Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

 Парламентские слушания

Комитет по делам

общественных объединений и религиозных организаций

на тему:

 «Правовое регулирование территориального общественного самоуправления»

Новый Арбат, 19. Большой конференц-зал.

25 мая 2001 года. 11 часов.

 

С Т Е Н О Г Р А М М А

 

Выступление В.В. Маркеловой, заместителя председателя движения "Народное самоуправление"

Председательствующий. Слово Маркеловой Валентине Вадимовне, заместителю председателя движения "Народное самоуправление". Приготовиться Кожевникову.

Маркелова В.В. Поскольку председатель нашего движения Михаил Михайлович Яшин является автором статьи Конституции о местном самоуправлении и достаточно часто мы слышим такие фразы, что вот ТОСов в Конституции нет, я начну свое выступление как раз вот с таких пояснений.

Статья Конституции Российской Федерации упоминания о территориальном общественном самоуправлении отсутствует потому, что с момента ее принятия данное определение в правовом отношении превратилось в анахронизм.

В статье 131 Конституции РФ сказано: "Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно". То есть место и территория, согласно Конституции РФ, суть одно и то же, а значит местное самоуправление населения на территории его проживания поглотило формулировками статей Конституции РФ территориальное общественное самоуправление доконституционного периода.

К большому сожалению, наши законодатели не только не смогли понять смысла происшедших конституционных изменений, но и не захотели делиться с населением ни властью, ни собственностью.

Авторы Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" урезали конституционные права населения на местное самоуправление, реанимировав термин "территориальное общественное самоуправление", и позволив населению поучаствовать таким образом в осуществлении местного самоуправления под контролем местных чиновников и депутатов.

На практике население в одних случаях разобралось в сложившейся ситуации и стало развивать местное самоуправление, основываясь на Конституции РФ, как законе прямого действия, и попросту игнорируя сужающие Конституцию положения федеральных и региональных законов.

Так, в частности, сделало наше движение, пойдя по пути организации сначала народных акционерных обществ, а затем местных сообществ жителей.

Другие группы населения, используя даже то немногое, что давал им Закон РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", развивали территориальное общественное самоуправление как форму местного самоуправления на микротерриториальном уровне, заставляя считаться с собой городские и районные органы власти, и областных законодателей, в чью компетенцию входило и регулирование деятельности ТОС.

В то же самое время консервативно настроенные депутаты Государственной Думы РФ, полностью игнорируя и Конституцию РФ и практику развития местного самоуправления населения в регионах, подготовили законопроект "Об общих принципах организации территориального общественного самоуправления", который был представлен и участникам нынешних парламентских слушаний.

В этом проекте орган ТОС объявляется общественной организацией, а значит, если по Конституции РФ любой орган самоуправления населения, как бы он не назывался, в том числе орган ТОС – форма власти населения на определенной территории, то по этому проекту – всего лишь общественная организация.

Если в первом случае решение населения по вопросу местного значения, принятое в пределах своей компетенции, обязательно для исполнения всеми органами власти и должностными лицами, а также организациями, расположенными на этой территории, то во втором случае, решение населения и избранного им органа ТОС обязательно для исполнения только для самого населения, принявшего этого решения. И вот в этом принципиальная разница.

Соответственно, и о муниципальной собственности населению также надо забыть. А вся власть на местах, по мысли авторов проекта, должна после принятия такого закона вернуться к реанимированным местным советам, то есть к местным чиновникам и депутатам.

По этому поводу могу сказать следующее. Авторы проекта закона о ТОС очень недооценили российское население и очень переоценили свои возможности. Обсуждение проекта в органах ТОС в регионах вызвало не просто неприятие, но сильнейшее возмущение. В отличие от сочинивших проект депутатов, население России Конституцию РФ не только читает, но и реализовывает на практике. И отказаться от своих конституционных прав на местное самоуправление не собираются.

И, если, несмотря на полнейшую бессмыслицу, которой является концепция данного законопроекта, таковой будет принят, изменение названия органа ТОС на орган территориального или орган местного самоуправления населения, либо на любое другое, уже на следующий день превратит этот мертворожденный проект в макулатуру. Ибо территориальное общественное самоуправление осуществляется гражданами, решает на практике вопросы местного значения и реализуют их, прежде всего, через владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. А, следовательно, его деятельность полностью подпадает под действие главы 8 "Местное самоуправление" Конституция РФ.

Да, мы согласны, что российское законодательство о местном самоуправлении требует дальнейшей разработки. Но надо работать над развитием законодательства, а не над его фальсификацией, как это делают авторы проекта. Любое самоуправление населения на местах, а территория проживания населения – это и есть место его жительства, и хватит уже играть в слова, есть конституционное местное самоуправление населения. И его надо развивать, а не уничтожать в угоду местной бюрократии.

За 8 лет, прошедших со времени принятия российской Конституции, в регионах населением наработан ценнейший практический опыт по развитию местного самоуправления. И уже давно пора депутатам Государственной Думы РФ с этим опытом познакомиться. В процессе работы Всероссийской научно-практической конференции "Российская государственность и местное самоуправление", которая состоялась в Москве 18-19 мая, только что, сформировалась группа специалистов-практиков в области местного самоуправления населения, которым является и территориальное общественное самоуправление.

Эти специалисты имеют также и опыт законодательной работы и готовы конструктивно взаимодействовать с профильными комитетами Государственной Думы РФ, в первую очередь с комитетом по местному самоуправлению с целью дальнейшего совершенствования федерального законодательства России о местном самоуправлении. Спасибо.

 

Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

 

 

 

 

 

 

 



Hosted by uCoz