Номер 2/03 Главная Архив К содержанию номера

Демократизация прав собственности: китайский вариант

ЛИ ЛИ
заместитель директора Шанхайского института внешнеэкономических связей
(КНР)

ЛЮДМИЛА КОНДРАШОВА
доктор экономических наук,
главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН


• Ход “социалистических”, а затем рыночных преобразований приобрел вид “отрицания отрицания”: от многоукладности начального периода через повышение степени формального обобществления к многоукладности на другой по масштабам и техническому уровню экономической базе
• Дореформенная трехзвенная структура собственности – государственная, коллективная, индивидуальная – вытесняется новой триадой: государственная, “народная”, собственность иностранного капитала
• При осуществлении разгосударствления идеологи китайской реформы избегают термина “приватизация”, используя понятие “минью-миньин” (“народ владеет – народ управляет”)

За годы существования КНР система отношений собственности претерпела серьезные изменения, анализ которых позволяет выделить четыре основных этапа: “новая демократия” (1949-1952 гг.); “социалистическое строительство” при “обрезании капиталистических хвостов” (1953-1978 гг.); диверсификация форм собственности и создание многоукладной экономики (1979-1997 гг.); совершенствование многоукладной системы и масштабная корпоративизация госсектора (1998-2002 гг.).


От многоукладности периода “новой демократии” к современной смешанной экономике (1949-1997 гг.)


Национализация собственности компрадорской и частично национальной буржуазии, осуществленная после образования КНР, не ликвидировала полностью многоукладный характер “новодемократического общества переходного периода”. В экономике имелось пять секторов – государственный, кооперативный, мелкотоварный (хозяйства крестьян и кустарей), частнокапиталистический и госкапиталистический. В частных руках находилось более 50% промышленного производства и 85% розничной торговли. В результате аграрной реформы была восстановлена крестьянская собственность на землю. В создавшихся группах производственной взаимопомощи объединялись только трудовые усилия крестьян при сохранении их собственности на землю и другие средства производства.

n С началом преобразований в промышленности, сельском хозяйстве и торговле подлинно социалистический характер признавался только за государственной (“общенародной”) и коллективной собственностью. При стратегической направленности на повышение степени обобществления индивидуальная форма собственности, объявленная “пережитком капитализма”, была обречена на постепенное вымирание. Частная собственность вообще “выносилась за скобки” нового общественного устройства как форма производственных отношений, основанная на эксплуатации. В сельском хозяйстве “народные коммуны”, сменившие сельскохозяйственные кооперативы, объединяли в себе функции хозяйственных организаций и низовых административных единиц.

В 1978 г. на государственную собственность приходилось 56% ВВП Китая, коллективную – 43, необщественные формы собственности – всего 1%.

n Развернувшаяся в конце 70-х годов экономическая реформа сопровождалась появлением индивидуального и расширением группового хозяйствования (индивидуальный подряд в деревне, мелкие предприятия в городе и деревне). Негосударственные формы собственности, которым предоставлялся льготный налоговый и инвестиционный режим, распространялись не путем вытеснения государственных объектов, а в дополнение к ним.

Основным направлением преобразований в госсекторе стало “делегирование прав вниз”, перевод предприятий в управление на места с перспективой их “отделения” от административных органов управления и превращения через расширение хозяйственных прав в самостоятельных товаропроизводителей. Государственные предприятия (ГП) выводились из системы бюджетного финансирования (переход с 1981 г. на систему кредитования по основным фондам, с 1983 г. – по оборотный фондам), что компенсировалось предоставлением им относительно дешевых кредитов и расширением их собственных средств. Общее направление на либерализацию экономики проявилось также в привлечении иностранных партнеров в производство на территории Китая.

С 1987 г. получил распространение перевод ГП на подрядную форму хозяйствования, которая предусматривала заключение договора с вышестоящей инстанцией на определенный объем производства и сумму отчислений в госбюджет. На мелких ГП началось введение аренды. В 1988 г. принят “Закон о предприятии”, развернулся эксперимент по акционированию, на некоторых предприятиях в порядке эксперимента вместо подрядных отчислений вводилась налоговая форма выполнения бюджетных обязательств.

С 1992 г. реформа вступила в стадию углубления под лозунгом создания “социалистической рыночной системы”. В 1992 г. приняты “Установки по изменению механизма управления предприятиями общенародной собственности”. В соответствии с размерами предприятий и их общегосударственным значением предполагалось дифференцировать методы их управления следующим образом:

• предприятия отраслей общегосударственного значения (почта и телеграф, железные дороги, авиатранспорт и магистральные железные дороги, электро- и водоснабжение, охрана окружающей среды) остаются в системе госсобственности с прямым выходом на госбюджет и полным бюджетным обеспечением по всем направлениям, включая капстроительство;

• крупные предприятия монопольного характера (в энергетической промышленности, нефтехимии, металлургии, автомобилестроении и других важнейших отраслях машиностроения) преобразуются в крупные корпорации с контрольным пакетом акций у государства (или с “золотой акцией”) и переходом на самофинансирование;

• “обычные” предприятия конкурентного характера в различных отраслях, особенно в легкой промышленности, производстве бытовой техники, торговле и строительстве, подлежат акционированию с сохранением того или иного государственного участия или без него. Этим предприятиям предстоит стать самостоятельными товаропроизводителями, работающими в режиме полной самоокупаемости с ориентацией на рыночный спрос;

• мелкие ГП преобразуются в паевые товарищества, кооперативы, акционерно-кооперативные организации, передаются в аренду или продаются частным лицам либо коллективам.

В 1992 г. принимается также специальное постановление о методах акционирования и начинается рост числа акционерных предприятий (в первой половине 1993 г. их насчитывалось более 3 200, преимущественно закрытого типа).

Принятые в 1993 г. государственные и партийные решения нацеливали на закрепление рыночного содержания хозяйственных реформ и создание “системы современных предприятий” – преобразование большей части ГП в корпорации, действующие в условиях рынка и жесткой конкуренции. В 1994 г. принимается закон о корпорациях, с 1995-1996 г. объявляется курс “чжуада, фансяо” (“удерживать в руках государства крупные предприятия, отпуская мелкие”).

Между 1993 и 1997 гг. осуществлено обследование общего состояния госимущества, и результаты трех общегосударственных промышленных переписей широко обсуждались в прессе. Предприняты активные действия по созданию новой институциональной структуры управления промышленными предприятиями по следующей ступенчатой схеме: правительство – органы управления госимуществом – организации, пользующиеся доверительными правами на управление имуществом – предприятия.

Отставание в темпах реформирования госсектора и рост задолженности привели к его существенной декапитализации.

В 1997 г. 40% крупных и средних ГП (из общего количества 15 тыс. единиц) имели соотношение пассивов к активам на уровне 80%, в том числе для 14,6% было характерно превышение пассивов над активами1.

48% чистой продукции промышленности в 1997 г. приходилось на ГП, 30 – на коллективные, 22% – на остальные, “необщественные” формы собственности2.

В соответствии с постановлением ГСУ и Государственного торгово-промышленного управления от 1992 г. узаконено существование следующих девяти основных экономических секторов (форм собственности), которые в свою очередь разбиваются на 21 подсектор:

• госсектор (ГП и государственные смешанные предприятия);

• коллективный сектор (коллективные предприятия и смешанные коллективные предприятия);

• частный сектор (частнокапиталистические хозяйства, частные паевые организации, частные компании с ограниченной ответственностью);

• индивидуальный сектор (индивидуальные предприятия и товарищества);

• сектор смешанной экономики (государственно-коллективные, государственно-частные, коллективно-частные, государственно-коллективно-частные предприятия);

• акционерный сектор (акционерные компании с ограниченной ответственностью и компании с ограниченной ответственностью);

• сектор иностранных предприятий (китайско-иностранные смешанные предприятия и предприятия, целиком принадлежащие иностранному капиталу);

• предприятия с участием капиталов из Тайваня, Гонконга и Макао;

• прочие виды хозяйственной деятельности.

В соответствии с принятым в 1993 г. Законом о компаниях существуют два основных типа корпораций – компании с ограниченной ответственностью (общества закрытого типа с числом пайщиков от 2 до 50 юридических или физических лиц) и акционерные компании с ограниченной ответственностью (открытого и закрытого типа с числом пайщиков не менее пяти).


Корпоративизация государственного сектора (1998-2002 гг.)


1997 г. можно считать переломным в плане реформы отношений собственности. Неудовлетворительные результаты предшествующих преобразований и растущая убыточность ГП требовали принятия кардинальных решений. В 1997 г. правительство разработало план по ликвидации убыточности ГП. Он предусматривал крупномасштабную реорганизацию центрального административного аппарата; упразднение девяти промышленных и торговых управлений; списание значительной части задолженности по банковским кредитам; проведение процедуры банкротства; широкое внедрение акционерной системы; передачу в аренду частным лицам и продажу убыточных государственных и коллективных предприятий. В 1999 г. принят Закон о предприятиях, основанных исключительно на личных инвестициях. 4-ый пленум ЦК КПК 15-го созыва 22 сентября 1999 г. принял “Решение по наиболее важным вопросам реформирования и развития ГП”, подтвердившее прежнее направление преобразований и установившее новые задания на первое десятилетие ХХI  в.

1999 г. и особенно 2000 г. отличались ускорением реформы на ГП путем создания там режима современных корпораций.

По данным Государственного комитета по делам планирования и развития, к концу 1999 г. 2 016 из 2 473 ГП, где с 1994 г. началась экспериментальная работа по перестройке механизма хозяйствования, преобразованы в компании. На конец 2000 г. из 520 ведущих ГП 430 (83,7%) стали корпорациями, в том числе 282 – компаниями с ограниченной ответственностью или акционерными компаниями с ограниченной ответственностью. Акции большинства из них котируются на фондовых биржах.

В результате принятых мер в конце 2000 г. число убыточных крупных и средних ГП уменьшилось до 4,4 тыс. против 6,6 тыс. в 1997 г. Мелкие ГП вышли из состояния чистой убыточности, длившегося 6 лет.

Развернувшееся акционирование и санация предприятий с переводом части долгов в акции объективно вели к паевому разделению госимущества между различными юридическими лицами – банками, страховыми компаниями, общественными организациями. Предприятия стали широко пользоваться полученным правом распространения акций среди своего персонала. Число акционеров-физических лиц в 1999 г. превысило 30 млн человек3.

При санации предприятий практиковался выкуп государством их долгов у банков с передачей в виде акций компаниям по управлению госимуществом. Последние одновременно получали право производить с этими акциями различные операции, включая покупку и продажу. В 1999 г. долги 73 крупных ГП по решению государства были преобразованы в акции и 601 предприятию рекомендовалось преобразование долговых обязательств в акции.

Хотя госсектор в период реформы развивался достаточно быстро (увеличение валовой продукции более чем на 9% в год), в силу опережающих темпов роста необщественных форм собственности доля предприятий государственного и коллективного секторов в ВВП снизилась с 94,7% в 1978 г. до 75,8% в 1997 г., а в товарообороте потребительских товаров – с 54,6% в 1978 г. до 23,3% в 1999 г. В промышленности ГП в 1999 г. производили всего 28,2% продукции, а в 2001 г. – 20,2%, что идентично объему производства по коллективным и иностранным предприятиям (в отдельности)4.

Число ГП в промышленности с середины 90-х годов постоянно уменьшается, сократившись со 102,2 тыс. в 1994 г. до 61,3 тыс. в 1999 г. Согласно данным ГСУ КНР, в 2000 г. в промышленности насчитывалось только 42,4 тыс. ГП, а в 2001 г. – 34,5 тыс.

Следует, однако, иметь в виду, что после 1999 г. прямое сопоставление статистических показателей затрудняют новые правила группировок – приведенные выше две последние цифры относятся к категории “крупномасштабных” предприятий (годовой выпуск продукции более 5 млн юаней). Выделение такой группы, в которой объединяются государственные и негосударственные предприятия, практикуется в отчетах ГСУ КНР с 1999-2000 гг. Эта статья, рассчитанная к тому же по добавленной стоимости, заменила прежнюю оценку госсектора по валовой продукции всех предприятий, считающихся в государственной собственности.

Хотя по объему продукции госсектор промышленности уже не является главенствующим, он сохранил приоритет по другим показателям – наличию основных фондов, общему объему капиталовложений и т.д. В 2002 г. ГП (включая акционерные с государственным контрольным пакетом) произвели примерно половину добавленной стоимости промышленности.

По отдельным отраслям экономики показатель степени огосударствления значительно дифференцирован, при этом полностью огосударствленными остаются железнодорожный и авиационный транспорт, почтово-телеграфная служба, а на 90% – финансовая сфера.


Динамика развития
негосударственных форм собственности


Быстрое развитие получили индивидуальный и частный секторы. В 1978 г. в стране было зафиксировано всего 150 тыс. объектов индивидуального предпринимательства, преимущественно в сфере ремонта, обслуживания, кустарного производства. Частный сектор как таковой не существовал вообще. Сегодня в Китае насчитывается более 30 млн индивидуальных хозяйств, свыше половины которых сосредоточены в сфере услуг. На конец 2000 г. в городах функционировали более 6 млн индивидуальных промышленных предприятий и более 1 млн частных5.

В 2001 г. примерно 1/5 всех “крупномасштабных” промышленных предприятий приходилась на долю частных, количество которых за год выросло с 22 тыс. до 36 тыс. С 1999 г. действует Закон о предприятиях, основанных исключительно на личных инвестициях, и введен порядок, согласно которому 450 частным предприятиям предоставлено право самостоятельного ведения экспортно-импортных операций (ранее оно распространялось только на крупные ГП).

Прирост частного сектора в значительной степени получен за счет перехода в эту категорию волостно-поселковых предприятий, считавшихся ранее коллективными, которые таким образом просто “вышли из тени” (по результатам обследования 1994 г., 83% волостно-поселковых предприятий носили “шапку” коллективных, будучи на самом деле семейно-клановыми организациями)6.

Укрепляются позиции иностранного капитала.

На 2000 г. зарегистрировано более 353 тыс. предприятий иностранных вкладчиков из 180 стран. Договорная сумма их инвестиций превысила 641,7 млрд долл., а фактически использованные капиталовложения составили 327,7 млрд долл. В 2001 г. 31,4 тыс. “крупномасштабных” предприятий иностранного капитала произвели 28,5% валовой продукции соответствующей категории промышленных фирм. На их долю приходится примерно половина общего объема импорта и экспорта страны, они играют важную роль в распространении передовых технологий, опыта управления, подготовке квалифицированных специалистов.


Спецификация форм собственности смешанной экономики Китая


В китайской экономической теории прежняя трехзвенная структура собственности (государственная, коллективная, индивидуальная) вытесняется новым алгоритмом, в котором госсобственность стоит особняком от всех остальных форм собственности (коллективной, индивидуальной, частной, смешанной), объединяемых в одну категорию “минью-миньин” ("народ владеет и народ управляет"). Новоявленная триада форм собственности выглядит следующим образом: госсобственность, “народная собственность”, собственность иностранного капитала. Реформа “минью-миньин” в приложении к ГП имеет три варианта в зависимости от того, кому передается капитал предприятий – коллективам, т.е. юридическим лицам; отдельным физическим лицам; иностранному инвестору (частично или полностью).

Перевод на русский язык китайского понятия “минью-миньин” сопряжен с определенными трудностями. Исходя из того что новый подход противоположен прежним представлениям о полном господстве госсобственности, можно констатировать начало процесса “разгосударствления” или даже “приватизации”. Вместе с тем идеологи китайской реформы неохотно оперируют термином “приватизация”, который долгое время считался противоречащим установке на ведущую роль общественной собственности при социализме.

Поскольку понятие “частное” в новой дефиниции не фигурирует, а слово “минь” означает “народ” или “нацию”, логичнее, на наш взгляд, при переводе использовать понятие “демократизация прав собственности”.

Появление этого понятия в виде альтернативы “приватизации” нельзя рассматривать как чисто лексический эксперимент. По существу, речь идет о серьезном идеологическом нововведении с важной исторической подоплекой. Очевидно, что степень формального обобществления перестала служить признаком “современного” производства, однако о господстве частной собственности на средства производства в китайских реалиях пока речь не идет.

Отказ от противопоставления “общественной” собственности (государственной и коллективной) “необщественной” (индивидуальной и частной) сопровождается новым толкованием этих понятий и усложнением процесса их размежевания. В марте 1993 г. новая Конституция заменила прежнее определение госсектора как “гоин” на “гою” (вместо “государство управляет” “государство владеет”). Создание “системы современных предприятий” при ориентации на западную теорию имущественных прав означает, по существу, корпоративизацию госсектора и образование корпоративной собственности.

Блок государственных корпораций вместе с ГП неакционерного типа образуют “нормативный” госсектор, но с двумя формами управления – “гою-гоин” (естественные монополии) и “гою-тиин” (государственные акционерные предприятия, т.е. ГП в коллективном управлении).

В 1995 г. статистические органы “перекинули” смешанные предприятия с государственным пакетом акций из категории “прочие” формы собственности в категорию государственных объектов, что с тех пор стало правилом. Если же контрольный пакет акций не находится у государства, предприятия зачисляются в разряд “акционерных”.

Строго говоря, собственность и форма управления тех и других акционерных предприятий является смешанной. Ссылаясь на то, что характер акционерной собственности напрямую зависит от характера самого государства, имеющего право вмешиваться в процесс принятия управленческих решений, китайские теоретики отстаивают положение, что акционерные предприятия представляют собой полноправные рыночные субъекты, действующие, однако, при установлении государством правил игры и соблюдении не только корпоративных, но и общегосударственных интересов, что не позволяет однозначно относить их к категории “частного сектора”.

Частно-капиталистический характер неоспоримо признается только за предприятиями иностранного капитала. В секторе же отечественных предприятий частные рассматриваются отдельно от индивидуальных, однако границы этих понятий не отличаются четкостью (частными считаются предприятия с числом наемных работников более 8 человек).

Особого внимания заслуживает новое толкование главенствующей роли госсобственности (и в целом общественной собственности). На 15 съезде КПК (сентябрь 1997 г.) было выдвинуто положение об экономической контролирующей роли ГП (“кунчжили”) путем сохранения определенного числа унитарных ГП и осуществления государственного макрорегулирования экономики. Теперь же речь не идет о консервации или расширении количественных параметров госсектора. Более важным считается конкурентоспособность ГП, которые целесообразно сохранить в тех сферах, где присутствие государства рационально и необходимо. Перспектива дальнейшего сокращения доли госсектора не исключается, а необходимость самого его существования мотивируется уже не столько идеологическими соображениями, сколько потребностью в государственной поддержке наиболее важных отраслей и регионов и важностью соблюдения эволюционного хода преобразований.

Многие проблемы госсектора пока остаются нерешенными. Значительная часть ГП не приспособилась еще к рыночному режиму, их управление остается негибким, технический уровень недостаточно высок, эффективность растет медленно. Борьба с убыточностью ГП, закрытие нерентабельных видов производства сопряжены с массовыми увольнениями рабочих. По ориентировочным оценкам, в настоящее время в госсекторе, который уже покинули 10 млн человек, численность избыточной рабочей силы достигает 20 млн человек. 16 съезд КПК поставил реформу ГП на первое место среди всех мероприятий по дальнейшему преобразованию хозяйственной системы.

***

Абстрагируясь от терминологических тонкостей, следует признать, что реформа госсектора предполагает широкое разгосударствление производства, плюрализацию форм собственности, изменение характера управления ГП, т.е. серьезные системные преобразования. Однако эти изменения будут и в дальнейшем происходить при регулирующей роли государства и сопровождаться кардинальными структурными преобразованиями, в полной мере отвечающими задачам “модернизации китайского типа”.


120 переломных лет в развитии китайской экономики (Чжунго цзинцзи чжуаньгуй эрши нянь). Вайвень. Губаньшэ. – Пекин. – 1999. –С. 83.
2Реформа в опасности (Гайгэ вэйсяньци). – Пекин. – 1999. – С. 435.
3Цзинцзи яньцзю. – 1999. – № 19. – С. 12.
4Китайский статистический ежегодник. 2002. (Чжунго тунцзи няньцзянь. 2002.) – Пекин. – 2002. – С. 423.
5Цзинцзи яньцзю. – 2001. – № 1. – С.42.
6Реформа в опасности. С. 440.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz