Номер 3/97ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Управление социальным развитием


Социальный аспект транснациональных сетей и новых форм труда

ЙОАХИМ ТЁППЕЛЬ
член правления профсоюзного объединения Metall
(Германия)


• Информационно-коммуникационная технология является открытой, т.е. управляемой со стороны общества
• Необходимо приспособить правовые рамочные условия к изменениям в сфере труда
• В основу формирования единого европейского информационного пространства должен быть положен принцип регулирования

Эффект создания европейской транснациональной инфраструктурной сети, который можно прогнозировать уже в настоящее время, будет заключаться в образовании тысяч новых рабочих мест за пределами промышленно развитых стран, в частности Германии. Эти места возникнут как в области материального производства, так и в сфере услуг.

Не только крупные автомобильные компании, но и средние фирмы все чаще размещают значительную часть своих мощностей в соседних восточноевропейских странах. Наряду с этим сложилась твердая тенденция к тому, чтобы дислоцировать производственную сеть по всему миру, включая такой регион, как Юго-Восточная Азия.

Профсоюзы учитывают эти изменения и отдают себе отчет прежде всего в том, что важнейшей базой растущей глобализации экономики является стремительное развитие информационной технологии.


Информационное общество


В этой связи целесообразно коротко остановиться на таком аспекте, как возникновение новой транснациональной инфраструктуры, которая на обыденном языке обозначается понятием "информационное общество". Переход к нему приведет к принципиально важным переменам, аналогичным тем, которые были вызваны некогда первой промышленной революцией. Радикальные изменения затронут не только технику и экономику, занятость и квалификацию рабочей силы, но также и социальную структуру общества и его систему ценностей.

Создание транснациональных сетей, использование информационной и коммуникационной техники идет полным ходом, однако в дискуссиях о развитии средств массовой информации и передачи данных все еще преобладают вопросы прибылей и объемов продаж. В то же время теме социального воздействия такого развития на общественную жизнь Германии и Европы уделяется недостаточное внимание. Не случайно в этом плане Европейский парламент предлагает открыть широкую публичную дискуссию и приглашает к участию все стороны, заинтересованные в принятии решений по рассматриваемой проблеме.

Здесь следует подчеркнуть, что для достижения успеха в конкурентной борьбе не существует каких-либо определенных общественных моделей социальной перестройки и обеспечения соответствующих процессов. В таких случаях важно избежать растущей поляризации, так как возникает опасность раздробления рынка труда. В одном месте появятся привилегированные кадры, в другом соответствующих привилегий может не быть. На некоторых участках динамичные, квалифицированные работники рассчитывают обрести значительные преимущества от грядущей свободы в информационном обществе, в другом случае люди могут не выдержать высоких темпов новой жизни.

Кажущаяся безграничность возможностей в обществе такого типа становится все более очевидной. Вместе с тем последствия этого для межчеловеческой коммуникации, а также культурный, социальный, структурный, социологический эффекты в значительной мере остаются неизвестными.

Профсоюзы не питают иллюзий на этот счет. Для них вопрос заключается не в том, чтобы выступать "за" или "против" в дискуссиях, - более важен вопрос активного влияния на то, как будет протекать процесс трансформации общества. Другими словами, каким образом можно достичь соблюдения интересов работающих и безработных, регионов и отдельных частных пользователей при внедрении информационных технологий.

Здоровый скепсис уместен для профсоюзов, когда речь идет о влиянии информационно-коммуникационной техники на сферу труда. В краткосрочной перспективе для Германии прогнозируется 2 млн новых рабочих мест, в том числе 800 тыс. для работы на дому с использованием телекоммуникационных средств. По другим прогнозам, напротив, ожидаются значительные сокращения занятости, прежде всего в области традиционной коммуникационной технологии. Правы, видимо, последние, что подтверждает прошлый опыт, когда в 1991 г. произошло резкое снижение занятости в промышленности по производству традиционных средств связи.

Одни эксперты считают неизбежной замену общества "зависимых занятых" обществом самостоятельных индивидов, которые свободно, без всякого контроля со стороны могут определять свою работу. Другие, наоборот, усматривают возможность появления массы мнимо самостоятельных работников, которые должны будут взять на себя ранее немыслимые риски при одновременно высокой степени зависимости и жесткой конкуренции между собой.

Безусловно, эти варианты развития продиктованы интересами дискутирующих сторон. Однако возможность двух столь противоречивых прогнозов ясно свидетельствует, что информационно-коммуникационная техника обладает всеми признаками открытой технологии, пути развития которой значительно зависят от общественных приоритетов и политических рамочных условий. Иначе говоря, информационно-коммуникационные технологии являются управляемыми.


Новые формы труда


Из вышесказанного следует, что в новых условиях на первый план выдвигаются те же классические области профсоюзной политики, а именно регулирование элементарных условий труда, таких, как рабочее время, оплата труда, рабочие нагрузки и квалификация. Правомерность такого заключения можно вкратце показать на следующих примерах.

Рабочие места с использованием телекоммуникационных средств

Множество комиссий, занимающихся вопросами сферы труда в информационном обществе, концентрируют внимание на одном аспекте - работе с использованием телекоммуникационной техники, которая может быть полностью выполнена на дому или попеременно в домашних условиях и с явкой на предприятие.

Несомненно, уже современная информационно-коммуникационная техника позволяет выполнять высококвалифицированную работу на дому. Подобная перспектива занятости, связанная с возможностью самостоятельно определять рабочий режим, весьма привлекательна для многих работников, особенно женщин.

Новые возможности в области занятости меняют само представление о возникающих рисках. Высокая готовность откликнуться на предложение работы, изоляция в трудовом процессе, трудности в обмене опытом с коллегами, отсутствие (или ограничение) контакта с коллективными защитниками профессиональных интересов, а зачастую и не соответствующие требованиям эргономики рабочие места показывают, что новые формы труда нуждаются в тщательном регулировании.

Чтобы повысить шансы новых форм труда и снизить связанные с ними риски, необходимо адекватное законодательство. Прежде всего требуется заново дать определение понятию наемной рабочей силы. Новые формы занятости нуждаются в разработках общественно-договорных норм, благодаря чему будут закреплены, в частности, индивидуальные права наемной рабочей силы.

В самой Германии работа с применением телекоммуникационных средств еще редкость. В стране насчитывается примерно 3 тыс. таких рабочих мест, хотя технические возможности для их оснащения созданы уже несколько лет назад. Истинное состояние этого сектора рынка труда требует тщательного анализа.

Есть, однако, веские аргументы, ставящие под вопрос широкое внедрение новых форм труда. Дело в том, что перемещение рабочего места в домашнюю обстановку затрудняет разработки "ноу-хау", которые являются продуктом взаимного общения работников на предприятии.

Виртуальные предприятия

Влияние развития информационно-коммуникационной техники наиболее четко проявляется в сфере так называемых виртуальных предприятий. Компьютерная отрасль, сектор массовой информации, банки, страховое дело являются пионерами в области создания виртуально связанных рабочих мест с использованием телекоммуникации. Уже появились многочисленные промежуточные формы интернационального обмена данными.

Развитие в этом направлении впечатляет: кажется, что классическая форма предприятия исчезает, заменяется виртуальной. На виртуальных предприятиях, функционирующих без жестких правил и личных взаимоотношений, локальная борьба за реальные рабочие места обретает характер стремительной и неконтролируемой девальвации социальных и экологических стандартов в мировом масштабе, что сравнимо с валютными спекуляциями на международном рынке. Тем самым предприятие и наемная рабочая сила уходят из сферы влияния национально-государственной трудовой и социальной политики. Последствия перехода к виртуальным предприятиям могут оказаться такими же, какие несет с собой безработица.

Профсоюзы озабочены таким развитием событий, так как возникает угроза потери возможности компенсировать структурную подчиненность наемной рабочей силы путем коллективной защиты ее интересов. Ответ профсоюзов не может и не будет заключаться в том, чтобы чинить препятствия развитию событий. Речь скорее может идти о том, чтобы приспособить правовые рамочные условия к изменениям на рынке труда, сохранив основные принципы участия наемных работников в управлении предприятием и принятии решений, включая в эти процессы и коллективных представителей их интересов.

Уже сейчас намечается опасность того, что в связи с новой структуризацией предприятий закон о предприятии и сам принцип участия коллектива в управлении начнут работать вхолостую. Предприятие уже определяется не только по принципу территориальной близости и производственным целям, но и по типу технологической сети. К этому должно быть приспособлено право коллектива на участие в принятии решений.

В поправках к закону о правах и обязанностях работодателя и наемного персонала необходимо учесть и развитие новой стратегии предприятий и концернов. В основе поправок должно лежать новое определение понятия “предприятие”, отражающее фактические зависимости сторон и облегчающее формирование производственных советов.

Образование Евросовета предприятий может стать лишь началом. За этим должно последовать создание глобальных комитетов предприятий. В первую очередь такие решения должны затронуть отрасли и фирмы, хозяйственная деятельность которых уже давно распространяется на триаду промышленно развитых регионов, - Западную Европу, Северную Америку и Юго-Восточную Азию. Все это имеет прямое отношение и к странам Восточной Европы.


Социальные последствия


Германия как социальное государство опирается на четко выверенную систему коллективных и индивидуальных прав сторон на защиту и самовыражение, а также на взаимосвязанные системы социального страхования. Оба элемента работают в непосредственной увязке друг с другом. Если коллективные и индивидуальные права партнеров не согласованы, то вся система трудовых отношений окажется полностью разрегулированной, а система социального страхования потеряет материальную основу.

Распространение информационно-коммуникационной технологии в сфере труда будет иметь важные последствия для этой связки. В дебатах между политиками, экономистами и представителями профсоюзов должны быть найдены такие решения, которые помогут сохранить социальное государство в его основных структурах и облегчат диалог с целью создания единой социально ориентированной Европы.

Дерегулирование, безусловно, не может служить принципом формирования единого европейского информационного пространства, которое должно отличаться прежде всего возможностью доступа к информационным сетям для всех людей из всех регионов в равной степени и с сопоставимыми затратами. В его рамках необходимо создать шансы для занятости на социально приемлемых условиях и удовлетворять общественные потребности на инновационной базе.

В осознании того факта, что информационные технологии наряду с непосредственным влиянием на рынок труда имеют огромное значение для общественной жизни и демократии, сфера политики должна быть своевременно и демократическим путем открыта для всех заинтересованных сторон. Только таким образом можно будет привести в разумное соотношение частные и государственные экономические интересы. Поэтому профсоюзное объединение Metall с удовлетворением отмечает, что недавно федеральное правительство приняло наше требование о возможности участвовать в выработке решений в Совете по научным исследованиям и технологии, а также в рамках переговоров с промышленными отраслями.

В ходе дальнейшего развития информационно-коммуникационной технологии речь должна идти прежде всего о проведении эффективной тарифной политики, а также о создании рациональных возможностей в сфере занятости, причем в масштабах всей Европы. Таков основной интерес и лейтмотив действий профсоюзов Германии.


Отчет подготовлен в декабре 1996 г.

О ЗАНЯТОСТИ И ПРАВЕ ТРУДЯЩИХСЯ НА ЗАРАБОТНУЮ ПЛАТУ

В докладе Международного бюро труда (МБТ) “Занятость в мире в 1996/97 гг.” отмечается, что большие масштабы безработицы дали повод некоторым теоретикам говорить об эре “роста без занятости”, когда экономика развивается за счет успехов технологии и торговли, не создавая при этом рабочих мест или новых возможностей для получения дохода.

Однако нет достаточных эмпирических доказательств в пользу подтверждения того, что глобализация, технологические изменения и реорганизация с сокращением штатов корпораций знаменует “конец труда”.

Доклад МБТ стремится развенчать такие взгляды, и не только потому, что основаны на поверхностном анализе и умозрительных прогнозах, но и потому, что они угрожают отвлечь внимание от приоритетной задачи - вернуться к обязательству международного сообщества, принятому после второй мировой войны, об обеспечении полной занятости.

В докладе также оспаривается наиболее часто предлагаемое решение проблем рынка труда - дерегулирование. Хотя авторы признают, что успехи в торговле и технологии способны привести к реформе некоторых сторон рынка труда, они отвергают огульное утверждение будто регулирование рынка во всех случаях неизменно снижает его гибкость, а потому, мол, дерегулирование является оптимальным решением. Сторонники этой теории забывают о том, что регулирование может положительно влиять на стимулирование роста производительности и защиту трудящихся.

Через весь доклад красной нитью проходит мысль о том, что для преодоления спада на рынках труда необходимо стимулировать экономический рост, повысить производительность труда и поставить ресурсы мировой экономики на службу человечеству, а не наоборот.

Существует тесная связь между проблемами занятости, зарплаты и пенсий. Нерешенность одной из них может повлечь отрицательные социальные и политические последствия.

Заместитель Генеральнго директора МБТ К.Тапиола, выступая на съезде Федерации независимых профсоюзов России (декабрь 1996г., Москва) отметил, что положение, при котором заработная плата не выплачивается, либо выдается с задержками или натурой, противоречит Конвенции МОТ № 95. Она ратифицирована Россией.

Конвенция предуматривает регулярную выдачу зарплаты и запрещает ее выплату в виде товаров, купонов или расписок.

Окончание на стр. 75

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz