Главная    Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

ЗАКОН

О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕННОМ САМОУПРАВЛЕНИИ

В АЛТАЙСКОМ КРАЕ

 

Настоящий закон Алтайского края (далее - закон) в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом (Основным Законом) Алтайского края определяет общие принципы и формы организации территориального общественного самоуправления, полномочия и виды деятельности органов территориального общественного самоуправления, их права и гарантии.

 

               Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие территориального общественного самоуправления

1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территория населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями (далее - населенные пункты), микрорайонов, кварталов, улиц, домов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления. В соответствии с уставом муниципального образования указанные органы могут являться юридическими лицами.

2. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящим законом и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

 

Статья 2. Основные понятия, используемые в законе

1. Муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

2. Вопросы местного значения - вопросы, связанные с удовлетворением потребностей населения городов, районов, сельсоветов, отнесенные к таковым уставами городов, районов, сельсоветов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Алтайского края "Об основах местного самоуправления в Алтайском крае".

3. Органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

4. Представительный орган местного самоуправления - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории города, района, сельсовета.

5. Коммерческие организации - организации, являющиеся юридическими лицами, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

6. Некоммерческие организации - организации, являющиеся юридическими лицами, не преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между ее участниками.

7. Микрорайон - комплекс жилых домов и системы учреждений культурно - бытового обслуживания, удовлетворяющих каждодневные потребности населения; располагается на территории, примыкающей к транспортным магистралям.

8. Конференция граждан - собрание, совещание представителей граждан соответствующей территории (улицы, дома и т.п.) по нормам представительства для обсуждения вопросов местного значения.

9. Опрос граждан - форма выявления мнения граждан на части территории муниципального образования по вопросам местного значения с целью принятия решения соответствующим органом территориального общественного самоуправления на основе учета интересов населения.

 

Статья 3. Право граждан на участие в территориальном общественном самоуправлении

1. Граждане осуществляют территориальное общественное самоуправление непосредственно через собрания (сходы), опросы, а также через органы территориального общественного самоуправления.

В отдельных случаях, когда созыв собрания (схода) затруднен, могут проводиться конференции граждан.

2. Любой гражданин - житель соответствующей территории имеет право на участие в территориальном общественном самоуправлении, избирать и быть избранным в его органы, иметь право на контроль и на получение информации о деятельности территориального общественного самоуправления.

3. Не имеют права на участие в территориальном общественном самоуправлении граждане, признанные судом недееспособными.

4. Возрастной ценз для граждан, имеющих право на участие в территориальном общественном самоуправлении, а также право быть избранным в его органы, устанавливается уставами территориального общественного самоуправления в соответствии с уставами муниципальных образований.

 

Статья 4. Система территориального общественного самоуправления

1. Система территориального общественного самоуправления включает в себя:

1) собрания (сходы), конференции, опросы граждан;

2) органы территориального общественного самоуправления - советы (комитеты) микрорайонов, жилых комплексов, населенных пунктов;

3) иные органы самоуправления населения по месту жительства - советы (комитеты) улиц, кварталов, домов и т.п.

2. Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, определяются гражданами данной территории самостоятельно на собрании (сходе) граждан по предложению инициативной группы или отдельных жителей и согласовываются с представительными или иным органом местного самоуправления, определенным уставом муниципального образования.

 

Статья 5. Принципы территориального общественного самоуправления

Территориальное общественное самоуправление осуществляется на принципах:

1) законности;

2) защиты прав и законных интересов населения;

3) свободного волеизъявления граждан через собрания (сходы), конференции, опросы граждан;

4) выборности и подконтрольности гражданам органов территориального общественного самоуправления;

5) широкого участия граждан в выработке и принятии решений по вопросам, затрагивающим интересы населения;

6) сочетания интересов населения соответствующей территории и интересов населения всего муниципального образования;

7) гласности и учета общественного мнения;

8) свободы выбора гражданами форм территориального общественного самоуправления.

 

Статья 6. Правовая основа территориального общественного самоуправления

1. Правовую основу территориального общественного самоуправления составляют законодательство Российской Федерации и края, настоящий закон, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, а также уставы территориального общественного самоуправления соответствующих территорий.

2. Защита прав и законных интересов территориального общественного самоуправления обеспечивается судом и арбитражным судом.

 

Статья 7. Устав территориального общественного самоуправления

1. Территориальное общественное самоуправление имеет устав, в котором указываются:

1) границы территории территориального общественного самоуправления;

2) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;

3) структура и порядок формирования органов территориального общественного самоуправления;

4) срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;

5) наименование и полномочия органов территориального общественного самоуправления;

6) статус органов территориального общественного самоуправления;

7) виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов территориального общественного самоуправления;

8) основания и виды ответственности органов территориального общественного самоуправления;

9) экономическая и финансовая основа территориального общественного самоуправления.

2. В уставе территориального общественного самоуправления могут быть отражены соответствующие обязательства и функции органа территориального общественного самоуправления по сохранению и ремонту жилищного фонда, поддержанию чистоты и порядка на данной территории, охране зеленых насаждений, водоемов, созданию детских площадок, мест отдыха, физкультурно - спортивных комплексов, сооружений и поддержанию в порядке дорог и тротуаров, колодцев, других объектов коммунального хозяйства и благоустройства, организации клубов по интересам, кружков и клубов технического и художественного творчества, спортивных кружков, ведению воспитательной работы среди детей и подростков, оказанию помощи инвалидам, престарелым, семьям военнослужащих и погибших воинов, малообеспеченным и многодетным семьям, детям, оставшимся без родителей, укреплению общественного порядка, защите прав потребителей, оказанию помощи школам, детским садам, больницам и поликлиникам, благотворительным фондам и организациям, поддержанию в надлежащем состоянии кладбищ и других мест захоронения, охране памятников истории и культуры, правозащитной деятельности и другим вопросам.

3. Устав территориального общественного самоуправления должен соответствовать требованиям, предъявляемым к учредительным документам, представляемым на регистрацию в соответствии с законодательством об общественных объединениях граждан.

4. Устав территориального общественного самоуправления подлежит регистрации в исполнительном органе местного самоуправления в течение месяца со дня представления документов на регистрацию и вступает в силу со дня его обнародования.

5. Отказ в регистрации устава территориального общественного самоуправления может быть обжалован в судебном порядке.

 

               Глава 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 8. Собрания (сходы), конференции граждан

1. Собрания (сходы) конференции граждан созываются органами местного самоуправления, органами территориального общественного самоуправления и инициативными группами граждан по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

2. В работе собраний (сходов), конференций граждан принимают участие граждане, имеющие право на участие в территориальном общественном самоуправлении и проживающие на соответствующей территории.

3. Собрания (сходы) граждан правомочны, если в них принимает участие более половины граждан соответствующей территории, а на конференции - не менее двух третей представителей, избранных на нее в соответствии с установленной нормой представительства.

Порядок, нормы представительства и сроки проведения конференций устанавливаются уставами территориального общественного самоуправления в соответствии с уставами муниципальных образований, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и настоящим законом.

4. К компетенции собраний (сходов), конференций граждан соответствующей территории относится решение следующих вопросов:

1) принятие уставов территориального общественного самоуправления и его органов, внесение в них изменений, дополнений и контроль за их соблюдением;

2) избрание органов территориального общественного самоуправления;

3) утверждение программ деятельности территориального общественного самоуправления;

4) оценка деятельности органов территориального общественного самоуправления по их отчетам;

5) досрочное прекращение полномочий органов территориального общественного самоуправления;

6) избрание ревизионной комиссии территориального общественного самоуправления;

7) решение других вопросов, затрагивающих интересы жителей соответствующей территории.

5. Решения собраний (сходов), конференций граждан о принятии уставов территориального общественного самоуправления считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от числа граждан, присутствующих на собрании (сходе), или их представителей на конференции граждан.

Решения собраний (сходов), конференций граждан по другим вопросам считаются принятыми, если за них проголосовало более половины от числа граждан, присутствующих на собрании (сходе), или их представителей на конференции граждан.

Решения собраний (сходов), конференций граждан оформляются протоколом и в течение 10 дней доводятся до сведения органов местного самоуправления и жителей соответствующей территории.

 

Статья 9. Опрос граждан по вопросам местного значения

1. Опрос граждан производится по инициативе органов местного самоуправления, по инициативе органов территориального общественного самоуправления, а также по требованию граждан соответствующей территории по вопросам, затрагивающим интересы жителей соответствующей территории.

2. Опрос граждан производится инициаторами самостоятельно. В опросе имеют право участвовать граждане, проживающие на соответствующей территории и имеющие право на участие в территориальном общественном самоуправлении.

3. Мнение граждан, участвующих в опросе, оформляется через опросный лист. Каждый опросный лист должен содержать вопрос, на который гражданин должен ответить, и варианты ответа, а также фамилию, имя, отчество опрашиваемого, его возраст, адрес и подпись. Подписной лист должен быть подписан лицом, проводящим опрос, с указанием его фамилии, имени, отчества, адреса (места проживания).

 

Статья 10. Органы территориального общественного самоуправления и порядок их формирования

1. Органы территориального общественного самоуправления создаются по инициативе граждан на основе их добровольного волеизъявления.

Выборы органов территориального общественного самоуправления проводятся на собраниях (сходах), конференциях граждан.

Собрание (сход), конференция граждан устанавливают срок полномочий органов территориального общественного самоуправления.

2. Подготовка и проведение выборов органов территориального общественного самоуправления осуществляются открыто и гласно. Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов, производятся за счет средств территориального общественного самоуправления, а учредительные собрания (сходы), конференции граждан - за счет местных бюджетов соответствующих муниципальных образований.

3. Органы территориального общественного самоуправления, исходя из принципов их организации, осуществляемых ими полномочий, их правового статуса и специфики соответствующих территорий, подразделяются на:

1) советы (комитеты) микрорайонов, жилищных комплексов, населенных пунктов;

2) объединения жителей - собственников в едином комплексе недвижимого имущества (кондоминиумы, ЖСК, МЖК);

3) квартальные, уличные, домовые и тому подобные советы (комитеты).

4. Совет (комитет) микрорайона, жилищного комплекса, населенного пункта и т.п. может избираться на собрании (сходе), конференции граждан соответствующей территории и может обладать правом юридического лица по решению собрания (схода), конференции граждан.

Порядок формирования (избрания) совета (комитета), организация его работы, полномочия, права и виды деятельности, финансовые ресурсы и собственность, а также ответственность данного органа определяются уставом совета (комитета) микрорайона, жилищного комплекса, населенного пункта и т.п. в соответствии с уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

5. Квартальный, уличный, домовый совет (комитет) формируется на собрании (сходе), конференции граждан и может обладать правами юридического лица.

Порядок формирования (избрания) совета (комитета), организация его работы, полномочия и виды деятельности определяются уставом квартального, уличного, домового и т.п. совета (комитета), в соответствии с уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

 

Статья 11. Полномочия органов территориального общественного самоуправления

1. Полномочия органов территориального общественного самоуправления определяются уставами территориального общественного самоуправления, а также решениями органов местного самоуправления о передаче им отдельных полномочий органов местного самоуправления на основе добровольно взятых на себя обязательств органом территориального общественного самоуправления, с согласия граждан соответствующей территории.

2. Органы территориального общественного самоуправления для осуществления своих задач и обязательств имеют следующие полномочия:

1) создавать за счет собственных средств, добровольных взносов и пожертвований населения, юридических лиц, общественных объединений объекты коммунально - бытового и социально - культурного назначения, обеспечивать их содержание и эксплуатацию;

2) создавать коммерческие и некоммерческие организации для осуществления своих полномочий, утверждать их уставы;

3) заключать договоры с юридическими лицами, связанные с их участием в решении социально - экономических задач на данной территории;

4) разрабатывать и представлять органам местного самоуправления проекты планов и программ развития соответствующей территории для использования их в составе планов экономического и социального развития, программ, принимаемых органами местного самоуправления;

5) представлять органам местного самоуправления заключения по вопросам отвода земли на территории данного территориального общественного самоуправления, для строительства и расширения на этой территории предприятий и других объектов производственного и социально - культурного назначения, размещения предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, школ, поликлиник и других социально - культурных учреждений, режима их работы, а также режима транспортного обслуживания этой территории;

6) выступать заказчиком по строительным и ремонтным работам, осуществляемым за счет средств, находящихся в распоряжении данного территориального общественного самоуправления;

7) являясь юридическим лицом, принимать на свой баланс имущество, созданное за счет средств и трудового участия населения или переданное органами местного самоуправления;

8) являясь юридическим лицом, объединять на договорных началах собственные средства и средства юридических лиц, общественных объединений для строительства и содержания различных объектов коммунально - бытового и социально - культурного назначения, получать под свою ответственность кредиты и предоставлять ссуды из собственных средств, приобретать акции и облигации;

9) участвовать собственными ресурсами в создании и деятельности финансово - кредитных учреждений;

10) организовывать иную экономическую деятельность, не запрещенную законодательством, с целью удовлетворения социально - экономических потребностей населения;

11) осуществлять контроль за соблюдением нормативных правовых актов Российской Федерации и Алтайского края предприятиями торговли, а также организациями, связанными с оказанием бытовых услуг;

12) определять в соответствии со своим уставом штаты и порядок оплаты труда работников органа территориального общественного самоуправления;

13) созывать собрания (сходы), конференции граждан для рассмотрения вопросов территориального общественного самоуправления, проводить на своей территории опросы населения, содействовать созданию и деятельности клубов избирателей, развитию других форм гражданской активности населения;

14) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим законом, законами края, уставами муниципальных образований и решениями собраний (сходов), конференций граждан.

 

Статья 12. Взаимоотношения территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления

1. Органы местного самоуправления:

1) оказывают содействие гражданам в осуществлении права на территориальное общественное самоуправление;

2) оказывают помощь инициативным группам граждан в проведении собраний (сходов), конференций, опросов граждан и принимают в них участие.

3) содействуют в разработке уставов территориального общественного самоуправления;

4) создают необходимые условия для становления и развития системы территориального общественного самоуправления;

5) вправе передавать на договорной основе территориальному общественному самоуправлению часть своих полномочий с предоставлением финансовых и материальных ресурсов и контролировать их деятельность в части осуществления делегированных полномочий и расходования выделенных средств;

6) могут устанавливать сферы совместной компетенции с территориальным общественным самоуправлением, а также перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с территориальным общественным самоуправлением;

7) предоставляют органам территориального общественного самоуправления помещения для осуществления их деятельности;

8) координируют деятельность органов территориального общественного самоуправления, оказывают им организационную и методическую помощь;

9) заключают договора с органами территориального общественного самоуправления;

10) способствуют выполнению решений собраний (сходов), конференций граждан, принятых в пределах их компетенции;

11) учитывают в своих решениях мнение граждан, полученное территориальным общественным самоуправлением методом опроса;

12) осуществляют контроль за соответствием деятельности органов территориального общественного самоуправления уставам об этих органах, а также за выполнением договоров между органами местного самоуправления и органами территориального общественного самоуправления;

13) приостанавливают деятельность органов территориального общественного самоуправления в случае превышения органами территориального общественного самоуправления своих полномочий в решении вопросов, затрагивающих интересы населения;

14) осуществляют другие полномочия по взаимодействию с территориальным общественным самоуправлением в соответствии с настоящим законом и уставами муниципальных образований.

3. Органы территориального общественного самоуправления вправе участвовать в заседании органов местного самоуправления при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы жителей соответствующей территории.

4. Органы местного самоуправления в своей работе с населением опираются на помощь территориального общественного самоуправления, изучают его мнение по вопросам, затрагивающим интересы жителей соответствующей территории.

 

   Глава 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ ОСНОВЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 13. Собственность органов территориального общественного самоуправления

1. Органы территориального общественного самоуправления, являющиеся юридическими лицами, могут иметь в собственности денежные средства и имущество, передаваемое им органами местного самоуправления, иными субъектами, а также имущество, создаваемое или приобретаемое за счет собственных средств.

2. Собрание (сход), конференция граждан, а также органы территориального общественного самоуправления вправе вносить предложения о передаче или продаже в их собственность имущества государственных и муниципальных предприятий, их структурных подразделений, а также иных объектов, относящихся к государственной и муниципальной собственности, если они имеют важное значение для обеспечения коммунально - бытовых и социально - культурных нужд населения соответствующей территории.

3. Порядок передачи, продажи, купли, а также перечень имущества, безвозмездно передаваемого в собственность органов территориального общественного самоуправления, и порядок рассмотрения возникающих при этом споров определяются соответствующими договорами.

 

Статья 14. Финансовые ресурсы органов территориального общественного самоуправления

1. Финансовые ресурсы органов территориального общественного самоуправления, являющиеся юридическими лицами, состоят из собственных, заемных средств, а также бюджетных средств, передаваемых по договору органами местного самоуправления под определенные цели.

2. Собственные финансовые ресурсы образуются за счет отчислений от доходов коммерческих и некоммерческих организаций, создаваемых органами территориального общественного самоуправления; предаваемых органами местного самоуправления внебюджетных средств; добровольных взносов и пожертвований коммерческих и некоммерческих организаций и населения; других поступлений.

3. По ходатайству органа территориального общественного самоуправления органы местного самоуправления вправе предоставлять отдельным категориям плательщиков льготы по налогам и платежам, поступающим в соответствующий местный бюджет с учетом размеров отчислений, направляемых этими плательщиками территориальному общественному самоуправлению с целью финансового обеспечения социально - экономического развития соответствующей территории.

 

               Глава 4. ГАРАНТИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 15. Обязательность решений территориального общественного самоуправления и его органов

1. Решения территориального общественного самоуправления и его органов, принятые ими в пределах своих полномочий, подлежат обязательному рассмотрению и принятию по ним мер в установленные законодательством сроки теми органами местного самоуправления и их должностными лицами, а также юридическими лицами, кому они адресованы.

2. Государственные органы и органы местного самоуправления, и их должностные лица, а также юридические лица, причинившие ущерб территориальному общественному самоуправлению, вследствие нарушения настоящего закона несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

3. Органы территориального общественного самоуправления имеют право предъявить в суд заявление (иск) о признании недействительными нормативных актов органов местного самоуправления, решений (приказов) других юридических лиц, нарушающих права территориального общественного самоуправления.

 

Статья 16. Ответственность органов территориального общественного самоуправления

1. Органы территориального общественного самоуправления несут юридическую ответственность за законность и обоснованность принимаемых решений.

2. Споры по восстановлению нарушений прав коммерческих и некоммерческих организаций и граждан, возникающие в результате действий или бездействия органов территориального общественного самоуправления, решаются в суде или арбитражном суде.

 

Статья 17. Рассмотрение разногласий (споров) между органами местного самоуправления и органами территориального общественного самоуправления

Разногласия (споры) между органами местного самоуправления, органами территориального общественного самоуправления рассматриваются в следующем порядке:

1) имущественные разногласия (споры) между органами местного самоуправления и органами территориального общественного самоуправления рассматриваются арбитражным судом;

2) иные споры между органами местного самоуправления и органами территориального общественного самоуправления рассматриваются согласительной комиссией, создаваемой вышестоящим представительным органом местного самоуправления, с участием в ней на паритетных началах представителей спорящих сторон или в судебном порядке.

 

               Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 18. Вступление настоящего закона в силу

Настоящий закон вступает в силу со дня его опубликования в газете "Алтайская правда".

 

Глава администрации Алтайского края А.СУРИКОВ г. Барнаул 31 декабря 1996 года N 65-ЗС

 

Главная    Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 



Hosted by uCoz