Номер 2/00ГлавнаяАрхивК содержанию номера
ИНТЕРВЬЮ

Корпоративное управление - фактор возрождения промышленности

- Вы имеете огромный опыт управления промышленными предприятиями: были директором завода, начальником главка, в 80-е годы пять лет руководили Министерством станкоинструментальной промышленности бывшего СССР, а сейчас возглавляете холдинговую компанию “Росстанкоинструмент”. Что изменилось в управлении отраслью за эти годы?

- За последние 10-15 лет структура управления подверглась кардинальной реорганизации - от центрального органа управления, каким было Министерство станкоинструментальной промышленности, до холдинговой компании, объединяющей на добровольной основе более 50% предприятий отрасли.

Взглянуть по-новому на жизнь нас заставил неутешительный сравнительный анализ продукции, выпускаемой на отечественных предприятиях и за рубежом. Он показал, что уже к началу 80-х годов Запад нас обгонял, в частности по качеству автоматических станков, оснащении их электронным оборудованием, на других высокотехнологичных направлениях станкостроения. Тогда мы и начали широко использовать зарубежный опыт. К 1985- 1986 гг. заключено около 70 генеральных соглашений с зарубежными фирмами о сотрудничестве, кооперированном производстве, совместных разработках изделий. В 1989 г. в Париже состоялась станкостроительная выставка, и мы впервые показали там более 40 образцов машин, станков, изготовленных совместно с немецкими, итальянскими и японскими фирмами, которые были абсолютно конкурентоспособны с лучшими зарубежными разработками, и практически все были закуплены непосредственно в выставочном павильоне.

Работа с зарубежными партнерами побудила нас критически оценить организацию производства в стране. Этот анализ привел нас к выводу, что если производитель и разработчик не будут заинтересованы, ничего путного не выйдет. Реформы назревали, они вели нас в нормальный рынок. Но для успеха дела необходимо было провести структурную перестройку в управлении отраслью и сделать так, чтобы свой опыт можно было использовать и зарубежный позаимствовать.

Путь к этому мы видели в создании акционерного объединения. Принятые к тому времени законы о кооперации и государственном предприятии такую возможность давали. Тогда еще о приватизации и речи не было, и новую структуру назвали государственным акционерным объединением. Государственным, потому что все имущество и оборудование принадлежало государству, и объединением, потому что все делалось на добровольной основе.

Позднее ГАО было преобразовано в открытое акционерное общество, каким является компания “Росстанкоинструмент”, и сегодня жизнь подтверждает правильность нашего выбора. Принятая нами организационная форма приватизации - на наш взгляд, лучший путь разгосударствления таких становых отраслей экономики, как станкостроительная отрасль.

Как известно, на основе корпоративного управления организованы многие зарубежные фирмы. Среди них - итальянский ФИАТ, американская компания “Дженерал электрик”, многие объединения Германии, Японии и других промышленно развитых стран. Все они - отраслевики, которые выполняют роль не только управленца-профессионала, но и защищают интересы государства.

В целом ряде стран имеются национальные ассоциации, которые концентрируют информацию, проводят маркетинговые исследования, осуществляют постоянную связь с основными крупными потребителями, обеспечивают правительственные органы необходимой квалифицированной информацией и т.д. Все это делается в интересах членов ассоциаций - производителей продукции. В Европе, например, национальные ассоциации производителей станкоинструментальной продукции стран ЕС объединились в Европейскую ассоциацию “Sesimo” со штаб-квартирой в Брюсселе. Кроме исполнительного аппарата эта ассоциация имеет ряд комитетов по стандартизации, унификации, выработке единых требований для западного рынка, развитию кооперации и т.д. Дирекция ассоциации представляет и защищает интересы национальных ассоциаций в структурах ЕС.

Ничего подобного до сих пор нет в России. Более того, официальные власти игнорируют существование негосударственных отраслевых структур и практически не работают с нами по защите интересов государства.

Нам такая позиция представляется ошибочной, она неизбежно приводит к потере всякой отраслевой управляемости, и в конечном счете к развалу производств, да и целых отраслей.

В то же время мировой опыт говорит о необходимости усиления корпоративного управления. Деятельность компании “Росстанкоинструмент” за последние восемь лет подтверждает справедливость такого вывода. Благодаря сохранению высококвалифицированных управленцев, знающих предмет производства, технологию, имеющих давние связи с партнерами и заказчиками, мы смогли в самый трудный момент оказать предприятиям помощь в поиске заказов и сбыте продукции, обеспечить их необходимой информацией о направлениях развития мирового машиностроения и станкостроения и тем самым поддержать технический уровень и конкурентоспособность производимого оборудования.

По инициативе компании и при ее участии разработана и реализована программа “Государственная защита станкостроения”, срок действия которой истек в 1999 г. Разработана и утверждена Правительством РФ “Стратегия развития станкостроения России до 2005 г.”, что явилось основой для разработки новой целевой программы реформирования отрасли. Компания “Росстанкоинструмент” была инициатором двух парламентских слушаний о состоянии дел в отечественном машиностроении и многих научно-практических конференций.

Реализация федеральной программы требует постоянной координации действий участников, создания нормативной и законодательной базы. К сожалению, сегодня такой координацией в стране никто не занимается. А ведь надо отслеживать мировые тенденции развития научно-технического прогресса в машиностроении, участвовать в международных организациях по выработке постоянно возрастающих требований рынка к продукции, разработке новых стандартов и других нормативных актов современного рынка.

В странах, где развито станкостроение, этим занимаются национальные ассоциации, при которых функционируют соответствующие структуры. Правительство не может проводить эту работу. Она должна выполняться профессионалами на отраслевом уровне.

- Что представляет собой компания “Росстанкоинструмент”? Есть ли у нее конкуренты или она действует на рынке как монополист?

- Монополией является такая фирма, которая играет определяющую роль в какой-либо сфере деятельности. В России - это “Газпром”, имеющий исключительное право в сфере добычи, переработки и продажи природного газа, или Министерство путей сообщения, занимающее монопольное положение на рынке железнодорожных перевозок, и ряд других.

У компании “Росстанкоинструмент” ситуация совершенно иная. В СССР было более 500 специализированных станкоинструментальных заводов, в России - 286, а в наш холдинг вошло более половины. Причем это решение они приняли, подчеркиваю, на добровольной основе. Остальные предприятия действуют самостоятельно под флагом других объединений. В частности, собственное станкостроительное производство имеют ВПК, автомобильная промышленность и другие отрасли. Так что конкуренция нашей компании обеспечена. Более того, конкурентная среда существует и внутри компании. Пример - завод “Красный пролетарий”, выпускающий знаменитые токарные станки ДИП-300 и ДИП-200, на хребте которых “выехала” отечественная индустрия, да и не только отечественная. Пожалуй, в мире нет страны, где бы в свое время не работали станки этой марки. Но сегодня монополия “Красного пролетария” нарушена: подобные же станки изготавливают примерно 10 российских заводов, и никто им это не запрещает.

- Станкостроение - катализатор научно-технического прогресса не только в машиностроении, но и других отраслях экономики. В чем проявляется этот статус сегодня?

- Высокоэффективное станкостроение создает благоприятные условия для выпуска широкой номенклатуры изделий с минимальными затратами, обеспечивает здоровые и привлекательные условия труда и экологическую чистоту производства. Использование результатов работы станкостроительных предприятий характеризуется возможностью массового применения новых технических решений в других отраслях промышленности и вытекающей отсюда масштабностью получаемого эффекта.

Особенность станкостроения в том, что, определяя уровень производительных сил в стране и степень ресурсных затрат в промышленности, само оно не является производителем конечного потребительского продукта. Рынок потребительских товаров влияет на станкостроительную промышленность опосредованно, через деловую и инвестиционную активность в конечных отраслях промышленности, прежде всего в машиностроении. Поэтому стратегически важно своевременное поступление наукоемких технологий на базе современных станков и другого оборудования и инструмента в те машиностроительные отрасли, которые непосредственно выходят со своей продукцией на рынок технически сложных потребительских товаров  и обеспечивают доминирующие позиции отечественного производства на внутреннем рынке.

Особую значимость на современном этапе имеет также проблема обновления на новом технологическом уровне парка технологического оборудования России, насчитывающего более 2 млн единиц. Этот парк на 90% сформирован из отечественного оборудования, и его модернизацию неизбежно придется проводить на базе российского станкостроения. Масштабное использование импорта для этой цели неприемлемо ни с экономической точки зрения, ни по соображениям технологической безопасности страны. В последние же годы парк оборудования обновляется крайне незначительно, что привело к его глубокому моральному и физическому старению.

Мировой опыт показывает, что в среднем за 5-летний период производительность выпускаемого оборудования повышается в 1,5-1,6 раза при радикальном совершенствовании его структуры, до 20% снижается удельная металлоемкость и на 12-15% - удельная энергоемкость. При этом большое внимание уделяется повышению надежности и сокращению затрат на техническое обслуживание и ремонт.

В области обработки металлов непрерывно идет процесс научно-технической эволюции, который на современном этапе характеризуется усилением информационно-коммуникационных технологий. Настало время, когда человек не в состоянии управлять и контролировать массированные могущественные технологии. Осуществить это можно только с помощью слияния информационно-коммуникационных и обычных, существующих отдельно технологий. Новые виды оборудования будут представлять собой системы, которые удовлетворяют новому принципу производства, определенному как “гармония с людьми”, глобальному сохранению окружающей среды и многократному использованию ресурсов.

Создаются комплексные системы на базе оборудования, управляемого по системе цифровой технологии, составляющие единое целое - проектирование объекта производства, планирование производства, само производство и сопровождение объекта на всем остальном жизненном цикле. Другими словами, при наличии Интернета мы можем спроектировать любое изделие, передать этот чертеж в любую точку земного шара, ввести его там в программу системы ЧПУ станка и начать обработку деталей.

Отсюда вытекают и другие новые тенденции в развитии станкостроения:

• на передний план выдвигаются технологии, основанные на высокоскоростной обработке материалов и соответствующем оснащении новейшим инструментом;

• появляются новые эффективные системы приводов и управления на базе ЭВМ;

• расширяется использование нетрадиционных технологий - электрофизических, лазерных и др.;

• технологическое оборудование приспосабливается к требованиям обработки материалов при значительном повышении производительности и качества и резком снижении затрат на переналадку и эксплуатацию станков.

- Несомненно, учет указанных тенденций в развитии станкостроения способен повысить конкурентоспособность ваших изделий. Какие управленческие решения позволяют вам в нынешней трудной финансовой ситуации сочетать возможности предприятий и требования заказчиков?

- Действительно, оснащение отрасли новейшим оборудованием сдерживается отсутствием достаточных средств, необходимых для реконструкции устаревших цехов и производств. Поэтому наряду с традиционными условиями поставки станков и агрегатов - высоким их качеством, экологичностью, соблюдением сроков, возможностью сервисного обслуживания и т.д. - заказчик требует, во-первых, сочетать низкие цены на оборудование с его высокими потребительскими свойствами. Более того, желательно предлагать не набор оборудования, а готовое технологическое решение, обеспечивающее не только потребительские параметры обработки материалов, но и отвечающие экономическим ограничениям проекта. Во-вторых, предлагаемая технологическая линия должна быть органично вписана в производственную схему более высокого уровня, гарантировав минимизацию затрат на единицу произведенной продукции. При этом должно быть обеспечено удобство и минимум затрат при восприятии заказчиком проекта, а также совместимость математического обеспечения, информационной и метрологической базы с уже действующими технологиями. В-третьих, с установкой новых станков и механизмов сохраняется перспектива расширения технологических возможностей и потребительских свойств предлагаемого оборудования при минимуме затрат.

С учетом пожеланий заказчиков на предприятиях отрасли идет диверсификация производства. Тот же завод “Красный пролетарий”, известный своими высокоточными станками, продолжает параллельно выпускать простейшие токарные агрегаты, в которых нуждаются небольшие ремонтные мастерские. Современные станки, оснащенные электронным оборудованием, производит также завод в г. Сасово (Рязанская область). Замечу, что оба предприятия имеют своих постоянных заказчиков.

Активная деятельность нашей компании на мировом рынке серьезно отражается на ценообразовании в отрасли. Для нас сегодня ориентиром служат мировые цены. Это объясняется тем, что многие виды оборудования мы получаем из-за рубежа по связанным кредитам, а, предлагая свое оборудование на экспорт, мы не можем устанавливать демпинговые цены на продукцию, не нарушая принятые в мировом сообществе правила. Рынок можно завоевывать только высоким качеством изделий и их конкурентной способностью.

Учитывая особенности мирового научно-технического развития и современного состояния машиностроения в РФ, компания “Росстанкоинструмент” и Министерство экономики РФ совместно разработали проект федеральной программы развития и реформирования станкоинструментальной промышленности на период до 2005 г. В настоящее время этот документ передан на рассмотрение в Правительство РФ.

Суть наших предложений состоит в следующем.

В настоящее время в России 286 специализированных заводов, которые производят металлообрабатывающее оборудование и инструменты. Нам представляется, что в условиях рынка задействовать мощности всех заводов невозможно да и не нужно, тем более что компания “Росстанкоинструмент” за время своего существования с 1991 г. помогла перевести на другие виды производства около 40% мощностей станкостроительных предприятий-акционеров. На многих заводах освоено производство широкой номенклатуры машин для угледобывающих шахт, начиная от гидрокрепей и заканчивая проходческими комбайнами и очистными станциями. Выпуск шахтных механизмов обеспечивают 15 предприятий станкопрома. На других заводах отрасли начато производство большой номенклатуры изделий для нефтяной и нефтедобывающей промышленности - глубинные насосы, фильтры и т.д., а также специальное оборудование для газовиков. За счет нового производства мы не только имеем отечественную технику для ТЭКа, но и рабочие места, особенно костяк кадров, которые потребуются, когда наступит инвестиционная активность. Это только часть работы по изменению специализации производств.

Для отработки схемы реструктуризации производств и реформирования самих предприятий федеральная целевая программа предусматривает более 60 базовых организаций, расположенных в 28 регионах и составляющих технологическую основу отрасли. Нужно сделать все, чтобы эти предприятия стали носителями передовых наукоемких технологий. Если цель будет достигнута, мы будем в состоянии сделать отечественную машину любой сложности, будь то автомобиль, комбайн или морское судно.

Свидетельство тому аэрокосмическая промышленность, предприятия которой полностью обходятся без импортных станков и оборудования. Напротив, они сами производят сложные агрегаты на экспорт. Например, Китай готов только нам заказать 24-метровую карусель, потому что технологию ее производства им никто не продаст.

Все это требует не только усилий инженеров и трудовых коллективов, но и эффективной промышленной политики государства. Нам же часто приходится слышать, что “рынок сам себя отрегулирует”. Я категорически с этим не согласен, потому что такая страна, как 150-миллионная Россия, обладающая огромными сырьевыми ресурсами, не сможет жить без своего машиностроения, которое в свою очередь не может развиваться без поддержки государства. Мировой опыт этому подтверждение. Скажем, в Японии хорошо действует рынок. Но там параллельно планируют выпуск 1900 видов промышленной продукции, необходимых для национальных нужд. Аналогичная ситуация в Германии и особенно в США. В Австрии наиболее крупные предприятия, составляющие 26% промышленного потенциала страны, объединены в холдинг. Государство контролирует работу этой компании за счет того, что ему принадлежат 75% акций.

В условиях России задача состоит в том, чтобы государство смогло поддержать те структуры, которые возникли на волне демократизации управления по инициативе трудовых коллективов, - ассоциации, корпорации, концерны, которые сегодня взяли на себя ношу управления промышленностью, принадлежавшую ранее государству.

- Успех любого проекта во многом зависит от профессионализма занятых в нем людей. Насколько Вы уверены в мастерстве своих управленцев? Где и как их готовите?

- Старый лозунг “кадры решают все” в наши дни, может быть, еще более актуален, чем прежде. Потому что конечный результат работы большого коллектива зависит от предприимчивости, инициативы, настойчивости не только руководителя объединения, предприятия, но и начальника цеха, участка.

К сожалению, к новым требованиям многие оказались не готовы. К рыночным отношениям психологически быстрее всего приспособились молодые специалисты, выпускники вузов,  которые сегодня составляют примерно 70% кадров среднего звена управления. В группе руководителей высшего ранга (топ-менеджеров) ситуация хуже. На эти должности инженеры идут неохотно по одной причине: ответственность большая, а заработная плата на порядок ниже, чем в коммерческих структурах. Поэтому после трех-четырех лет обкатки на заводах они предпочитают уйти в частную фирму или открыть собственный бизнес.

Тем не менее многих инициативных специалистов нам удается сохранить для своей компании и даже обеспечить им профессиональный рост. В частности, еще в первой половине 90-х годов около 200 человек прошли переподготовку за рубежом, главным образом в Германии, и теперь возглавляют предприятия или отдельные производства. Так, Владимир Жаринов после обучения в ФРГ предложил свой проект реформирования завода в Стерлитамаке (Башкирия). Руководство “Росстанкоинструмента” помогло молодому директору осуществить эту программу, и сегодня завод работает на полную мощность, выпускает продукцию на экспорт. Для переподготовки специалистов широко используем возможности отечественных вузов, в частности Академии народного хозяйства. К сожалению, во многих случаях организаторы таких курсов, в том числе и за рубежом, увлеклись зарабатыванием денег, а качество преподавания резко снизили. Думается, что правительству и соответствующим министерствам следовало бы решить проблему подготовки и переподготовки кадров в общенациональном масштабе. В этом нуждается не только станкопром, но и другие промышленные отрасли страны.

- В ситуации, когда не только власть, но и материальные, финансовые ресурсы все в большей степени сосредоточиваются в руках губернаторов, многие хозяйственные вопросы успешно решаются в регионах. Как компания “Росстанкоинструмент” использует этот путь реформирования и развития отрасли?

- Сразу отмечу: федеральную программу развития и реформирования станкоинструментальной промышленности, предусматривающую диверсификацию производства, предполагается осуществить при минимальной бюджетной поддержке (около 20% необходимых средств). Если Минфин РФ не сможет нам помочь, то программа будет выполняться собственными силами предприятий. Но только при одном условии: то, чем располагают заводы сегодня, не должно быть продано криминальным структурам, как это случилось в Москве с заводом шлифовальных станков. Приобретя это предприятие, новый хозяин распорядился выбросить все оборудование, а в термоконстантном корпусе (в бывшем СССР их было всего 22) устроил товарный рынок. Торгуют джинсами и прочим ширпотребом, а завода нет. Это далеко не единственный случай. Он говорит о сути проведенных реформ, осуществление которых мы с нетерпением ждали.

Для реализации программы по созданию и расширению выпуска новых наукоемких технологий, осуществления процессов реформирования и реструктуризации предприятий необходимо выполнить два условия - активизировать спрос на машинно-техническую продукцию и оздоровить и стабилизировать финансовое положение производителей. Усилий одних предприятий для решения этих задач недостаточно. Как правило, они обременены долгами, занимают большие налогооблагаемые площади, имеют многочисленные объекты социальной сферы - все это усложняет их финансовое положение. Если к этому добавить налоги, тарифы на энергоносители, воду и транспорт, то любое производство оказывается убыточным. Нужны целенаправленные системные меры государственной поддержки не только со стороны федерального центра.

Важную роль здесь призваны сыграть региональные органы управления, которым по силам разработать оптимальную программу развития производства на своей территории, а также провести финансовое оздоровление предприятий. Пионером в этом деле выступила Москва. Здесь размещаются около 30 предприятий и организаций станкоинструментальной промышленности, отраслевые НИИ и КБ. Городу мы смогли предложить пакет услуг, включающий широкий спектр работ - от переоснащения новым технологическим оборудованием автозаводов до производства сантехнических изделий и пакетировочных прессов для уборки мусора. Правительство Москвы включило наши заводы в городскую программу стабилизации и финансового оздоровления предприятий, заключило соглашение с нашей компанией о сотрудничестве в этой области.

По этому образцу уже заключены соглашения с 19 регионами, где размещаются предприятия станкоинструментальной промышленности. И шаг этот оказался верным: на всех заводах оживает производство, стабилизируется финансовое положение, сокращается безработица.

К сожалению, и на этом пути немало преград. В частности, до сих пор не урегулировано положение с оплатой земельных участков, на которых находятся предприятия. Велики налоги на имущество. Да и вся налоговая система не стимулирует производителя. Кредитная политика такова, что нормально ею нельзя пользоваться. Безумные тарифы, беспредел естественных монополий, поборы бесчисленного количества структур, возникших возле государственных учреждений, сводят на нет усилия желающих заниматься машиностроением. Я надеюсь на ускоренное усовершенствование законодательной базы по этим проблемам, рассчитываю, что утверждение нашей целевой федеральной программы реформирования и развития станкостроительной и инструментальной промышленности до 2005 г. даст толчок не только законодательным инициативам, но и воздействует на определение государственной промышленной политики по развитию реального сектора экономики.

В заключение хочется отметить, что Миннауки России совместно с заинтересованными федеральными органами разработан перечень критических технологий, реализация которых позволит России сохранить в XXI в. свой научно-технический и производственный потенциал на уровне мировых достижений. Внедрение этих технологий невозможно без соответствующего наукоемкого высокоэффективного оборудования. Поэтому наибольший экономический эффект предприятия получат тогда, когда будут производить продукцию на оборудовании, которое обеспечивает ее изготовление с удельными показателями, соответствующими или превосходящими мировые. Умение производить такую технику и составляет смысл деятельности нашей отрасли.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz