Номер 4/00ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Польша: необходима новая стратегия

ЯН ПТАШЕК
доктор экономических наук
(Республика Польша)


• Основные макроэкономические показатели в 1999 г. ухудшились,
но угрозы кризиса нет
• Правительству нужно отказаться от политики охлаждения экономики на основе ортодоксального либерального сценария
• Необходимо усилить государственное регулирование
и стимулировать внутренний спрос

В условиях обостряющейся экономической ситуации в последние два года, когда у власти в Польше находится правоцентристское правительство, большинство экономистов и политиков выражают беспокойство (временами даже демонстративно, как, например, руководитель правительственного центра стратегических исследований) относительно ближайших перспектив развития национального хозяйства. За истекший 10-летний период трансформации 1999 г. был самым плохим – все основные макроэкономические показатели ухудшились. Замедлились темпы роста, возросла безработица, усилилась инфляция, увеличился дефицит государственного бюджета. Однако это не означает, что польской экономике грозит кризис, особенно если сопоставить ее состояние с положением в других странах Центральной Европы.

Правящие круги часто пытаются объяснить возникшую тенденцию действием внешних факторов – кризисом в России, колебаниями на финансовых биржах, ухудшением хозяйственной конъюнктуры в странах ЕС. Однако эти аргументы неубедительны. Так, уже несколько месяцев наблюдается оживление в экономике самого крупного внешнеторгового партнера Польши – Германии. В России в 1994 – 1995 гг. масштаб кризиса был более значителен, чем в 1998 – 1999 гг., но польское хозяйство в тот период ускоряло темпы роста. Конечно, мировая экономика влияет на происходящее в Польше, однако в первую очередь воздействие оказывает экономическая политика правительства.

Ухудшение макроэкономической ситуации во многом вызвано отсутствием необходимой координации экономической политики, социально-экономической стратегии, четкой промышленной политики, рационального сочетания инструментов фискальной и монетарной политики, а также слабой и неэффективной внешней торговой политики. В этих условиях необходимы решительные действия со стороны правительства, которое должно выработать новую стратегию.


Замедление темпов роста


В 1995 – 1997 гг., когда у власти находилась коалиция левых сил, наблюдался высокий экономический рост, составлявший 6 – 7% в год. В 1998 г. его темпы снизились до 4,8%, в 1999 г. до 4,1% (в Венгрии – 3,6%, Словакии – 2,8, Румынии – около 4, в Чехии падение на 0,5%). Это торможение явилось следствием реализации концепции охлаждения конъюнктуры Л. Бальцеровича, хотя премьер-министр Е. Бузек обещал, что темпы развития экономики Польши будут в 3 раза выше, чем стран Западной Европы. Тем не менее внутренняя противоречивость политики правительства привела к такому сокращению темпов роста ВВП, подобное которому не наблюдалось в течение последних пяти лет.

n Увеличение промышленного производства замедлилось с 11,5% в 1997 г. до 4,3% в 1999 г., при этом в обрабатывающей промышленности прирост снизился до 5,3% против 6,7% в 1998 г. (спад темпов роста затронул в том числе производство потребительских товаров).

n Резко снизились результаты работы в строительстве, валовая продукция которого в 1999 г. повысилась всего на 3,8% против 9,1% в 1998 г. Количество сданных в эксплуатацию квартир уменьшилось в истекшем году на 3,9%. Эта тенденция была характерна для всех видов строительства, кроме муниципального и предназначенного на продажу или сдачу в аренду (рост на 34,3%).

n Финансовые итоги деятельности предприятий значительно ухудшились. Более 43% крупных хозяйствующих субъектов понесли убытки или окончили год с нулевыми результатами. Это характерно прежде всего для иностранных фирм, особенно для таких промышленных гигантов, как Fiat Auto Poland, General Motors Poland, Shell, Ford и ряд супермаркетов. Большинство национальных предприятий, потеряв возможность накопления и инвестирования, спасается от банкротства путем отсрочки платежей. Иностранные же фирмы реализуют свою прибыль за пределами Польши через материнские компании путем завышения цен на импортируемые для производства компоненты. Как правило, они отличаются более низкой рентабельностью, чем отечественные предприятия.

n Уменьшение темпов роста производства и поступлений в бюджет сопровождается снижением инвестиционной активности. В 1999 г. прирост капиталовложений составил около 7% против 22% в 1997 г. и 15,8% в 1998 г. Неблагоприятные изменения происходят в структуре инвестиций в сторону сокращения вложений в обрабатывающую промышленность, особенно в легкую, производство пиломатериалов и изделий деревообработки (например, мебели), хотя эти отрасли играют большую роль в польском экспорте. Их продукция вытесняется и с внутреннего рынка более дешевым импортом.

Особое беспокойство вызывает спад капиталовложений в отрасли – носители технического прогресса, удельный вес которых в общем объеме промышленных инвестиций и раньше был минимальным. Он составил 7%, тогда как в развитых странах на эти отрасли приходится основная часть капиталовложений. Такая тенденция чревата потерей для польской экономики шанса занять партнерскую позицию в Евросоюзе.

n Основными факторами, препятствующими развитию предприятий, с начала процесса трансформации являются не относительно низкая стоимость рабочей силы, а ряд других моментов:

• чрезмерно высокая в течение многих лет цена кредитов, перечеркивающая рентабельность инвестиций;

• завышенный объем импорта из-за быстрого и преждевременного снижения ставок импортных пошлин;

• терпимое отношение всех правительств к дотируемому и субсидируемому импорту;

• тотальная продажа иностранному капиталу высокорентабельных предприятий с крупносерийным производством товаров повседневного потребления, для изготовления которых используются не отечественные, а импортируемые сырье и полуфабрикаты;

• значительное завышение курса злотого, из-за чего импорт приносит колоссальную прибыль, а экспорт становится нерентабельным;

• отсутствие серьезной помощи экспортерам со стороны правительства.

n В сельском хозяйстве продолжается спад производства. Валовая продукция снизилась в 1999 г. по сравнению с 1998 г. на 5,6%, в том числе в растениеводстве – на 8,4%, животноводстве – на 2,1%. Уже больше года крестьяне вынуждены продавать свою продукцию по ценам ниже себестоимости, из-за чего в большинстве хозяйств не обеспечивается даже простое воспроизводство. Ограничивается поголовье свиней и крупного рогатого скота, сокращаются посевы зерновых и промышленных культур. Резкое снижение доходов крестьян приводит к уменьшению их потребительских расходов, что влияет на падение спроса, учитывая, что работа в сельском хозяйстве является источником существования для более 8 млн человек.

Удар по крестьянам наносит импорт продовольствия по искусственно заниженным ценам. Принятое правительством под давлением крестьян решение об ограничении импорта зерна в принципе не меняет ситуацию, поскольку растет ввоз муки, макарон и другого продовольствия.

Без обеспечения крестьянам условий для сбыта их продукции по справедливым ценам и интервенционных госзакупок спад в сельском хозяйстве болезненно отразится на положении ряда других секторов. Это серьезная угроза для экономического роста.


Нарастание безработицы и инфляции


Среди негативных последствий ухудшения экономической ситуации наибольшее беспокойство вызывает рост безработицы, уровень которой, по официальной статистике, достигает 13%. С учетом незарегистрированных безработных, особенно на селе, этот показатель повышается до 19-20% (такой уровень еще недавно был в Испании, а сейчас наблюдается в Словакии). Подобная безработица носит уже структурный характер.

В последние годы снижение уровня безработицы отмечалось в Австрии, Бельгии, Дании, Финляндии, Франции, Испании, Голландии, Ирландии, Норвегии, Португалии и США. Во многих странах этот показатель не превышает 3-5% (в Голландии, Японии, Норвегии, Португалии, США, Швейцарии и Великобритании).

Безработица, уровень которой составляет двузначную величину, представляет основу для расширения зоны бедности. Сегодня без работы остаются 2,3 млн человек. В конце 1999 г. на одну вакансию приходилось 380 человек. Такого масштаба безработицы в стране не наблюдалось уже три года.

Резкий ее рост вызван (помимо снижения динамики инвестиций) ускорением приватизации, реструктуризации и ликвидации предприятий. Закрываются очередные угольные шахты, предприятия оборонной промышленности, металлургические комбинаты, и данному процессу не видно конца. Важной причиной повышения безработицы является чрезмерный импорт, который, по оценкам, привел к потере 1,1 – 1,2 млн рабочих мест.

Чтобы улучшить положение, создан фонд занятости и социальной помощи, около 10% которого предназначается на активные формы борьбы с безработицей (переподготовка кадров, развитие сферы услуг, общественные работы). Это, однако, не может решить проблему. Необходимы срочные меры по увеличению инвестиций, стимулированию развития малых и средних предприятий, а также активизации жилищного строительства.

n Самого высокого с 1998 г. уровня достигла инфляция, составившая в январе 2000 г. по сравнению с аналогичным периодом 1999 г. 10%. Не оправдались наметки Министерства финансов, заложенные в закон о бюджете на 1999 г. Лозунг борьбы с инфляцией далек от воплощения на практике: по-прежнему проводится носящая догматический характер неолиберальная политика, реализуется концепция охлаждения экономики со всеми вытекающими последствиями.

В 1991-1992 гг. инфляция носила затратный характер: рост цен был вызван не излишком денег, а повышением себестоимости продукции и услуг. От “избытка” денег основная часть общества была “освобождена” в начале шоковой терапии. В 1998 г. более 50% населения вообще не имели сбережений. Около 54% граждан живут на уровне прожиточного минимума, из них примерно 6% на грани выживания. Число активных потребителей, формирующих спрос, постоянно уменьшается, составляя в настоящее время порядка половины населения.

В первую очередь растут цены на материалы, топливо и энергию при относительном снижении стоимости рабочей силы в границах 10%. Инфляционные импульсы создают как внешние цены, в основном на товары материального – технического снабжения, в частности нефть, газ, хлопок, так и внутренние, регулируемые правительством при помощи акцизов и НДС.

Ярким примером стимулирования инфляции является многократное повышение акцизов на топливо, в результате чего цены на него выросли в 1999 г. на 52,7%. Что касается цен на продовольственные товары, то несмотря на утверждения, что они также повлияли на усиление инфляции, это не соответствует действительности, поскольку на их долю приходится всего 19% общего показателя повышения цен, в то время как 81% падает на рост цен на услуги, промышленные товары, табак и алкоголь.

Увеличение процентных ставок Центральным банком под вывеской борьбы с инфляцией одновременно стимулирует рост сбережений, но вместе с тем не способствует инвестированию, что тормозит развитие экономики, повышение занятости и экспорта. Усиливается расслоение населения по доходам, растет безработица, бедность, что порождает многочисленные социальные конфликты.

Все это сказалось на подготовке и проведении административной реформы, реформ в области здравоохранения, просвещения и пенсионной системы. Вследствие организационной неразберихи и отсутствия финансовой проработки эти преобразования превратились в свою противоположность.

Во многих секторах экономики наблюдаются конфликтные ситуации. Одна из них, начавшаяся в 1998 г., возникла на фоне административной реформы. Новые органы местного самоуправления существуют более года. Многие вновь созданные повяты (районы) живут благодаря тому, что используют дорожные субвенции на другие цели. Финансовые средства, особенно предназначенные для домов социальной помощи, детских домов, а также на развитие культуры, спорта и собственную администрацию, крайне недостаточны.

Не выполняются соглашения с крестьянскими организациями, что усиливает негативную реакцию профсоюзов.

Под угрозой банкротства находится ряд хорошо оснащенных больниц. К этому надо добавить конфликты с работниками оборонной промышленности, инвалидами и т.д.

Все это, на наш взгляд, свидетельствует о том, что система хозяйствования правительства не оправдывает себя и не находит общественной поддержки.


Неэффективная торговая политика


В течение двух последних лет сформировалась неблагоприятная структура экономики, для которой характерны высокая импортоемкость и низкая экспортная способность. Иностранные инвестиции направлены не на увеличение экспорта, а на завоевание польского рынка и вытеснение с него отечественных производителей. Наблюдается большой рост дефицита во внешней торговле товарами и услугами.

За 11 мес. 1999 г. по сравнению с аналогичным периодом 1998 г. объем внешней торговли в долларовом исчислении уменьшился. Экспорт составил в этот период 24,6 млрд долл., импорт – 41,3 млрд долл. (снижение против предшествующего года соответственно на 52 и 4,7%). Отрицательное сальдо внешнеторгового баланса достигло 16,6 млрд долл., в том числе с развитыми странами – 11,7 млрд долл. (с государствами ЕС – 9,5 млрд долл.). Их удельный вес в польском экспорте вырос в 1999 г до 76,6%, в том числе стран ЕС – до 70,6%.

Основным торговым партнером Польши остается Германия, на долю которой приходится более 36% ее экспорта и 25,3% импорта. Удельный вес стран Центральной и Восточной Европы в польском экспорте снизился с 20,7% в 1998 г. до 16,8% в 1999 г., в импорте возрос с 13 до 14,1%.

К числу неблагоприятных тенденций относится резкий спад торговли с Россией, которая ранее была одним из самых крупных торговых партнеров Польши. В 1999 г. она сместилась на 11-е место, в то время как до 1997 г. занимала 2-3-е место. Доля России в польском экспорте составила в 1999 г. 5,1%.

Впервые с начала процесса системной трансформации Польша практически была вытеснена с российского рынка.

В течение пяти лет (1993-1997 гг.) удалось восстановить позиции Польши на российском рынке. За этот период сформировалась стабильная структура взаимного товарооборота. В польском экспорте в Россию преобладали продукция сельского хозяйства и продовольственные товары, изделия химической промышленности, машиностроения, а также мебель, в импорте из России доминировало минеральное сырье, в основном нефть и природный газ (стоимость их импорта в 1997 г. составила более 2 млрд руб.).

Пять лет интенсивных усилий сошли на нет в 1998 г. Конечно, негативную роль сыграл финансовый кризис в России, однако прежде всего это связано с низкой активностью национальных экспортеров, которые не были поддержаны государством. Польский экспорт продовольственных товаров вытеснен с российского рынка странами ЕС в результате проводимой Евросоюзом политики высоких дотаций и льготных кредитов для своих экспортеров продовольствия. Такая же судьба постигла лекарства, парфюмерно-косметические товары и изделия бытовой химии. В результате польский экспорт в Россию уменьшился в 1998 г. на 26%, а в 1999 г. – на 53,5%. Дефицит в торговле с ней составил около 2 млрд долл.

Несмотря на неравные шансы в конкуренции с фирмами ЕС, польские предприятия, опираясь на традиционное знание российского рынка и прежние связи, постепенно пытаются восстановить свои позиции. Фактором, стимулирующим экспорт, может стать более широкий выход в другие российские регионы помимо Москвы и Петербурга, а также переход к инвестиционной деятельности и созданию совместных предприятий. Резкий спад вывоза в Россию, конкуренция со стороны западных фирм и ухудшающееся положение польских экспортеров требуют большей решительности в их действиях, поддержки как со стороны правительства Польши, так и российских учреждений и организаций. Смягчение негативных тенденций во взаимной торговле и прежде всего сокращение высокого для Польши внешнеторгового дефицита должно рассматриваться как общая проблема обоих партнеров. В противном случае это может превратиться в непреодолимое препятствие для развития взаимного сотрудничества.

Аналогичные проблемы наблюдаются и в торговле Польши с Украиной. Экспорт в эту страну сократился на 31%, импорт из нее – на 4,1%. Украина как импортер польских товаров сместилась с 6-го места в 1998 г. на 10-е место в 1999 г.


Проблема дефицита во внешней торговле


Основная часть дефицита в товарообороте Польши приходится на страны ЕС, для которых торговля с ней представляет самый крупный источник положительного внешнеторгового сальдо. Ситуация в других странах ЦВЕ в этом плане значительно лучше. Так, в России положительное сальдо в торговле с ЕС достигло 7,8 млрд евро. Венгрия уменьшила свой дефицит с 1,9 млрд до 0,7 млрд евро, а Чехия – с 1,9 млрд до 0,9 млрд евро.

По мнению экспертов, высокий удельный вес ЕС во внешней торговле Польши перешел границу здравого смысла. Такой зависимости от одной из международных организаций не было даже во времена СЭВ. Поэтому перед польской экономикой стоит задача диверсификации внешнеторгового оборота в сторону увеличения роли восточных стран и других государств, не являющихся членами Евросоюза.

Рост дефицита во внешней торговле оказал принципиальное воздействие на увеличение отрицательного сальдо платежного баланса по текущим операциям с 5,6 млрд долл. в 1998 г. до 9,9 млрд долл. в 1999 г., что составляет 7,5% ВВП и в соответствии с принятыми правилами представляет критическую отметку. В условиях Польши это еще не катастрофа, хотя и является угрозой для экономики. Внешнеторговый дефицит имел место в течение всего трансформационного периода, однако он покрывался за счет поступлений от неторговых платежей, притока иностранного капитала, доходов от услуг, приграничной торговли, текущих трансфертов и др.

В связи с уменьшением таких поступлений в последние два года компенсировать отрицательный внешнеторговый баланс становилось все труднее. Особенно остро ощущается значительное снижение доходов от приграничной и “челночной” торговли, составляющих в 1994-1997 гг. 6-9 млрд долл. ежегодно. После 1997 г. они стали сокращаться в связи с выравниванием внутренних цен между Польшей и соседними странами. В 1999 г. доходы от приграничной и “челночной” торговли резко упали примерно до 2 млрд долл., прежде всего в результате введения въездного режима в отношении граждан России, Белоруссии и ряда других стран.

По-прежнему отмечается приток иностранного капитала, составивший в 1999 г. 8,8 млрд долл. по сравнению с 10,1 млрд долл. в 1998 г., что обеспечивает проведение внешних расчетов.

Основные причины слабости внешней торговли кроются в экономической политике, а также в структуре экономики с ее высокой импортоемкостью и снижающейся экспортной способностью. В результате показатель проникновения импорта на рынок товаров широкого потребления и материально-технического снабжения превысил отметку 50%, тогда как в Западной Европе он составляет в среднем около 20%. Это означает, что Польша не только превратилась в рынок сбыта для ряда государств, особенно стран ЕС во главе с Германией, но стала зависимой от импортных товаров, особенно материально-технического снабжения, причем это тенденция является достаточно устойчивой.

Цены на импортируемые товары искусственно занижаются путем мер экономического и внеэкономического характера, используемых правительствами многих стран с целью поддержки своих экспортеров. Польская экономика постоянно имеет дело с нечестной конкуренцией. Ответственные за такого рода вопросы государственные учреждения проявляют беспомощность при одновременном отсутствии поддержки отечественных экспортеров со стороны правительства. За несколько лет в стране сформировалось мощное лобби, состоящее из отечественных импортеров, предприятий с иностранным капиталом, связанных со своими материнскими компаниями в других странах, а в последнее время, как можно предполагать, с чиновниками в Брюсселе, следящими за экспортом из ЕС.

В результате ускоренной приватизации, распродажи предприятий иностранному капиталу, их реструктуризации и ликвидации страна все в меньшей степени способна предложить товары, интересующие импортеров. Не производится в нужном количестве современная наукоемкая продукция. Отсутствуют отрасли, благодаря которым польская экономика могла бы получить мировую известность (например, электростанции). Уничтожено производство электронных полупроводников, интегральных схем, станков с цифровым управлением, трансформаторов большой мощности, научно-измерительной аппаратуры, телеграфного оборудования и телефонов. Исчезли с рынка станки, техническое стекло, оборудование промышленной автоматики, точные инструменты, подшипники, подъемно-транспортные, строительные машины и оборудование и т.д.

Не способствует росту экспорта и непродуманная политика в отношении иностранного капитала. Более половины внешних инвестиций были направлены в сферу услуг – строительство сети крупных супермаркетов, торговых складов, телекоммуникаций. Иностранный капитал стремится захватить рынок Польши. В ряде случаев после приобретения польских предприятий зарубежные инвесторы не вкладывают средства в развитие национальной базы материально-технического снабжения и кооперации, а обеспечивают поставку запчастей и комплектующих от иностранных кооперантов, что становится одной из причин безработицы.

Правительство, хотя и с опозданием, приняло в феврале 2000 г. программу поддержки экспорта. Она предусматривает расширение возможностей использования фирмами страхования экспорта, а также займов из бюджета для его финансирования. Собранная на специальном валютном счете часть средств от приватизации должна противодействовать чрезмерному росту курса злотого и служить его стабилизации. Речь идет о том, чтобы не допустить ухудшения условий рентабельности экспорта. Правительство ведет переговоры с Европейской комиссией по вопросу обеспечения доступа ряда польских товаров на рынок ЕС.

Одновременно для противодействия чрезмерному импорту намечено упростить процедуры, направленные на защиту национального рынка и борьбу с демпингом. На рынок не будут допускаться иностранные товары, не соответствующие установленным стандартам, санитарным и ветеринарным требованиям. Таможенные и налоговые службы обязаны более эффективно противодействовать нелегальному импорту. Насколько действенными окажутся эти меры, покажет время.

В связи с нарастанием угрозы для стабилизации экономики правительство в бюджете на текущий год предприняло попытку улучшить ситуацию. Предусматривается, что ВВП возрастет на 5,2%, а инфляция уменьшится до 5,7%. В 2000 г. снижение курса злотого по отношению к доллару составит 3,9% против 4,2% в предшествовавшем году. Уровень безработицы упадет до 12,5%.

Однако реальность этих чрезмерно оптимистичных показателей вызывает сомнение, поскольку в бюджете не предусмотрены механизмы стимулирования экономики. Правящая коалиция все еще стоит на позициях ортодоксального либерализма, который в большинстве западных стран уже отходит в прошлое. В последнее время взгляды наиболее известных в мире экономистов и политиков явно меняются. Они считают, что для преодоления кризиса необходимо усиление государственного интервенционизма в экономику и стимулирование внутреннего спроса. Представляется, что Польше следует изменить экономическую стратегию, чтобы не допустить дальнейшего ухудшения условий жизни людей и способствовать социально-экономическому развитию.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz