Механизм реализации социального гранта на местном уровне

Васильев А.А. – доцент кафедры

региональной экономики и управления

Инструменты, механизмы и технологии социального партнерства

Развитие системы местного самоуправления, некоммерческого сектора и гражданского общества приводят к изменению в региональном и муниципальном управлении.

В настоящее время можно наблюдать активный рост некоммерческого сектора и территориального общественного самоуправления (ТОС), имеющих опыт взаимодействия с разными социальными группами, близких этим социальным группам, умеющих мобилизовывать различные слои общества на решение социальных проблем.

С другой стороны, в связи с развитием местного самоуправления региональные и местные органы получили больше полномочий в решении местных социальных проблем. Региональная и местная власть пытаются их решать, но у них не всегда получается это эффективно.

В различных регионах имеется опыт взаимодействия некоммерческого сектора и властных структур, где-то успешный, где-то не совсем. Опыт взаимодействия в основном сконцентрирован либо вокруг отдельного механизма (например, муниципальный социальный заказ или грант - Владимир, Новосибирск, Фонд развития города – Тольятти, Тюмень и т.д.), либо в какой то отдельной сфере (работа с молодежью, беженцами и переселенцами и т.д.). Примеров комплексного сотрудничества властей и некоммерческого сектора и ТОС в регионах в решении местных социальных проблем, к сожалению практически нет. А успешных примеров с вовлечением бизнеса и населения в решение местных социальных проблем вообще можно сосчитать по пальцам (Обнинск, Калуга, Южно-Сахалинск и др.).

Социальное партнерство в последнее время становится все более актуальным. При этом возникает закономерный вопрос: какова цель социального партнерства, для чего разрабатываются механизмы  его реализации и налаживается сотрудничество между различными секторами?

Ответ существует один – ради решения местных социальных проблем, в чем как раз и заинтересованы власть, бизнес и общество. А отсюда следует, что главной целью является - развитие местного сообщества (community development). Здесь важным является именно процесс анализа, осознания социальных проблем, а также проектирования и планирования процесса их решения с участием как местных органов власти, некоммерческих организаций и ТОС, так и бизнеса, а также широкой общественности. Тогда местному населению и властям, становится понятным для чего необходимо развивать некоммерческий сектор и ТОС, социальное партнерство между секторами.

Существуют различные инструменты развития местного сообщества, которые в той или иной мере отработаны: социальный маркетинг, «advocacy» и участие в законотворческом процессе, привлечение ресурсов, вовлечение граждан в решение социальных проблем, социальный PR и др. Уже наработаны различные механизмы социального партнерства между различными секторами:

- социальный заказ и грант (региональный и муниципальный),

- ярмарки социальных проектов и услуг,

- общественные советы, организация благотворительных программ для бизнеса и т.д.

На сегодня основными направления развития механизмов социального партнерства являются:

1. активная социальная политика взаимодействия,

2. равное социальное партнерство трех секторов,

3. открытый социальный заказ на реализацию приоритетных целевых задач,

4. комплексное социальное инвестирование,

5. рациональное соотношение ответственности за социальное реформирование и адресной помощи,

6. четкое разграничение между федеральными и местными (региональными, территориальными и т.п.) сферами влияния и ответственности.

Очевидно, назревает необходимость выработки и использования нового подхода в региональном и муниципальном развитии, интеграции усилий отдельных НКО, ТОС и властных структур, базирующегося на идее совместного выявления, анализа и решения социальных проблем.

Но данные инструменты и механизмы требуют, в свою очередь, применения новых социальных технологий.

К ним можно отнести:

а) пакет технологий – “фонды местного развития”, которые позволяют консолидировать ресурсы местного сообщества (не городской бюджет, а частные пожертвования) на социальные программы и программы развития, которые управляются этими фондами, а не муниципальной или государственной властью;

б) пакет технологий, под общим названием “Прозрачный бюджет”, который позволяет включать организованное население (НКО, и ТОС) в бюджетный процесс как на стадии формирования приоритетов бюджетной политики, так и на стадии исполнения бюджетов;

в) пакет технологий под условным названием “Территориальное общественное самоуправление” – многообразие разных форм участия организаций ТОС в жизнеобеспечении на территории самостоятельно или во взаимодействии с муниципальными службами. Особо следует выделить только зарождающиеся в России корпорации местного развития, объединяющие социальные и некоммерческие предприятия общинного происхождения и управления;

г) технологии социального заказа и муниципального гранта, позволяющие привлекать жителей, объединенных в НКО, через механизмы конкурсов и тендеров для выполнения городских социальных программ;

д) технологию – “общественно-активная школа”, втягивающую различными программами внешкольной активности родителей и детей в местную общественную жизнь и социально-культурное развитие микрорайона;

е) технологию – коллективной разработки стратегии городского развития или отдельных стратегических документов, требующих общественного согласия – стратегий, планов и принципов зонирования городских земель и т. д.;

ж) технологию социального партнерства, отличительной особенностью которых является опора на общественно-гражданские организации, работающие по месту жительства, и использование клубных форм работы в организации эффективного взаимодействия местной власти и общественности на территории. Причем эти клубы взаимодействия власти и общественности выступают инициаторами и организаторами проведения на территории фестивалей-смотров творческих работ и социальных проектов, марафонов, выставок, публичных дискуссий, акций взаимного признания общественности и местных властей.

Все они уже реализуются в России. И главная задача развития местного самоуправления сегодня – это не только разграничение полномочий или выстраивание бюджетных отношений, хотя это и важно, но и разработка, продвижение и массовое освоение большинством муниципальных образований различных технологий прямой демократии и становления гражданского общества.

Для активизации социального партнерства в решении местных социальных проблем необходимы усилия всех заинтересованных сторон. Можно выделить ряд важных задач, решение которых будет способствовать развитию этого процесса.

1. Выработка четких правил действий, как для государственных и муниципальных структур, так и для ТОС и НКО, формализующих их взаимоотношения в процессе социального партнерства, придание им гласности.

2. Определение статуса, функций, полномочий, требований к деятельности, структур в составе органов государственной и муниципальной власти, ответственных за взаимодействие с некоммерческими организациями.

3. Усиление информационной поддержки развитию процесса социального партнерства.

4. Проведение ревизии и уточнение действующего законодательства, регулирующего деятельность некоммерческих организаций.

5. Усиление финансовой поддержки деятельности ТОС и НКО, успешно работающих в социальной сфере.

Здесь зарекомендовал себя с положительной стороны социальный заказ и грант. Актуальность применения механизма социального гранта возрастает в условиях административной реформы, которая в настоящее время проводится в России и сопровождается сокращением численности административно-управленческого персонала на всех уровнях власти.

Внедрение социального гранта позволит сделать более открытой для жителей работу органов местной власти и соответственно повысит доверие к ней, усилит роль “третьего сектора” и ТОС в решении социальных проблем, создаст благоприятные условия для развития полезных общественных инициатив, то есть создаст предпосылки для формирования на местном и региональном уровне основ гражданского общества.

Правовую основу предоставления муниципальных социальных грантов составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об общественных объединениях", "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", "О некоммерческих организациях", "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", "О национально-культурной автономии", закон Нижегородской области № 162-3 "О государственном социальном гранте в Нижегородской области", Устав города Нижнего Новгорода, Постановление городской Думы "О Программах городского заказа Нижнего Новгорода".

Но, к сожалению, в Нижнем Новгороде, до сих пор отсутствует Положение "О муниципальном социальном гранте", который бы регулировал взаимоотношения местных органов с некоммерческими организациями, в том числе и ТОС.

 

Принципы и подходы к внедрению механизма социального гранта

Положение о социальном гранте в муниципальном образовании определяет правовые, организационные и финансовые основы социального гранта, а также порядок формирования и реализации социальных грантов на всех уровнях местного самоуправления. В Положении рассматриваются как вопросы подготовки социального гранта, так и порядок определения его исполнителей, формирования социального контракта, организации выполнения социального гранта, оценки результатов его выполнения.

Кроме того, к Положению должен прилагается комплект образцов и форм рабочих документов, методических рекомендаций и всей другой технологической документации, которая необходима для реализации механизма социального гранта.

К ней относятся перечень приоритетных социальных проблем и комплекса заданий на решение социальных проблем с применением социального гранта, требования к содержанию и оформлению целевых социальных программ и социальных проектов, типовые формы социального контракта, календарного плана выполнения работ, калькуляции их бюджета, акта сдачи-приемки выполненных работ и другие документы.

Целью социального гранта, согласно Положения, является повышение эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств для решения социальных проблем муниципального образования, привлечение дополнительных ресурсов в социальную сферу, повышение адресности и массовости оказания социальных услуг, адекватное перераспределение социальной ответственности между властью и обществом, повышение к ней доверия населения.

Социальный грант осуществляется на основе следующих основных принципов:

- приоритетности решаемых социальных проблем;

- комплексности в подходе к их решению;

- сочетания бюджетного, внебюджетного и других видов финансирования;

- конкурсности в определении исполнителей;

- гласности и открытости всех процедур;

- широкой опоры на общественные ресурсы;

- сочетания широкой инициативы исполнителей с их ответственностью за соблюдение условий социального гранта.

Социальный грант, как механизм решения социальных проблем, следует применять, как правило, в тех областях социальной сферы, где острота социальных проблем максимальна, и где участие ТОС и некоммерческих организаций может быть наиболее эффективным. Такими приоритетными областями социальной сферы в муниципальном образовании, как и во многих других, являются:

- социальная защита пенсионеров, инвалидов, обездоленных детей, многодетных и неполных семей и других наиболее уязвимых категорий граждан;

- социальная помощь и социальная поддержка нуждающихся в них граждан;

- профилактика бездомности;

- занятость;

- работа с детьми и молодежью;

- охрана природы, экологическое образование и воспитание;

- пропаганда здорового образа жизни;

- борьба с алкоголизмом и наркоманией;

- правовое просвещение и правовая защита населения и другие.

В зависимости от масштабности социальных проблем, для решения которых используется механизм социального гранта, в Нижнем Новгороде, может быть установлено два уровня применения социального гранта:

- городской социальный грант;

- районный социальный грант.

Финансовое обеспечение социального гранта осуществляется за счет средств городского и районных бюджетов, включая самообложение, внебюджетных средств, средств целевых фондов, собственных и привлеченных средств некоммерческих организаций и ТОС, а также благотворительных взносов и средств из других, не запрещенных законом источников.

Что касается материально-технического обеспечения социального гранта, то оно должно осуществляться за счет муниципального имущества, передаваемого исполнителю на период выполнения социального гранта в пользование на льготных условиях или безвозмездно, имущества исполнителя, а также имущества спонсора, привлекаемого соисполнителем к выполнению социального гранта.

 

Подготовка социального гранта

Как было сказано выше, механизм социального гранта применяется для решения наиболее острых социальных проблем. Это проблемы:

- должны быть отнесены к ведению местных органов и органов ТОС;

- должны быть определены как приоритетные в актах органов местного самоуправления;

- в настоящее время не решены или решаются недостаточно эффективно;

- потенциально могут быть решены или уже решаются силами и с участием ТОС и некоммерческих организаций.

Перечень приоритетных социальных проблем, решение которых планируется осуществить с применением социального гранта, утверждается по представлению мэра представительным органом и является составной частью плана социально-экономического развития муниципального образования. При необходимости Дума в рабочем порядке может вносить изменения в утвержденный перечень.

Предложения для включения в перечень приоритетных социальных проблем поступают от постоянных комиссий, депутатских групп и депутатов, управлений и служб городской и райадминистраций, органов ТОС, предприятий, учреждений, организаций и объединений граждан, действующих на территории муниципального образования, в подразделение, ответственное за подготовку проекта плана социально-экономического развития муниципального образования, которое обобщает эти предложения и в виде проекта перечня приоритетных социальных проблем муниципального образования представляет мэру для вынесения на рассмотрение Думы.

После утверждения Думой в течение определенного срока (порядка двух месяцев) администрация по согласованию с соответствующими постоянными депутатскими комиссиями разрабатывают и выносят на рассмотрение комплекс проектов заданий на решение приоритетных социальных проблем с применением социального гранта.

Как показывает опыт разных городов, при первом применении механизма социального гранта в практике работы какого-либо органа местного самоуправления в составе комплекса заданий первоначально следует предусмотреть несколько заданий на разработку и реализацию относительно краткосрочных пилотных социальных программ или социальных проектов для возможности практической отработки на их примере технологических процедур социального гранта.

Комплекс заданий на решение социальных проблем с применением социального гранта после рассмотрения администрацией выносится на утверждение Думы, как правило, совместно с проектом плана социально-экономического развития и проектом бюджета муниципального образования на предстоящий год.

После утверждения городским Думой комплекса заданий на решение социальных проблем с применением социального гранта ориентировочные объемы финансовых средств, которые планируется выделить для финансирования работ по социальным грантам из городского и районных бюджетов, внебюджетных источников, а также из целевых фондов, включаются в виде отдельных позиций в соответствующие планы бюджетных и внебюджетных расходов структурных подразделений.

Разработчики механизма социального гранта должны учитывать, что основой для его реализации является целевая социальная программа или социальный проект, разработка и реализация которых может идти двумя путями. Первый – конкурсным двухэтапным отбором наилучших вариантов целевых социальных программ и проектов, разработанных органами ТОС или некоммерческими организациями (с последующим предоставлением победителям права реализации этих программ и проектов в качестве исполнителей социальных грантов). Второй – подготовкой социальных программ и социальных проектов самими подразделениями администрации, то есть силами разработчиков, назначенных решением администрации или распоряжением мэра из числа депутатов Думы и муниципальных служащих, либо рабочей группы, созданной распоряжением мэра из представителей различных служб администрации и депутатского корпуса, либо сторонней организацией, в том числе некоммерческой, обладающей для этого необходимой квалификацией. В последнем случае вопрос разработки целевой социальной программы (социального проекта) также может решаться на конкурсной основе с применением социального гранта.

Выбор одного из двух указанных вариантов производится по каждой из социальных проблем в процессе подготовки проектов заданий на их решение, а также в ходе рассмотрения проектов заданий администрации и утверждения городской Думой, исходя из сложности и масштабов социальных проблем, наличия необходимой информации, накопленного опыта и специалистов соответствующей квалификации.

Разработанные целевые социальные программы в установленном порядке утверждаются городским Думой. В решении, которым утверждается целевая социальная программа, как правило, указывается, какая ее часть или программа в целом может быть реализована с применением социального гранта, а также назначается подразделение – координатор программы.

Социальные проекты, не являющиеся составными частями целевых социальных программ и имеющие самостоятельное социальное значение, разрабатываются в том же порядке, что и целевые социальные программы, и утверждаются Думой. Они, как правило, реализуются с применением социального гранта только целиком, без деления на части.

В Положении о социальном гранте должно быть четко определено, кто может выступать в качестве заказчика. Заказчиками социальных грантов, осуществляемых на муниципальном уровне, могут быть подразделения администрации, которые участвуют в реализации целевых социальных программ или социальных проектов. Заказчиками социальных грантов на районном уровне являются райадминистрации.

При необходимости выбора заказчика из нескольких подразделений, которые участвуют в реализации целевой социальной программы или социального проекта, по распоряжению мэра может проводиться конкурс заказчиков. Победитель конкурса назначается заказчиком социального гранта и наделяется соответствующими полномочиями.

 

Определение исполнителей социального гранта

Исполнители социальных грантов, обеспечивающих реализацию целевых социальных программ и социальных проектов, а также разработчики этих программ и проектов определяются в ходе конкурса социальных программ и проектов и конкурса исполнителей социальных грантов. Как правило, оба вида конкурса объединяют и проводят одновременно.

Для подготовки и проведения конкурсов создаются городская и районные конкурсные комиссии. Персональный состав городской конкурсной комиссии утверждается распоряжением мэра, персональный состав районных конкурсных комиссий – главами районных администраций.

Конкурсные комиссии проводят свою работу в форме заседаний, которые созываются по мере необходимости и правомочны при участии в них не менее двух третей от общего числа членов комиссии. Рекомендуется заседания комиссии проводить открыто, на них могут присутствовать представители СМИ, а также принимать участие эксперты и другие лица, не являющиеся членами комиссии, с правом совещательного голоса.

Конкурсная комиссия в первом туре конкурса социальных программ и проектов рассматривает поступившие от участников конкурса предложения и определяет из их числа претендентов на разработку социальных программ и проектов, а во втором туре – рассматривает поступившие от претендентов проекты целевых социальных программ и социальных проектов и определяет из числа их авторов победителя конкурса – исполнителя социального гранта.

Отдельно конкурсная комиссия рассматривает поступившие на конкурс исполнителей социального гранта предложения по реализации социальных программ и проектов и также определяет победителя конкурса – исполнителя социального гранта.

Конкурсы социальных программ, проектов и исполнителей социальных грантов объявляются распоряжениями мэра, информация о них публикуется в средствах массовой информации.

В объявлениях о конкурсах перечисляются социальные проблемы по номинациям, которые выносятся для решения с применением социальных грантов с участием ТОС и некоммерческих организаций, требования к участникам и подаваемым на конкурс документам, а также время и место работы конкурсной комиссии.

К конкурсам социальных программ, проектов и исполнителей социального гранта допускаются органы ТОС и некоммерческие организации, в уставах которых участие в решении соответствующих социальных проблем предусмотрено в качестве основной деятельности.

В городском конкурсе могут участвовать областные, городские и районные в городе некоммерческие организации и ТОС, а также подразделения международных и общероссийских некоммерческих организаций, зарегистрированные в городе (районах муниципального образования). Причем статус некоммерческой организации, подающей заявку на участие в конкурсе, не может быть ниже уровня социального гранта, указанного в условиях конкурса. Коммерческие организации могут участвовать в конкурсе только через учрежденные ими благотворительные организации.

Стаж практической работы некоммерческой организации, подающей заявку на участие в конкурсе, в соответствующей области социальной сферы должен быть не менее определенного срока, к примеру трех месяцев, на момент окончания срока подачи заявок.

И еще одно из обязательных условий: некоммерческая организация или орган ТОС допускается к участию в конкурсе при наличии гарантии, что они способны самостоятельно или с помощью спонсора привлечь необходимую сумму дополнительного финансирования (до 25% от общей суммы социального гранта, включая расходы на проведение конкурса), либо привлечь волонтеров-исполнителей.

Условием участия органа ТОС и некоммерческой организации в конкурсе является также отсутствие у нее задолженности по уплате налогов.

В случае, если орган ТОС и некоммерческая организация, подающая заявку на участие в конкурсе, не обеспечивает выполнение хотя бы одного из перечисленных выше требований, она к участию в конкурсе не допускается.

Конкурсная комиссия в трехдневный срок после получения заявлений уведомляет каждого заявителя о признании его участником первого тура конкурса, либо ему сообщается о необходимости доработки представленных им документов, либо направляется письменный мотивированный отказ в участии в конкурсе.

Возврат заявителю документов по причине их некомплектности или ненадлежащего оформления не препятствует повторной подаче документов на конкурс после внесения необходимых поправок в установленные сроки.

При рассмотрении поступивших предложений конкурсная комиссия определяет их соответствие заданию и реализуемость в реальных условиях, оценивает экономический, социальный и иной эффект, а также оригинальность методов решения социальной проблемы. Помимо этого конкурсная комиссия учитывает организационную, финансовую и материально-техническую состоятельность организации–участника, наличие у нее опыта работы в рассматриваемой сфере и персонала необходимой квалификации.

На основании рассмотрения индивидуальных оценок членов комиссии, заключений экспертов, заслушивания, при необходимости, пояснений авторов предложений, конкурсная комиссия по каждой номинации определяет победителя конкурса, который получает право заключить социальный контракт с заказчиком социального гранта в качестве его исполнителя после утверждения целевой социальной программы (социального проекта) в установленном порядке.

Предусматривается, что по каждой номинации конкурсная комиссия может дать рекомендации победителю конкурса по привлечению к участию в осуществлении социального гранта в качестве соисполнителей других участников конкурса, не ставших победителями, но представивших на конкурс интересные предложения.

Конкурсная комиссия может дать свои рекомендации также городской Думе (относительно целевой социальной программы) и администрации (относительно социального проекта) по обоснованному изменению объема средств, первоначально запланированных на осуществление социального гранта, а также ориентировочного общего объема средств, предусмотренных на выполнение всей целевой социальной программы (социального проекта).

Конкурс исполнителей социального гранта проводится в один тур и имеет своей целью выявить из числа органов ТОС и некоммерческих организаций наиболее эффективных исполнителей социального гранта по реализации утвержденных Думой целевых социальных программ (или их отдельных составных частей), а также утвержденных администрацией социальных проектов.

Победителем конкурса исполнителей социального гранта признается участник, который наилучшим образом обосновал и организационно проработал мероприятия, обеспечивающие выполнение заданий конкурса.

Победитель конкурса получает статус исполнителя социального гранта и заключает с Заказчиком социальный контракт, который подписывается Заказчиком и исполнителем в течение десяти дней со дня утверждения мэром протокола об итогах конкурса исполнителей либо утверждения городским Думой целевой социальной программы или администрацией социального проекта, признанных лучшими на конкурсе социальных программ и проектов.

К социальному контракту прикладывается календарный план выполнения работ и бюджет, подготовленные исполнителем.

 

Организация выполнения социального гранта

Заказчик социального гранта, не вмешиваясь в текущую деятельность исполнителя, осуществляет контроль содержания, сроков, качества выполнения работ и оказания услуг исполнителем в соответствии с условиями социального контракта, вносит, при необходимости, свои рекомендации исполнителю по устранению наметившихся отклонений, при необходимости вносит свои предложения координатору целевой социальной программы по обоснованному изменению сроков и иных условий выполнения социального контракта.

Заказчик аккумулирует на специальном счете финансовые средства из источников, предусмотренных в утвержденной целевой социальной программе ил социальном проекте и производит финансирование исполнителя в соответствии с порядком, установленным социальным контрактом, при этом он осуществляет предварительное и окончательное финансирование исполнителя при условии надлежащего выполнения им требований социального контракта и контролирует, в разрезе каждого источника, целевое расходование исполнителем и соисполнителями финансовых средств, направленных на выполнение социального гранта.

Заказчик параллельно с исполнителем выполняет дальнейшей мониторинг состояния целевой социальной группы в течение срока, оговоренного в социальном контракте.

Исполнитель социального гранта организовывает, по своему усмотрению, выполнение социального контракта в рамках предусмотренного основного и дополнительного финансирования и бюджета при обязательном соблюдении сроков, количественных и качественных параметров выполняемых работ (оказываемых услуг) согласно условиям социального контракта.

Координацию действий исполнителя социального гранта с другими участниками выполнения социального проекта осуществляет заказчик социального гранта, а координацию действий исполнителя социального гранта с другими участниками выполнения целевой социальной программы осуществляет координатор программы, назначенный при ее утверждении.

Все коррективы в заключенный социальный контракт должны вноситься лишь по обоюдному согласию заказчика и исполнителя на основе мотивированных предложений, которые могут возникнуть у каждой из сторон в силу объективных или субъективных причин в процессе выполнения социального гранта.

В случае возникновения форс-мажорных обстоятельств, препятствующих одной из сторон или обеим сторонам осуществлять свои обязательства по социальному контракту, вопрос о дальнейшем продолжении его действия выносится на рассмотрение координатора целевой социальной программы либо мэра, который своим распоряжением может создать специальную комиссию для выяснения всех обстоятельств дела и подготовки рекомендаций по данному вопросу.

 

Оценка результатов выполнения социального гранта

Контроль качества выполняемых исполнителем в ходе осуществления социального гранта работ и оказываемых им социальных услуг производится заказчиком в порядке и по показателям, оговоренным социальным контрактом. Для итоговой оценки качества выполненных работ и состояния целевой социальной группы, на решение проблем которой направлен социальный грант, заказчиком могут, при необходимости, приглашаться эксперты или создаваться специальные экспертные группы.

При условии, если результаты выполненных работ по количественным и качественным характеристикам соответствуют условиям социального контракта, заказчиком оформляется “Акт сдачи-приемки выполненных работ“, который подписывается сторонами. А в том случае, когда результаты работы исполнителя не в полной мере соответствуют условиям социального контракта, по решению заказчика ему может быть предоставлена возможность в определенный срок устранить имеющие место недостатки и после завершения этой работы повторно предъявить ее заказчику.

Для осуществления обратной связи и более полного анализа эффективности работы, проделанной в ходе выполнения социального гранта, по инициативе заказчика или исполнителя могут проводиться социологические опросы среди членов целевой социальной группы и других потребителей социальных услуг. Данные этих исследований в сочетании с материалами мониторингового контроля могут стать основанием для подготовки нового задания на решение социальной проблемы с применением социального гранта.

 

Информационное и организационно-экономическое обеспечение применения социального гранта

Руководствуясь принципами гласности, открытости, широкой опоры на общественные ресурсы, организаторы социального гранта обеспечивают активное освещение средствами массовой информации осуществление социального гранта на всех стадиях его жизненного цикла, включая выявление и формулирование приоритетных социальных проблем, разработку и утверждение целевых социальных программ и социальных проектов, конкурсы исполнителей социального гранта, ход работ по реализации программ и проектов, оценку итогов выполненных работ.

Регулярно, не реже раза в квартал, ход работ по осуществлению социальных грантов должен рассматриваться на уровне заказчиков и заместителей мэра, не реже раза в полугодие выноситься на рассмотрение администрации и Думы.

Для обмена опытом, в том числе с другими регионами, и совершенствования технологии применения механизмов социального гранта в практике работы органов местного самоуправления по инициативе депутатских комиссий, управлений и служб администрации, органов ТОС и некоммерческих организаций, целесообразно проводить “круглые столы”, семинары, научно-практические конференции по проблемам социального гранта, издавать информационные, нормативно-методические и справочные материалы.

Для стимулирования участия органов ТОС и некоммерческих организаций и предпринимателей в решении социальных проблем муниципального образования, Дума и администрация принимают в установленном порядке меры экономической поддержки исполнителей и спонсоров социальных грантов, включая предоставление льгот по уплате государственных налогов и сборов в части, поступающей в местный бюджет, предоставление льгот по уплате местных налогов и сборов, предоставление льгот по арендной плате и других льгот в пределах своей компетенции.

Юридические и физические лица, предоставляющие дополнительные ресурсы на осуществление социальных грантов - спонсоры социальных грантов, должны также пользоваться поддержкой местной власти в пределах конкретных социальных грантов.

Литература

1.Васильев А.А. Основы территориального общественного самоуправления: научно-методическое (практическое) пособие. – Н.Новгород: Изд. Гладкова О.В., 2004.

2.Вклад негосударственных некоммерческих организаций в решение социальных проблем в России. Развитие социальных услуг. – Сборник статей и материалов /Под ред. Казакова О.Б. – М. 2003.

3.Юрьев С.С. Правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций в Российской Федерации. – М.,  1999.

 

 

 

 

 



Hosted by uCoz