Номер 5/00ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Римский клуб в Москве

29-30 мая 2000 г. в Москве прошла конференция Римского клуба на тему “Устойчивое будущее России?!”. Организаторами форума, собравшего ученых
с мировым именем, политиков и государственных деятелей многих стран, были Римский клуб – Европейский центр поддержки (Вена, Австрия), Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова и Институт Клауса Штайльманна (Бохум, Германия). Персональное приглашение для участия
в конференции получил главный редактор международного журнала “Проблемы теории и практики управления” академик В.Силин.

Интеллектуальная атака на глобальные проблемы

Россия
в глобализующемся мире

Проблема устойчивого развития мира и России как его части находится в поле зрения ученых, – сказал, открывая пленарное заседание конференции, член Римского клуба, ректор МГУ академик Виктор Садовничий. – Она приобрела “второе дыхание” после хорошо известной Конференции ООН по окружающей среде и развитию, проходившей в 1992 г. в Рио-де-Жанейро. В декабре 1996 г. у нас прошел крупный международный симпозиум “Проблемы устойчивого развития в России в свете научного наследия В.И.Вернадского”. В сентябре 1997 г. в МГУ состоялась научно-практическая конференция, организованная Советом безопасности РФ и университетом на тему “Образование как фактор национальной безопасности России”.

Задача устойчивого развития – очень непростая, – констатировал член Исполнительного комитета Римского клуба принц Иордании Аль Хассан бин Талал. – Россия – огромная страна, устойчивость которой зависит не только от людских и природных ресурсов, но и уровня культуры. В этой связи чрезвычайно важно, что Россия стала устанавливать взаимодействие с мировым сообществом.

Влияние нового мирового, прежде всего гуманитарного порядка ощущается в первую очередь в сфере политических процессов и мировой экономике. Главное направление здесь – развитие свободной торговли, хотя условия для успеха этого дела в различных странах неодинаковы.

Во-первых, состояние культуры, будь-то религиозной, научной или какой-то иной, подвержено постоянным изменениям. Это особенно справедливо в отношении России, где многое зависит от политических реалий дня.

Во-вторых, воздействие внешних факторов на устойчивость развития военной, экономической или культурной сфер. Чем быстрее мы будем двигаться в сторону универсализации, тем сильнее проявятся культурные различия. Поэтому нельзя говорить о глобализации как ведущей тенденции развития мира и одновременно забывать культурные, религиозные и исторические ценности, унаследованные от прошлого. Учет национальных особенностей той или иной страны – традиционный подход, и он будет оставаться в инструментарии ученых до тех пор, пока будут существовать различия не только для мира, но и для отдельного человека, например для меня, живущего в стране, которую можно назвать европейским краем Азии и азиатским краем Европы. Россия тоже является такой пограничной зоной. Добиваясь будущей устойчивости развития, нам нужно действовать сообща, иначе мы погибнем, разрушим и самих себя и нашу среду обитания.

Принимая меры для развития глобализации, мы должны подумать о том, не попадем ли мы в новую ловушку обогащения богатых и обеднения бедных.

Отметив, что проведение очередной конференции Римского клуба в Москве является свидетельством дальнейшего развития международных связей России с другими странами мирового сообщества, председатель Государственной думы РФ Геннадий Селезнев обратил внимание на направления деятельности российского парламента при решении глобальных проблем, в том числе образование соответствующей депутатской комиссии. В ряду ее задач – сбор, обобщение и анализ материалов по данной проблеме. Кроме того, она занимается анализом норм законодательства РФ и международного права, разработкой законов, связанных с вопросами устойчивого развития.

Г.Селезнев отметил, что в связи с изменением геополитического и экономического положения России ее возможности стали более ограниченными. Тем не менее мы, во-первых, твердо верим в возрождение позиций страны в мировом сообществе, во-вторых, РФ остается одной из ядерных держав и продолжает играть активную роль в решении такой глобальной проблемы, как предотвращение угрозы ядерной войны. И если кто-то думает, что эта проблема потеряла свою остроту и отошла на второй план, то члены Римского клуба отчетливо прослеживают опасную тенденцию расползания ядерного оружия за пределы ядерного клуба. Поэтому депутаты Государственной думы ратифицировали Договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний, хотя это решение далось нелегко.

В духе ответственности перед всем миром принят закон “О присоединении России к конвенции о запрещении и уничтожении находящихся в нашей стране запасов химического оружия”, ратифицированы международные соглашения и конвенции по таким глобальным проблемам, как охрана окружающей среды в Антарктиде, сохранение морских биоресурсов, меры, противодействующие глобальному изменению климата и усиливающие ответственность за загрязнение нефтепродуктами. Российские законодатели уделили первостепенное внимание защите окружающей среды в собственной стране. Для этого приняты федеральные законы об отходах производства и потребления, охране атмосферного воздуха, охране одного из уникальных объектов мирового значения – озера Байкал и др.

Еще одна глобальная проблема – адекватность системы образования задачам и потребностям XXI в. Россия всегда была сильна не только своими богатейшими природными ресурсами и энергетическим потенциалом, но и тем, что называют человеческим капиталом, – наукой, образованием, культурой. Именно в этом мы видим один из основных источников дальнейшего развития нашей страны. Недавно Государственная дума приняла с учетом предложений президента РФ закон о федеральной программе развития образования, который закрепляет обновленную стратегию совершенствования этой важнейшей сферы. Одновременно предпринимаются шаги к дальнейшей интеграции российской образовательной системы с образовательными системами других стран. В частности, в апреле 2000 г. ратифицирована конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе.

Депутат Государственной думы, академик РАН Евгений Примаков отметил, что устойчивое будущее России является важнейшим условием стабильного развития мира. Россия – органичная его часть, и все, что происходит на ее территории, рефлекторно воздействует на общемировые тенденции.

Первый момент. Россия – часть Европы. Устойчивое развитие России придаст устойчивый характер процессу создания европейского центра силы и многократно повысит шансы на то, что он будет складываться через экономические структуры, через ЕС.

Второй момент заключается в том, что в силу геополитического положения Россия служит мостом между Европой и Азией. В многополярной мировой структуре, которая создается через препятствия, чинимые сторонниками однополюсного мира, очень важное значение имеют связи между полюсами и экономическими группировками, которые сложились в результате интернационализации производства, а также политические, вернее, политико-стратегические контакты. В этом отношении Россия также может играть огромную роль. Большое значение, в частности, имеет тот факт, что Россия договорилась с Китаем о границах, создании зоны безопасности вокруг этих границ и т.д. Эти соглашения – прообраз будущих контактов между материками, различными центрами силы.

Третий момент. Россия – страна многонациональная. Возникает вопрос: может ли быть федерализм в таком государстве? И если может, то каким образом его нужно создавать? Этот вопрос, диктуется самой жизнью. В свое время некоторые марксисты предлагали, например, самоопределение наций, вплоть до отделения в качестве решения национального вопроса. Сейчас ясно, что такой подход не оправдывается. Он мог существовать, когда были колониальные отношения, и национальный вопрос упирался в колониальный, а в многонациональных государствах явно существовали угнетенные и угнетающие нации. Но сейчас в мире насчитывается 150 государств и 2 500 национальностей, и раздел этих стран на более мелкие части погрузит мир в хаос. Поэтому мы стремимся сохранить Россию как единое целое. И это значимо для всего мира.

Четвертый момент. Россия – многоконфессиональная страна. После окончания холодной войны вопрос взаимоотношений между религиями обострился, причем не на фундаментальном уровне. Разговоры, что исламский фундаментализм представляет собой дестабилизирующий фактор, не обоснованы, потому что фундаментализм сам по себе не представляет угрозы, в какие бы цвета он не был окрашен – христианский, мусульманский, буддийский и т.д. Представляют опасность экстремистские проявления религиозного фундаментализма, которые выражаются в попытках навязать силой определенную модель государственного устройства или поведения. И если Россия вынуждена бороться против этой стратегии, то это важно для всего мира, потому что создает устойчивые модели, которые могут быть приняты на вооружение в других странах.

Пятое. Россия – страна, обладающая вторым по значимости ядерно-ракетным потенциалом. Сейчас мы сталкиваемся с явлением, которое на многие годы будет определять стабильность на глобальном уровне даже в условиях, когда не существует конфронтации между двумя идеологическими системами. Россия предлагает свой путь борьбы против этой дестабилизирующей тенденции. Он заключается в том, что необходимы максимальные усилия по созданию мирного ядерного потенциала, с тем чтобы он был доступен всем странам без исключения.

И последний момент. Россия обладает огромным интеллектуальным потенциалом, который должен быть задействован для устойчивого развития всего мира. Для этого необходимо поддерживать интернационализацию науки, которая не позволяет замыкаться в рамках одной страны. Есть и контртенденции, которые заключаются в утечке мозгов, попытке воспользоваться нашим интеллектуальным потенциалом в целях, которые ничего общего с интересами России не имеют.

Малые страны и регионы
в условиях глобализации

Глобализация рынков, прогрессирующие структуры и сети международного бизнеса в значительной степени снижают способность государства влиять на экономику, – считает генеральный секретарь Римского клуба Уве Меллер. Если политики хотят вновь обрести контроль над рыночными силами, то это возможно только в рамках ЕС. Но данная контролирующая возможность должна быть сосредоточена только на выработке рамок рыночных процессов, потому что управлять ими непосредственно невозможно из-за увеличивающихся объемов, сложности и динамики взаимосвязей.

Это дает толчок для жесткой конкуренции районов и регионов в рамках ЕС и на глобализованных рынках. Если Брюсселю придется устанавливать правила конкурентной игры в рамках европейского рынка, а глобальные правила должны быть разработаны в рамках еще недостаточной структуры международных учреждений, главным образом учреждений ООН, то регионам, которые являются решающими независимыми игроками, потребуется эффективное региональное политическое руководство.

Глобализация не должна приводить к созданию мира единообразия. Грядущие десятилетия могут продемонстрировать, что сосредоточение деловой активности на привлекательном региональном рынке обернется более прибыльным делом, чем активность в глобальном масштабе.

Германия с ее федеральной структурой в противовес странам с более централизованным управлением, видимо, лучше подготовлена для наднациональной игры. Федерализм в Германии – это продукт истории. В силу своего геополитического положения в центре Европы она всегда рассматривалась соседями в качестве потенциальной угрозы. Федеральная структура, а затем и развивающийся процесс европейской интеграции, принизивший роль национальной политики, смягчили неожиданный процесс объединения страны, тем более что крупные проекты прорабатываются и решаются уже не в столицах государств, а в Брюсселе или Страсбурге.

Существуют ли уроки, которые Россия может извлечь из опыта Германии для устойчивого развития? Они есть. России также пришлось столкнуться с проблемами глобализации. Даже будучи гигантом с точки зрения географического размера и обилия природных ресурсов ей приходится интегрировать свои экономические структуры в мировые рынки. США, обладающие статусом супердержавы, тоже все больше зависят от глобальной сетевой системы. И для России необходима политика открытости и сотрудничества, что позволит ей установить тесные связи с внешним миром.

Данным процессом нельзя эффективно управлять из Москвы. Провинциям и регионам должно быть предоставлено право самим принимать решения. Те огромные задачи, с которыми сталкивается Россия в ходе преобразований, в любом случае требуют мобилизации гражданского общества и наделения его необходимыми полномочиями. Устойчивое развитие может быть достигнуто только благодаря инициативе всех участников сверху донизу. Задача правительства – создание благоприятных условий для деятельности гражданского общества, а следовательно, наиболее важным является претворение в жизнь неуклонной нормы права.

России предстоит пройти длинный путь выхода на мировые стандарты, заметил председатель Комитета Государственной думы по кредитным организациям и финансовым рынкам, профессор Александр Шохин. Но этот переход не должен затягиваться.

Думается, что после провала коммунистической доктрины Россия будет дрейфовать в сторону того, что в Европе называется христианско-демократической идеей, хотя этот термин не годится, потому что Россия – многоконфессиональная страна. Правильно было бы говорить о европейской народной партии с такими базовыми понятиями, как рыночно ориентированная социальная солидарность и рыночная экономика, в соответствии с которой на верхний уровень управления должны передаваться полномочия, которые не могут быть в полном объеме выполнены на более низких уровнях.

Мне кажется, сказал А.Шохин, что федеральная власть должна укрепляться через укрепление самого низшего уровня власти, а именно уровня самоорганизации населения, муниципального управления. Такое перераспределение полномочий центра не только в регионы, но и к местному самоуправлению в состоянии поставить на место и региональную власть, найти ресурсы, которые соответствуют ее компетенции.

Продолжая тему соотношения центра и регионов, профессор Рауль Вайлер (Бельгия) подчеркнул, что создание европейского общего рынка, начавшееся примерно 50 лет назад, впервые происходит на демократической основе. Все прежние попытки объединения Европы осуществлялись либо от монархических амбиций и соответствующей территориальной экспансии, либо от диктаторских устремлений. Полвека демократических дебатов и дискуссий привели к тому, что сегодня мы имеем объединенный рынок с единой валютой, европейский путь организации социально ориентированного общества, опирающегося на ценности, выработанные за сотни лет конкретных цивилизованных действий.

В сложном равновесии законодательства между органами ЕС и правительствами входящих в него государств возникла интересная практика, заключающаяся во введении концепции солидарности. Это означает, что положения и правила, действующие в ЕС, влияют на правительства страны только в том случае, если это правительство вообще не имеет такого закона или если условия и содержание существующего закона не охватывают полностью директивы ЕС. Это позволило избежать наметившейся тенденции чрезмерной централизации управления экономикой региона, которая грозила со стороны главенствующей технократической организации или доминирующей позиции одного из крупных членов Союза.

Баланс сил между странами и их сообществом всегда был трудной проблемой. Малые страны (их 10 из 15) полностью осознают опасность быть низведенными до второстепенной или даже незаметной роли. Хотя до сегодняшнего дня в рамках ЕС не было драматических моментов в этом отношении.

Профессор Р.Вайлер привел примеры того, как работает Союз с национальными правительствами. Так, в Бельгии произошли значительные задержки с введением в действие директив ЕС по вопросу охраны окружающей среды. Национальное законодательство не учло в этой области примерно 20 европейских нормативов. В другом случае в Брюсселе не оказалось действующей системы очистки сточных вод, что также запрещено едиными нормами. Серьезной проблемой для сельского хозяйства является и загрязнение продуктов нитратами. Эти вопросы поставлены перед бельгийским правительством, и власти дали обещание исправить свое законодательство. Если этого не произойдет, будет возбуждено судебное дело.

Еще один пример касается социального сектора. В 80-е годы одной из главных проблем страны была безработица. Парламент проголосовал за правительственную программу стимулирования занятости. Тем предприятиям, которые производили набор рабочих, предлагалось сокращение издержек на социальное страхование. Однако эти меры нарушали условия конкуренции на рынке. Европейская комиссия потребовала компенсировать сниженные суммы, и эта рекомендация была принята.

Таким образом, роль, которую играет Европейская комиссия, с одной стороны, привела к разработке общих руководящих принципов для Союза, которые, как подразумевается, будут уважаться членами, а с другой – участники ЕС не только согласились с руководящими принципами, но и взяли ответственность за их осуществление. Складывается баланс сил между различными уровнями: высший (Европейский союз) – средний (крупные государства) – нижний (малые страны и регионы). Такое равновесие – выражение демократического процесса в рамках ЕС.

В XXI в. ведут трансинновации

События в России – это отголосок глобального кризиса цивилизации, которая сформировалась во второй половине ХХ в. и последствия которой мы будем наблюдать в первой половине XXI в., заявил академик-секретарь Отделения экономики РАН Дмитрий Львов. В мире идет общее разложение общечеловеческих ценностей. Человечество позволяет себе невиданную роскошь не обращать внимания на глобальные процессы, которые стали с особой силой проявляться в конце столетия.

Существуют четыре главных противоречия, разъедающие мир, проводящие разлом по живой ткани человеческого общества. Во-первых, благодаря техническому развитию, информационным системам страны сближаются друг с другом и это, бесспорно, положительный момент. Но, с другой стороны, идет стратификация стран. Только за 15 лет человечество на 1 млрд приросло нищим населением. И этот процесс ускоряется. Огромный насос перекачивает добавленную стоимость в пользу “золотого миллиарда”, прежде всего “семерки”. Страны с высоким уровнем развития (США, Великобритания, Япония и др.) на протяжении последних 17 лет по такому показателю, как покупательная способность доллара и к текущему курсу имеют коэффициент, равный или меньше единицы. В то же время в странах с менее развитой экономикой, низким техническим уровнем это соотношение значительно больше единицы – это закон мировой экономики. В России он составляет 2,5, в Китае – около 6 и т.д.

Во-вторых, всеобщая сеть, включая Интернет, объединила весь мир и позволяет осуществлять передвижение сотен миллиардов долларов по всей планете. Казалось бы, это огромное завоевание, но в то же время это трагедия. Если изобразить финансовую структуру мира в виде перевернутой пирамиды, то нижнее, узкое ее основание составит реальный сектор производства, что и есть экономика в расширительном ее толковании. Приняв весь объем финансовых ресурсов, фигурирующих в мире, за 100%, на реальный сектор собственно экономики придется всего 10-12%. А самая широкая часть пирамиды – так называемые деривативы (примерно 50-55%), из которых львиную часть составляет спекулятивный сектор, который работает по принципу: деньги делают деньги. Таким образом, происходит колоссальный отрыв финансового конгломерата, называемого финансовой системой, от проблем экономического роста национальных экономик, теряется всякая связь между темпами экономического роста и финансовой средой. Из-за спекуляций в финансовом секторе страны, которые шли в рост, пытались устранить целый ряд проблем (занятости, повышения уровня жизни и др.), но вдруг оказывались отброшенными на 10-15 лет, попадали в тиски очередного кризиса.

Третья фундаментальная проблема названа проблемой 20 на 80. Сегодня в постиндустриальном обществе, который создает огромные возможности для развития, для того чтобы поддержать жизненный уровень “золотого миллиарда”, с экономической точки зрения достаточно иметь в мире 20% населения, а 80% являются лишними людьми. Отсюда и колоссальная проблема безработицы.

Наконец, четвертая проблема состоит в том, что за последние десятилетия мир изменился в худшую сторону, он стал миром искаженных ценностей. Примерно 50 лет назад величайшим достижением экономики стал переход на систему национальных счетов под эгидой ООН. Это был невероятный прогресс, учитывающий все факторы производства, сопоставление национального богатства, валового продукта. Но сегодня этот эффективный экономический инструмент, по существу, не используется. Это хорошо видно, когда мы говорим об отсталых странах – основной части планеты, где труд является нулевым или даже отрицательным фактором производства. Поэтому и учитывать его принципиально не нужно. И система национальных счетов начинает исчезать. Второй искажающий фактор – природные ресурсы. Если речь идет о капитале, воспроизводстве, то обязательно учитывают амортизацию. А в отношении природы этого нет, она бесплатна. Никаких компенсирующих серьезных механизмов мы не имеем. То, что от бога, является бесплатным даром и тоже в этих национальных счетах не учитывается. В результате складывается искаженное представление об определяющей роли капитала как фактора, который создает добавленную стоимость. Такой подход лишает возможности оценить реальный вклад в мировое развитие тех или иных стран.

Доминантой расширения производственного и творческого потенциалов реальной и информационной экономики России, как и во всем мире, должно стать создание и освоение новшеств, – подчеркнул член Римского клуба, доктор экономики Клаус Штайльманн. С этой целью в моем институте сформулировано понятие трансинновации, которое означает внедрение новшеств минуя преграды и границы. Такие барьеры имеются не только между государствами и регионами, но также между отделами, учеными, специалистами и, к сожалению, очень часто в умах людей. Почти везде отмечается дефицит готовности к новшествам.

Во-первых, расширение производственного и творческого потенциалов реальной и информационной экономики РФ должно осуществляться в результате целенаправленного внедрения новшеств.

Во-вторых, перспективы России и всех государств СНГ решающим образом зависят от успешной реконструкции и модернизации инфраструктуры и сервисных структур страны, практической реализации интегрированных в производство мероприятий по охране окружающей среды. При этом инфраструктуру и сервисную структуру нужно понимать в широком смысле, начиная с путей сообщения и технических систем снабжения до устранения отходов, а также медицинского обеспечения вплоть до сохранения чистоты воздуха и воды.

В-третьих, мир на планете и экономический рост зависят от стабильности мировой валютной системы. РФ и все восточноевропейские страны сами недавно испытали, как опасны всемирные финансовые спекуляции. Неустойчивое развитие курса евро подтверждает это и в Западной Европе. Поэтому наша задача – создать стабильную новую валютную систему, усилить регулирование в этой области.

В-четвертых, сегодня хозяйства всех стран, как никогда раньше, связаны. Это показали мировые кризисы в Юго-Восточной Азии и Южной Америке, колебания экономического роста в ЕС. Чтобы избежать их повторения, нам необходимы договоры, регулирующие конкуренцию, и надежные инструменты для контроля за выполнением принимаемых решений. Все мировые соглашения, ГАТТ или ВТО не принесут пользы, если контроль и санкции при договорах не станут нормой.

В-пятых, важно расширение творческого базиса и независимого предпринимательства. Обращаясь к задачам будущего, мы должны на первый план выдвигать дальнейшее развитие человеческого творчества, которому необходимо образование и повышение уровня знаний “самостоятельно думающих умов”, как требовал Лессинг. При этом речь идет о более важном, чем выключаемая с помощью компьютерной мышки “искусственная интеллигенция”. Речь о том, чтобы сохранить и расширить для человечества цивилизованный прогресс. К этому относятся этика, мораль и осознание ответственности и не в последнюю очередь – цивилизованное предпринимательство.

Мировые кризисы –
это реальное столкновение
с будущим

Мир уже живет в новой системе координат, сказал почетный член Римского клуба, экс-президент СССР Михаил Горбачев. Не стало блоков, многие страны, целые континенты и региональные организации оказались в другом измерении, перед лицом других вызовов.

Нам не надо придумывать схемы этого процесса и загонять общество в прокрустово ложе. С этой точки зрения дискуссия в рамках Римского клуба, когда подвергается мозговой атаке один из феноменов современного мира – Россия, проходит весьма продуктивно. Россия переживает глубокую трансформацию, в ходе которой происходят революционные изменения – распад государства, переход от плановой к рыночной экономике, от единомыслия к разномыслию, от монополии одной партии к политическому плюрализму.

Вопрос в том, возможен ли прорыв в постиндустриальное общество в России, пережившей колоссальный спад производства, разрушение образования, науки, культуры, всей системы, которая так выгодно отличала СССР? Вывод однозначный: прорыв еще возможен. Надо определить, как реализовать эту возможность.

Наконец, говоря о России и ее будущем, нужно иметь в виду глобализацию. Потому что мировая ситуация такова, что каждое предприятие, каждая семья чувствуют теперь, что происходит в мире. И если в Индонезии сразу в 4 раза уменьшилась зарплата, то это отразилось там на каждой семье. И в России скачок курса с 6 до 28 руб. за доллар тоже не прошел бесследно.

Если глобализация будет развиваться так, что цифра 1 300 млн живущих на 1 долл. в день не будет сокращаться, то это приведет к катастрофе. Нам всем нужно думать, как исправить эту ситуацию. Другие говорят: все должно идти само собой, пусть сильные победят, а слабые погибнут. Это вообще неприемлемый для цивилизованного общества путь. Наконец, есть сторонники того, что кто-то должен руководить миром – одна страна или группа стран. К счастью, эксперименты с попыткой руководить уже закончились. Как известно, супердержава США, оставшись в одиночестве, оказалась не только неспособной вести дела, но и перессорилась с ближайшими союзниками в Европе.

История не фатальна, в ней есть альтернативы. Но чтобы они могли реализоваться в общественном сознании, а затем и в адекватной политике, необходим новый мировой порядок. Это означает, что должна быть новая ООН, новый Совет безопасности, который будет включать региональные системы поддержания безопасности и сотрудничества. Это международные организации, которые придут взамен тех, что созданы в период холодной войны, или старые будут подвергнуты адаптации к новым условиям. Прием Китая во Всемирную торговую организацию показал, что такой путь возможен. Это важный прецедент, который означает, что и в других международных организациях можно иметь иные правила.

Выстраивается новая модель управления мировыми процессами: глобальные вопросы решаются на уровне ООН, международных организаций, но по новым правилам, а локальные – на уровне региональных структур. Но новый мировой порядок сам по себе не появится, его созданием нужно заниматься всему сообществу. Очень важно, чтобы интеллектуальные центры могли показать политикам стратегическую дорогу, по которой нужно идти к этой цели.

Обзор подготовил научный редактор-консультант кандидат экономических наук ПАВЕЛ ШИНКАРЕНКО

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz