Номер 4/01ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Перспективы экономических связей между Восточной Германией и Россией

КРИСТА ЛЮФТ
профессор, доктор, член бюджетного комитета Бундестага ФРГ


• Односторонняя ориентация восточногерманских предприятий на удовлетворение партнеров из СЭВ, главным образом из СССР, обусловила чрезмерную зависимость и стала роковой после объединения страны
• Утрата российского рынка негативно повлияла на функционирование восточногерманской промышленности
• За основу преобразований надо было взять лозунг: “Изменения через торговлю”

На территории бывшей ГДР (ныне – Восточной Германии, или новых федеральных земель) официальная безработица по состоянию на март 2001 г. составляет 18%, т.е. держится на уровне, который установился в первые годы после объединения страны. Основная причина катастрофичного положения с занятостью – деиндустриализация Восточной Германии, осуществляемая под эгидой Попечительского ведомства после вступления в силу германо-германского валютного союза. Если до объединения здесь из каждой 1 тыс. жителей в промышленности было занято 135 человек, то теперь лишь 38, что более чем вдвое ниже, чем в Западной Германии (86). В частности, в перерабатывающей промышленности после 1990 г. было упразднено около 80% рабочих мест. Отмечу, что на новые федеральные земли приходится 18% населения всей Германии.

Ликвидация промышленных мощностей стала в основном следствием драматического обвала в экономических отношениях восточногерманских предприятий с контрагентами из бывших стран СЭВ. Иллюстрацией этому могут послужить показатели экспорта, представленные в табл. 1. Такой обвал по большей части обусловлен переходом ГДР с 1 июля 1990 г. на марку ФРГ как на официальную национальную валюту, т.е. одномоментным ревальвированием восточногерманской марки на 300%. И поскольку поставки прежним партнерам подлежали оплате в конвертируемой валюте, то они соответственно подорожали.


Ошибки, допущенные
в ходе рыночной трансформации


Многие были заинтересованы перехватить сегменты российского рынка, на которых ранее присутствовали предприятия ГДР. Для достижения этой цели они использовали свои более масштабные финансовые и производственные возможности, опыт маркетинга, инструменты поощрения и ноу-хау внешнеторговых экспертов из ГДР.

Нередко им помогали и предубеждения в отношении восточной торговли, возникшие после заключения германо-германского валютного союза, как с германской, так и российской стороны, отчасти даже сознательно культивируемые, но вскоре обнаружившие свою неразумность. Вот лишь некоторые из них:

если Россия должна теперь оплачивать свой импорт в марках ФРГ, они будут отдавать предпочтение закупкам в настоящей (т.е. в Западной) Германии, потому что там выше качество товаров;

тот, кто и впредь будет заниматься экспортом в Россию, будет испытывать “мышечную атрофию”, потому что требования к качеству там ниже международного стандарта;

знание специалистами бывшей ГДР страны и людей не составляет более конкурентное преимущество, потому что в России происходит смена руководящего состава и более важными становятся инструменты финансирования, в которых восточные немцы разбираются хуже, чем западные;

русские стали неплатежеспособными, и усилия по продвижению сбыта канут в пустоту.

После 1990 г. не могло идти и речи о сохранении объема и структуры поставок ГДР в СССР (или позднее – восточных земель в Россию). Ситуация в большей части обусловливалась политическими, а не экономическими мотивами, и уже не принимались в расчет интересы самих предприятий.

Быстрый уход государства, господствовавшего в течение десятилетий, из международных экономических отношений должен был вызвать коллапс. Его нельзя было избежать, хотя и после заключения германо-германского валютного союза федеральное правительство поддерживало торговлю с бывшим Советским Союзом исходя из принципа защиты доверия. Это означало, что заключенные соглашения могли до конца 1990 г. осуществляться в переводных рублях, которые затем обменивались на марки ФРГ из расчета 1 : 2,34 (против соотношения 1 переводной рубль : 4,67 марки ГДР). Кроме того, в 1990 г. создан дотационный фонд в объеме 2 млрд марок ФРГ для покрытия экспортным предприятиям их убытков. И, наконец, начиная с 1991 г. при экспорте в страны СНГ услугами компании “Гермес” по страхованию кредитов могли воспользоваться предприятия, пригодность которых к санированию подтверждалась Попечительским ведомством. А с 1992 г. страхование компании “Гермес” при определенных предпосылках стало временно распространяться также на встречные сделки и финансирование проектов с Россией.

Это были важные и необходимые инструменты. Они обусловливались рыночной логикой, но односторонне ограничивались финансовым содействием и почти не учитывали наследия плановой экономики – натуральный обмен. Наличие последнего требовало реализации следующих мер:

создания обществ по развитию торговли, которые занимались бы бартерными или компенсационными сделками, особенно с участием малых и средних предприятий. Основа для достижения успешного стратегического партнерства была бы, естественно, слишком мала, но все же в переходный период это могло бы оказать некоторую помощь;

образования клиринговых организаций, как было сделано в Польше и других реформирующихся странах. Данные организации могли бы заняться сбытом российских товаров на мировом рынке с зачислением валютной выручки на счета Попечительного ведомства для целевого использования в виде закупок в восточной части Германии;

Таблица 1

Экспорт из новых федеральных земель на 1993-1994 гг. в сравнении с 1989 г.
 1989 1993 1994

Страны ЦВЕ
в том числе СССР (СНГ)
DM          %
29 613    72,1
16 576     40,3
DM               %
6 320          52,9
4 844         40,5
DM
4 636
3 148
%
38,2
25,9
Страны ЕС 3 500      8,5 2 651         22,2 3768 31,0
Прочие страны 7 992        19,4 2 975         24,9 3 743 30,8
Итого 41 105      100,0 11 946       100,0 12 147 100,0

Источник: Statistisches Bundesamt; “Wirtschaft und Statistik”, Nr. 5/1995.

форсированного финансирования проектов для получения валюты в странах СНГ как основы платежеспособного спроса на импорт;

содействия маркетингу и сбыту;

развертывания технологически ориентированного сотрудничества;

открытия собственных рынков для импорта из реформирующихся стран.

Отмечу, что предприятия из новых федеральных земель, завязанные на восточной торговле, находились под надзором Попечительского ведомства. Их приватизация проходила бы легче, если бы учитывались соображения сохранения, укрепления или создания новых рынков. Да и для России как партнера более эффективным оказалось бы использование действующих торговых и кооперационных связей в качестве катализатора рыночной трансформации вместо того, чтобы тратить миллиардные суммы, к примеру, на консультирование и обучение российских кадров. Действительно, эти суммы, как правило, опять попадали в руки германских компаний и не всегда приносили осязаемые, мотивированные результаты и давали толчок собственным инициативам.

Следовательно, за основу преобразований надо было взять лозунг: “Изменения через торговлю”. Но, к сожалению, события развивались по-иному.

Возникает вопрос, должен ли тот факт, что торговые и кооперационные отношения новых федеральных земель Германии со странами ЦВЕ, в частности с Россией, вырастали из централизованно управляемой экономики, автоматически означать, что совершенно отсутствовал какой бы то ни было рыночный потенциал развития?

В ту пору рассматривались лишь два варианта – дотированное продолжение процесса ради поддержания занятости или же немедленное его прекращение ввиду отсутствия эффектов на уровне предприятий. Первый, бесспорно, не мог рассчитывать на длительную перспективу, а в рамках второго существовали альтернативные решения, хотя они были реализованы лишь в мизерном объеме.


Потенциал развития и факторы риска


Исследованные мною восточногерманские предприятия, которые до 1990 г. активно вели торговлю с СССР, видели свой рыночный потенциал, дающий перспективу развития, в торговых и кооперационных связях, унаследованных от прошлого, прежде всего в тех областях, где к тому имелись предпосылки. При этом упор делался на следующих моментах.

1. Продолжение и развитие многолетнего интенсивного научно-технического сотрудничества двух или более партнеров при взаимной передаче ноу-хау. Это, в частности, относится к производству оборудования для химической промышленности.

2. Рыночное лидерство в одной определенной сфере сбыта при поставках оборудования для целых отраслей с вытекающим отсюда спросом на запасные части и изнашиваемые детали, а также на инвестиции в целях модернизации. Этому есть множество примеров:

сельскохозяйственная техника. Около половины импортированных в Советский Союз сельскохозяйственных машин – это техника, произведенная в ГДР. Германо-российские связи в данной отрасли имеют свою историю начиная с 1870 г.;

600 предприятий легкой промышленности России были оснащены оборудованием из ГДР. Так, уже в 1992 г. потребность в запасных частях оценивалась в 20 млрд руб.;

“Тельтомат Машинен ГмбХ Тельтов” был монополистом в экспорте в Россию техники по укладке асфальта; в течение 30 лет поставлено 850 единиц оборудования (50% общего объема продукции);

железнодорожные вагоны, вагоны-холодильники, рыболовные суда, полиграфическое оборудование, станки и оборудование для текстильной промышленности.

3. Высокий уровень предпочтений потребителя товаров массового спроса. В крупные города (такие как Москва, Ленинград, Иркутск) поставлялся трикотаж, косметика, осветительные приборы, игрушки, предметы бытовой химии, мебель, ковры, белье.

Каковы факторы успеха восточногерманских предприятий, которые вновь закрепились на российском рынке?

Назову те из них, которые, на мой взгляд, являются главными:

вера в собственную эффективность;

имидж продукции, фирменный знак и степень известности;

конкурентоспособное соотношение между ценой и производительностью;

интенсивность и стабильность личных контактов, опора на специалистов, имеющих опыт работы с Россией (и со странами ЦВЕ в целом), прямые контакты с конечными клиентами;

наличие или формирование законченного, привлекательного для клиентов ассортимента продукции;

концентрация на платежеспособных регионах или клиентах;

параллельное предложение экспортных товаров и моделей финансирования;

возможность использовать имеющиеся каналы сбыта или их налаживание, создание на территории страны-партнера дочерних сбытовых и сервисных организаций;

присутствие на конкретной территории, освоение в новом режиме старых рынков.

Выявленные в ходе обследования факторы торможения и риска в отношениях предприятий восточных земель Германии с контрагентами из России представлены в табл. 2.

На что же в перспективе делают ставку обследованные предприятия, занимающиеся торговлей с Россией (при условии, что политическое положение у партнеров будет стабильным и не создающим угроз коммерческим отношениям)?

Они:

исходят из того, что Россия является рынком будущего, особенно в сфере услуг и инвестиционных товаров, и своевременное закрепление на нем создаст конкурентные преимущества;

делают ставку не только на те виды сотрудничества, которые ориентированы на сбыт, но и на технологическое сотрудничество. В России (как и в других странах СНГ), к примеру, развивается рынок исследовательских услуг, позволяющий передавать заказы внешним исполнителям. На следующем этапе германское предприятие должно переходить от предоставления исследовательских услуг к промышленному развитию;

занимаются оценкой перспектив производства узлов или пассивной обработки давальческого сырья на российских предприятиях;

осуществляют освоение российского рынка или подготовку к сбыту на нем применительно не ко всей территории страны. Происходит концентрация усилий на отдельных регионах (крупных городах), располагающих относительно прозрачными и ответственно функционирующими структурами, а также платежеспособным спросом.

Кроме того, малые и средние предприятия заинтересованы в формировании сбытовых сообществ типа кооперации по закупкам и поставкам. Таким образом, можно было бы обеспечивать разумное взаимодополнение ограниченного ассортимента отдельных производителей и привлекать крупных клиентов комплексным предложением.

Таблица 2

Факторы торможения и риска отношений между предприятиями
новых федеральных земель и России
В восточной части Германии: В России:
Высокая степень специализации на одном партнере (чрезмерная концентрация производственных мощностей), мощности одноцелевого назначения
Отсутствие кадровой преемственности
Пробелы в предлагаемом ассортименте, к примеру, из-за проведения единичной, а не “кустовой” приватизации
Непостоянное (с перерывами) присутствие на конкретной территории
Отсутствие собственных каналов сбыта, слабый маркетинг и логистика
Медлительность при приватизации и, соответственно, создание ощущения неуверенности у прежних иностранных партнеров
Платежные трудности бывших потребителей
Крах в разделении труда и, соответственно, разрушение прежних сетей поставок, закупок и информации между странами СНГ
Гиперинфляция и падение рубля – отсюда эффект удорожания импорта
Политическая и правовая нестабильность
Изменение инвестиционной стратегии и тем самым – стратегии импорта
Возникновение внутристрановой конкуренции
Недостатки финансовой и банковской инфраструктур, ограниченность государственного страхования экспортных кредитов компанией “Гермес”
Дефицит товаров для ведения компенсационных сделок, которые отвечали бы требованиям рынка
Ограничения в покупке иностранцами земельных участков
Импортные пошлины, высокие внутристрановые транспортные сборы

Одновременно предприятия недвусмысленно дают понять, что если ориентироваться на будущее, то в преодолении современных проблем, возникающих на старых и новых рынках, по-прежнему требуется поддержка со стороны государства.

Эксперты подсчитали, что использование прежних возможностей сотрудничества новых федеральных земель с Россией (особенно в области энергетических ресурсов, охраны окружающей среды, оснащения российского сельского хозяйства привычной и дешевой техникой и запасными частями) при наличии целевой поддержки может создать от 300 до 500 тыс. дополнительных рабочих мест. Возникли бы также импульсы к сохранению структуры территориального размещения промышленности на востоке Германии. Очевидна при этом польза и для России.

С учетом 10-летнего опыта жизни в новых условиях выкристаллизовались следующие предложения.


Предложения по экономическому сотрудничеству между партнерами из новых федеральных земель и России


1. Для обеспечения потребности в энергетических ресурсах ФРГ необходимо конструктивное сотрудничество с Россией. Это требует соучастия в инвестициях в добычу и переработку природного газа и нефти, а также заключения долгосрочных соглашений и финансирования проектов.

Так, оборудование для химической промышленности (включая нефте- и газопереработку), изготавливавшееся в ГДР, использовалось примерно на 70% соответствующих предприятий СССР. То, что сейчас объем продукции нефтеперегонных заводов России составляет менее 50% уровня 1990 г., в немалой степени объясняется приостановкой в поставках необходимых запасных частей и предоставлении услуг.

В то же время и при новых отношениях собственности в восточной части Германии еще сохранились значительные мощности по выпуску оборудования для химической промышленности. При достаточной финансовой поддержке возможно нарастить его производство и содействовать оживлению некоторых нефтеперегонных заводов России, доведя их до 100% прежней эффективности при одновременном повышении качества в соответствии с требованиями экспорта. В тесном сотрудничестве с российскими партнерами-машиностроителями восточногерманские предприятия, специализировавшиеся ранее на данной технике, могли бы взять на себя выполнение этих заказов, а германские банки на разумных условиях выделить им кредиты под государственное страхование компанией “Гермес”. Гарантии – долгосрочные соглашения о “средстве платежа”, т.е. продукции нефтеперерабатывающих предприятий, которая служит средством погашения кредита (включая гарантии поставки и сбыта).

Преимущества подобной модели для всех участников очевидны. Германия получает больший объем энергоносителей на долгосрочной основе, промышленные центры в восточной части Германии – стимул к долговременному развитию, создаются многочисленные новые рабочие места. Россия приобретает современное оборудование для производства дополнительной экспортной продукции, создает новые рабочие места, обеспечивает себе благоприятные условия оплаты по кредитам и развивает собственное машиностроение. Уже многие годы над этим проектом работают более 50 восточногерманских предприятий в рамках “Союза в поддержку заказов”. Инициаторами его выступили последний премьер-министр ГДР, ныне адвокат Лотар де Мэзьер и бывший генеральный директор внешнеторгового предприятия “Хеми-Экспорт-Импорт” д-р Курт Фалькенберт.

2. Аналогичная модель могла бы осуществляться и на Балканах, в частности, в той же химической промышленности, угледобыче или цветной металлургии при сотрудничестве восточногерманских и российских предпринимателей. Препятствием, однако, является то, что Европейский союз в последнее время намеревается уделять более пристальное внимание сотрудничеству с Россией, в том числе и в данном регионе. Согласно решению Европейского парламента о развитии отношений с Россией, принятому в декабре 2000 г., последняя рассматривается как важный партнер на Балканах.

3. Исследования показали, что в производстве сельскохозяйственной техники и продовольственных товаров, а также соответствующих запасных частей имеется значительный кооперационный потенциал, который может дать быстрые результаты. Те в свою очередь обеспечили и создали бы в новых федеральных землях рабочие места, а в России поддержали бы сельскохозяйственное производство. По запчастям это относится прежде всего к машинам и оборудованию, поставленному еще во времена ГДР.

Так, комбинат “Фортшритт” в г. Шенебеке до 1989 г. экспортировал в Советский Союз большое количество техники для заготовки кормов, созданной на базе измельчителей стебельчатой массы модели Е281. Сельское хозяйство России располагает примерно 45-50 тыс. таких машин, им нужны запасные части. Насколько я знаю, в России пока не организован выпуск аналогичного оборудования. Следовательно, налицо большой спрос на новые машины.

Предприятие в г. Шенебеке приватизировано и называется “Доппштадт” (по имени владельца). Здесь в настоящее время выпускают машину “МАРАЛ 125" – преемницу модели Е281. Некоторое ее количество поставляется в Россию, а также в рамках совместного предприятия изготавливается в г. Санкт-Петербурге. К сожалению, финансирование производства данной техники, столь необходимой российскому сельскому хозяйству, отсутствует, что не позволяет удовлетворить спрос на нее, хотя производственные мощности в г. Шенебеке не исчерпаны. Этой проблемой занимается компания ”МЕРКАНТИЛ Экспорт-Импорт ГмбХ" в г. Прагсдорфе (федеральная земля Мекленбург-Передняя Померания). Она поставляет также подержанную сельскохозяйственную технику.

4. Развитие прямой железнодорожно-паромной связи между Засницом/Мукраном на острове Рюген и Усть-Лугой/Санкт-Петербургом (возможно через г. Калининград), укомплектованной современными комбинированными средствами (такими, как линии с горизонтальной погрузкой и выгрузкой, контейнерные терминалы и т.п.), могло бы разрешить значительные проблемы перевозки грузов из России в Западную Европу. Например, паромный обход Клайпеды, ускорение и удешевление транспортировки, более эффективное использование мощностей в порте в Заснице/Мукране.

Отмечу, что последний предназначен не только для обслуживания нужд Германии, но и имеет привязку к сети европейских железных и шоссейных дорог. Он владеет разветвленной железнодорожной сетью и является единственным портом Западной Европы, который располагает линией (40 км) с широкой железнодорожной колеей российского типа. В рамках инвестиционной программы (1995-1998 гг.) паромный порт Засниц/Мукран расширен и модернизирован, в результате чего превратился в одну из самых эффективно действующих структур подобного типа на Балтийском побережье.

Особые (комплексные, правительственные) программы нужно разработать для сотрудничества между верфями Висмара, Штральзунда и Вольгаста на Балтийском море с российскими верфями. Отчасти это обусловлено тем, что еще Советскому Союзу было поставлено примерно 1500-2000 различных типов судов.

5. Значительный эффект может дать строительство совместного российско-германского технологического центра для контроля и продажи результатов российских изобретений и передовых научно-технических разработок. Пилотный проект в этой сфере Международного центра международного сотрудничества, осуществленный с участием земли Бранденбург и партнеров из Московской области, позволил накопить опыт, полезный для продвижения столь всеобъемлющей инициативы.

6. При реструктуризации на территории бывшей ГДР на базе прежних промышленных комбинатов возникли многочисленные малые и средние фирмы. Они заинтересованы в поиске партнеров из России. Поэтому целесообразно разработать специальную комплексную программу, направленную, с одной стороны, на развитие подобных структур в России, а с другой – на расширение экономических связей между германскими и российскими компаниями. Она должна содержать следующие разделы:

обучение в Германии российских управленцев, работающих на малых и средних предприятиях;

проведение многомесячной практики для российских коллег в Германии (преимущественно в малых и средних фирмах, расположенных в новых федеральных землях);

поддержка старшими менеджерами из немецких малых и средних компаний партнеров из России.

7. На местном уровне растет заинтересованность в решительном содействии участию в сотрудничестве тех предприятий жилищно-коммунального хозяйства, которые непосредственно связаны с удовлетворением потребностей населения. Сюда прежде всего относятся компании по переработке мусора, тепло-, энерго-, водоснабжения и общественного транспорта.

Для того чтобы быстро реализовать перечисленные предложения, нужна их всеобъемлющая политическая поддержка. Она должна включать следующие меры:

создание в рамках общей стратегической группы, оговоренной на российско-германской встрече на высшем уровне в Берлине в 2000 г., особой рабочей организации – “Союз и сотрудничество в поддержку заказов”;

разработку нового инструментария в сферах экспорта и финансирования (стимулирование, упрощение процедур, согласование их с соответствующими рекомендациями ЕС);

обеспечение долгосрочного кредитования партнеров из восточной части Германии и России на условиях, принятых на рынке ЕС;

без чрезмерно сложных бюрократических процедур предоставление доступа к средствам для стартового финансирования;

упрощение доступа восточногерманских и российских малых и средних предприятий к этим инструментам;

гарантирование покрытия издержек из создаваемого специального фонда, в котором Россия могла бы участвовать находящимися на Западе российскими капиталами.

РОССИЙСКИЙ КОНКУРС
“МЕНЕДЖЕР ГОДА-2000"

25 апреля 2001 г. в московском “Президент-отеле” состоялась церемония награждения победителей российского конкурса “Менеджер года-2000", организованного Вольным экономическим обществом России и Международной академией менеджмента. Жюри конкурса во главе с председателем Совета Федерации РФ, почетным академиком Егором Строевым определило 8 абсолютных победителей
и 91 победителя в номинациях. В числе награжденных был главный редактор международного журнала ”Проблемы теории
и практики управления" Виктор Силин.

Комментируя итоги конкурса, Егор Строев подчеркнул, что в деятельности общественных организаций России во все времена большое значение уделялось выявлению управленческой элиты, поэтому конкурс “Менеджер года”, пропагандируя передовой опыт лучших менеджеров, помогает возрождению славных традиций российского управленческого корпуса, способного поднять любое дело на уровень искусства, высокого мастерства.

Подтверждением этих слов служат такие цифры: за четыре года, в течение которых проводятся конкурсы, в них приняли участие около 5 тыс. менеджеров разного уровня. При этом в нынешнем году было свыше 1500 соискателей более чем из 30 регионов страны.

В начале 90-х годов продекларирован переход к рынку, но реально никто не знал, как это осуществить, – рассказывает первый вице-президент Вольного экономического общества и первый вице-президент Международной академии менеджмента Виктор Красильников. – В Россию хлынул поток иностранных товаров. На государственном уровне отсутствовала политика защиты отечественного товаропроизводителя. В этот период было просто необходимо выявить положительный опыт управления, который, конечно же, был в нашей экономике и прежде всего в промышленности, и показать, что не все отечественные предприятия и их руководители неэффективны, что некоторые из них уже сегодня являются достойными конкурентами иностранцам. Так и родилась идея проведения общероссийских конкурсов среди руководителей предприятий и организаций различных отраслей российской экономики. Но мы были первыми, кто ее реализовал.

Продолжение на стр. 45

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz