Номер 6/97ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Опыт Южной Кореи: влияние конфликта и порядка на реформы

ВАДИМ СЕМЕНОВ
доктор философских наук, профессор,
редактор-консультант журнала


• Экономические процессы и реформы развиваются через преодоление конфликтов
• В основе южнокорейского "чуда" лежит государственное регулирование и планирование экономического развития

Длительное время экономический рост в Южной Корее был одним из самых быстрых в мире. Достигнутые страной успехи привлекают не праздное внимание и нуждаются в объяснении.

Участие в XVII Всемирном конгрессе Международной Ассоциации политической науки (ИПСА) 17-21 августа 1997 г. в Сеуле позволило, используя данные официальной статистики, материалы ведущих экономических институтов и центров, сделать некоторые выводы о существе преобразований в Южной Корее.

Необходимо, однако, обратить внимание управленцев и на сам конгресс. Его тема - "Конфликт и порядок" - хотя и была посвящена главным образом политическим вопросам, глубоко затрагивает и управление. Поэтому о конгрессе полезно немного рассказать.


Конфликты и экономическое развитие


Конгресс, который проводится каждые три года, собрал свыше 2 тыс. ученых более чем из 80 стран мира - Индии, США, Западной Европы, Болгарии, Польши, Чехии, Югославии и др. Россию представляли в основном члены Российской Ассоциации политической науки, являющейся коллективным членом ИПСА, - более 30 ученых вместе с политологами из Азербайджана, Грузии, Киргизии.

Конфликты, рассматриваемые в широком философском, социально-философском плане, систематически проявляются на базе объективно складывающихся общественных противоречий. Порядок устанавливается или естественным путем - в результате разрешения противоречий и устранения конфликтов, или методами политического, властного воздействия, с помощью насилия, применяя или демонстрируя силу, в том числе военную, устрашающую, агрессивную. В докладе при открытии конгресса президент ИПСА французский ученый Ж.Лека отметил, что конфликт лежит в сердце политики. Конфликт и порядок взаимосвязаны и неотделимы друг от друга. Иными словами, порядок включает в себя конфликт, а последний является частью порядка.

Конфликтные процессы существенно влияют на хозяйственное развитие, на функционирование рынка, экономическую модернизацию и реформы. По мнению Ж.Лека, сам по себе рынок обусловливает все больше и больше негативных последствий. Рыночный индивидуализм порождает неравенство, что противоречит задачам создания государства социального благоденствия. Растет коррупция, идет криминализация общества. Поэтому государство должно брать на себя ответственность по корректировке и компенсации стихийно осуществляемого распределения товаров и услуг. У демократии и у рынка вовсе не одни и те же критерии для справедливого распределения ресурсов. Приведя слова Э.Геллнера о том, что "ныне мы все социалисты", Ж.Лека заключил: "Все мы хотим, чтобы осуществлялся определенный политический контроль за производительной деятельностью всей системы автономных единиц".

Мировая практика убеждает, что конфликтность и упорядочение существенно влияют на ход реформ и экономических преобразований, в том числе в азиатском регионе и конкретно в Южной Корее. В выступлениях на конгрессе ведущих ученых и политических деятелей Южной Кореи особенно подчеркивались возрастание роли в современном глобальном развитии Азии, тенденции перемещения центра интенсивного экономического роста с Запада на Восток. Так, председатель местного организационного комитета Далчунг Ким отметил в своем выступлении: "Если XVI Всемирный конгресс в Берлине три года назад символизировал рождение Европы периода пост-холодной войны, то XVII Всемирный конгресс в Сеуле символизирует коллективный подъем Азии".

В приветствии конгрессу Президент Республики Корея Ким Ен Сам подчеркнул, что модель экономического развития страны стала важным объектом исследования в третьем мире. В равной степени корейский опыт реформ может представить собой урок для тех, кто ныне сталкивается со сходными проблемами. Вместе с тем, заметил Ким Ен Сам, Республика Корея не освободилась еще от давления, вызванного быстрым экономическим и несбалансированным социальным развитием. Конфликты между регионами, классами и группами интересов все еще существуют, хотя мы добились политических успехов. Ныне то время, когда мы нуждаемся во всемирно разработанной системе реформ для того, чтобы разрешить общие проблемы, стоящие перед человечеством.


Динамика основных показателей южнокорейской реформы


Имеющиеся данные позволяют проследить динамику экономического развития Южной Кореи.

Четыре главных фактора объясняют поразительный экономический рост страны. Первый - определяющая роль правительства в ходе реформ. Второй - обоснованная недостатком природных ресурсов стратегия экспортного ориентирования. Третий - изобилие дешевого и в то же время хорошо подготовленного и дисциплинированного труда. Четвертый - благоприятный для деловой активности международный климат. В результате изменений, начавшихся с 1962 г., Южная Корея превратилась из одной из самых бедных в мире аграрных стран в быстро развивающуюся индустриальную. Этот скачок получил название "экономического чуда на реке Хан" (река Хан-ганг протекает в Сеуле).

Реформы начались и продолжались под руководством правительства через государственное планирование. Задачи и курс реформ были сформулированы в первом пятилетнем плане экономического развития на 1962-1966 гг. В нем четко провозглашалась стратегия экспортноориентированной индустриализации. Структурная реорганизация предусматривала решительный поворот от аграрной экономики к современной экономике обрабатывающей промышленности и экспортной торговли. Пятилетний план был сфокусирован на создании базы индустриализации. Принимались и другие планы, как, например, разработанная в 1984 г. широкомасштабная пятилетняя программа уменьшения тарифов. В результате ставка тарифов на производимые товары в среднем была снижена с 22,6% в 1983 г. до 6,2% в 1996 г.

Механизация сельскохозяйственного производства на базе индустриализации, укрупнение фермерских хозяйств существенно уменьшили долю сельского населения в стране, способствовали переливу его в город. Доля сельских жителей в стране уменьшилась с 57% в 1962 г. до 11% в 1995 г. В то же время возросло производство сельскохозяйственной продукции. Оно удвоилось за 15 лет начиная с 1962 г. В 1995 г. произведено 4,7 млн т риса.

При характеристике изменений в сфере производства и всей экономики южнокорейская статистика использует понятия "первичных", "вторичных" и "третичных" отраслей хозяйства. К первичным относятся отрасли, производящие продукты из природных материалов и сырья: сельское хозяйство, рыболовство, добывающая промышленность. Ко вторичным - все отрасли, изготовляющие готовую продукцию (легкая и тяжелая промышленность, машиностроение, электроника и т.д.). К третичным относятся функционирующие на базе материального производства все непроизводственные отрасли, включая банковское дело, науку, образование, управление, культуру, государственную службу, торговлю, сферу услуг и др.

Общая динамика изменения соотношения данных отраслей в южнокорейской экономике по мере нарастания процессов индустриализации и модернизации заключалась в существенном сокращении доли первичных отраслей, увеличении роли и эффективности обрабатывающих вторичных отраслей и на этой основе - расширении численности и доли занятых на государственной службе, в торговле и т.д. Так, доля сельского хозяйства, рыболовства и добывающей промышленности в общей хозяйственной структуре снизилась с 34,8% в 1966 г. до 23,5% в 1976 г. и 6,6% в 1995 г. Доля работающих в этих отраслях среди всех занятых уменьшилась с 50,4% в 1970 г. до 34% в 1980 г., 17,9% в 1990 г. и 12,5% в 1995 г.

На первых ступенях индустриализации модернизировались традиционные для Южной Кореи отрасли легкой промышленности, особенно текстильной. Самыми высокими темпами развивались тяжелая и химическая промышленность, производство машин и оборудования, электроника, судостроение, автомобилестроение для внутреннего и внешнего рынка. После 1990 г. Республика заняла 6-е место в  мире по производству стали. Доля интенсивно развивающихся обрабатывающих отраслей в хозяйственной структуре страны возросла с 20,5% в 1966 г. до 27,2% в 1995 г. Доля работающих в них среди всех занятых увеличилась с 14,3% в 1970 г. до 22,5% в 1980 г. и 23,5% в 1995 г. Доля третичных отраслей в структуре хозяйства страны увеличилась с 44,7% в 1966 г. до 66,2% в 1995 г. А удельный вес занятых в них среди работающего населения возрос с 35,3% в 1970 г. до 43,5% в 1980 г., 54,5% в 1990 г. и 64,0% в 1995 г.

ВНП Южной Кореи возрастал следующим образом по пятилетиям, в млрд долл. США (в скобках указана величина ВНП на душу населения в долл. США): 1970 г. - 8,1 (253), 1975 г. - 20,9 (594), 1980 - 60,6 (1 597), 1985 г. - 91,1 (2 242), 1990 г. - 251,8 (5 883), 1995 г. - 451,7 (10 076).

Во внешней торговле во много раз увеличился объем южнокорейского экспорта - с 30 283 млн долл. в 1985 г. до 125 058 млн в 1995 г. На первом месте находится экспорт машинного и транспортного оборудования - 11 384 млн долл в 1985 г. и 65 646 млн в 1995 г.; на втором месте - промышленных товаров, соответственно 15 436 млн и 40 750 млн долл.; на третьем - химических и связанных с ними продуктов, соответственно 936 млн и 8 944 млн долл. Вместе с тем импорт из-за нехватки природных ресурсов все еще превышал экспорт. Так, импорт сырого топлива, смазочных масел и связанных с ними материалов составил 7 363 млн долл. в 1985 г. и 19 103 млн долл. в 1995 г. А импорт сырых материалов, технических, за исключением топлива - 3 875 млн в 1985 г. и 11 713 млн долл. в 1995 г. Ввозятся также промышленные товары, машинное и транспортное оборудование и другие товары.

В основном внешняя торговля Южной Кореи ориентирована на страны Азии. В 1995 г. экспорт в эти страны составил 61 565 млн долл., а импорт из них - 54 921 млн долл. Наоборот, в страны Америки экспорт в 1995 г. достиг 33 292 млн долл, а импорт из этого региона - 36 972 млн долл. Со странами Европы импорт также превысил экспорт соответственно 22 452 млн и 20 854 млн долл.


Переход к новой экономической политике


Быстрый и стабильный подъем экономики Южной Кореи осуществлялся до 1988 г. Затем, особенно с 1989 г., появились серьезные трудности. Замедлился экономический рост, возросла инфляция, уменьшился баланс платежей. Это явилось результатом разбалансирования и деградации системы конкурентных отношений, что в свою очередь было обусловлено растущей неэффективностью управления со стороны правительства, погрязшего в коррупции и бюрократизме. К этому добавилось значительное ослабление действия таких ранее благоприятных факторов, как низкие цены, соответствующая требованиям современной технологии квалификация труда, не говоря уже об усилении враждебности международной экономической среды.

В обрабатывающей промышленности произошло сильное падение темпов роста - с 20,1% в1987 г. до 13,4% в 1988 г. и 5,1% в 1992 г. Соответственно снизились темпы роста экспорта - 36,2% в 1987 г. и 28,4% в 1988 г. до 6,6% в 1992 г. В результате темпы роста ВНП, составлявшие до 1988 г. 8,4%, упали в 1989 г. до 6,9%.

В свете этих трудностей вступивший в 1993 г. в должность нового Президента Республики Корея Ким Ен Сам как одну из первостепенных задач провозгласил политику оживления и подъема народного хозяйства. Он выдвинул экономическую парадигму, названную "новая экономика", в качестве основы широкомасштабного плана создания "новой Кореи". В главных чертах эта парадигма и план создания "новой экономики" предусматривают искоренение коррупции среди чиновничества и других слоев корейского общества, стимулирование национального хозяйства и восстановление дисциплины.

Новая экономическая политика направлена на поощрение частной инициативы и творчества на всех уровнях бизнеса. Администрация повела линию на усиление разнообразия торговых связей и финансового сотрудничества со странами Юго-Восточной Азии, с бывшими и нынешними социалистическими странами и странами третьего мира. Южная Корея стала играть более активную и уверенную роль на международной арене, вступив в конце 1996 г. в члены Организации экономического сотрудничества и развития (ОЕСД), объединяющей развитые страны.

В июне 1993 г. южнокорейское правительство приняло и официально опубликовало пятилетний план по созданию новой экономики на 1994-1998 гг. Если план будет выполняться как намечено, то в период 1994-1998 гг. средний ежегодный рост ВНП должен составлять 7% и к концу 1998 г. сумма ВНП на душу населения должна достигнуть 14 000 долл. США. План ориентирован на достижение экономической стабильности с ежегодным средним возрастанием потребительских цен на 3%. Для сбалансирования платежеспособности будет применяться чистый кредит.

Главным средством увеличения экономического потенциала определены меры по совершенствованию всей системы конкурентоспособности экономики посредством структурного упорядочения взаимоотношения отраслей, технологических инноваций, совершенствования информационных систем и обеспечения справедливых правил конкуренции. В частности, малые и средние предприятия, так же как сельское хозяйство и рыболовство, предполагается сделать более конкурентоспособными посредством структурного регулирования и корректировки. В плане отражена необходимость существенного увеличения социально ориентированных капиталовложений, совершенствования трудовых отношений, поощрения эффективного использования человеческих и других ресурсов. Во внешнеэкономическом отношении план предусматривает дальнейшую интернационализацию южнокорейской экономики.

Воплощение принятого плана показало, что после замедления в 1991-1993 гг. южнокорейская экономика находится в состоянии устойчивого восстановления и подъема. В 1995 г. темп роста ВНП показал 8,7%, производство промышленной продукции возросло на 9,1%. Улучшается ситуация в области занятости. Темпы роста безработицы снизились в 1995 г. до 2,1% по сравнению с 3,1% в 1993 г. В то же время потребительские цены в 1995 г. возросли на 4,5% вместо запланированных 3%.

Преобразования в Южной Корее с целью создания "новой экономики" и "новой Кореи" продолжаются.

В условиях, когда в России осуществляются шаги по усилению государственного регулирования экономикой, успешный опыт Южной Кореи приобретает особую актуальность. Его следует тщательно проанализировать не только ученым, но и государственным органам и использовать на практике.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz