Предложения

Васильева А.А. доцента кафедры региональной экономики и управления ВВАГС

в новую (2) редакцию Положения о ТОС Нижнего Новгорода

№ п/п

Существующая редакция

Предлагаемая редакция

Комментарий

1

Статья 1. Понятие  территориального общественного самоуправления

Статья 1. Основные термины и понятия территориального общественного самоуправления

Как правило, вначале определяются с содержанием используемых терминов. Смотрите  статью 2. Основные термины и понятия нового закона «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»  от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ.

2

Органы территориального общественного самоуправления (далее - органы ТОС), которые в соответствии с их уставами могут являться юридическими лицами, приобретают статус юридического лица с момента их регистрации администрацией города Нижнего Новгорода. Порядок регистрации определяется правовыми актами главы администрации города.

(в ред. ПОСТАНОВЛЕНИЯ Городской думы от 28.11.2001 N 64)

Органы ТОС, не являющиеся юридическими лицами, подлежат учету в администрации соответствующего района города.

(в ред. ПОСТАНОВЛЕНИЯ Городской думы от 28.11.2001 N 64)

Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

 

Согласно статьи 27. нового закона «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»  от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ.

В законе говорится не об органах, а конкретно, о самом территориальном общественном самоуправлении «…с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления…»

3

 

1.3. Ассоциация ОТОС – объединение органов ТОС, создаваемое в целях координации своей деятельности, для более эффективной реализации своих прав, полномочий и интересов.

1.4. Бюджет ТОС – это финансовые средства, которые имеет ТОС для реализации собственных полномочий и инициатив; формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют сами органы ТОС.

1.5. Делегированные полномочия ТОС – это дополнительные полномочия, которые органы муниципального управления передают по договору органам ТОС.

1.6. Домашнее хозяйство (домохозяйство) – лицо или группа лиц, проживающие в одном жилище и имеющие общий бюджет.

1.7. Домовый (уличный) комитет - выборный орган ТОС, осуществляющий свою деятельность непосредственно среди жителей мноквартирных домов (улицы), в пределах своей компетенции. Является первичным звеном в системе ТОС и составной частью местного самоуправления населения.

1.8. Закон о ТОС – нормативно-правовой акт органа государственного управления субъекта федерации, определяющий на основе законодательства о местном самоуправлении общие принципы и формы организации ТОС, полномочия и виды деятельности органов ТОС, их права и гарантии в субъекте федерации.

1.9. Инициативная группа - группа жителей, по собственной инициативе осуществляющая организацию учредительного собрания (конференции), схода по созданию территориального общественного самоуправления.

1.10. Исполнительный орган  ТОС – организационно-распорядительный орган (КОС, СОС, председатель, староста), решающий вопросы местного значения и подотчетный общему собранию (конференции), сходу.

1.11. Контрольно - ревизионная комиссия (КРК) ТОС - выборный орган ТОС, обладающий полномочиями по контролю за деятельностью органов ТОС и его формирований по вопросам финансово-экономической деятельности и законности принимаемых ими решений.

1.12. Конференция – сбор представителей (по установленной квоте) правоспособного населения определенной территории для обсуждения и решения местных вопросов (в том числе и выборов органов ТОС).

1.13. Микрорайон – самостоятельная часть жилого района, представляющая собой комплекс объектов жилого, социально - бытового, рекреационного, коммунального назначения и объектов инженерной инфраструктуры для удовлетворения каждодневных потребностей жителей. Границы микрорайона определяются проектом детальной планировки (ПДП) жилого района.

1.14. Модели ТОС – зависят от выполняемых функций; выделяются три модели: ТОС -  как общественная организация, как полномочный орган территории, как полноценный субъект местного самоуправления.

1.15. Обязанность ТОС – это деятельность, которую оно выполняет, согласно уставу муниципального образования, положения о ТОС и своего устава.

1.16. Опрос - определение мнения населения на самоуправляемой территории по вопросам местного значения с целью принятия решения органом ТОС или МС.

1.17. Органы территориального общественного самоуправления - выборные и иные органы, наделенные полномочиями в соответствии с уставом ТОС по решению вопросов местного значения.

1.18. План работы органа ТОС – документ, имеющий перечень мероприятий с ответственными лицами - членами органа ТОС, составленный и утвержденный на определенный период времени.

1.19. Регламент органа ТОС - документ, определяющий порядок его работы и принятия решений.

1.20. Система ТОС - это совокупность организационных форм ТОС, посредством которых обеспечивается решение вопросов местного значения.

1.21. Смета ТОС – это финансовые средства, которые получает ТОС для реализации собственных полномочий и инициатив; составление, согласование и исполнение которого осуществляют органы ТОС.

1.22. Собрание – сбор всего правоспособного населения определенной территории для решения местных вопросов.

1.23. Собственность ТОС – это коллективная неделимая собственность населения самоуправляющейся территории (локального территориального коллектива, сообщества), используемая для реализации задач и достижения целей ТОС.

1.24. Совет общественного самоуправления (СОС) - выборный орган ТОС микрорайона, координирующий деятельность других органов ТОС (домкомов, уличкомов и др.) и ОС, и осуществляющий непосредственную деятельность в пределах своей компетенции на самоуправляемой территории. Является высшим звеном в системе ТОС и составной частью самоуправления в муниципальном образовании.

1.25. Субъекты ТОС -  непосредственно локальные территориальные коллективы (сообщества) или органы ТОС, как их полномочные представители.

1.26. Сход – сбор домохозяев (глав семей) или их представителей, проживающих на определенной территории для решения местных вопросов.

1.27. Территория ТОС - часть территории муниципального образования, в пределах которой учреждается и действует орган территориального общественного самоуправления.

1.28. Эффективность ТОС в первую очередь, определяется размерами и эффективностью использования бюджетных, собственных и привлеченных  средств на нужды жителей территории.

Как правило, вначале определяются с содержанием используемых терминов.

4

4.1. Система территориального общественного самоуправления в городе Нижнем Новгороде включает в себя общие собрания (сходы), конференции граждан, органы территориального общественного самоуправления (Советы микрорайонов, жилищных комплексов, поселков, сельских населенных пунктов), а также иные органы самоуправления населения по месту жительства (Старшие по дому, улице, двору, подъезду).

4.1. Система территориального общественного самоуправления в городе Нижнем Новгороде включает в себя общие собрания (сходы), конференции граждан, органы территориального общественного самоуправления (Советы микрорайонов, жилищных комплексов, поселков, сельских населенных пунктов), а также иные органы самоуправления населения по месту жительства (Старшие по дому, улице, двору, подъезду), а также ассоциацию органов ТОС Нижнего Новгорода.

 

Ассоциация является составной частью системы ТОС, о чем говорится в последующих статьях положения.

5

5.1. Общее собрание (сход), конференция и опрос общественного мнения граждан соответствующей территории проводятся по инициативе городской Думы, администрации города или районной администрации, органов ТОС или инициативной группы граждан.

5.1. Общее собрание (сход), конференция и опрос общественного мнения граждан соответствующей территории проводятся по инициативе городской Думы, депутат от данной территории,  администрации города или районной администрации, органов ТОС или инициативной группы граждан.

Странно, что в отношении депутата существует дискриминация, вся Дума может, а депутат от этой территории нет?

6

5.3. Общее собрание (сход), конференция правомочны при явке более 25% от числа жителей, имеющих право участвовать в общем собрании (сходе), или не менее 50%, избранных на конференцию делегатов. Участники конференции делегируются собраниями жителей домов, кварталов, улиц, подъездов, групп домов в частном секторе.

5.3. Общее собрание (сход), конференция правомочны при явке более 50% от числа жителей, достигших шестнадцатилетнего возраста, или не менее 50%, представителей домохозяйств или избранных на конференцию делегатов. Участники конференции делегируются собраниями жителей домов, кварталов, улиц, подъездов, групп домов в частном секторе, домохозяйствами.

 

Согласно ст.27 нового закона Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста, а 25% явка касается всеобщих выборов, но это почему-то не предусмотрено Положением, хотя эту возможность следовало бы прописать в п. 6.1..

Исторически сход – это сбор только домохозяев (глав семей) или их представителей, проживающих на определенной территории для решения местных вопросов. И здесь имеется существенное отличие от общего собрания, где собирается все правомочное население. Как правило, характерен для сельской местности и при выборах в подъезде, где собираются представители квартир.

7

5.4.1. Принятие решения об образовании и ликвидации органов ТОС.

5.4.2. Принятие Устава, структуры и численности органов ТОС.

5.4.3. Досрочное прекращение полномочий органов ТОС.

5.4.4. Избрание совета общественного самоуправления (далее - Совет) и председателя Совета.

5.4.5. Избрание ревизионной комиссии.

5.4.6. Утверждение отчета о деятельности органов ТОС.

5.4.7. Утверждение отчета о финансовых результатах деятельности органов ТОС.

5.4.1. Принятие решения об организации или ликвидации ТОС на территории.

5.4.2. Определение структуры, численности и полномочий органов ТОС.

5.4.3. Принятие Устава.

5.4.4. Образование и избрание, досрочное прекращение и ликвидация органов ТОС (Совета, председателя Совета,  ревизионной комиссии и других).

5.4.5. Утверждение отчета о деятельности органов ТОС.

5.4.6. Утверждение отчета о финансовых результатах деятельности ТОС.

 

В данном случае надо исходить из последовательности этапов процесса принятия решений.

8

Статья 6. Органы территориального общественного самоуправления

Статья 6. Выборные органы территориального общественного самоуправления

Здесь речь идет только об выборных органах, к органам также относятся собрания, сходы и конференции.

9

6.1. Органами ТОС, действующими на территории города Нижнего Новгорода, являются Советы общественного самоуправления.

Органы ТОС в городе Нижнем Новгороде создаются по инициативе граждан на основе их добровольного волеизъявления. Выборы органов ТОС проводятся на общих собраниях (сходах) или конференциях граждан по месту жительства.

6.1. Выборными органами ТОС являются Советы общественного самоуправления, старшие по подъезду (дому, улице), председатель совета, контрольно-ревизионная комиссия.

Органы ТОС в городе Нижнем Новгороде создаются по инициативе граждан на основе их добровольного волеизъявления. Выборы органов ТОС проводятся на общих собраниях (сходах) или конференциях граждан по месту жительства, а также на всеобщих выборах параллельно с выборами депутатов или мэра города.

Здесь речь идет только об выборных органах, к органам также относятся собрания, сходы и конференции.

Несомненно, что надо прописать три варианта выборов органов ТОС:

на всеобщих выборах,

на общих собраниях,

на конференция (сходах).

10

6.2. Подготовка и проведение выборов органов ТОС осуществляется открыто и гласно.

Инициативная группа жителей, по согласованию и при взаимодействии с органами местного самоуправления города Нижнего Новгорода:

6.2. Подготовка и проведение выборов органов ТОС осуществляется открыто и гласно.

Инициативная группа жителей, в количестве не менее 5 человек, зарегистрированная в этом качестве в районной администрации:

Странно, что о численности ни слова, значить можно даже вдвоем-втроем!

11

6.6.2. По решению Совета, принятому большинством в две трети от числа избранных членов Совета, в случае его самороспуска.

6.6.2. По решению Совета, принятому квалифицированным большинством в две трети от числа избранных членов Совета, в случае его самороспуска.

Большинство в две трети называется квалифицированным.

12

Статья 7. Устав органа территориального общественного самоуправления

Статья 7. Устав территориального общественного самоуправления

 

Речь идет об организации, которая имеет свой устав и согласно ст.27 нового закона о местном самоуправлении «9. В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:

13

7.1. Устав органа ТОС должен содержать:

7.1.1. Наименование органа ТОС.

7.1.2. Цели и задачи его деятельности.

7.1.3. Структуру органа ТОС.

7.1.4. Порядок формирования и компетенцию руководящих органов ТОС, контрольно - ревизионных органов, срок их полномочий.

7.1.5. Границы территории деятельности ТОС.

7.1.6. Местонахождение его постоянно действующего руководящего органа.

7.1.7. Источники формирования денежных средств и иного имущества.

7.1.8. Права и обязанности органа ТОС и его структурных подразделений.

7.1.9. Ответственность органов ТОС и его должностных лиц.

7.1.10. Порядок принятия и внесения изменений и дополнений в Устав органа ТОС.

7.1.11. Порядок регистрации и ликвидации органа ТОС.

7.1.12. Другие сведения, предусмотренные законодательством РФ и настоящим Положением.

7.2. Уставы органов ТОС составляются в соответствии с настоящим Положением, утверждаются на общих собраниях (сходах), конференциях граждан.

7.1. Устав ТОС должен содержать:

7.1.1. Наименование ТОС.

7.1.2. Цели и задачи его деятельности.

7.1.3. Структуру органа ТОС.

7.1.4. Порядок формирования и компетенцию руководящих органов ТОС, контрольно - ревизионных органов, срок их полномочий.

7.1.5. Границы территории деятельности ТОС.

7.1.6. Местонахождение его постоянно действующего руководящего органа.

7.1.7. Источники формирования денежных средств и иного имущества.

7.1.8. Права и обязанности органа ТОС и его структурных подразделений.

7.1.9. Ответственность органов ТОС и его должностных лиц.

7.1.10. Порядок принятия и внесения изменений и дополнений в Устав ТОС.

7.1.11. Порядок регистрации и ликвидации ТОС.

7.1.12. Другие сведения, предусмотренные законодательством РФ и настоящим Положением.

7.2. Уставы ТОС составляются в соответствии с настоящим Положением, утверждаются на общих собраниях (сходах), конференциях граждан.

 

Речь идет об организации, которая имеет свой устав и согласно ст.27 нового закона о местном самоуправлении «9. В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:

1) территория, на которой оно осуществляется;

2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;

3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;

4) порядок принятия решений;

5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;

6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.

10. Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут.

11. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.»

14

8.1. Работу Совета организует председатель Совета, избираемый на общем собрании (сходе), конференции граждан соответствующей территории открытым или тайным голосованием простым большинством голосов,.

 

8.1. Работу Совета организует председатель Совета, избираемый на общем собрании (сходе), конференции граждан соответствующей территории открытым или тайным голосованием простым большинством голосов, либо из состава Совета.

 

Обязательно должны быть варианты избрания председателя СОС.

15

8.3. Председателю Совета общественного самоуправления, избранному общим собранием (сходом), конференцией граждан, выдается удостоверение за подписью Главы города.

8.3. Председателю Совета общественного самоуправления, выдается удостоверение за подписью Главы города.

 

Зачем подчеркивать каким образом он появился, а если другим способом его избрали, то не выдадут удостоверения?

16

8.4. Председатель Совета разрабатывает и вносит в районную администрацию утвержденные на заседании Совета план работы Совета общественного самоуправления, план социально - экономического развития территории, предполагаемую смету доходов и расходов.

8.4. Председатель Совета разрабатывает и вносит в районную администрацию утвержденные на заседании Совета план работы Совета общественного самоуправления, план социально - экономического развития территории, предполагаемую смету или бюджет доходов и расходов.

 

В смете не предусматривается доходный источник, только расходы и если происходит управление доходами, то это уже бюджет!

17

8.5.2. Организует работу Совета и контролирует выполнение решений Совета.

8.5.2. Организует и руководит  деятельностью Совета и контролирует выполнение решений Совета.

Пункт 8.5.1. следует удалить как лишний.

18

8.5.7. Представляет ежегодный отчет о деятельности Совета в районную администрацию, отчитывается перед населением о проделанной работе.

8.5.7. Ежегодно отчитывается перед населением о проделанной работе и представляет отчет о деятельности Совета в районную администрацию.

 

Необходимо изменить редакцию, т.к. в первую очередь он отчитывается перед населением и затем этот отчет предоставляет в районную администрацию.

 

8.7. Председатель Совета или его заместитель могут работать в Совете на постоянной основе.

8.7. Председатель Совета или (и) его заместитель могут работать в Совете на постоянной основе.

 

Необходимо оставить возможность работать обоим на постоянной основе, это в больше степени зависит от наличия средства.

19

9.2.5. Участвовать в решении вопросов санитарного содержания и благоустройства территории, охраны зеленых насаждений, водоемов.  

9.2.5. Участвовать в решении вопросов санитарного содержания и благоустройства территории, охраны зеленых насаждений, водоемов  и общественного порядка.

 

Несомненно, это актуальный вопрос на сегодня, т.к. только привлечение общественности может улучшить криминогенную обстановку на территории.

20

9.2.9. Владеть и пользоваться имуществом.

9.2.9. От имени населения владеть и пользоваться имуществом.

Несомненно, что собственником всего имущества ТОС является население, а не органы ТОС.

21

9.3. Органы ТОС могут освобождаться от арендной платы за предоставленные им нежилые помещения по решению уполномоченного  органа.

9.3. Органы ТОС могут освобождаться от арендной платы за предоставленные им нежилые помещения по решению уполномоченного  муниципального органа.

Явно не хватает слова муниципального, потому, что имеются и региональные и другие органы.

22

Глава III. ФИНАНСЫ И ИМУЩЕСТВО ОРГАНОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Глава III. СОБСТВЕННОСТЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Во-первых, финансы и имущество составляют собственность и надо так и озаглавить;

во-вторых, не органов и организации под названием ТОС, где имеются свои органы (аналогично муниципальная собственность не является собственностью муниципальных органов, а муниципального образования, как организации).

23

13.2. К собственности органа ТОС относятся:

13.2.1. Имущество и финансовые средства, приобретенные в результате собственной деятельности организаций органов ТОС.

13.2. К собственности ТОС относятся:

13.2.1. Имущество и финансовые средства, приобретенные в результате собственной деятельности организаций ТОС.

 

Предыдущий аргумент.

24

13.3. Правом владения, пользования и распоряжения собственностью органов ТОС обладают собрания (сходы) или конференции граждан по месту жительства или Советы в пределах прав, предоставленных им Уставом.

13.3. Правом владения, пользования и распоряжения собственностью ТОС от имени местного населения обладают собрания (сходы) или конференции граждан по месту жительства или Советы в пределах прав, предоставленных им Уставом.

 

Необходимо добавить про местное население, исходя из предыдущего аргумента.

25

13.5. По окончании финансового года органы ТОС представляют общему собранию (сходу), конференции и районной администрации отчет о финансовых результатах деятельности.

13.5. По окончании финансового года органы ТОС делают отчет о финансовых результатах деятельности общему собранию (сходу), конференции и представляют его в районную администрацию.

В первую очередь отчитываются перед избравшими их органами, а затем предоставляют этот отчет в районную администрацию.

26

15.1. Ликвидация Совета может производиться по решению общего собрания, а также по решению суда в случае неоднократного нарушения Советом законодательства, либо при осуществлении деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

15.1. Ликвидация ТОС может производиться по решению общего собрания, а также по решению суда в случае неоднократного нарушения Советом законодательства, либо при осуществлении деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Здесь речь может идти вообще о территориальном общественном самоуправлении, как юридического лица, а не об его органах.

Согласно ст.61. Ликвидация юридического лица ГК «…2. Юридическое лицо может быть ликвидировано:

по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано; (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)

по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)

27

15.2. При принятии решения о ликвидации Совета создается ликвидационная комиссия, к которой на срок ликвидации переходят все полномочия по управлению делами Совета.

15.2. При принятии решения о ликвидации ТОС создается ликвидационная комиссия, к которой на срок ликвидации переходят все полномочия по управлению делами Совета.

 

Здесь речь может идти вообще о территориальном общественном самоуправлении, как юридическом лице, а не об его органах, которые чего ликвидировать, их просто переизбирают и все!

28

15.3. При ликвидации органа ТОС бюджетные средства и имущество, переданное органам ТОС по договору безвозмездного пользования или приобретенное за счет бюджетных средств, переходит в состав муниципальной собственности.

15.3. При ликвидации ТОС бюджетные средства и имущество, переданное органам ТОС по договору безвозмездного пользования или приобретенное за счет бюджетных средств, переходит в состав муниципальной собственности, а остальные средства направляются на решение уставных задач и целей.

Стандартная фраза для любой организации.

 

28.07.2005 г.



Hosted by uCoz