Номер 4/00ГлавнаяАрхивК содержанию номера
В марте 2000 г. на заседании Совета управляющих МВФ новым директором-распорядителем этой международной организации избран представитель Германии ХОРСТ КЁЛЕР. Его кандидатуру поддержали более 90% стран мира. С точкой зрения нового главы МВФ на мировые экономические процессы читатели журнала могут познакомиться прочитав его статью, любезно предоставленную нам немецким издательским домом “Internationale Politik”, написанную им во время работы в должности президента Европейского банка реконструкции и развития.

Экономическая стратегия для Центральной и Восточной Европы: роль Германии

ХОРСТ КЁЛЕР
директор-распорядитель МВФ


• Реструктуризация приватизированных предприятий прошла успешно
в тех случаях, когда их выкупу предшествовали открытые торги
• Существенное препятствие развитию малых и средних предприятий – ограниченный доступ к капиталу
• Для будущего Европы расширение ЕС имеет ключевое значение

Последние 10 лет научили нас тому, что далеко идущие социально-экономические изменения, институциональная реорганизация и перераспределение ресурсов сопровождаются кризисами и спадами. Снижение темпов трансформационного процесса в странах Центральной и Восточной Европы особенно заметно с 1997 г. После широкомасштабных и ярко выраженных преобразований первых лет (например, приватизации и отмены государственного контроля над ценами) сегодня внимание во многих странах обращено главным образом на институциональные реформы, такие, как создание эффективной банковской системы и правовых рамочных условий. Они во многом сложнее переломных сдвигов первого этапа и требуют больше времени. Следовательно, замедление реформирования можно было предвидеть. Однако эту задержку усугубили также внешние факторы и локальные кризисы.

Трансформация многолика. Но на первом плане стоят открытие и либерализация рынков, реструктуризация и приватизация предприятий, улучшение экономических рамочных условий, развитие финансовых рынков и рынков капиталов. Поддержка и инвестиции Германии будут и впредь необходимы для успешного завершения реформ во многих странах.


Утверждение рыночной экономики


Открытие рынков и освобождение цен от государственного контроля в большинстве осуществляющих реформы стран продвинулись далеко вперед. Лишь в энергетическом секторе и сфере государственных и муниципальных организаций тарифы все еще в основном определяются государством. Тем временем приватизация и прежде всего реструктуризация государственных предприятий продвигаются более медленно. Хотя приватизация малых предприятий практически завершена, правительства некоторых стран еще медлят с продажей крупных предприятий, а также предприятий, которые они считают стратегически важными.

Многие предприятия продолжают пользоваться поддержкой государства. Правда, прямые субсидии в промышленность в значительной степени уже отошли в прошлое. Однако задолженность по налогам и другим сборам, к примеру по платежам за электричество, во многих странах допускается. Это приводит в конечном счете к искусственной поддержке на плаву практически неплатежеспособных и почти не имеющих шансов на выживание предприятий. Обнаружилось также, что приватизация не ведет автоматически к коренным изменениям системы управления и структуры предприятия. Реструктуризация приватизированных предприятий успешнее прошла в тех случаях, когда их выкупу предшествовали открытые торги, в которых участвовали как отечественные, так и иностранные стратегические инвесторы.

Это отчетливо показывает, что для успешной реструктуризации предприятий большое значение имеют западный капитал и ноу-хау. Германские предприятия, чьи прямые капиталовложения в 1998 г. в государства Центральной и Восточной Европы составили более 8 млрд марок, принадлежат к числу важнейших прямых инвесторов в этих странах. Однако для германской экономики регион Центральной и Восточной Европы как объект капиталовложений играет сравнительно незначительную роль. Лишь около 6% от общего числа иностранных инвестиций Германии направлено в 1998 г. в эти страны, причем более 80% этой суммы пришлось на долю трех государств – Польши, Чешской Республики и Венгрии. Такая концентрация отражает в основном стратегические интересы германских предпринимателей и в небольшой степени – недостаточный инвестиционный потенциал других стран, проводящих реформы. Остается надеяться, что успешное продвижение реформ и улучшение инвестиционного климата сделают в недалеком будущем и другие государства более привлекательными для германских инвесторов.


Экономические рамочные условия


Движущей силой подъема на Востоке до сих пор были прежде всего малые и средние, а также вновь созданные предприятия. Для успешного хозяйствования этим предприятиям нужна не только стабильная макроэкономическая обстановка (например, устойчивые валютные курсы, низкие темпы инфляции), но и хорошие институциональные рамочные условия.

Однако чрезмерное и порой непредвиденное вмешательство государства, высокий уровень преступности, коррупция, недостаточная защита прав собственности, плохая инфраструктура мешают предпринимательству и инвестициям. Кроме того, существенным препятствием именно для малых и средних предприятий является затрудненный доступ к капиталу. Однако в странах, проводящих реформы, дефицит венчурных капиталов и выгодных долгосрочных кредитов выражен особенно ярко, поскольку финансовый сектор там недостаточно развит. Банки в большинстве своем являются небольшими, слабыми в финансовом отношении и, как правило, не имеющими опыта в кредитовании.

Поэтому стабильное улучшение инвестиционного климата и укрепление финансового сектора являются важнейшими предпосылками успешных преобразований в Центральной и Восточной Европе. Европейский банк реконструкции и развития и другие кредитные организации, оказывающие экономическую помощь, также проявляют особую активность в этой области. Свой вклад вносит и Германия.


Включение в мировую экономику


Следующий важный этап преобразований – открытие восточноевропейских рынков по отношению к внешнему миру – в большинстве стран, проводящих реформы, практически завершен. Это касается как ликвидации торговых барьеров, так и конвертируемости валют. Кроме того, многие государства уже присоединились к ВТО или вскоре должны будут в нее вступить. Это является важным формальным основанием для включения стран Центральной и Восточной Европы в мировую систему торговли.

Открытие рынков сопровождается переориентацией торговых связей: место старых партнеров по СЭВ занимают западные индустриальные государства. Германия играет в этом процессе центральную роль. Для Польши, Чешской Республики и Венгрии она является важнейшим торговым партнером. Но и для Федеративной Республики Германия страны Центральной и Восточной Европы – сегодня серьезные торговые партнеры. В 1998 г. на долю этого региона пришлось более 10% германского внешнеторгового оборота – почти 200 млн марок. Тем самым Германия стала для них более важным торговым партнером, чем Северная Америка.

Первостепенное значение для экономического оживления государств Центральной и Восточной Европы имеет дальнейшее открытие западных рынков для экспорта из стран, проводящих реформы. Трансформация их экономик находится в сильной зависимости от притока западного капитала, а экспорт необходим для обслуживания связанных с этим обязательств перед иностранными партнерами.

В повестке дня в качестве следующего шага в направлении интеграции по крайней мере для государств, более других продвинувшихся по пути реформ, – значится вступление в ЕС. С более интенсивной интеграцией в Европу, опосредованной вступлением в ЕС, претенденты не в последнюю очередь связывают надежды на улучшение доступа к европейским рынкам, увеличение прямых инвестиций и повышение экономической и политической стабильности. Правда, пропасть между требованиями к членству в ЕС и фактическими условиями в странах-кандидатах на вступление еще никогда не была столь глубока, как на предстоящем этапе расширения союза. Принятие на себя действующих в ЕС рамочных обязательств предполагает огромные правовые, институциональные и структурные усилия всех кандидатов. Только в области экологии размеры адаптационных инвестиций оцениваются более чем в 100 млрд долл. Поэтому расширение ЕС на Восток требует много времени, денег и терпения. Германия как страна с самой сильной экономикой в рамках ЕС и как один из ведущих торговых партнеров Восточной Европы может и должна выполнить в ходе предстоящих переговоров важную посредническую функцию.

Однако это требование выявляет и ахиллесову пяту дальнейшей европейской интеграции. Расширение ЕС понимается часто как улица с односторонним движением. В то же время в отношении готовности и способности к реформам такие трансформирующиеся страны, как Польша, Венгрия и Чешская Республика, отнюдь не уступают прежде всего крупным государствам – членам ЕС (Германии, Франции, Италии), даже наоборот. А ведь в эпоху глобализации, в эпоху информационно-коммуникационного общества эти готовность и способность к реформам важны как никогда. Германии в силу ее размеров и географического положения в Европе уготована судьба и впредь оставаться двигателем развития континента. Однако этот двигатель явно дает сбой. В конкретном воплощении германской политики уже слишком долго доминирует установка на сохранение достигнутого – вместо стремления к смелой раскрепощающей перспективе. Многие реформаторы в самих трансформирующихся странах говорят о своем собственном видении “социальной рыночной экономики”. Однако справедливо (и печально) то, что при этом они смотрят на Германию 90-х годов больше со страхом, а не с готовностью подражать ей.

Для будущего Европы политика расширения ЕС имеет ключевое значение. Это правильно, что комиссия ЕС под руководством Романо Проди и Гюнтера Ферхойгена отказалась от дискриминирующей концепции “первой волны” (Польша, Венгрия, Словения, Эстония, Чешская Республика, Кипр). Включение Болгарии, Латвии, Литвы, Румынии, Словакии и Мальты в непосредственный процесс переговоров по вопросу расширения ЕС окажет благоприятное воздействие на политическое и экономическое развитие Центральной и Юго-Восточной Европы. Германии следовало бы со всей настойчивостью поддержать концепцию расширения по “принципу регаты”, когда время финиширования в точности соответствует квалификации. Однако тогда, безусловно, в первую очередь от Германии нужно будет ожидать творческих подходов при разработке концепций и одновременно лидерства в вопросе углубления интеграции и в области давно назревших институциональных реформ в ЕС. Расширение принесет пользу всем, если оно будет сопровождаться принятием основного закона для Европы, строго ориентированного на субсидиарный принцип, а также если западноевропейские страны приступят, наконец, к проведению смелых реформ в налоговой сфере, системе пенсионного обеспечения и на рынке рабочей силы с тем, чтобы добиться стабильного улучшения своей конкурентоспособности и динамики экономического роста. Германии следовало бы разработать для этого четкую концепцию и подать пример собственными убедительными реформами.


Восстановление на Балканах


Быстрое восстановление балканского региона после войны в Косово абсолютно необходимо как из гуманитарных, так и из экономических соображений. При этом нельзя забывать, что наряду с Югославией также пострадали – отчасти тяжело – и экономики соседних стран – Албании, Боснии, Болгарии, Хорватии, Македонии и Румынии, которые продолжают нести убытки от развала региональной торговли. Поэтому усилия по восстановлению должны охватить весь регион.

В действиях по восстановлению Юго- Восточной Европы Германия взяла на себя руководящую роль, которая всячески приветствуется. В частности, пакт стабильности для Юго-Восточной Европы – солидно обоснованная программа долгосрочного развития региона – восходит к одной из инициатив, выдвинутых Германией еще во время ее председательства в Совете ЕС. Стабилизация Юго- Восточной Европы в долгосрочной перспективе является задачей, требующей небюрократического и эффективного сотрудничества всех участников процесса, а также оптимального использования существующих контактных сетей и программ. Каждая организация и каждая страна должны внести в это развитие свой вклад по мере сил и возможностей.

На первом этапе непосредственное внимание большинства стран-кредиторов, в том числе и Германии, направлено прежде всего на оказание экстренной помощи и удовлетворение самых насущных нужд.

Важность этих мер бесспорна, особенно с учетом надвигающейся зимы. Однако опыт других кризисных регионов показывает, что для экономического подъема в долгосрочной перспективе гуманитарной помощи недостаточно. Для устойчивого долгосрочного развития необходимы также и структурные меры – “помощь для самопомощи”.


Новый этап


Достигнутый прогресс был бы невозможен без финансовой и технической поддержки международного сообщества. Это партнерство следует превратить в организационную базу, и Германия может сыграть здесь важную руководящую роль. Необходимо, в частности:

• расширение торговых связей с Западом на основе открытия рынков при одновременном содействии региональной торговле. В силу своего географического положения Германия может внести ценный вклад в оба эти направления;

• увеличение иностранных прямых инвестиций в проекты с солидным экономическим потенциалом. Германские инвесторы уже занимают здесь передовые позиции, однако возможности вложения капитала (за исключением таких признанных партнеров, как Польша, Венгрия и Чешская Республика) используются еще крайне непоследовательно;

• интенсификация технического сотрудничества, к примеру для улучшения рамочных условий рыночных отношений и поддержки малого и среднего бизнеса. Германские организации, оказывающие помощь развивающимся странам, и их партнеры, в том числе ЕБРР, уже проводят работу в этой области, которую следует продолжать и по возможности расширять;

• однако прежде всего Германия должна осознать свою ответственность и провести в собственной стране раскрепощающие реформы в налоговой и социальной областях, а также на рынке рабочей силы, придав тем самым содержательную убедительность цели утверждения социальной рыночной экономики в Европе и для Европы в условиях новой мировой конкуренции.

Усиление экономической интеграции Центральной и Восточной Европы, конечная цель которой вступление в ЕС (чего и добивается большинство реформируемых государств), требует адаптации всех участников этого процесса. В краткосрочной перспективе для этого необходимы определенные затраты. Однако в долгосрочном плане политическое и экономическое открытие внешнему окружению стран Центральной и Восточной Европы является существенным вкладом в обеспечение мира, стабильности и экономического прогресса. Посему правильно понятый собственный интерес Германии состоит в том, чтобы содействовать этому процессу.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
охлаждаемые витрины для продовольственных магазинов Москва
Сайт создан в системе uCoz