Главная    Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН

 

ЗАКОН

О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕННОМ САМОУПРАВЛЕНИИ

В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

 

(в ред. Закона РБ от 25.07.2001 N 229-з)

 

Принят Законодательной Палатой Государственного Собрания Республики Башкортостан 20 апреля 1999 года.

Одобрен Палатой Представителей Государственного Собрания Республики Башкортостан 25 мая 1999 года.

 

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере реализации конституционных прав граждан на объединение по месту жительства для защиты общественных интересов, определяет правовое положение органа территориального общественного самоуправления, а также вопросы подготовки и проведения собраний жителей территорий, в пределах которых осуществляется территориальное общественное самоуправление.

(в ред. Закона РБ от 25.07.2001 N 229-з)

 

Статья 2. Законодательство Республики Башкортостан о территориальном общественном самоуправлении

Законодательство Республики Башкортостан о территориальном общественном самоуправлении основывается на Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законе Республики Башкортостан "О местном самоуправлении в Республике Башкортостан" и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан.

(в ред. Закона РБ от 25.07.2001 N 229-з)

 

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

территориальное общественное самоуправление - самоорганизация граждан по месту их жительства для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления;

общественные интересы - общие интересы населения данной территории;

данная территория - территория, в пределах которой осуществляется территориальное общественное самоуправление (подъезд дома, дом, группа домов, улица, квартал, сельский населенный пункт, иная территория в пределах муниципального образования);

(в ред. Закона РБ от 25.07.2001 N 229-з)

орган территориального общественного самоуправления - выборный орган населения данной территории, посредством которого осуществляется территориальное общественное самоуправление;

собрание - собрание жителей данной территории, проводимое для непосредственного, самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения.

(в ред. Закона РБ от 25.07.2001 N 229-з)

 

Глава II. ОРГАНЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Статья 4. Орган территориального общественного самоуправления

1. Орган территориального общественного самоуправления является не имеющим членства общественным объединением, созданным учредителями - гражданами, проживающими на данной территории, целью которого является решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, и реализация их общественных интересов.

2. Деятельность органов территориального общественного самоуправления основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности. Деятельность органов территориального общественного самоуправления должна быть гласной, а информация об их учредительных и других документах - общедоступной.

 

Статья 5. Порядок создания органа территориального общественного самоуправления

1. Орган территориального общественного самоуправления создается гражданами, проживающими на данной территории и составляющими большинство от общего числа граждан, обладающих активным избирательным правом, принявшими непосредственно на собрании или через своих представителей (делегатов) на конференции решение о создании органа территориального общественного самоуправления, формировании его руководящих и контрольно - ревизионного органов, а также утвердившими его положение (принявшими устав).

Делегаты конференции в соответствии с установленной организационным комитетом нормой представительства избираются на собраниях граждан.

(в ред. Закона РБ от 25.07.2001 N 229-з)

2. Органами территориального общественного самоуправления являются:

комитет (совет) общественного самоуправления - для отдельного жилого строения или его части;

комитет (совет) территориального общественного самоуправления - для территорий в границах, устанавливаемых по предложению граждан органами местного самоуправления.

(в ред. Закона РБ от 25.07.2001 N 229-з)

3. Инициативная группа граждан формирует организационный комитет для подготовки и проведения собрания граждан по созданию органа территориального общественного самоуправления или в случае, если орган территориального общественного самоуправления создается на конференции, - для подготовки и проведения собрания граждан по выборам делегатов конференции и для подготовки и проведения конференции по созданию органа территориального общественного самоуправления.

4. Информация о создании организационного комитета доводится до сведения граждан через средства массовой информации или иным способом.

5. Исключен Законом РБ от 25.07.2001 N 229-з.

6. Порядок созыва и проведения собрания либо конференции по созданию органа территориального общественного самоуправления регулируется главой III настоящего Закона.

(в ред. Закона РБ от 25.07.2001 N 229-з)

7. Собрание либо конференция принимает решение о создании органа территориального общественного самоуправления, утверждает его положение (принимает устав) и формирует руководящие и контрольно - ревизионный органы.

С момента принятия указанных решений и уведомления местных органов государственной власти, органов местного самоуправления орган территориального общественного самоуправления считается созданным и приобретает права, за исключением прав юридического лица.

(в ред. Закона РБ от 25.07.2001 N 229-з)

 

Статья 6. Положение (устав) органа территориального общественного самоуправления

1. Орган территориального общественного самоуправления осуществляет свою деятельность на основе положения (устава).

2. Принятие, а также внесение изменений и дополнений в положение (устав) органа территориального общественного самоуправления являются исключительной компетенцией собрания граждан либо конференции.

3. Положение (устав) органа территориального общественного самоуправления должно предусматривать:

название и место нахождения органа территориального общественного самоуправления;

границы территории (для комитетов (советов) территориального общественного самоуправления);

цели, задачи и основные формы деятельности;

порядок создания и прекращения деятельности;

структуру органа территориального общественного самоуправления, его органы управления, порядок их формирования, компетенцию и сроки полномочий;

исключительную компетенцию собрания граждан либо конференции по решению вопросов территориального общественного самоуправления;

источники формирования денежных средств и иного имущества;

порядок внесения изменений и дополнений в положение (устав);

порядок распоряжения денежными средствами и имуществом в соответствии с законодательством в случае прекращения деятельности;

другие сведения, относящиеся к особенностям деятельности данного органа территориального общественного самоуправления.

 

Статья 7. Государственная регистрация органа территориального общественного самоуправления

1. В соответствии с уставом муниципального образования органы территориального общественного самоуправления могут регистрироваться и приобретать права юридического лица.

(в ред. Закона РБ от 25.07.2001 N 229-з)

2. Государственная регистрация органов территориального общественного самоуправления производится территориальными органами регистрации в соответствии с законодательством.

3. Для государственной регистрации органа территориального общественного самоуправления в территориальный орган регистрации подаются:

заявление;

сведения об учредителях;

устав органа территориального общественного самоуправления;

протокол учредительного собрания (конференции);

документ, подтверждающий место нахождения органа территориального общественного самоуправления;

иные документы, предусмотренные законодательством.

Местом нахождения органа территориального общественного самоуправления может являться место жительства одного из руководителей этого органа.

4. Орган территориального общественного самоуправления освобождается от уплаты регистрационного сбора.

 

Статья 8. Права органа территориального общественного самоуправления

Для осуществления своих предусмотренных в положении (уставе) целей органы территориального общественного самоуправления имеют право:

представлять и защищать законные интересы граждан, проживающих на данной территории, в органах государственной власти Республики Башкортостан и органы местного самоуправления;

(в ред. Закона РБ от 25.07.2001 N 229-з)

выявлять мнение населения данной территории и проводить опросы по вопросам его жизнедеятельности;

оказывать содействие в выявлении и учете неблагополучных семей, имеющих детей, для принятия мер по социально - правовой поддержке детей групп социального риска;

оказывать содействие в выявлении и учете детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их своевременном устройстве в интернатные учреждения, а также проявлять заботу о семьях погибших военнослужащих, многодетных семьях, инвалидах и престарелых гражданах;

оказывать содействие при выполнении работ по благоустройству территории и коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры с использованием предусмотренных на их выполнение средств соответствующего бюджета и (или) собственных финансовых ресурсов;

(в ред. Закона РБ от 25.07.2001 N 229-з)

кооперировать на добровольной основе средства населения, организаций для финансирования целевых социальных программ данной территории;

оказывать содействие в организации и проведении экспертиз проектов объектов строительства, реконструкции и капитального ремонта размещаемых или находящихся на данной территории объектов производственного, социального и культурного назначения на соответствие действующим нормам (экологическим, градостроительным, санитарным и другим);

оказывать содействие в охране общественного порядка;

свободно распространять информацию о своей деятельности;

участвовать в выработке решений органов государственной власти Республики Башкортостан и органы местного самоуправления в установленном законодательством порядке;

(в ред. Закона РБ от 25.07.2001 N 229-з)

вносить предложения в органы государственной власти Республики Башкортостан и органы местного самоуправления;

(в ред. Закона РБ от 25.07.2001 N 229-з)

принимать участие в работе представительных органов и местного самоуправления;

(в ред. Закона РБ от 25.07.2001 N 229-з)

проводить митинги, шествия, пикетирования, демонстрации для защиты общественных интересов данной территории и решения социальных вопросов граждан, проживающих на данной территории;

заниматься благотворительной деятельностью в соответствии с законодательством;

выступать с культурными инициативами и быть организаторами культурно - просветительских мероприятий;

осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством.

 

Статья 9. Имущество органов территориального общественного самоуправления

1. Органы местного самоуправления могут передавать на основании своих актов или по договору органам территориального общественного самоуправления с их согласия имущество, необходимое для реализации функций и полномочий, установленных их положениями (уставами).

(в ред. Закона РБ от 25.07.2001 N 229-з)

2. Органы территориального общественного самоуправления владеют, пользуются и распоряжаются имуществом в соответствии с законодательством.

 

Статья 10. Содействие предпринимательской и хозяйственной деятельности

С целью обеспечения занятости населения данной территории и оказания ему различного рода услуг органы территориального общественного самоуправления вправе содействовать организации и развитию:

субъектов малого предпринимательства;

производственных кооперативов (артелей);

сельскохозяйственных кооперативов;

потребительских обществ пайщиков;

союзов (ассоциаций) субъектов малого предпринимательства, кооперативов и (или) потребительских обществ пайщиков на данной территории;

народных промыслов.

 

Глава III. СОБРАНИЕ

 

Статья 11. Принципы проведения собрания

1. В работе собрания принимают участие граждане, достигшие 18-летнего возраста, проживающие на данной территории и обладающие активным избирательным правом.

2. Участие гражданина Республики Башкортостан в собрании является свободным и добровольным.

3. Для проведения собрания не требуется предварительного разрешения органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления.

(в ред. Закона РБ от 25.07.2001 N 229-з)

4. На собрание могут выноситься вопросы, непосредственно затрагивающие интересы населения, проживающего на данной территории, и отнесенные к ведению органов местного самоуправления.

(в ред. Закона РБ от 25.07.2001 N 229-з)

5. На собрание не могут быть вынесены вопросы, отнесенные к ведению органов государственной власти.

(в ред. Закона РБ от 25.07.2001 N 229-з)

6. Проведение собрания и принятие им решений осуществляются открыто и гласно.

7. Исключен Законом РБ от 25.07.2001 N 229-з.

 

Статья 12. Подготовка собрания

1. Инициатива проведения собрания принадлежит гражданину или группе граждан, обладающим активным избирательным правом и проживающим на данной территории, а также органам местного самоуправления, органам территориального общественного самоуправления.

(в ред. Закона РБ от 25.07.2001 N 229-з)

2. О времени и месте проведения собрания инициаторы собрания обязаны в установленном порядке уведомить местные органы государственной власти Республики Башкортостан, органы местного самоуправления, а также не позднее чем за сутки до дня проведения собрания оповестить участников собрания через средства массовой информации или иным способом.

(в ред. Закона РБ от 25.07.2001 N 229-з)

3. Обеспечение правопорядка при проведении собрания возлагается на инициаторов собрания. Инициаторы собрания вправе заблаговременно обратиться в правоохранительные органы с просьбой об их участии в обеспечении правопорядка.

 

Статья 13. Правомочность собрания

Собрание считается правомочным, если в нем приняло участие более пятидесяти процентов граждан, имеющих право на участие в собрании.

 

Статья 14. Порядок проведения собрания

1. Перед открытием собрания проводится обязательная регистрация его участников с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, места жительства. Регистрацию участников собрания осуществляют инициаторы собрания.

2. Для ведения собрания его участниками выбирается председательствующий и секретарь собрания и утверждается повестка дня собрания.

3. По результатам рассмотрения включенного в повестку дня собрания вопроса принимается обращение (заявление, жалоба, предложение) в адрес органов или должностных лиц государственной власти Республики Башкортостан и органы местного самоуправления, организаций. Обращение принимается открытым голосованием большинством присутствующих граждан.

(в ред. Закона РБ от 25.07.2001 N 229-з)

Ход собрания отражается в протоколе собрания, который ведется в произвольной форме секретарем собрания и подписывается председательствующим и секретарем собрания.

4. В протоколе собрания указываются дата и место проведения собрания, общее число граждан, имеющих право на участие в собрании, число присутствующих граждан, повестка дня, краткое содержание выступлений, принятые решения. Список присутствующих заверяется лицами, проводившими регистрацию участников собрания, и прилагается к протоколу собрания.

Один экземпляр протокола собрания передается в орган местного самоуправления.

(в ред. Закона РБ от 25.07.2001 N 229-з)

Второй экземпляр хранится в органе территориального общественного самоуправления.

 

Статья 15. Обращение собрания

1. Принятое собранием обращение подписывается председательствующим и секретарем собрания и направляется в соответствующий орган, должностному лицу для принятия решения.

2. Ответственность за доведение обращения собрания до населения данной территории возлагается на инициаторов собрания, если собранием не принято иное решение.

 

Статья 16. Рассмотрение обращения собрания

1. Органы и должностные лица, в компетенцию которых входит рассмотрение поставленных в обращении собрания вопросов, обязаны рассмотреть обращение собрания и уведомить о принятом решении орган территориального общественного самоуправления и население данной территории.

Обращение собрания рассматривается в срок до одного месяца.

2. Орган территориального общественного самоуправления, инициаторы собрания или определенный собранием другой участник собрания вправе обжаловать отказ в принятии или рассмотрении обращения собрания в установленном законодательством порядке в суд.

 

Глава IV. ГАРАНТИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Статья 17. Республика Башкортостан и органы территориального общественного самоуправления

Республика Башкортостан признает территориальное общественное самоуправление и способствует соблюдению и защите прав граждан на объединение по месту жительства для защиты общественных интересов.

 

Статья 18. Органы местного самоуправления и органы территориального общественного самоуправления

(в ред. Закона РБ от 25.07.2001 N 229-з)

1. Органы местного самоуправления содействуют становлению и развитию органов территориального общественного самоуправления.

Содействие, в частности, может выражаться в финансовой поддержке социальных программ данной территории, обеспечении помещением и оргтехникой, предоставлении информации, необходимой для планирования развития данной территории и формирования социального заказа, и других формах.

2. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством вправе передавать или делегировать по акту или договору органу территориального общественного самоуправления с его согласия часть своих полномочий и устанавливать сферы возможной совместной компетенции.

3. Органы территориального общественного самоуправления содействуют органам местного самоуправления в решении вопросов жизнедеятельности населения данной территории.

(в ред. Закона РБ от 25.07.2001 N 229-з)

 

Статья 19. Надзор и контроль за исполнением законодательства о территориальном общественном самоуправлении

1. Надзор за исполнением законодательства о территориальном общественном самоуправлении осуществляют органы прокуратуры.

2. Орган, зарегистрировавший орган территориального общественного самоуправления, осуществляет контроль за соблюдением им устава в отношении целей и порядка деятельности.

3. Органы местного самоуправления, передавшие полномочия органу территориального общественного самоуправления, осуществляют контроль за исполнением в отношении переданных полномочий, а также за соответствием деятельности органа территориального общественного самоуправления законодательству.

(в ред. Закона РБ от 25.07.2001 N 229-з)

 

Статья 20. Рассмотрение разногласий (споров)

Разногласия (споры) между органом территориального общественного самоуправления и органами государственной власти Республики Башкортостан и органы местного самоуправления рассматриваются в согласительном или судебном порядке.

(в ред. Закона РБ от 25.07.2001 N 229-з)

 

Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 21. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Статья 22. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом

Предложить Президенту Республики Башкортостан и поручить Кабинету Министров Республики Башкортостан привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

 

Президент Республики Башкортостан М.РАХИМОВ

Уфа, Дом Республики 4 июня 1999 года N 3-з

 

Главная    Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

 



Hosted by uCoz