Номер 2/98ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Международный симпозиум в Учебном центре на Мюггельзее


С 1990 г. в Учебном центре на Мюггельзее (Берлин) ежегодно проводятся международные конференции и симпозиумы, на которых обсуждается тематика, ориентированная на укрепление экономических связей европейских предприятий и усиление интеграции Восток - Запад.
20-21 ноября 1997 г. состоялся очередной симпозиум, организованный Учебным центром и входящей в его состав Академией международного хозяйства совместно с Федеральным союзом малых и средних предприятий. Основное внимание было уделено значению внешних рынков для малого и среднего предпринимательства Германии и других стран.
В работе симпозиума приняло участие около 140 представителей немецких малых и средних предприятий, работники министерств и ведомств региона Берлин - Бранденбург, а также иностранные гости, включая многочисленную группу российских специалистов и управленцев. На пленарном заседании и пяти региональных секциях (Европа, Азия, Африка, Северная и Южная Америка, Ближний и Средний Восток) обсуждено примерно 40 докладов и сообщений. Участники симпозиума были едины во мнении, что малые и средние предприятия должны полнее использовать шансы, которые им предоставляет внешний рынок.
Вступительную речь на симпозиуме произнес министр экономики ФРГ доктор Гюнтер Рексродт. Публикуем ее с любезного согласия автора.

Внешние рынки - шансы и риски для малых и средних предприятий

ГЮНТЕР РЕКСРОДТ
министр экономики ФРГ


Мировая экономика вступает в такой период развития, когда все труднее проводить различия между внутренним и внешним рынком. Государственные границы, по крайней мере в Западной Европе, стали настолько прозрачными, что рынки разных стран сливаются в единое целое. Правда, такое положение существует не во всех сферах хозяйственной деятельности. В меньшей мере оно характерно, например, для бытового обслуживания. Отрасли же, которые имеют дело с новейшими технологиями, в частности компьютерной техникой и программным обеспечением, уже не могут ограничиваться рынком одной страны. Компьютерная отрасль сейчас в высшей степени интернационализирована.

Немецкие предприятия, которые рассчитывают только на внутренний рынок, подвергают себя опасности отстать от развития мировых тенденций в экономике и упустить свои рыночные шансы. А это может привести в конечном счете к тому, что они окажутся вытесненными иностранными конкурентами и с внутреннего рынка. Малые и средние предприятия также должны сознавать, что в будущем национальные рыночные ниши для их продукции будут сужаться.


Интернационализация хозяйственной деятельности предприятий


Наиболее верный ответ на вызовы современного рынка заключается в том, что немецкие предприятия должны сами интернационализировать свою хозяйственную деятельность. Им надо во всеоружии встретить конкурентов уже на отечественном рынке. Это означает не только активизацию продаж, но в ряде случаев и увеличение капиталовложений на местах, чтобы прочней обосноваться и сохранить свои позиции на рынке в долгосрочной перспективе.

Предприятия должны заблаговременно улавливать мировые тенденции и отвечать на них инновационными решениями. Кооперация с предприятиями регионов, отличающихся высокими темпами экономического роста, прежде всего в области научных исследований и разработок общего характера, позволила бы немецким фирмам более активно участвовать в поддержании технологического прогресса в этих регионах.

В то же время немецкие предприниматели смогут выявлять выгодные источники закупок сырья и полуфабрикатов и возможности производства узлов и компонентов за рубежом, чтобы повысить конкурентоспособность своей продукции как внутри страны, так и за ее пределами.

Но значение интернационализации не ограничивается только этим. При наличии международных связей предприниматель становится более независимым от конъюнктурных колебаний на местном рынке. Он может значительно продлить жизненный цикл своей продукции, но главное - получает возможность воспользоваться шансами, которые открываются в регионах с высокими темпами экономического роста, например в Латинской Америке, Азии, Центральной и Восточной Европе.

Немецкие предприятия уже обладают основными предпосылками для осуществления эффективной политики интернационализации своей деятельности. Их продукция по-прежнему пользуется хорошей репутацией на мировом рынке, потребительские товары зачастую служат примером отличного качества. Во многих странах формируется средний класс с высокой покупательной способностью, которая позволяет ему приобретать эти товары.

Одновременно растет спрос и на немецкую технологию, используемую при развитии и модернизации инфраструктуры, включая строительство дорог и создание систем энергоснабжения. Партнеры немецких компаний, например в Латинской Америке, ожидают поставок не только комплектных, готовых к эксплуатации установок, но и соответствующего "ноу-хау". Такое пожелание высказано латиноамериканскими странами в ноябре 1997 г. на региональной конференции в Лиме.

В этом плане интересы средних и крупных предприятий полностью совпадают. Общими усилиями они в состоянии поставить технологию и инженерные знания в полном соответствии с запросами партнеров. В стране имеются широкие возможности для объединения их усилий. Так, уже работают компетентные институты, занимающиеся решением проблем отдельных регионов. К их числу относятся, например, земельные объединения, которые выступают в качестве партнеров по кооперации при подготовке внешнеэкономических акций среднего бизнеса. Предпринимателям следует чаще обращаться к помощи указанных организаций и активнее участвовать в их мероприятиях, проводимых часто в сотрудничестве с федеральным министерством экономики.

Федеральное министерство экономики хотело бы, чтобы малые и средние предприятия более активно выходили на внешние рынки, а отраслевые объединения оказывали бы им всестороннюю поддержку. Было бы особенно полезно усилить обмен опытом среди компаний, входящих в такие объединения, тем более что не всякому предприятию по силам в одиночку вступать в борьбу с иностранными конкурентами. Кооперация малых и средних предприятий разного профиля является действенной стратегией снижения рисков внешнеторговых сделок.


Поддержка внешнеэкономических связей


В последнее время федеральное правительство все более ориентирует инструментарий поддержки внешнеэкономической деятельности на малые и средние предприятия. Важнейшими консультантами непосредственно за границей являются внешнеторговые палаты, а там, где их нет, - торговые бюро и представительства немецкой экономики. За последние годы сеть подобных палат расширилась, особенно в Азии и Центральной и Восточной Европе.

В четырех крупных городах мира - Иокогаме, Шанхае, Сингапуре и Москве - открыты наши промышленно-торговые центры. Это так называемые Дома немецкой экономики, которые объединяют все институты поддержки немецких компаний за рубежом, включая малые и средние предприятия. В настоящее время промышленно-торговый центр строится в Джакарте. Рассматриваются еще четыре аналогичных проекта.

Внешнеторговые палаты повышают уровень обслуживания малых и средних предприятий. Вместо отдельных услуг в дальнейшем им будет предоставляться полный пакет консультаций по проникновению и закреплению на соответствующем рынке. Эти консультации станут дополняться отчетами о рынках Федерального агентства внешнеторговой информации. С начала 1997 г. такие отчеты можно получать через систему Интернет.

Для того чтобы сервисные фирмы и лица свободных профессий также могли воспользоваться компетентными консультациями, сотрудники торговых палат и представительств в 1998 г. пройдут специальную подготовку. Подобные услуги станут важным экспортным товаром. И Германия в этом смысле имеет что предложить рынку. Отрадно, что многие сервисные организации страны, например Союз инженеров-консультантов, уже нацелены на использование новых возможностей внешнего рынка.

Чтобы облегчить проникновение немецких фирм на внешние рынки, федеральное министерство экономики широко практикует организацию ярмарок за рубежом, которые уже превратились в мощнейший рычаг внешнеторговой политики. На заказы и сделки, заключаемые в ходе международных ярмарок, приходится около 25% экспортных поступлений немецких компаний. Основными участниками ярмарок являются малые и средние предприятия (примерно 85% общего количества фирм, участвующих в ярмарках).

Для предприятий сферы обслуживания также проводятся специальные ярмарки. Подобное мероприятие, посвященное туристическому бизнесу, состоится в г.Чикаго в октябре 1998 г. Сервисные фирмы имеют прекрасные возможности эффективно предлагать свои услуги и на обычных товарных ярмарках. Машина вместе со знающим инженером - это именно тот товар, который охотно приобретет клиент.

Немецкие предприятия не должны забывать, что в некоторых областях, например компьютерной, нельзя провести четкого различия между товаром и услугой. Часто полноценность товара определяется пакетом услуг, который закупается вместе с ним. Программы и критерии поддержки немецких предприятий как на внешнем, так и на внутреннем рынках должны разрабатываться таким образом, чтобы они позволяли использовать все возможные смешанные формы сотрудничества от производства до предоставления услуг.

Предприниматели должны ясно понимать, что хорошая идея - это такая же ценность, как и хороший продукт. Старые представления о полезности товара сегодня не работают.


Внешнеэкономические риски
и возможности их снижения


Внешнеэкономические сделки всегда были чреваты серьезными рисками. В Германии уже разработан весьма эффективный инструментарий их уменьшения. В течение многих лет гарантии по экспортным сделкам на многие миллиарды марок выдает компания Hermes. Создана модель, по которой она участвует и в финансировании проектов. В этом плане страна опережает своих иностранных конкурентов. Развивается и весьма практичный инструментарий гарантирования капиталовложений.

Оба гарантийных инструмента ориентированы не только на нужды крупных предприятий. Около 40% заявок на гарантии по капиталовложениям поступают от малых и средних предприятий. У компании Hermes в первой половине 1997 г. на долю фирм с объемом продаж до 250 млн немецких марок приходилось 73% общей суммы предоставленных гарантий.

Благодаря договорам о поддержке и гарантиях немецких капиталовложений во многих странах создана прочная основа для кооперации. Тем не менее существуют многочисленные частные проблемы, с которыми немецкие предприятия сталкиваются в некоторых странах. Они возникают в связи с несовершенством местного налогового законодательства, сложностью административных процедур, постоянными изменениями условий экспорта. С помощью правительственных консультаций на самом высоком уровне федеральное министерство экономики пытается решать эти проблемы.

Было бы крайне желательно, чтобы участники внешнеэкономической деятельности поделились опытом, накопленным в решении подобных проблем на местах, с торгово-промышленными палатами, земельными объединениями предприятий и непосредственно с сотрудниками министерства экономики. Только с помощью целенаправленной информации немецкая сторона сможет аргументированно вести переговоры с другими странами.

Наряду с проведением двусторонних переговоров министерство экономики участвует и в составе международных организаций с целью создания более совершенных рамочных условий для торговой и инвестиционной деятельности в мировом масштабе. Особенно важны в этом плане следующие два соглашения:

• соглашение о глобальной либерализации телекоммуникационных услуг, подписанное в феврале 1997 г.;

• принятое в марте 1997 г. решение в рамках международного соглашения по информационной технологии относительно отмены к 2000 г. таможенных пошлин на информационно-техническую продукцию.

В настоящее время первоочередным вопросом на повестке дня стоят финансовые услуги. Есть основания полагать, что и в этой области будет достигнуто соответствующее соглашение.


Некоторые проблемы внутреннего рынка


Говоря о внешнем рынке, нельзя игнорировать и внутренние проблемы. Решающим фактором конкурентоспособности немецких компаний за пределами страны во многом являются условия в самой Германии. В последнее время в стране произошли изменения к лучшему. Так, правительству удалось провести ряд важных реформ, среди которых отмечу следующие:

• отмену налогов на имущество и капитал ремесленных предприятий;

• новое регулирование заработной платы в случае заболевания работника;

• ускорение процедур планирования и лицензирования;

• сокращение солидарных надбавок;

• совершенствование рынка венчурного капитала;

• либерализацию в области почтовых и телекоммуникационных услуг;

• повышение открытости энергетических рынков, которая призвана привести к снижению цен на энергоносители в Германии;

• отмену государственного регулирования в области биотехнологии.

Следует подчеркнуть особую важность последнего мероприятия. Дерегулирование в области биотехнологии открывает совершенно новые перспективы роста в этой отрасли. Это подтверждает, в частности, тот факт, что число биотехнологических предприятий в стране за последний год увеличилось в 2 раза. В основном это малые и средние предприятия, которые создают новые, высококачественные рабочие места. Тем самым зарождается новая, конкурентоспособная в международном плане отрасль.

Хотелось бы подчеркнуть, что федеральное министерство экономики заинтересовано в проведении более радикальной налоговой реформы. Что касается заработной платы, то в предстоящие годы целесообразно лишь ее умеренное повышение. Это будет способствовать экономическому росту и увеличению занятости в стране.


Кадровые аспекты
внешнеэкономической деятельности


Создание адекватных рамочных условий для эффективной внешнеэкономической деятельности весьма важно, но при этом нельзя упускать из виду еще один аспект: любая внешнеэкономическая сделка требует наличия на предприятиях специально подготовленных людей, которые могли бы сотрудничать со своими партнерами - носителями другой культуры.

Для решения кадровой проблемы необходима реформа образования. Нужны новые общеобразовательные школы, высшие школы, новая система обучения. В Германии должно быть больше школ, в которых преподавание велось бы на двух языках, чтобы учащиеся с самого начала изучали иностранные языки и культуру других народов. Хотелось бы также, чтобы немецкая система высшего образования была более привлекательной для иностранных студентов. Завтра они станут нашими партнерами во всех уголках мира. Стране нужно больше университетов, в которых для студентов (в том числе немецких) предлагались бы учебные курсы на английском языке с защитой дипломных работ на нем.

Малые и средние предприятия должны внести свой вклад в это дело. Желательно, чтобы они брали на практику иностранных граждан. Президент РФ уже выступил с инициативой относительно подготовки российских менеджеров в других странах. Отрадно, что Учебный центр на Мюггельзее в Берлине активно действует в этом направлении. Малые и средние предприятия также должны быть готовы к приему практикантов из России. Более эффективного и прямого пути реализации возможностей российско-германского сотрудничества трудно себе представить.

Немецким предприятиям также следовало бы посылать своих работников в качестве практикантов за границу. Нужно поощрять их интерес к изучению иностранных языков и других культур. Малые и средние предприятия лучше, чем крупные концерны, умеют мотивировать своих сотрудников, полнее использовать их способности. Эти преимущества должны интенсивно реализовываться в области внешнеэкономических связей.

Немецкие предприятия должны быть готовы к работе на рынках стран с высокими темпами экономического роста. Им, безусловно, удастся полностью воспользоваться шансами, которые несет с собой глобализация рынков. Это относится к предпринимателям как запада, так и востока страны. Деятельность восточногерманских предпринимателей за границей показывает, что они проявляют такое же упорство в работе и чувство рынка, как и их коллеги из западной части Германии.

В 1996 г. экспорт Восточной Германии по сравнению с предшествующим годом увеличился более чем на 1/3. Восточногерманские предприятия возвращаются на мировой рынок в качестве конкурентоспособных партнеров. Остается пожелать, чтобы предприятия из обеих частей страны в будущем в равной мере использовали шансы, которые им предоставляет быстро развивающийся мировой рынок. Федеральный союз малых и средних предприятий должен выступить в роли первопроходца на мировом рынке, прокладывая путь для своих членов. И каждое отдельное предприятие не должно упускать своего шанса.

США:
УСИЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО
РАССЛОЕНИЯ ОБЩЕСТВА

Несмотря на экономический подъем, разрыв между доходами самых богатых и самых бедных американцев растет. В соответствии с официальной статистикой, в 1996 г. по сравнению с серединой 80-х годов доходы наиболее состоятельных 20% семей (с детьми) увеличились в реальном исчислени на 16%, в то время как доходы беднейших 20% семей снизились на 3%. По данным же американского Центра по изучению приоритетов в области бюджета и политики, разрыв между этими двумя категориями семей еще больше: по сравнению с концом 70-х годов доходы самых богатых семей выросли на 30%, а самых бедных упали на 21%. По данным этого Центра, за последние 20 лет в 25 штатах страны доходы средних 20% семей понизились.

При оценке показателей необходимо учитывать, что официальная статистика не отражает уровень ежегодного дохода, получаемого по одному месту работы, который превышает 100 тыс. долл.

Что касается Нью-Йорка, то в 1994-1996 гг. ежегодные доходы верхних 20% семей превышали 132 тыс. долл., что в 19,5 раза больше показателя для низших 20% семей. Хотя этот город, видимо, является исключением из общей картины по стране, но даже в штате Юта, считающемся в социальном отношении более однородным, соотношение по доходам составило 7:1.

(Economist. - London, December  20, 1997 - January  2, 1998. - P.62)

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Все магазины швейцарских часов - часы наручные копии. Услуги профессионалов. Объявления.
Сайт создан в системе uCoz