Номер 4/97ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Роль институтов долгосрочного кредитования в странах переходного типа

ЁН СИГУРДСОН
президент Скандинавского инвестиционного банка,
г.Рейкьявик


• Инвестиционное финансирование должно быть отделено от коммерческого кредитования
• Целесообразна гибридная финансовая система, сочетающая посреднические банки и средства прямого доступа к источникам заемного капитала

На учредительной конференции Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) острые дебаты вызвал вопрос о том, в какой степени банк должен обслуживать частный сектор в странах с переходной экономикой. Хотя все участники конференции согласились, что это направление должно стать главным в работе банка, мало внимания уделено практическим вопросам. Например, вызвало удивление, что первый проект соглашения с ЕБРР не определял в явной форме роль финансового сектора стран с переходной экономикой в распределении фондов в частном секторе. В дальнейшем это упущение было ликвидировано.

В базовых документах ЕБРР указывалось, что кредит банку или какому-либо другому финансовому посреднику с последующей выдачей займа частному сектору не должен учитываться в качестве кредита государственному сектору, даже если посредником является государственное предприятие. Из счетов ЕБРР видна важность этого канала кредитования для частного сектора стран переходного типа. Так, в 1995 г. на финансовый сектор пришлось 42% инвестиций для финансирования ссудного и акционерного капитала по линии ЕБРР, а с момента учреждения банка эта доля достигла 34%. В 1996 г. доля финансового сектора продолжала увеличиваться.

Хорошо налаженная работа финансовых посредников является, видимо, ключевым фактором успеха переходного периода. Поэтому чрезвычайно важно эффективно распределять кредиты и инвестиции в финансовом секторе.


Роль финансового сектора


В период перехода от центрального планирования к рынку финансовые институты должны выполнять три важные функции. Во-первых, стимулировать сбережения, во-вторых, предоставлять и распределять инвестиционный капитал и, в-третьих, обеспечивать корпоративный механизм управления - финансовую дисциплину - в зарождающемся частном секторе. В рамках финансового сектора институты долгосрочного кредитования имеют ключевое значение для успеха переходного процесса. Этому есть простое объяснение.

В условиях командной экономики инвестиции распределялись без учета нормы прибыли на вложенный капитал, ресурсной базы или предпочтений потребителя, вследствие чего крупные инвестиции не обеспечивали высокого роста. Поэтому особенно важно создать сеть новых местных финансовых посредников, которые не связаны со старым сектором государственных предприятий, направить кредиты малым и средним фирмам, чтобы заполнить вакуум, возникший в результате развала крупномасштабной промышленности советского типа. Именно по этим соображениям необходимы специализированные финансовые институты по кредитованию долгосрочных инвестиций. Инвестиционное финансирование должно быть четко отделено, если это возможно практически, от обычного коммерческого кредитования.


Модели финансового сектора


Создание эффективной финансовой системы является сутью перехода от командной экономики к рыночной. К сожалению, это не может быть сделано путем простого переноса или копирования финансовых учреждений стран со зрелой рыночной экономикой.

Во-первых, переход не начинается с нуля, еще действует запутанное законодательство системы центрального планирования, с которым нужно считаться, и отсутствуют надежные рекомендации как работать в таких условиях.

Во-вторых, важно рассматривать финансовую систему в качестве инструмента изменений в динамичном плане, а не только как средство обслуживания рыночной экономики.

В-третьих, всегда существуют разного рода ресурсные ограничения, с которыми должны считаться страны с переходной экономикой, и не в последнюю очередь - это ограниченность финансовых ресурсов и недостаток квалифицированных финансистов.

В-четвертых, нет единой, четко определенной рыночной модели финансового сектора, которую можно заимствовать у стран с развитой рыночной экономикой. Основные модели имеют явно выраженные институциональные различия, и разумно, если страны с переходной экономикой не будут их копировать. Они вполне могли бы избежать слабости старых финансовых систем.


Создание эффективной
финансовой структуры


В какой степени страны с переходной экономикой должны пользоваться услугами универсальных банков, а не специализированных финансовых институтов, и в какие сферы деятельности могут быть включены депозитные коммерческие банки? Многих привлекает немецкая модель универсального финансирования. Ее внедрению может способствовать желание стран переходного типа быстрее адаптировать свое банковское законодательство к директивам Европейского союза относительно рынка банковских и финансовых услуг.

На мой взгляд, модель европейского универсального банка не может стать оптимальной финансовой структурой в переходный период. Специализированные финансовые институты, не занимающиеся краткосрочными сделками по финансированию оборотного капитала и депозитами, лучше смогут обеспечить ресурсами потребности процесса реструктуризации, при этом наиболее важным элементом должны стать финансирование капиталовложений новых предприятий и консультации акционерных компаний по финансовым вопросам.

Практически все страны с переходной экономикой пережили в последние годы острый банковский кризис. В качестве примера можно привести государства Балтии. После обретения этими странами независимости первые банки здесь созданы на базе старых государственных банков советских времен. В ходе либерализации финансовых рынков учреждено большое количество новых банков. Их появление объясняется тем, что можно было легко получать прибыль от операций с иностранной валютой, а также финансирования торговли, в частности за счет собственных средств банков. В основном это был импорт сырья из бывших советских республик и его последующий реэкспорт, так как еще сохранялся большой разрыв в ценах между бывшим СССР и мировым рынком. Пока прибыль легко поступала таким путем, проблемы убыточных кредитов не возникало.

С наступлением экономической стабилизации и введением надлежащего банковского регулирования обнаружились скрытые ранее слабости банков - как старых, так и новых.

Во-первых, банки, сформированные на базе прежних государственных, унаследовали бедный портфель выданных займов, причем основная его часть приходилась на кредиты убыточным государственным предприятиям, которые стояли на грани ухода с рынка.

Во-вторых, большинство банков не обладало техническими возможностями для оценки рисков по кредитам и, возможно, даже не пыталось этого делать на раннем этапе переходного периода. Неопределенная хозяйственная обстановка отнюдь не облегчала решение этой задачи. Стабилизация валютного курса и введение европейских стандартов банковского регулирования, включая официальный надзор над работой банков, выявили слабые места и ускорили банковский кризис.

В настоящее время в большинстве стран переходного типа идет процесс банковской консолидации, стимулируемый более высокими потребностями в минимальном капитале и конкуренцией на рынке. Это в конечном счете обусловит создание новой финансовой структуры, которая будет более открыта для иностранных конкурентов.

Во многих странах банковское законодательство и регулирование уже приведены в соответствие с международными стандартами. Однако еще отсутствует адекватный надзор со стороны как властей, так и акционеров. На его организацию требуется время.


Значение институтов
долгосрочного кредитования


Во многих западноевропейских странах институты долгосрочного кредитования были учреждены после второй мировой войны в целях реконструирования хозяйства. Некоторые из них финансировались из фондов, образованных в соответствии с планом Маршалла. Накопленный опыт представляет ценность и в современных условиях. Поддержка стран с переходной экономикой должна быть ориентирована именно на этот сектор финансирования, а не на универсальные коммерческие банки.

В поисках образцовой модели для собственных финансовых систем эти страны должны учитывать ошибки старой рыночной экономики. С одной стороны, можно воспользоваться англосаксонским подходом, заключающимся в создании специальных банков с преобладанием инвестиционного кредитования и правом эмиссии акций и облигаций.

С другой стороны, существует немецкая модель на базе универсальных банков, занимающихся приемом депозитов, кратко- и долгосрочным кредитованием, покупкой акций промышленных и торговых предприятий. Обе модели имеют свои сильные и слабые стороны. Страны с переходной экономикой должны пытаться строить свои системы используя лучшее из обеих моделей с учетом собственных специфических потребностей и складывающихся условий.

Важно также иметь в виду, что банковские системы Западной Европы и Северной Америки создавались в основном во второй половине XIX - начале XX столетия. Сегодня облик финансового сектора фактически определяют телекоммуникационные и компьютерные технологии, поэтому страны переходного типа могут миновать некоторые этапы в разработке своих финансовых систем.

Следует подчеркнуть, что хотя банки и являются важным фактором современной рыночной экономики, новые технологии позволяют удовлетворять потребности предприятий в инвестиционных фондах путем прямого доступа к избыточным финансовым средствам на рынке. Однако оценка инвестиционных проектов и управление рисками в сфере долгосрочного кредитования - это сфера высокопрофессиональной деятельности, которая всегда будет необходима для нормального функционирования рыночной экономики. Наилучшим образом это могут сделать специальные институты, четко нацеленные на удовлетворение инвестиционных потребностей малых и средних предприятий.

С начала перехода к рынку некоторые страны, в частности республики Балтии и страны вишеградской группы (Польша, Чешская Республика, Словакия и Венгрия), добились определенных успехов в разработке децентрализованных финансовых систем, где посредники обеспечивают движение капитала от его источников к заемщику. Некоторые из них приближаются к уровню работы финансовых посредников западных банковских систем.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что механический перенос западных структур, практики и процедур в уже действующий финансовый сектор стран с переходной экономикой не принесет успеха. Более целесообразно для этих стран создать своего рода гибридную систему на базе посреднических банков и средств прямого доступа к источникам заемного и акционерного капитала, причем эта модель должна отличаться от смешанных систем, разработанных в Западной Европе и Северной Америке.

Финансовая реформа - непрерывный процесс, а не разовое мероприятие. Требуется время для подготовки квалифицированных кадров, создания соответствующих институтов, изменения стимулов. Конечная цель переходного процесса в том, чтобы усовершенствовать практику распределения ресурсов.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Как оказалось, достоверного компромата на Илью Юрова в сети нет.
Сайт создан в системе uCoz