энергии (Москва), парогенераторы для промышленных реакторов в гг. Красноярске и Томске, реакторные установки водо-водяного типа и на быстрых нейтронах и многие другие. Они воплощены на 85 объектах атомной энергетики, и  не только в России, но и за рубежом – в Финляндии, Германии, Болгарии, Венгрии, Словакии, Чехии, в бывших советских республиках.

В настоящее время главным достижением ФГУП стали реакторные установки для АЭС в Китае, Иране и Индии. «Но это уже вчерашний день для ОКБ. Мы имеем хороший задел по атомным электростанциям нового поколения, отвечающим современным европейским требованиям по безопасности», – с гордостью подчеркнул Ю. Драгунов. По его словам, завтрашний день атомной энергетики – реакторы большой и средней мощности ВВЭР-1500 (В-448), ВВЭР-1000 (В-392), ВВЭР-640 (В-407), а также эффективные проекты продления срока службы реакторных установок с ВВЭР первого поколения. Агрегаты нового типа будут установлены на АЭС в Финляндии, на Ленинградской и Смоленской электростанциях.

Разработаны реакторы высокого уровня безопасности, предназначенные для замены оборудования на Кольской, Калининской и других российских АЭС. Для этой цели  на предприятии создан центр технической поддержки эксплуатации действующих АЭС; его задача – прогнозирование развития  нештатных ситуаций, выработка рекомендаций по ликвидации аварий и их последствий.

Ю. Драгунов подчеркнул, что разработка реакторных установок – это не только чертеж, но и огромный объем расчетов и экспериментального обоснования проектов. Цель – новое оборудование должно быть максимально испытано в естественных условиях на стендах – по безопасности систем, теплофизическим, ресурсным, техническим и другим параметрам. Поэтому на предприятии есть собственная производственная база, обеспечивающая выполнение этой работы. Центр технической поддержки, связь в режиме  он-лайн с концерном «Росэнергоатом» и всеми АЭС, построенными при участии «Гидропресса», разветвленная электронная сеть, объединяющая свыше 1 тыс. персональных компьютеров, в случае аварии на любой из АЭС позволяют в считанные минуты собрать ведущих специалистов, оценить ситуацию и получить необходимые рекомендации по устранению неполадок.

Высокая конкурентоспособность оборудования с маркой «Гидропресса» дает предприятию возможность успешно выдерживать на мировом рынке жесткую конкуренцию с лучшими фирмами Запада и экспортировать не только технологии, но и целые объекты.

О достижениях подольского атоммаша говорит такая цифра: за последние пять лет объем работ на «Гидропрессе» вырос в 10 раз. Важным фактором этого успеха стало создание современной системы управления предприятием, развитие которой проходило в несколько этапов. На первом этапе (1998-1999 гг.) централизовано управление, благодаря чему все работы стали проводиться через головной офис без привлечения малых структур; на втором (2000-2001 гг.) – проведено техническое перевооружение производства, сопровождавшееся приобретением новых компьютерных вводов; на третьем (2002-2003 гг.) серьезный вклад в увеличение объемов  внесла новая производственная база.

Успешная работа предприятия позволяет вносить заметный вклад не только в энергетику страны, но и в развитие г. Подольска. В муниципальный бюджет перечисляются немалые суммы в виде налогов и других платежей, предприятие обустраивает городскую инфраструктуру, участвует в решении социальных задач.

Благодаря освоению новых видов производства на ОКБ «Гидропресс» численность персонала увеличилась на 300 человек, преимущественно за счет молодых и высококвалифицированных специалистов, выросла оплата и улучшились условия труда работников. Средняя заработная плата достигла 16 тыс. руб. в месяц,  рабочие места оснащены современной вычислительной техникой с ежеквартальным обновлением ЭВМ, в главном корпусе действует система кондиционирования воздуха.

Модернизация экспериментальной и производственной базы в сочетании с успешным решением социальных задач позволяет «Гидропрессу» успешно работать на рынке, конкурировать с Ижорским машзаводом, а в конечном счете – иметь стабильные заказы и хорошую перспективу развития, подчеркнул Ю. Драгунов.


Эффективной может быть любая собственность


По мнению академика РАН С. Ситаряна, доклад директора ОКБ «Гидропресс» был  полезен участникам научно-практической конференции. Управление государственным предприятием в рыночных условиях – сложная и важная задача, которую нельзя успешно решать вне общей концепции управления экономикой, все более обретающей черты рыночного хозяйства независимо от формы собственности. Во-первых, количество государственных фирм из года в год сокращается; во-вторых, они уже не похожи на те предприятия, которые действовали в условиях плановой экономики: им приходится думать не только о производстве продукции, но и конкурировать на рынке сбыта готовых изделий. При этом стоящие над ними министерства, призванные опекать государственные компании, делают это, как правило, бессистемно и только связывают руки менеджерам фирм. Чтобы избавиться от этой головной боли, министерские чиновники не могут придумать ничего лучшего как  приватизировать нерентабельные объекты. По их мысли, став частными, предприятия быстрее найдут эффективное решение своих проблем, разберутся между собой и на рынке.

Тем не менее в реестре государственного имущества значатся десятки тысяч фирм, свыше 1,2 млн объектов недвижимого имущества, которыми надо эффективно управлять. И делать это следует с помощью законов и других правовых и экономических инструментов, причем не сталкивая госпредприятия лбами с частными компаниями. А для этого топ-менеджерам надо научиться находить приемлемые пути согласования общих интересов, потому что речь идет о единой российской экономике, едином рынке, где имеют право работать предприятия всех форм собственности, подчеркнул академик С. Ситарян.

Тезис о независимости эффективности производства от форм собственности развил член Совета Федерации РФ, профессор М.  Коробейников, заметивший, что с политико-экономических позиций форма собственности не решает эту проблему. Как показывает мировая практика, успешными могут быть как государственные, так и частные или коллективные предприятия. Это же демонстрирует и «Гидропресс». Если бы все госпредприятия работали, как он, то нынешний рост ВВП 5,5% был бы достигнут за счет увеличения производства, а не разницы в мировых ценах на нефть и газ.

Что надо делать для изменения этой ситуации? Во-первых, государство в отношении своего имущества должно выполнять возложенные на него функции по управлению собственностью и не превращаться в коррупционера, рассчитывающего лишь на получение налогов и сборов. Во-вторых, настала пора навести порядок на законодательном поле. Земельный кодекс принят парламентом, но не работает лишь потому, что Минэкономразвития, Минфин и Министерство по налогам и сборам не разработали около 100 подзаконных актов, необходимых для успешного функционирования федерального закона. «Парламенты законы не пишут, они их принимают. Готовить законопроекты – задача органов исполнительной власти, практики и большой науки», – убежден М. Коробейников.

Глава администрации г. Подольска А. Фокин заметил, что капитализация ОКБ «Гидропресс» за последние пять лет выросла в 400 раз. Другого предприятия по росту этого показателя в России нет. Важно, что достигнут успех не за счет роста цен на мировом рынке, как это произошло с нефтяными и газовыми компаниями, а в результате развития собственного производства. Ясно, что подобные эффективные предприятия нельзя передавать в частные руки. Кур, несущих золотые яйца, не режут. ОКБ «Гидропресс» – серьезный конкурент на рынке атомной энергетики, и купить его захотят многие олигархи. Нет сомнения, что лишение предприятия государственного статуса станет серьезной потерей для города, Московской области и трудового коллектива. Печально, что чиновники, участвуя в закулисных переговорах об акционировании этого федерального предприятия, становятся объектом манипуляций со стороны олигархических групп.

Председатель совета директоров ОАО «Сафроновский электромашиностроительный завод» доктор экономических наук С. Масютин считает, что все российские предприятия – будь то государственные или частные – должны быть готовы к работе в новых рыночных условиях, которые будут определяться стандартами ВТО. Исследования, проведенные учеными ИМЭМО РАН, показывают, что трудности прежде всего ожидают государственные предприятия, которые в большинстве своем не способны конкурировать на мировом рынке: по их данным, лишь 7% отечественных предприятий способны соперничать с конкурентами из дальнего зарубежья, 76 – из стран СНГ и 66% – на внутреннем рынке. Вывод один: если  мы не научимся эффективно управлять любой формой собственности, наша экономика и наша безопасность будут существенно снижены.

Заведующий кафедрой «Производственный менеджмент» Московского государственного технологического университета Станкин профессор А. Ковалев заметил, что в высшей школе студентов обучают мастерству работы с персоналом, ведению производственного менеджмента и оперативного планирования производства, т.е. секретам управления бизнесом. Но из учебных программ выпадает такой важный элемент, как управление имуществом. Чтобы исправить этот пробел, в Станкине введен спецкурс «Управление имуществом на промышленном предприятии».

Несомненно, государству в лице отраслевого министерства важно знать, как используется государственная собственность, насколько она эффективна? Возникает комплекс вопросов, связанных с залогом и страхованием имущества. Ответы на эти вопросы должна дать реализация специальных программ, регулирующих отношения предприятия со страховщиками, амортизационную политику и аренду. На многих предприятиях с этой же целью созданы подразделения, которые так и называются «департамент управления имуществом», «отдел управления собственностью». Важно, чтобы они были эффективными и обладали реальными полномочиями в своей сфере.


Приватизация – угроза национальной безопасности?


Вопрос этот лейтмотивом звучал в выступлениях многих участников форума. В частности, генеральный директор ОАО «Авиаспецмонтаж» академик МАМ В. Козырев сообщил, что в его компании государственный пакет акций составляет всего 17%. В результате приватизации предприятие разделено на отдельные части, которые находились в 90 городах. К настоящему времени большинство этих подразделений удалось объединить в одну фирму. Но планом приватизации предусмотрено, что в 2004 г. оставшийся у государства пакет акций будет продан. В. Козырев убежден, что это будет означать уничтожение предприятия. Дело в том, что потенциальные покупатели этих акций не планируют развитие производства. Им нужна площадка, на которой будет организован совсем другой бизнес. К такому печальному результату мы пришли, потому что при приватизации было допущено много ошибок, не позволивших повысить эффективность предприятия даже до уровня 1989-1990 гг.

Генерального директора ОАО «Авиаспецмонтаж»  поддержал заместитель руководителя департамента по атомной энергетике Минатома РФ А. Шмыгин. По его словам, анализируя экономическую эффективность такого предприятия как «Гидропресс», нельзя все дело сводить к прибыли и налогам. Важно учитывать, что он обеспечивает выполнение энергетической стратегии России, которая утверждена правительством РФ. И таких предприятий много. К определению их судьбы нужно подходить очень аккуратно, не выпуская из рук рычаги управления. Разумеется, предприятие может быть и частным, но развиваться в русле энергетической стратегии страны. Для этого при продаже акций с аукциона следует потребовать от потенциальных покупателей представить инновационные программы или соблюдать условия развития производства, а не его ликвидацию, предложил А. Шмыгин.

В этом же духе прозвучало и еще несколько выступлений. В частности, председатель правления «Промбанка», доктор экономики и менеджмента А. Коньков сообщил, что у одного из учредителей его банка НИИ точного машиностроения есть прорывные технологии в оборонной промышленности, которые обеспечат приоритет нашей страны на рынке точного оружия в течение 10-15 лет. Каково же было удивление наших акционеров, когда они увидели этот институт в списке предприятий, подлежащих приватизации.

Не секрет, что многие западные фирмы хотят купить предприятия оборонного комплекса. Но не с целью их развития, а для того, чтобы получить доступ к секретам и технологическим разработкам или ликвидировать его как конкурента на мировом рынке, как это происходит с вертолетным заводом Миля.

На конференции прозвучали и другие аналогичные примеры. Так, немецкая фирма «Зингер» приобрела на приватизационном аукционе 70% акций подольского завода швейных машин, на котором работало 20 тыс. человек. Сегодня это предприятие утратило свой статус и сдается в аренду. Подобная же участь постигла и Климовский машзавод, выпускавший ткацкие станки для всех стран – членов СЭВ. Сегодня он принадлежит узбекам и также сдается в аренду.

По мнению председателя совета директоров ОАО «Автозаправочная техника» профессора Д. Цагарели, такая ситуация сложилась от того, что на предприятиях машиностроительного комплекса оказался низкий уровень менеджмента. Это позволяет за бесценок продавать их на сторону, перепрофилировать в нужном для новых собственников направлении. Тем более что машиностроительные заводы располагаются на больших земельных участках и в крупных населенных пунктах. С другой стороны, беспокоит потеря государством интеллектуальной собственности. Доступ к высоким технологиям, которыми обладают предприятия ВПК, дорого стоит. Но совсем недорого можно получить нужную информацию, оплачивая гранты ученым или приобретая акции высокотехнологичных и наукоемких фирм. Это совершенно несопоставимые затраты. Поэтому при рассмотрении вопросов приватизации надо учитывать и эти моменты.

Подводя итоги дискуссии, академик С. Ситарян заметил, что Россия находится перед новым этапом экономического развития. Однако нельзя оглядываться назад и говорить, что в 90-е годы все делалось неправильно и сейчас нужно пересмотреть итоги приватизации. Задача одна – нужно двигаться вперед. А это значит, что нам предстоит создать рыночную экономику и найти в ней место для государственной собственности. Для чего нужны государственные предприятия? Для укрепления обороноспособности страны? Бесспорно, хотя в мире есть примеры, когда предприятия ВПК приватизировались и работают успешно. Важно правильно выбрать инструмент работы с приватизированными предприятиями, которые имеют общенациональное значение. У государства должен быть пакет акций, позволяющий правительству успешно проводить государственную политику, регулировать взаимоотношения с акционерными обществами. Это очень сложная проблема, и идеи,  которые прозвучали в докладах и выступлениях участников, убедительно говорят: поиск такой парадигмы взаимоотношений идет.

Работа эта сложна и важна для экономики, которая 60 лет жила по правилам, установленным государством. Изменить менталитет людей, отношения в обществе, складывавшиеся десятилетиями, непросто. Но не преодолев эти стереотипы, старое мышление, нельзя построить то, к чему мы стремились последние 13 лет, – рыночную экономику, заключил академик С. Ситарян.

Обзор подготовил
доктор экономики и менеджмента
ПАВЕЛ ШИНКАРЕНКО

Оцените эту статью по пятибалльной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz