Номер 3/02 Главная Архив К содержанию номера

Россия и ВТО: механизм сближения


По мнению многих читателей журнала, России, чтобы стать полноправным участником мирового рынка товаров и услуг, необходимо быстрее принять правила игры, которые в условиях глобализации определяются коллективно при решающей роли Всемирной торговой организации. В то же время в письмах в редакцию высказываются и опасения, что в случае вступления страны в ВТО неизбежные потери могут “перевесить” будущие преимущества. Кто прав в этом споре? Как известно, ВТО создана при ООН и начала действовать с 1 января 1995 г. на базе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Сегодня членами этого международного клуба являются около 150 государств, на долю которых приходится более 95% мировой торговли.
Парадоксально, но факт: когда в России господствовала командно-административная система, отношения с международной торговой системой были гораздо лучше, чем сейчас. Достаточно сказать, что в 1992 г. против России имелось 12 ограничений, а в 2002 г. – 120. Указывая на это обстоятельство, читатели журнала заключают: хотя вступление в ВТО и не станет панацеей от всех бед, но этот шаг сделать придется. В противном случае страна окажется выброшенной за борт клуба, где вырабатываются нормы и правила мировой торговли.
Проблемы, возникающие в российской экономике в связи с подготовкой к вступлению
в ВТО, обсуждались в феврале 2002 г. на экономическом форуме в Кремле и российско- американской конференции “Россия на подъеме”, где участвовали представители Администрации Президента РФ, Правительства РФ, Федерального собрания, видные российские и зарубежные ученые и специалисты.
В публикуемых ниже материалах аргументы “за” и “против” этого решения приводят директор Института экономики РАН, академик Леонид Абалкин, президент Торгово-промышленной палаты РФ, академик Евгений Примаков и президент Союза инвесторов Рубен Яврян. Редакция рассчитывает, что по этому поводу на страницах журнала выскажутся и другие наши авторы и читатели.

“Преимущества от вступления в ВТО многократно превысят неизбежные потери…”

РУБЕН ЯВРЯН

Главное преимущество ВТО состоит в том, что страны – члены этого клуба взаимодействуют в рамках недискриминационной торговой системы, где каждый участник получает гарантии справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися странами предусмотрены большая гибкость и свобода действий. Получение такого преимущества в прагматическом смысле является целью присоединения к ВТО. Конкретными же результатами присоединения для России можно считать следующие:

получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;

создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

Экономический эффект участия России в ВТО

Задача ведущихся переговоров – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, т.е. наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.

Причем первый фундаментальный принцип ГАТТ недискриминации реализуется через применение режима наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), при котором страна обеспечивает одинаковые условия торговли для всех участников ВТО, и национального режима, при котором импортные товары не могут подвергаться дискриминации на внутреннем рынке. В свою очередь второй принцип – доступ на рынок – обеспечивается помимо применения РНБ и национального режима путем отмены количественных ограничений импорта в пользу таможенных тарифов, которые являются более эффективным средством регулирования товарооборота, а также гласностью и прозрачностью в вопросах торговых режимов стран-участниц.

Думаю, что присоединение к мировой торговой системе должно стать одной из приоритетных задач внешнеэкономической политики. Тем более, что Россия – единственная крупная промышленная держава, которая не является членом ВТО и по этой причине не допущена к формированию общемировых промышленных правил. В силу этих же обстоятельств она до сих пор находится в относительной изоляции от высокоразвитых и развивающихся стран, что, на мой взгляд, является и причиной больших экономических потерь. Выход из этой ситуации может быть только один – обязательное и немедленное вступление в ВТО.

К сожалению, слово “немедленное” на практике означает лишь май – июнь 2003 г. Другие разговоры вокруг вступления России в ВТО, поиска некой идеальной установки для России и желания откладывать до лучших времен – это либо непонимание исторической важности данного решения, либо умышленная манипуляция с целью отложить решение этой проблемы на бесконечно далекий срок. Последствия этих действий легко предсказуемы.

Первое. Если Россия не вступит в ближайшие пять лет в ВТО, то говорить о серьезных инвестициях маловероятно. Соответственно средств на структурную перестройку экономики будет недостаточно, и под благовидным предлогом нехватки средств будут свернуты все усилия, направленные на ее реформу. В связи с отсутствием модели иного варианта управления экономикой можно оценить ситуацию как бесперспективную, даже в случае роста цен на нефть и газ.

Второе. Если Россия в середине 2003 г. вступает в ВТО, то у нее появляется шанс на признание международными финансовыми структурами перспективности развития российской экономики. Это в свою очередь может открыть реальные финансовые потоки при условии подготовки предприятий и инвестиционных проектов к работе по международным стандартам.

Расчеты, произведенные в Союзе инвесторов, показывают, что в стратегической перспективе преимущества от вступления России в ВТО намного превысят неизбежные тактические потери. Это зависит от расторопности наших законодателей и консолидации профессионалов, законодательных властей и бизнеса.

Другими словами, вступление России в ВТО неизбежно. Если идти по этому пути, то можно быть абсолютно уверенным в стратегическом преимуществе и закладывании основ будущего российской экономики. Обратный же процесс, сопровождаемый демагогией, втягиванием в диспут непросвещенных людей, неизбежно приведет к коллапсу в экономике, что в очередной раз отбросит экономику России на десятилетия назад.

Разумеется, экономический эффект от вступления России в мировой торговый клуб для различных отраслей и корпораций будет неодинаков. Так, для подготовленных промышленников и предпринимателей, работающих преимущественно в сфере экспорта, игра по мировым правилам, безусловно, пойдет на пользу. Такие участники бизнеса будут приветствовать снижение банковских ставок, создание условий для лизинга и нормальной ипотеки, появление цивилизованных страховых и перестраховых технологий, способствующих на совершенно другой основе инвестициям, формирование рынка ценных бумаг и выхода на вторичную эмиссию акций, которая является лакмусовой бумагой, позволяющей оценивать реальную стоимость капитала предприятия. Иначе говоря, только после введения этих правил можно говорить об управлении капиталами.

В то же время второе следствие этого шага – свободный допуск на отечественный рынок импортных товаров способен резко обострить конкуренцию в ряде секторов экономики, к чему российский товаропроизводитель пока не готов. Речь идет прежде всего о пищевой, фармацевтической, химической, автомобильной промышленности, авиастроении, мелком и среднем бизнесе и ряде других отраслей.

Важнейший способ снизить издержки от адаптационного периода – повышение инвестиционной привлекательности для промышленных предприятий. А для этого необходимо провести большую и сложную работу на самом промышленном предприятии, наладить практический механизм выхода на новые рынки с учетом новых экономических условий.

Инвестор – это не спонсор. Он прекрасно понимает степень риска при вложении собственных средств и хочет предварительно удостовериться, что у данного предприятия есть продуманная стратегия, грамотные собственники и, наконец, профессиональная команда управленцев со стайерской, а не спринтерской психологией.

Подготовка к инвестированию занимает от полутора до двух лет в зависимости от области рынка. Первым шагом является экспресс-анализ деятельности предприятия. Только выявив внутренние, а не внешние причины кризиса на предприятии, на которые так любят ссылаться в стране, можно приступать к разработке стратегии его развития. Причем вариантов такой стратегии должно быть несколько, как минимум три.

На уровне отдельной компании этот этап завершается организацией проблемно-деловой игры, позволяющей выявить интересы собственников и управленцев в развитии предприятия. Разработанная стратегия утверждается акционерным собранием и наступает пора принятия жестких решений.

Во-первых, необходимо решить проблему управленческого персонала, который, с одной стороны, на большинстве предприятий раздут до невообразимых размеров, а с другой – не хватает подразделений, действительно необходимых для деятельности завода или фабрики (маркетинга, стратегического планирования и так далее). Во-вторых, без жалости распрощаться с устаревшим оборудованием. Отставая по уровню техники на четыре-пять поколений от аналогичных производств в развитых странах, конкурентоспособную продукцию можно выпускать только в течение короткого времени. В-третьих, необходимо упорядочить отношения предприятия с его партнерами – поставщиками, банками, торговыми организациями. Неразбериха в этой области приводит к тому, что на предприятие ложатся не свойственные для цивилизованного рынка риски и оно в результате теряет свои позиции на рынке. В-четвертых, разобраться с проблемой оборотных средств. Практика показала, что бедственное положение многих заводов и фабрик обусловлено вопреки мнению их руководителей не отсутствием оборотных средств, а тем, что в оборот не введены в достаточной степени капиталы денежного характера. Но эти непростые прежде всего в моральном смысле шаги рискуют остаться мелким “косметическим ремонтом”, если не будет осуществлено главное – осознание места своей продукции на рынке!

Руководители многих предприятий полагают, что их цель – получение прибыли, но это утверждение ошибочно. Прибыль – это только приятное следствие. Главная же задача производителей – завоевание рынков, в первую очередь информационных, в противном случае предприятие становится неконкурентоспособным. Только создав условия для реализации продукции и рассчитав ее действительную рыночную стоимость можно определить необходимые для ее производства оборудование, количество сырья и уровень оплаты труда работников, занятых ее выпуском. Если у промышленного предприятия нет четкого представления, какой рынок нужно завоевать, какие виды продукции оно должно выпускать, – это первый признак того, что предприятие в скором времени окажется банкротом. Причем сегодня не имеет смысла рассматривать перспективы продажи того или иного продукта в отдельно взятом городе или даже стране.

Заводы и фабрики, в жизнеспособности которых город по каким-то причинам заинтересован, поправляя свои дела, разумеется, вправе рассчитывать на государственную поддержку. Однако эта поддержка должна осуществляться не в традиционном виде, к которому многие успели привыкнуть, в частности выделения средств на зарплату, а в субсидировании санации и подготовке акций к будущей продаже.

После этих оздоровительных мероприятий можно переходить к непосредственной разработке бизнес-плана для привлечения инвестиций. Причем создавать его следует не под абстрактные “денежные мешки”, которые, если повезет, вырастут из-под земли, а под конкретного инвестора.

Механизм защиты национальных интересов

Преимущества торговой системы ВТО проявляются на всех уровнях – отдельного гражданина, страны и мирового сообщества в целом. Помимо чисто экономических выгод, которые достигаются путем снижения барьеров для свободного товарообмена, эта система положительно влияет на политическую и социальную ситуацию в странах-членах, а также на индивидуальное благосостояние граждан.

Для потребителя самая очевидная выгода свободной торговли – понижение стоимости жизни за счет снижения протекционистских торговых барьеров. За 50 лет существования организации проведено восемь раундов переговоров, и на данный момент торговые барьеры во всем мире ниже, чем они были когда-либо за всю историю современной торговли. В результате снижения торговых барьеров дешевеют не только готовые импортируемые товары и услуги, но и отечественная продукция, в производстве которой используются импортные компоненты.

Более широкий выбор товаров и услуг – также несомненное преимущество свободной торговой системы для потребителя. Помимо готовой иностранной продукции речь здесь идет и об отечественных товарах и услугах, ассортимент которых расширяется ввиду снижения цен на импортные материалы, компоновочные части и оборудование. Импортная конкуренция стимулирует максимально эффективное отечественное производство и, следовательно, косвенно снижает цены и повышает качество выпускаемой продукции. Кроме того, в результате более активного товарообмена развиваются новые технологии, как это произошло, к примеру, с мобильной связью. Увеличение экспорта отечественной продукции также повышает доходы производителей, налоговые поступления в казну и, следовательно, доходы и благосостояние населения в целом.

Невозможно провести четкую грань между воздействием свободной торговли на потребителей, производителей и государство. Так, понижение торговых барьеров способствует росту торговли, что приводит к повышению как государственных, так и личных доходов. С другой стороны, повышение государственного дохода за счет деятельности успешных экспортеров позволяет перераспределить получаемые дополнительные ресурсы и помочь другим компаниям, сталкивающимся с иностранной конкуренцией, повысить производительность, расширить масштабы производства, улучшить свою конкурентоспособность или же переключиться на новые виды деятельности.

Развитие торговли ведет в долгосрочной перспективе к повышению занятости, особенно в экспортных отраслях экономики. Однако в краткосрочной перспективе потери рабочих мест в результате конкуренции отечественных предприятий с импортными производителями практически неизбежны. Применение принципов ВТО позволяет повысить эффективность внешнеэкономической деятельности государства  прежде всего за счет упрощения системы таможенных пошлин и других торговых барьеров. Как следствие, предсказуемость и прозрачность экономики привлекают партнеров и повышают товарооборот. Недискриминационный подход, прозрачность, большая определенность условий торговли и их упрощение способствуют понижению расходов компаний, оптимизации их деятельности и формированию благоприятного климата для торговли и инвестиций. В свою очередь приток капитала в страну, в частности в форме прямых иностранных инвестиций, создает дополнительные рабочие места и повышает благосостояние населения в целом.

Помимо экономических выгод от более свободной внешней торговли государство получает и определенные политические выгоды. У правительства появляется больше возможностей защищать себя от действий лоббистских групп, так как торговая политика осуществляется в интересах экономики в целом, и проводимая государством политика ориентируется на развитие всех отраслей экономики, а не отдельных ее частей, что помогает избежать искажений конкурентной среды.

Система свободной торговли также создает предпосылки для принятия разумных политических решений, борьбы с коррупцией и внесения позитивных изменений в законодательную систему, что в конечном счете способствует притоку инвестиций в страну. Прозрачность и гласность, т.е. обеспечение доступности всей информации по правилам торговли для общественности; более четкие критерии по правилам, охватывающим вопросы безопасности и стандарты на продукцию; применение принципа недискриминации также оказывают положительное влияние на политическую обстановку, сокращая возможность произвольного принятия решений и обмана.

Система ВТО уравнивает шансы всех членов, предоставляя право голоса небольшим странам, ограничивая, таким образом, возможности экономического диктата более крупных государств, что было бы неизбежно при двусторонних переговорах. Более того, объединяясь в союзы, небольшие страны способны добиваться большего успеха на переговорах. В то же время крупные государства-участники освобождаются от необходимости вести переговоры по торговым соглашениям с каждым из своих многочисленных торговых партнеров, так как согласно принципу недискриминации достигнутые в ходе переговоров уровни обязательств автоматически распространяются на всех участников ВТО. Торговая система ВТО помогает беспрепятственному осуществлению торговли и обеспечивает страны конструктивным и справедливым механизмом для разрешения споров по торговым вопросам, тем самым создавая и укрепляя международную стабильность и сотрудничество.

Система ГАТТ/ВТО, в которой соглашения заключаются путем консенсуса в результате переговоров и правила соглашений неукоснительно выполняются, также является важным инструментом укрепления доверия. Если правительство уверено, что другие страны не поднимут свои торговые барьеры, у него не возникает искушения сделать то же самое. Государства будут гораздо более дружественно расположены к сотрудничеству, что позволит избежать ситуаций, подобных торговой войне 30-х годов.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz