Номер 5/01 Главная Архив К содержанию номера

Управление инвестиционной и инновационной деятельностью


Проблемы повышения инвестиционной активности в российской экономике

ВЛАДИМИР КОССОВ
доктор экономических наук, профессор,
президент Центра прикладной эконометрики
(Россия)


• Невозможно рассчитывать на то, что Россия может вырваться
из кризиса не увеличивая объемы инвестиций
• Основным приоритетом инвестиционной политики страны должна стать ликвидация бедности населения
• Эффективный менеджмент – главный инвестиционный капитал

По стечению обстоятельств перед Россией, как и в начале 90-х годов, вновь открылась возможность для реализации мер, способных обеспечить экономический рост в стране. Позитивные тенденции, возникшие осенью 1998 г. при девальвации рубля, усилились благодаря сложившейся конъюнктуре на внешних рынках, сбалансированности государственных финансов и макроэкономической стабильности. Рост ВВП превысил 7%, произошло увеличение инвестиций (более чем на 17% в сравнении с 1999 г.). Тем не менее инвестиционный механизм в экономике все еще работает неэффективно.


Инвестиции – фактор
экономического роста


Анализ статистических данных экономического развития США с конца 60-х годов до 1997 г. и России с 1992 по 2000 г. показывает явную закономерность: хотя базовые периоды исследования этих стран были различны, они демонстрируют прямую зависимость годовых темпов прироста ВВП от объемов капитальных вложений. Рост ВВП (%) легко подсчитывается по формуле: 2 +1/2 темпа прироста капитальных вложений. Например, чтобы добиться 5%-го увеличения валового продукта, капитальные вложения должны увеличиться на 6%. Отсюда вывод: невозможно рассчитывать на то, что Россия может вырваться из пучины кризиса не увеличивая объемы инвестиций, которые являются рычагом для подъема всей экономики. Точкой опоры такому рычагу служат институциональные преобразования, а действующими силами – фискальная и кредитно-денежная политика. И от того насколько умело эти рычаги используются и как прочна точка опоры, зависят результаты работы.

Много и справедливо говорится о важности инвестиционного климата, который определяется властями – правительством, законодателями. И очень редко о погоде, характер которой формируется на местах. Хотя известно: при любом постоянном климате погода бывает разной. В России, в частности, ясную погоду для инвестиций можно увидеть только в Нижегородской области. В остальных же регионах на нее влияет разной плотности облачность. Необходимым условием хорошей инвестиционной погоды является строгое использование законов, а достаточным – поддержка бизнеса. Если с этих позиций оценивать ситуацию в России, то ее можно охарактеризовать словами М. Салтыкова-Щедрина о том, что глупость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения.

В чем проблема на самом деле? Существует мнение, будто собственника не допускают к управлению, о чем свидетельствуют процессы в судах. Однако дело в другом. Основные законы, пусть и несовершенные, в стране есть. Беда в том, что они должным образом не исполняются. Поэтому задача – повысить эффективность деятельности судебных властей, ответственных за применение нормативных актов. “Маски-шоу”, которые показывают по телевидению, не способствуют укреплению правопорядка, а лишь отпугивают потенциальных инвесторов. В результате в конце 1999 г. Россия была признана страной с самым рискованным климатом для прямых инвестиций, занимая по кредитоспособности 131-е место из 135 стран, по коррупции – 47-е место из 53 стран.


Приоритеты инвестирования


Инвестиции – мощный рычаг и им нужно умело пользоваться. А для этого важно определить приоритеты капитальных вложений. Хотя такое утверждение может вызвать скептицизм уже потому, что ранжирование экономических целей – очень скользкая тема, ибо в России любое заключение надо делать с учетом национальной специфики. Поэтому и присвоение какому-то направлению статуса приоритетного может быть признано своеобразным “нарядом с красной полосой”, существовавшим в военное время и означавшим выполнение задачи любой ценой и вне всякой очереди.

Когда в Центре прикладной эконометрики решили исследовать эффективность работы глав региональных администраций, то стали спорить: какой критерий положить в основу анализа? Потому что принятый мировой стандарт – размер ВВП на душу населения – в условиях России не действует. Ясно, что Ханты-Мансийский автономный округ с его колоссальными нефтяными запасами и небольшим населением всегда окажется впереди. Поэтому в основу оценки были положены качество жизни населения, показатели рождаемости и смертности. В итоге проведенных тестов исследователи пришли к выводу: чем меньше численность населенного пункта, тем труднее людям живется. И если мегаполисы процветают, то города с населением 30-40 тыс. жителей находятся в зоне бедствия. Особенно страдают поселения, где градообразующее предприятие оказывается в кризисном состоянии.

Поэтому, на наш взгляд, важно привлекать тех инвесторов, кто возьмется наладить производство, к какой бы отрасли оно ни относилось, и создать, скажем, 1 тыс. рабочих мест, что с учетом семей работников обеспечит благополучие 10 тыс. человек. При этом надо придерживаться правила: кредитовать эти работы из бюджета менее эффективно, чем возмещать из того же бюджета понесенные затраты. Этот вывод подтверждает практика не только России. В восточных землях Германии, например, в ходе приватизации продавали заводы-гиганты всего за одну марку. Но когда собственник начинал реконструировать предприятие, затраты превышали десятки миллионов марок.

Разумеется, чтобы запустить такой механизм, необходимо соответствующее законодательство. Во всем мире платные дороги строятся на основе концессии. А “под сукном” нашего парламента уже пятый год лежит проект закона о концессионных договорах. Хотя сумма этого проекта 2 млрд долл. в год. Подобную же судьбу переживает и закон о соглашениях о разделе продукции, произведенной с участием иностранных фирм, предусматривающий особый режим налогообложения.

С учетом всего сказанного можно сделать вывод: главный приоритет инвестиционной политики страны должна иметь ликвидация бедности населения и связанных с этим мерзостей жизни.


Иностранным вложениям –
“зеленый свет”


Мой опыт работы с иностранными фирмами в 1994-2000 гг. в должности заместителя министра экономики РФ показывает, что для привлечения зарубежных инвестиций необходимы следующие условия:

во-первых, предоставить зарубежным инвесторам возможность реализовывать произведенные товары за деньги, причем не менее 20% этого объема целесообразно экспортировать за пределы России. Основные иностранные капиталовложения идут в сферы, в которых есть экспорт, и западные фирмы не хотят создавать в России производства, которые требуют импортных оборотных средств;

во-вторых, фирмам, получающим инвестиции нужна надежная перспектива сбыта изготовленной продукции. К сожалению, российская система взимания НДС в торговле со странами СНГ, в частности в расчетах с Украиной, не способствует такому развитию;

в-третьих, на предприятиях предстоит ввести прозрачный бухгалтерский учет, а менеджмент мог контролировать потоки финансов и товаров. По мнению зарубежных партнеров, им дорого обходится ведение двойной бухгалтерии: одной – по международным стандартам для собственной штаб- квартиры и второй – по российским правилам для налоговой службы РФ;

в-четвертых, иметь ликвидное обеспечение;

в-пятых, для иностранного инвестора в России предпочтительнее ориентироваться на умеренно пессимистичный прогноз развития предприятия и иметь стратегию выхода из бизнеса – продать ли предприятие, разделить его между акционерами или найти какой-то третий вариант.

Кроме того, успех инвестиционной политики определяет ряд правовых и организационно-технических мер. В частности, на среднесрочную и длительную перспективу необходимо обеспечить:

• защиту прав собственности;

• зависимость менеджеров от акционеров;

• дисциплину исполнения контрактов;

• повышение действенности институтов государственной власти;

• содействие малому бизнесу;

• доступность кредитных ресурсов;

• развитие банковской системы и фондового рынка;

• собственность на землю и функционирование ипотеки.

Для обоснования этих мер аргументов много. Достаточно сказать, что для получения разрешения на реализацию инвестиционного проекта во времена СССР на сбор необходимых виз нужно было потратить 3 мес., а сегодня – около 1 года. Мало того, что инвестор заплатил соответствующие пошлины, каждая инстанция требует личного присутствия заявителя при рассмотрении его дела. При этом ему станут давать различного рода рекомендации, которые обойдутся в дополнительные платежи. В бюджете 1999 г. даже предусматривалась общая сумма – 20 млн руб., которые должны быть собраны за такие услуги. Если визу не удавалось получить, то весь проект отвергался. По этой причине в Тульской области не получили 20 млн руб. на реконструкцию усадьбы Л. Н. Толстого в Ясной Поляне, потому что архитектор области не утвердил проект фасада главного здания.

В свою очередь меры на краткосрочную перспективу предусматривают:

• политическую стабильность в стране;

• предсказуемость действий властей;

• стабильность налогов;

• низкий уровень инфляции;

• бухгалтерский учет по международным стандартам;

• предупреждение банкротств с целью захвата собственности;

• свобода входа на рынок.

За примерами, обосновывающими их необходимость, далеко ходить не нужно. Вспомним, что в 90-е годы налоговая система была столь “динамична”, что зарубежным консультационным фирмам приходилось содержать огромный штат юристов. Это и понятно: статистика показывает, что изменения в нормативные документы, регулирующие изъятие налогов, вносились со скоростью 1-2 рабочих дней. При этом авторы этих поправок не брали на себя труд информировать налогоплательщиков о нововведениях, предоставляя это делать самим фирмам. Более того, если предприятие начинало восстанавливать свой потенциал после введения антикризисного режима и моратория на выплату старых долгов, то в окружении губернаторов и мэров находились силы, которые искусственно начинали процедуру банкротства и выводили эффективную собственность под свой контроль.


Деньги – не главный
инвестиционный капитал


Этот, казалось бы, парадоксальный факт подтвердили опросы руководителей 700 предприятий, которые на первый план иностранной помощи вывели эффективный менеджмент. Он достигается путем обучения российских специалистов в вузах и на фирмах промышленно развитых стран, в ходе работы совместных предприятий. Способствует улучшению управляемости производства и продажа акций западным инвесторам, которые подталкивают российские администрации изучать мировой опыт и активнее применять его в своих компаниях. Опасаться же, что Запад “купит Родину” нет причин. Статистика показывает, что даже на фирмах со 100%-ным участием иностранного капитала большую долю управленцев составляют российские специалисты. В частности, компания “Проктер энд гембл” переобучила большую группу менеджеров из России на своих западных фирмах и в перспективе готова использовать их в качестве руководителей филиалов в других странах.

Другое пожелание предпринимателей к иностранным инвесторам – оказать помощь в выпуске конкурентоспособной продукции. Но партнеры сами стремятся к этой цели, и эта задача решается путем предоставления им права на экспорт не менее 20% производимой продукции, что является также гарантией выпуска товаров на уровне мировых стандартов.

Еще одно условие соглашения с зарубежными инвесторами – облегчение доступа российских предприятий на мировые рынки, что достигается не только за счет преодоления языкового барьера и изучения международных правил игры. Гораздо важнее – получение необходимых квот на экспорт товаров, произведенных с помощью стран-инвесторов. Потому что многие современные производства столь велики (производство ядерного топлива, кремния и т.д.), что российский рынок может потреблять лишь 20-30% выпускаемой продукции. Остальные товары должны идти за пределы России.

И лишь на четвертом месте по требованиям российской экономики к иностранным инвесторам находится приток капитала. Да и то не на любые проекты. В свое время Министерству экономики РФ пришлось неоднократно отбиваться от иностранных банков, высказывавших желание в одном случае предоставить кредит на 1 млрд долл. для закупки импортной лесозаготовительной и деревообрабатывающей техники, в другом – на поставку зарубежных зерноуборочных комбайнов. Но эти предложения не были приняты: они оставляли российских производителей аналогичной техники без работы, а трудовые коллективы – без источника существования. Да и импортные комбайны и тракторы не по карману аграриям, не способным купить даже отечественные машины.

Лучший выход из этой ситуации – приобретение зарубежными инвесторами акций российских предприятий и участие в их реконструкции.


Источники инвестирования


В экономике большинства стран инвестиции осуществляются за счет внутренних резервов. Среди них на первом месте стоит амортизация, на которую в общем объеме валовых вложений приходится 60-70%. В России производственные фонды огромны, но половина не используется, а потому и амортизация с них не начисляется. Как ресурс она работает лишь в том случае, когда списывается используемый капитал. Если же основные фонды заморожены, то становятся бременем: их надо содержать, вносить налоги за землю, охрану, отопление и т.д.

Государству необходимо приложить максимум усилий для создания экономического механизма, дающего возможность перемещать активы, не нашедшие применения, от одного юридического лица к другому, способного их эффективно использовать. Это может быть продажа имущества, сдача его в аренду, финансовый лизинг, т.е. любая из схем создания среды, позволяющей активам перемещаться. Результат таких сделок может быть весьма значительным. Если, например, неиспользуемые активы в экономике РФ оценить по остаточной стоимости и взять только 10% их продажной цены, то получим сумму, эквивалентную 200 млрд руб.

К сожалению, в российской практике слабо используется и прямая аренда, в которой могут быть заинтересованы многие малые и средние фирмы. Понятно, что благодаря ей можно лишь частично укомплектовать новое производство. Поэтому на помощь может прийти другой экономический инструмент – финансовый лизинг на вторичное оборудование. Сегодня в России примерно 800 лизинговых компаний. Но подавляющая их часть действует в европейской части страны. Поэтому очень важно, чтобы информация о простаивающей технике и тех, кому она нужна, своевременно доводилась до потребителя.

В лизинговую компанию могут войти все хозяева оборудования и тем самым обеспечить себе приток живых денег. Роста денежной массы, которого опасаются некоторые экономисты, не будет, так как операция связана лишь с перемещением активов. Но лизинговая компания должна иметь и свободные деньги. Где их взять? Очевидный ответ – кредит. Однако классическая формула “купи за деньги, возьми кредит” в российской экономике работает со сбоями. Для нерентабельных предприятий остается лишь один выход – капитализировать свое оборудование, сдавать в аренду и кормиться с лизинговых платежей. Реализация этой схемы не потребует впрыска денег, а расширить ее можно эволюционным путем. Единственное, что необходимо – умело организовать дело.

Лизинговая схема капитальных вложений широко практикуется в промышленно развитых странах. В США, например, ее доля составляет 30%, в ФРГ – 20, а в России – всего 2%. Если говорить о лизинге как о средстве осуществления инвестиций, то одной из его форм является вторичное использование оборудования, о чем уже шла речь. Вторая форма – финансовый лизинг транспортных средств. Масштаб ее незначителен. В 1998 г. на этой основе российскими компаниями приобретено лишь четыре самолета. И все потому, что у нас не отработаны условия взаимоотношений с партнерами, а применение классических схем связано с риском платежной несостоятельности. Преодолеть эту опасность можно, если получатель лизинга даст указание своему банку с каждого контракта на перевозку грузов автоматически перечислять кредиторам фиксированный процент с сумм, поступающих на его счета. Эта схема пригодна и к другим транспортным средствам – морским и речным судам, железнодорожному подвижному составу и т.д.

Серьезным источником инвестирования экономики могут стать российские капиталы, “бежавшие” из страны. Если принять среднюю цифру 25 млрд долл., которые ежегодно переводились под различными предлогами в западные банки, то за 10 лет сумма составит не менее 250 млрд долл., что в 2 раза превосходит весь внешний долг РФ. Часть из них – примерно 5% – потрачена на приобретение недвижимости, предметов роскоши и т.д., но остальные 95% лежат мертвым грузом. Мертвым, разумеется, для России, но не для западных банков, которые имеют с этих сумм весьма приличный доход.

Между тем финансово-экономическая ситуация в мире меняется. Во-первых, политика в России в отношении бизнеса претерпела радикальные изменения, причем в лучшую сторону. В стране складывается климат, привлекательный для инвестиций, между властью и бизнесом устанавливаются отношения взаимного уважения и доверия. Во-вторых, на Западе финансовые потоки стали подпадать под все более жесткий контроль.

Но обольщаться на этот счет не следует. Расстаться с суммой, которая в 5 раз превышает российский долг Парижскому клубу, на Западе вряд ли захотят. Потому-то и запускаются многочисленные фальшивки, затеваются скандалы, цель которых доказать “грязный характер” российских капиталов и тем самым наложить эмбарго на их возвращение на родину.

В этих условиях совместными усилиями правительства, законодателей и представителей бизнеса можно преодолеть последствия августовского кризиса, повысить инвестиционную привлекательность нашей страны и обеспечить ее экономический рост.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz