Номер 3/99ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Регионы: управление и развитие


Регион и федеральный центр: проблемы взаимоотношений

(на примере Саратовской области)

ДМИТРИЙ АЯЦКОВ
член Совета Федерации Федерального Собрания РФ,
губернатор Саратовской области


• Региональное законодательство оперативнее реагирует на происходящие в стране преобразования
• Конституционные рычаги отстаивания интересов регионов –
их представительства в федеральных структурах
• Эффективность рыночных преобразований зависит от темпов
и масштабов преодоления разобщенности товарных рынков

Отношения между регионами и федеральным центром – одна из тем, которая постоянно в центре внимания научных дискуссий. Маятник суждений, обвинений, предположений качается из стороны в сторону в зависимости от политической и экономической ситуации в стране.

Разумеется, центр и регионы находятся под воздействием друг друга и оно не всегда равное. Несомненно одно: в новой России субъекты Федерации получили возможности для самостоятельного развития, используя для этого природный, экономический, кадровый потенциал, геополитическое положение.


Система управления


Саратовская область – многоотраслевой аграрно-промышленный комплекс, играющий важную роль в производстве многих видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. В структуре промышленного комплекса 37% принадлежит машиностроению, 15 – химической и нефтехимической, 15,5% – пищевой промышленности. По производству зерна область является одной из самых крупных в России, в том числе и наиболее ценной культуры – пшеницы. В целом у нас сформирован базис рыночной экономики, действуют около 12 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса, на которых работает 10% населения области. На нашей территории создан региональный фонд поддержки малого предпринимательства, учредителями которого кроме федеральных структур являются также правительство области, администрация г. Саратова.

Областная дума, в частности, в 1997 г. приняла упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, которая введена в действие губернатором. Это постановление регламентирует ряд льгот для налогоплательщиков, работающих в промышленности, сельском и лесном хозяйстве, строительстве, общественном питании, в сфере науки и народного образования, жилищно-коммунальных услуг и бытового обслуживания. Выплата годовой стоимости патента начинается с квартала, в котором субъект упрощенной системы налогообложения получил патент. Оплата соответствующей части стоимости  патента производится в течение пяти дней второго месяца отчетного квартала, далее равными долями не позднее пятого числа первого месяца отчетного квартала.

Фундаментом для развития системы предприятий всех форм собственности, экономической самодеятельности граждан, решения социальных проблем стало законодательство Саратовской области. Этому же служит и соглашение, заключенное между ветвями и общественно-политическими организациями. Ежегодно подобный договор об общественном согласии и социальном партнерстве подписывают более 1500 представителей партий, движений, организаций, предприятий, вузов, руководителей органов власти.

Здесь я вижу один из источников напряженностей, существующих между центром и регионами. Остановлюсь на этом подробнее.

Известно, что по многим направлениям региональное законодательство быстрее и точнее отражает происходящие в стране преобразования, чем федеральное. Пример тому закон Саратовской области “О земле”, который дал импульс развитию земельных отношений, позволил начать формирование нового класса землевладельцев, определить реальную цену земли. В этом году в порядке эксперимента мы планируем ввести в районах единый налог на землю, в котором заинтересованы и фермеры, и коллективные хозяйства. По нашей оценке, этот законодательный акт должен стимулировать высокопроизводительный труд с применением новейшей техники и технологий.

Я неоднократно ставил вопрос о едином налоге на регион. По нашему убеждению, фиксированные отчисления на федеральные нужды избавят от необходимости перечислять деньги в центр и обратно, содержать армию чиновников для этого, наконец, сэкономят силы и время региональных руководителей и министров.

Самостоятельность регионов позволит центру также отказаться от необходимости содержать многочисленные структуры на местах. А это немалые затраты, немалые штаты. Тут чувствуется сильное противодействие министерств и ведомств, не желающих выпускать власть из своих рук.

Между тем мы самостоятельно должны решать и решаем многие неотложные вопросы, не ожидая утверждения федеральных программ. Так, в Саратовской области завершено подведение газопроводов ко всем 1765 населенным пунктам. Устранена несправедливость, когда газ из области шел во все концы страны, а население использовало дрова, уголь, которые завозили издалека. На очереди программа обеспечения  качественной питьевой водой, и ее предстоит решить в этом году.

Для отстаивания своих интересов перед центром регионы могут применять конституционные, демократические рычаги – представительство в Совете Федерации, Государственной думе, президентских советах и комиссиях, постоянное взаимодействие с правительством РФ, федеральными органами.

Наша открытая политика позволяет каждому жителю области оценивать усилия власти, ее представителей в интересах области. Прямо скажу, требовательность избирателей возросла на глазах, и это, по всей видимости, найдет выражение в ходе предстоящих в конце 1999 г. выборов депутатов Госдумы. Надо думать, что будут избраны те, кто способен доводить начинания до конца, кто избегает крайностей.

Мы не держим в секрете свои новые подходы к решению задач, делимся ими и с членами федерального правительства, и с руководителями других регионов, и с политиками.


Горизонтальные связи


В декабре 1998 г. Министерством юстиции России была зарегистрирована новая организация “Союз регионов – товаропроизводителей зерна”. В ней изъявили желание участвовать 16 регионов России, и еще несколько регионов подали заявки на участие.

Эта организация ни в коем случае не коммерческая и не политическая. Одна из основных ее задач – создание единого продовольственного рынка страны. Союз не ставит целью искусственно регулировать товарные и зерновые потоки, влиять на тот или иной вид продукции, диктовать свои условия и тем более искусственно сдерживать цены. Губернаторы добровольно объединили усилия, чтобы лоббировать свои интересы, выходить с законодательной инициативой. Ведь на сегодняшний день нет той законодательной базы, которую имела аграрная Россия в начале ХХ в., славившаяся на весь мир экспортными поставками зерна.

Созданный союз будет вести такую зерновую политику, чтобы обеспечить стабильный продовольственный рынок в стране. Кроме того, его задачей является и выход на мировые рынки. Сегодня страна закупает импортное зерно за доллары и в то же время продаем свое по цене значительно более низкой. Чтобы не было таких перекосов, необходимо изучать собственный опыт, обобщать практику других стран, где давно такие структуры работают.

Большое внимание в регионе придается развитию межрегионального сотрудничества. Достаточно сказать, что на сегодняшний день Саратовская область имеет 65 соглашений (договоров) с другим субъектами РФ, география которых – от Республики Ингушетия на юге России до Ханты-Мансийского автономного округа на севере. В 1998 г. подписаны договоры о сотрудничестве с Республикой Мордовия, Приморским краем, Пензенской, Липецкой и Тюменской областями. Готовятся проекты договоров с другими российскими регионами.

В рамках имеющихся соглашений и договоров о всестороннем сотрудничестве с органами государственной власти других субъектов РФ областные министерства и ведомства заключают договоры о сотрудничестве в конкретных сферах взаимодействия, налаживают обмен передовым опытом работы.

В условиях, когда горизонтальные связи практически разрушены, отсутствует система централизованного распределения продукции, заключение новых договоров позволяет найти дополнительные (исключая прямые связи между предприятиями) направления взаимного сотрудничества в сфере производства, торговли и культурного обмена.


О межрегиональных рынках


Эффективность рыночных преобразований в значительной степени зависит от темпов и масштабов преодоления разобщенности товарных рынков субъектов РФ, создания единого для страны экономического пространства, оживления местного производства и повышения его конкурентоспособности, увеличения объемов взаимных поставок между регионами. Достижение этой цели предполагает решение многих задач, в том числе:

снижение значимости или полную ликвидацию барьеров для межрегионального товарообмена, осуществляемого с использованием услуг различных видов транспорта;

размещение филиалов основного производства в других регионах страны;

выравнивание условий хозяйствования, влияющих на производство и стоимость продукции субъектов РФ.

В настоящее время в правительстве Саратовской области создана рабочая группа, обеспечивающая выполнение плана мероприятий по проведению предварительного анализа соответствующего межрегионального товарообмена и структуры межрегиональных товарных рынков. Этот план разработан на базе методических рекомендаций по развитию межрегионального товарообмена и формированию конкурентной среды на межрегиональных товарных рынках, подготовленных Государственным антимонопольным комитетом РФ для апробации в органах исполнительной власти 19 регионов России, в число которых вошла и Саратовская область.

Большая роль в развитии межрегионального сотрудничества в нашем регионе на данном этапе принадлежит Ассоциации экономического взаимодействия республик и областей Поволжья “Большая Волга”. Саратовская область принимает активное участие в мероприятиях, проводимых ассоциацией, в частности в реализации межрегиональной экологической программы “Возрождение Волги”, одобренной правительством РФ. В настоящее время согласованы первоочередные мероприятия этой программы, разработан организационно-экономический механизм ее выполнения. В конце сентября 1998 г. в г. Саратове проведены заседания координационного совета Поволжского региона и комитета по экологии Ассоциации “Большая Волга”, на которых рассматривались экологические проблемы Поволжья. Основные темы заседаний – создание сети межрегионального, трансграничного мониторинга водных ресурсов бассейна реки Волги с использованием средств автоматизированного наблюдения и пути решения проблем переработки и утилизации отходов в Волжском регионе.

12 – 13 января 1999 г. в г. Саратове состоялось выездное заседание президиума Межгосударственного экономического комитета (МЭК). Впервые за четыре года существования заседание этого комитета прошло не в Москве или Минске, а в одном из регионов России. Сегодня такое время, когда заключать прямые экономические контакты с государствами Содружества стремятся именно регионы России. Это означает восстановление нарушенных экономических связей в соответствии с действующим в каждой стране законодательством. Ведь хозяйства регионов в недавнем прошлом развивались как части единого, союзного, экономического пространства. В нынешней ситуации Саратовская область может стать своего рода экспериментальной площадкой для наработки новых межрегиональных экономических связей между странами СНГ.

Если мы хотим, чтобы в областях были созданы режимы более тесных отношений между предприятиями стран СНГ, то необходимо упростить таможенные процедуры, юридически закрепить свободный въезд и выезд граждан, открыть торговые представительства. Страны СНГ так же, как и Россия, наконец-то осознали, что сегодня на мировых рынках их товар в основном неконкурентоспособен. Реальный рынок для всех – в рамках бывшего Союза.

На заседании МЭКа подписано соглашение о создании особой экономической зоны “Содружество”. Возможность и целесообразность формирования такой зоны на территории Саратовской области обусловлены географическим и исторически сложившимся положением области на пересечении торговых путей, соединяющих страны Европы и Азии. С недавних пор Саратовская область стала приграничной территорией РФ, протяженность ее границы с Казахстаном составляет 551,5 км.

Реализация проекта “Содружество” позволит решить ряд общих для стран СНГ  проблем, обеспечит стабильное развитие национальных экономик стран Содружества.

Не побоюсь сказать не только за себя, но и за многих коллег, что воспринимаем развитие связей регионов с другими государствами как наш вклад в укрепление авторитета, силы, влияния России.

К нашей области проявляют внимание деловые круги и правительства многих стран. На предстоящем этим летом международном форуме в г. Саратове мы намерены рассмотреть широкий круг вопросов, в том числе и те, которые касаются проблем федерализма, регионов.


1См.: Soros G. The Crisis of Global Capitalism. [Open Society Endangered]. L., 1998. P. XII.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz