Номер 5/03 Главная Архив К содержанию номера

Процессы интеграции


Макроэкономические последствия расширения ЕС для его старых и новых членов

ФРИЦ БРОЙСС
Австрийский институт экономических исследований


•Эффект от расширения сообщества будет для новых членов большим, для старых – меньшим
•Политически взрывоопасной проблемой расширения ЕС на Восток являются возможные масштабы миграции
•И нынешние члены ЕС и только вступающие в него в результате расширения окажутся во взаимно выигрышной ситуации

Помимо общеполитического значения расширения ЕС (гарантия мира в Европе, объединение Востока и Запада, превращение ЕС в мировую державу) интерес представляют и его экономические последствия. Уже проведен ряд исследований, предметом которых были создание и апробация макроэкономических моделей развития ситуации для ЕС и ЦВЕ, а также для отдельных стран – преимущественно Австрии и Германии. На мой взгляд, они имеют ряд недостатков. С одной стороны, они не охватывают всей совокупности эффектов, которых следует ожидать в результате интеграции преимущественно «бедных» государств ЦВЕ в основном «богатый» Евросоюз. С другой, оценки делаются для всех стран этих двух группировок в целом, а не для каждой из них в отдельности.

Предлагаемые оценки макроэкономических последствий расширения ЕС, сделанные Австрийским институтом экономических исследований в рамках программы PREPARITY, устраняют названные недостатки. В этой работе учтены практически все теоретически возможные интеграционные эффекты:

в сфере торговли – снижение торговых издержек, в том числе за счет упразднения оставшихся таможенных барьеров;

на внутреннем рынке ЕС – повышение производительности, обострение ценовой конкуренции;

обусловленные движением факторов производства – прямые инвестиции Запада в страны Востока, миграция рабочей силы с Востока на Запад и т.п.

Разработчики данной программы исходили из того, что расширение ЕС будет осуществляться в два этапа: в 2005 г. присоединится «люксембургская группа» (Венгрия, Кипр, Польша, Словения, Чехия, Эстония), а в 2007 г. «хельсинкская» (Болгария, Латвия, Литва, Мальта, Румыния и Словакия). При этом имитационное моделирование проведено только для трех стран – Польши, Чехии и Венгрии, на которые приходится примерно 2/3 ВВП Центральной и Восточной Европы.

Расширение ЕС является взаимовыгодным мероприятием, в результате которого выиграют обе группы стран. Причем у государств ЦВЕ под воздействием этого фактора прирост ВВП в неизменных ценах будет в 10 раз больше, чем у старых членов. Среди последних в наибольшем выигрыше окажутся Австрия, Германия и Италия, а вот Дания, Испания и Португалия понесут некоторые потери.


Эффекты от сферы торговли


С вступлением в ЕС государства ЦВЕ становятся членами Таможенного союза. Отсюда общие таможенные тарифы и торговая политика; на внутреннем рынке – упразднение пограничного контроля. Точная экономия на издержках в результате отмены пограничного контроля пока не подсчитана (в специальных публикациях оценки колеблются 5-10%). Предполагается, что оставшиеся у вновь вступающих членов таможенные пошлины до 2002 г. составляли 5% экспорта. Их отмена означает потерю поступлений в госбюджет в размере примерно 1-1,5% ВВП. В то же время сокращение торговых издержек приведет в обеих группах стран к интенсификации торговых связей, что снимет угрозу прямого ущерба государственным бюджетам.

Отмечу, что почти 70% экспорта и 2/3 импорта государств ЦВЕ приходится на ЕС. Доля же будущих членов в его общем объеме внешнеторгового оборота составляет всего лишь около 4%. Поэтому торговый эффект в рамках увеличившегося сообщества будет асимметричным: для новых членов он, естественно, будет выше.

В 2005-2010 гг. он обеспечит старым членам ЕС ежегодный прирост ВВП в неизменных ценах примерно на 0,05%. В самом большом выигрыше окажется Австрия, чей ВВП увеличится приблизительно на 0,25%. По этому показателю она опередит Нидерланды, Францию, Ирландию и Италию (прирост 0,1-0,2%). Испания и Великобритания в результате действия этого фактора несколько проиграют. Для стран ЦВЕ влияние эффекта от торговли на ВВП окажется почти в 10 раз выше. В Венгрии, например, благодаря ему ВВП в неизменных ценах вырастет суммарно за 2001-2010 гг. почти на 4,5%. В Польше и Чехии из-за менее интенсивных торговых связей аналогичный прирост ВВП будет примерно в 2 раза меньше.

Однако торговый эффект не окажет существенного влияния на другие макроэкономические показатели: в частности, цены и занятость значительно не изменятся, несколько снизится безработица. У новых членов ЕС ухудшится сальдо госбюджета, а также торговый баланс и баланс по текущим операциям.


Эффекты от внутреннего рынка


Увеличение числа членов Евросоюза означает расширение его внутреннего рынка. В результате усилится конкурентное давление (на вновь вступившие государства в большей степени, чем на старых членов). Если исходить из уже накопленного опыта создания общего рынка, то следует ожидать определенного подъема производительности (прежде всего в силу роста масштабов производства), а также снижения уровня цен (из-за сокращения надбавок на издержки производства, ценового шока). В совокупности все это должно повысить потенциал роста в обеих группах стран.


Скачок производительности, повышение эффективности производства


Предполагается, что в государствах ЦВЕ с их вступлением в ЕС подъем производительности и снижение темпа роста цен будут аналогичны (хотя и менее сильно выраженными) тем, которые испытали старые члены после создания общего рынка в 1993 г. При составлении данного прогноза в качестве ориентира взяты предварительные наметки того периода и фактические результаты отдельных стран. Расчеты показывают, что для новых членов в среднесрочной перспективе следует ожидать «скачка» производительности 2-3% (первоначально около 1,5, а суммарно за шесть лет 3%).

У старых членов ЕС рост производительности будет меньшим, причем в большем выигрыше от региональной интеграции окажутся входящие в него малые страны. У них в 2005 г. он составит приблизительно 0,75% (хотя со временем темп прироста и снизится), тогда как в крупных странах будет в 2 раза меньше.

Из-за асимметричности в области роста производительности в малых странах ЕС ВВП в неизменных ценах будет увеличиваться более быстрыми темпами, чем в крупных. В Бельгии, Австрии, Финляндии и Ирландии до 2010 г. (суммарно) он вырастет на 0,5% (при этом годовые темпы роста будут замедляться). В больших странах общий прирост ВВП, обусловленный подъемом производительности, в тот же период будет в два раза ниже.

Повышение производительности труда означает поиски компромисса на рынке труда между снижением спроса на рабочую силу и ростом безработицы. Конкурентоспособность как фактор твердого валютного курса и уровня относительных расходов по заработной плате в расчете на единицу продукции повысится. Динамика цен замедлится, а следовательно, затормозится и рост ВВП в текущих ценах, что приведет к сокращению налоговых поступлений и негативно повлияет на госбюджет. Увеличение производительности труда отразится и на распределении доходов: доля заработной платы в национальном доходе снизится, т.е. прибыли будут возрастать в ущерб заработной плате.

Поскольку подъем производительности во вступающих в ЕС государствах будет более высоким, макроэкономический эффект от действия этого фактора в них проявится заметнее, хотя его структурное влияние во всех странах будет аналогичным. Так, в Польше, Венгрии и Чехии ВВП в неизменных ценах возрастет с 2005 по 2010 г. под его влиянием примерно на 1%, причем по годам прирост будет разным. С другой стороны, данный фактор окажет негативное воздействие на рынок труда: спрос на рабочую силу первоначально резко снизится, а безработица увеличится.


Ценовая конкуренция


Острота ценовой конкуренции на рынке ЕС расширенного состава для новых членов будет сильнее, чем для старых (ценовой шок). Так, в Венгрии, Польше и Чехии снижение уровня цен (судя по индексу потребительских цен) составит 6% за шесть лет (или 1% в год). Для старых участников данный эффект будет значительно ниже. Он зависит от интенсивности торговых связей со всей группой кандидатов (10 государствами ЦВЕ). Если объем торговли с ними превышает 4% общего внешнеторгового оборота страны, то для нее обусловленное конкуренцией годовое снижение цен оценивается 0,5%, при более низкой доле – 0,15% в год.

Усиление ценовой конкуренции приводит к повышению покупательной способности и, следовательно, спроса населения. Под влиянием этого фактора у тех участников ЕС, которые имеют тесные торговые отношения с кандидатами на вступление в него, в начальный период рост ВВП в неизменных ценах составит около 0,5%, аналогичный эффект для стран с более слабыми торговыми связями будет в 2 раза слабее. В то же время первоначальный прирост ВВП в Польше и Венгрии будет равен примерно 1%, в Чехии он окажется в 2 раза ниже. Зависимость других макроэкономических показателей от обусловленного конкуренцией ценового шока невелика.


Потоки прямых инвестиций с Запада на Восток


В рамках Евросоюза реализуется четыре принципа функционирования свободного внутреннего рынка – свобода передвижения товаров, услуг, капитала и людей. Рассмотрим два из четырех элементов – движение капитала с Запада на Восток и миграцию рабочей силы в обратном направлении – более подробно.

С 1989 г. внешняя торговля и прямые иностранные инвестиции выполняют функцию самых важных рычагов интеграции Востока и Запада. По зарубежным капиталовложениям на душу населения в 1989-1999 гг. лидировала Венгрия, хотя по абсолютному размеру полученных иностранных инвестиций первенствовала Польша (см. таблицу).

Прямые инвестиции в экономику 10 стран ЦВЕ
 1998 – 1999 гг. На душу населения В % ВВП В % ВВП ЕС
 всего, млн долл. на душу населения, долл. 1998 г. 1999 г. 1998 г. 1999 г. 1999 г.
10 стран, всего 69947 667 135 158 4,8 4,4 0,23
в том числе:  
Польша 20047 518 128 172 3,3 4,3 0,09
Венгрия 17770 1764 144 140 3,1 2,9 0,02
Чехия 14924 1447 256 476 4,7 9,2 0,07
Румыния 5647 252 92 42 5,0 2,8 0,01
Болгария 2332 284 65 98 4,4 6,5 0,01
Словакия 2111 391 70 130 1,8 3,6 0,01
Латвия 2100 866 124 136 5,0 5,3 0,00
Литва 2012 545 249 129 8,6 4,5 0,01
Эстония 1604 1115 397 154 11,0 4,3 0,00
Словения 1400 701 125 72 1,3 0,7 0,00

Прямые иностранные инвестиции способствуют накоплению и модернизации основного капитала, используемого на производственные цели, становясь, таким образом, серьезным фактором потенциала будущего роста. После интеграции государств Центральной и Восточной Европы в рынок ЕС приток иностранных инвестиций в их экономику, безусловно, возрастет (повышенные гарантии для инвесторов отразятся, в частности, на снижении надбавок за риски).

Влияние данного фактора производства на старых членов ЕС не будет столь однозначным. Дополнительные вливания в экономику новых партнеров могут, с одной стороны, снизить инвестиционный потенциал самого Евросоюза, а с другой, из-за повышения процентных ставок они косвенно могут стать причиной, сдерживающей его хозяйственное развитие, когда появится добавочный спрос на капитал. Это может произойти в результате повышения всего на 0,05% ставок по краткосрочным кредитам в евро. Подобная инвестиционная активность начнется уже во время подготовительной фазы к вступлению новых членов в 2003 г. и сохранится до конца их принятия в 2010 г. (тогда прирост по  указанной причине достигнет 0,2%). Такие выводы основаны на убеждении, что дополнительный спрос на капитал для финансирования прямых инвестиций непременно повлечет за собой повышение процентных ставок. Косвенно это может привести к вытеснению частных инвестиций государственными.

В странах-инвесторах из числа членов ЕС следствием роста процентных ставок станет небольшое снижение их ВВП в неизменных ценах (в среднем на 0,1% в начале периода интеграции и до 0,2% к его концу). Причем в малых странах данный негативный эффект проявится сильнее, чем в крупных. В то же время для трех обозначенных выше кандидатов на прием в ЕС приток капитала послужит сильным толчком к росту ВВП: в Венгрии – до 1%, в Польше – 0,75 и в Чехии – 0,5%. В целом начавшееся в ходе интеграции движение капитала даст вступающим государствам определенный выигрыш, тогда как старые члены понесут небольшие потери.


Миграция рабочей силы с Востока на Запад


Политически взрывоопасной проблемой расширения ЕС на Восток являются возможные масштабы миграции. Граничащие с претендентами на вступление в Евросоюз Германия и Австрия, а также Скандинавские страны опасаются, что массовая иммиграция, а она вероятна, если новым членам будет предоставлена полная свобода передвижения граждан, может деструктивно повлиять на их рынки труда. Действительно, большой разрыв в заработной плате (средняя зарплата в государствах-кандидатах составляет 40% евросоюзовской) теоретически может привести к массовой миграции на Запад. Поэтому пограничные страны (Австрия и Германия) предлагают ввести переходный период сроком до семи лет, в течение которого будут действовать ограничения прав граждан новых стран на свободное передвижение.

По одному из прогнозов, при немедленном предоставлении права на свободное передвижение из ЦВЕ в ЕС уже в 2002 г. эмигрировало бы 335,8 тыс. человек: в том числе 218,4 тыс. (или 65%) – в Германию, 146,9 тыс. (12,1%) – в Австрию. Со временем миграционный поток начнет иссякать: в 2010 г. он снизится до 149,9 тыс., а в 2030 г. – до 2,4 тыс. человек.

В предлагаемом здесь варианте приведенные выше данные сильно скорректированы. Прежде всего они увязываются с новым графиком расширения ЕС, по которому вступающие страны разбиты на две группы – «люксембургскую» и «хельсинкскую». К тому же учтены и встречные миграционные потоки. По этому варианту, в 2005 г. из трех обозначенных кандидатов в ЕС эмигрирует 143,7 тыс. человек (в том числе в Германию – 95,8 тыс., в Австрию – 17,65 тыс.). В 2010 г. общее число эмигрантов из тех же стран снизится до 72,1 тыс. (Германия – 48 тыс., Австрия – 8,8 тыс.). Как показывает практика, 2/3 иммигрантов будут востребованы на рынке труда.

Иммиграция дает возможность предприятиям Евросоюза выпускать больше продукции с меньшими затратами на рабочую силу. Благодаря этому фактору ВВП в твердых ценах в старых странах ЕС возрастет. Самым сильным прирост будет в Германии – на 0,25% до 2010 г., в Австрии он составит 0,15%. Однако в трех новых его членах ВВП под его воздействием снизится за тот же период примерно на 0,15%. Кроме того, доля безработных у старых участников ЕС из-за увеличения предложения рабочей силы первоначально возрастет, а у только вступивших в связи с сокращением ее предложения уменьшится. С течением времени, а также со спадом миграционных потоков этот дисбаланс на рынке труда сгладится. Миграция повлияет и на распределение национального дохода: в принимающих странах прибыли будут возрастать за счет заработной платы, а у новых членов будет наблюдаться обратная тенденция.


Издержки расширения ЕС для старых членов, выгода для новых


В центре общественных дискуссий наряду с проблемой миграции стоит и вопрос об издержках расширения ЕС. Основу предлагаемого в статье анализа влияния данного фактора составляют решения Европейского Совета, одобренные в Берлине в марте 1999 г. (известные как документ Agenda-2000). В этом документе рассматриваются финансовые перспективы ЕС на 2000-2006 гг. при условии, что страны «люксембургской группы» вступят в него в 2002 г. Так, за этот период издержки расширения брутто, включая подготовительные траты, оцениваются примерно 80 млрд евро (или 0,13% суммарного ВВП 15 стран ЕС за период; в 2006 г. – 0,22% годового объема их ВВП). Если из названной суммы вычесть собственные средства, которые должна внести «люксембургская группа» в бюджет ЕС (для каждой страны она составляет 1,27% ВВП), то получатся издержки расширения нетто. Они составят приблизительно 60 млрд. евро (или соответственно 0,1% суммарного ВВП ЕС за период и 0,17% – за 2006 г.).

Однако изменения графика вступления новых членов, необходимость структурной реформы и реформы аграрной политики потребовали пересмотра приведенных выше оценок издержек расширения ЕС. По скорректированным расчетам, совокупные издержки (с учетом собственных средств вступающих) в 2000-2010 гг. составят примерно 190 млрд евро (или 0,15% совокупного ВВП стран ЕС за весь период, в 2010 г. они оцениваются приблизительно 40 млрд, или 0,3%). Увеличение ЕС всего на три государства (Польша, Чехия, Венгрия) повлекло бы за собой издержки расширения в сумме 134 млрд евро, что соответствует 2,5% их суммарного ВВП, или 0,11% суммарного ВВП ЕС в указанный период.

Для большинства членов Евросоюза издержки расширения будут оставаться ниже среднего уровня (в 2005-2010 гг. он оценивается 0,17% ВВП ЕС), однако для некоторых стран они будут значительно выше: для Португалии – 1,5% ВВП, Греции – 1, Ирландии – 0,75, Испании – около 0,4%.


Общие оценки


Поскольку Венгрия, Польша и Чехия будучи небольшим регионом интегрируются в обширный внутренний рынок ЕС, то их выигрыш от этого в среднем будет примерно в 10 раз выше, чем старых членов данного сообщества. Моделирование по трем этим странам показывает следующее. В предстоящие 10 лет, включая подготовительный этап 2001-2004 гг., Венгрия и Польша смогут увеличить свой ВВП в неизменных ценах приблизительно на 8-9%, что будет соответствовать годовому приросту примерно 1%. Выигрыш Чехии ожидается несколько скромнее: общий прирост ВВП в те же годы оценивается 5-6%, а годовые темпы – 0,5-0,75%.

У старых участников Евросоюза за 2005-2010 гг. ВВП увеличится в среднем примерно на 0,5% (или на 0,1% в год). Те страны, которые подобно Италии, Австрии и Германии поддерживали тесные торговые отношения с государствами ЦВЕ, окажутся в большем выигрыше. В Австрии, например, суммарный рост ВВП в неизменных ценах за этот период достигнет 0,75%, что будет соответствовать среднегодовому приросту 0,15%.

В целом же и нынешние члены ЕС и только вступающие в него в результате расширения окажутся во взаимно выигрышной ситуации. Однако для некоторых из них издержки превысят выигрыш. Это относится прежде всего к Испании, Португалии и Дании. Первоначальный небольшой прирост ВВП в этих странах быстро сменится снижением.

На основе расчетов по Венгрии, Польше и Чехии можно сделать примерную экстраполяцию эффекта расширения ЕС для всех 10 кандидатов из ЦВЕ. Учитывая размеры их ВВП и тесные торговые отношения с ЕС макроэкономический эффект от их включения в него мог бы стать примерно на 1/3 выше как для старых, так и для новых его членов по сравнению с предложенными выше оценками. В долгосрочной перспективе (до 2010 г.) это могло бы означать, что суммарный прирост ВВП в неизменных ценах в государствах ЦВЕ составил бы около 12%, а в странах ЕС – около 0,66%.

Подчеркну, что для большинства действующих участников Евросоюза расширение пройдет более гладко, если будет принято положительное решение по ходатайству Германии и Австрии относительно 7-летней отсрочки предоставления гражданам Центральной и Восточной Европы права на свободное передвижение в пределах его внутреннего рынка.

Оцените эту статью по пятибалльной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Интернет магазин алкоголя ночью.
Сайт создан в системе uCoz