Номер 3/02 Главная Архив К содержанию номера

Россия и ВТО: механизм сближения


По мнению многих читателей журнала, России, чтобы стать полноправным участником мирового рынка товаров и услуг, необходимо быстрее принять правила игры, которые в условиях глобализации определяются коллективно при решающей роли Всемирной торговой организации. В то же время в письмах в редакцию высказываются и опасения, что в случае вступления страны в ВТО неизбежные потери могут “перевесить” будущие преимущества. Кто прав в этом споре? Как известно, ВТО создана при ООН и начала действовать с 1 января 1995 г. на базе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Сегодня членами этого международного клуба являются около 150 государств, на долю которых приходится более 95% мировой торговли.
Парадоксально, но факт: когда в России господствовала командно-административная система, отношения с международной торговой системой были гораздо лучше, чем сейчас. Достаточно сказать, что в 1992 г. против России имелось 12 ограничений, а в 2002 г. – 120. Указывая на это обстоятельство, читатели журнала заключают: хотя вступление в ВТО и не станет панацеей от всех бед, но этот шаг сделать придется. В противном случае страна окажется выброшенной за борт клуба, где вырабатываются нормы и правила мировой торговли.
Проблемы, возникающие в российской экономике в связи с подготовкой к вступлению
в ВТО, обсуждались в феврале 2002 г. на экономическом форуме в Кремле и российско- американской конференции “Россия на подъеме”, где участвовали представители Администрации Президента РФ, Правительства РФ, Федерального собрания, видные российские и зарубежные ученые и специалисты.
В публикуемых ниже материалах аргументы “за” и “против” этого решения приводят директор Института экономики РАН, академик Леонид Абалкин, президент Торгово-промышленной палаты РФ, академик Евгений Примаков и президент Союза инвесторов Рубен Яврян. Редакция рассчитывает, что по этому поводу на страницах журнала выскажутся и другие наши авторы и читатели.

“Требуется развернутая, без политизированной спешки, подготовка России к членству в ВТО…”

ЕВГЕНИЙ ПРИМАКОВ

Процесс рыночных реформ требует согласованных усилий власти и бизнеса, их конструктивного взаимодействия. Оно, к сожалению, пока не стало правилом при переговорах России со Всемирной торговой организацией – такова точка зрения президента Торгово-промышленной палаты РФ Евгения Примакова.

Считая вступление России в ВТО стратегически безальтернативным, академик Е.Примаков обусловливает этот шаг необходимостью тщательной предварительной подготовки со стороны как государства, так и бизнеса. По его словам, одним из элементов такой подготовки стала разработанная палатой Концепция присоединения РФ к ВТО. Еще до опубликования в печати этот документ был разослан региональным и местным торгово-промышленным палатам, ассоциациям и объединениям предпринимателей, которые внесли свои предложения и замечания, учтенные при разработке его нынешнего варианта.

В концепции отмечается, что при всем масштабном потенциале современная российская экономика может эффективно развиваться лишь при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг. Однако нормы и правила ВТО создадут для российского бизнеса принципиально новую организационно-правовую среду функционирования, а это вызовет в стране неоднозначную реакцию. Поэтому требуется развернутая и целевая, без политизированной спешки, подготовка России к членству в ВТО без ущерба для экономической безопасности страны с учетом мнения и интересов российского бизнеса.

Условия участия в ВТО

ВТО создает для российских предприятий равные и благоприятные условия для коммерческой деятельности в иностранных государствах в обмен на открытие отечественного рынка для иностранной конкуренции.

Для этого Россия должна взаимно зафиксировать со странами – участницами ВТО ставки импортных тарифов и условия поставки услуг, согласованные уровни государственной поддержки аграрного сектора, а также признавать правила ВТО при урегулировании торговых споров. Нормы и правила ВТО подлежат перенесению в ее национальное законодательство и имеют над ним приоритет.

Эти условия торговли постепенно либерализуются в ходе регулярных раундов переговоров в ВТО (очередной из них начался в январе 2002 г.) Предусматриваются также и исключения или переходные периоды в их применении для отдельных стран, таможенных союзов или зон свободной торговли. Иными словами, условия торговли могут видоизменяться или варьироваться, в том числе при вступлении страны в ВТО. Это открывает серьезные возможности для наших переговорщиков с ВТО.

Естественно, что экспорториентированные отрасли российского бизнеса, особенно в реальном секторе экономики, заинтересованы в получении подобных преимуществ и льгот. Немаловажно и то, что через членство в ВТО в наше пока еще несовершенное деловое законодательство может быть перенесен масштабный блок современного хозяйственного права, что сделало бы его гораздо более единым, полным, систематизированным, предсказуемым и сопоставимым с мировым.

Произошло бы заметное разбюрокрачивание внешнеэкономических связей.

Однако остро стоит вопрос о том, какие шаги должны быть предприняты, чтобы российский бизнес в его нынешнем состоянии был способен реально воспользоваться этими преимуществами, а главное, как избежать неприемлемых потерь при встречном открытии отечественного рынка для иностранной конкуренции.

Правительство России на переговорах с ВТО уже заявило свою исходную позицию. К сожалению, она до последнего времени формулировалась без должных консультаций с отечественным бизнесом и пока не подкреплена какой-либо конкретной программой подготовки к присоединению, необходимой разъяснительной работой.

Опросы и анкетирование предприятий показывают, что такое положение должно быть исправлено, а власть и бизнес обязаны пройти весь оставшийся путь подготовки и вступления в ВТО в режиме диалога.

Основные заботы российских предпринимателей

Как крупная мировая держава Россия обладает рядом очевидных конкурентных преимуществ. Это ее ресурсы, уникальное евразийское положение, все еще сохранившийся научно-производственный потенциал, высокая квалификация рабочей силы, развитая транспортная сеть. Имеются и впечатляющие примеры успешных прорывов отдельных предприятий на внешние рынки.

Вместе с тем очевидно, что вступление в ВТО само по себе вряд ли приведет к какому-то взрывному росту отечественного экспорта или даже его заметному немедленному увеличению. Во-первых, ВТО стимулирует в основном торговлю готовыми изделиями и наукоемкой продукцией, тогда как основу российского экспорта составляют пока сырье и топливо (которые и так допускаются на внешние рынки почти без ограничений). Во-вторых, структура российского экспорта крайне инерционна и не может быть быстро изменена в сторону перерабатывающих отраслей ввиду чрезмерной изношенности производственных мощностей отечественной промышленности и транспорта, их недогрузки, заторможенности технического прогресса в стране.

По-иному прогнозируется перспектива импорта товаров и услуг. Их расширенный допуск на отечественный рынок способен существенно обострить конкуренцию по многим позициям, к чему российская промышленность пока не готова. Это в особенности относится к пищевой, фармацевтической, химической, авто- и авиастроительной, легкой и электронной промышленности, секторам страхования, финансовых услуг и розничной торговли, мелкому и среднему бизнесу и т.д.

Поэтому о своей готовности к работе по нормам и правилам ВТО заявляют ныне лишь 10% проанкетированных российских предприятий.

Конечно, обилие и дешевизна импортных товаров могли бы пойти на пользу отечественному потребителю. Но это возможно лишь в условиях эффективной внутренней конкуренции и обеспечения прав потребителя, что в стране пока отсутствует.

К вступлению в ВТО Россия не подготовлена и в общегосударственном плане. Страна не имеет четкой и обоснованной промышленной (отраслевой) политики, т.е. представления о том, какие отрасли отечественной промышленности и в какой мере нуждаются в протекционистской защите или стимулировании, без чего переговоры о присоединении к ВТО идут во многом наощупь. Отсутствует общенациональная система внешнеэкономической информации для бизнеса, что лишает его зарубежные операции необходимого информационного обеспечения и приводит к нарушениям и ошибкам. Практически не работает и система государственной поддержки промышленного экспорта. В стороне от подготовительной работы остаются регионы России. Наконец, нет гарантий, что не произойдет “компенсации” сокращения таможенных доходов при либерализации импорта в ВТО за счет дополнительных налогов на бизнес. Реалистично нужно воспринимать и “переговорные надежды”, связанные с получением Россией в ВТО статуса страны с рыночной экономикой, потому что антидемпинговые санкции, против которых мы протестуем, вполне могут налагаться на экспорт и по “рыночным” правилам. Жестче, чем предполагалось, оказались и переговорная позиция наших партнеров. Российским запросам на прием в ВТО с учетом специфики страны противопоставляются требования опережающего перевода на нормы и правила ВТО российского делового законодательства, присоединения к необязательным соглашениям ВТО (например, по свободной торговле авиатехникой и техникой информатики), широкого открытия рынка услуг, снижения объемов аграрной защиты и т.д.

Программа подготовительных работ

Ее элементы и этапы как государственной программы Торгово-промышленная палата видит в следующем:

Первое. Безотлагательная разработка и утверждение промышленной (отраслевой и инновационной) политики России, включая аграрную. Выделение в ней приоритетных отраслей и производств избирательной (временной) протекционистской защиты и для поощрения промышленного экспорта услуг, включая интеллектуальную собственность.

Второе. Формирование постоянно действующих государственных механизмов с целью адаптации отдельных важнейших отраслей экономики (видов производств), регионов и мелкого и среднего бизнеса к возрастающей импортной конкуренции, а также для стимулирования промышленного, в том числе наукоемкого экспорта страны. Адекватное бюджетное финансирование этих механизмов.

Третье. Завершение законотворческой работы, необходимой для присоединения России к ВТО и защиты отечественных предприятий при обязательном привлечении к ней объединений российского бизнеса. Профессиональная экспертиза новых законопроектов на их соответствие нормам и правилам ВТО.

Четвертое. Создание общенациональной системы внешнеэкономической информации для отечественного бизнеса, ориентирующей его в нормах и правилах ВТО, конъюнктуре основных рынков товаров и услуг, ценах и условиях торговли для отечественного экспорта и импорта. С участием объединений предпринимателей такая система должна дополняться базой внешнеэкономического консультирования, подготовки кадров (в том числе по ВТО), обоснованными рекомендациями по привлечению в случае необходимости надежных зарубежных юридических фирм для разрешения торговых споров.

Пятое. Изменение организации и тактики переговоров о присоединении к ВТО и в частности:

а) активнее привлекать к разработке и реализации российской позиции на переговорах авторитетные объединения российских деловых кругов;

б) проведение в ходе переговоров твердой линии на первоначальное “связывание” ставок российского таможенного тарифа на уровне не ниже ставок действующего тарифа. Согласование конечных значений такого “связывания”, продолжительности и условий переходных периодов, а также фиксация режимов (исключений) для иностранных поставщиков услуг на российском рынке на базе интересов и требований отечественной экономики и промышленной политики России. Отстаивание уровней аграрной поддержки, адекватных потребностям страны;

в) отказ от установления “мобилизующих дат” приема России в ВТО, что лишь усиливает давление иностранных партнеров на российских переговорщиков;

г) проведение регулярных анализов и оценок промежуточных итогов переговоров с участием авторитетных объединений российского бизнеса. Участие их представителей на постоянной основе в работе правительственной комиссии России по ВТО.

Шестое. При присоединении России к ВТО не должен быть нанесен ущерб Союзу с Республикой Белоруссия, Таможенному союзу стран СНГ и зоне свободной торговли СНГ в целом.

Призывая правительство к проведению подготовительных мер, большинство проанкетированных российских предприятий полагает, что и со своей стороны они смогут провести необходимую подготовку к участию в ВТО. Такая подготовка должна включать выбор конкурентоспособной специализации при экспорте и продажах на отечественном рынке, обновление основных фондов, создание на предприятиях конъюнктурных подразделений и юридических служб, владеющих вопросами ВТО. Не исключено, что при этом понадобится реорганизация отдельных предприятий на базе опыта зарубежных транснациональных корпораций.

Гораздо большая организованность при подготовке к вступлению в ВТО требуется и от объединений российского бизнеса. Пока они выступают здесь разрозненно, снижая тем самым в глазах власти авторитет своего мнения. Поэтому назрела необходимость создания объединенного Консультативного совета российского бизнеса по проблемам ВТО, учредителями которого совместно с ТПП могли бы стать отраслевые и функциональные структуры деловых кругов. Такой совет в своей работе мог бы непосредственно взаимодействовать по всем обозначенным выше вопросам с правительственной комиссией по ВТО и российской переговорной делегацией.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz