ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ ТОС Г. ПЕРМИ

© М.Б. Касимов.

Центр изучения ТОС. г. Пермь

Мы исходим из утверждения, что в крупных городах система местного самоуправления, декларированная федеральным законом и реально существующая, не может быть эффективной без локальных подсистем самоуправления. Такими подсистемами могут быть второй уровень местного самоуправления, например районный, или территориальное общественное самоуправление, рассматриваемое как нижний уровень местного самоуправления.

По первому варианту: федеральный законодатель в крупных городах, в отличие от села, не предписывает в жесткой форме создание двухуровневой системы местного самоуправления, но и не запрещает. В Перми этот вариант ликвидирован еще в 1994 г. Сейчас у районных администраций выбивают остатки былой самостоятельности. Главы районных администраций по своей сути являются префектами главы города. Какого-то бы ни было самоуправления, на уровне района, не существует.

По второму варианту: территориальное общественное самоуправление может претендовать на нижний уровень местного самоуправления при следующих условиях.

1.      Повышение статуса органа ТОС (некий симбиоз представительной, исполнительной и судебной власти на своей территории).

2.      Передача ТОСам части полномочий местного самоуправления: отдельно исполнительных, отдельно представительных (например, участие в формировании избирательных комиссий), отдельно судебных (административные комиссии).

В г. Перми территориальное общественное самоуправление исторически получило наибольшее развитие среди других крупных российских городов. В Перми существует 70 ОТОСов и сотни нижестоящих форм общественного самоуправления.

Система работы органов местного самоуправления с ТОСами была выстроена при зам. главе города Зотине В.Н. Она состояла из бюджетного финансирования фонда заработной платы по договору, грантового финансирования проектов по конкурсу и прав согласования при принятии тех или иных решений органами МС. Была предусмотрена возможность передачи отдельных полномочий, но не одного случая передачи не произошло. Сегодня система в целом сохранилась, исключая систему согласований, она ликвидирована в полном объеме.

Чем занимаются сегодня ОТОСы г. Перми:

1.        Отслеживают социальные инициативы жителей на своей территории, протестные или созидательные, возглавляют их или не возглавляют. Т.е. другими словами, в лучшем случае осуществляют мониторинг общественных настроений, выступают как ресурсный центр по отношению к общественным инициативам жителей.

2.        Занимаются бизнесом под крышей совета ТОС, для обеспечения ресурсами общественных инициатив или просто так для себя.

3.        Являются передаточным информационным звеном между администрацией района и жителями. Выполняют тем самым роль буфера. Роль зависимая и не приглядная, но для администрации ценная.

4. Мобилизуют жителей во время выборов, иногда в интересах жителей, иногда в своих интересах за денежку.

Большинство ОТОСов адекватно представляют интересы своих жителей перед рганами местного самоуправления. Есть ОТОСы не легитимные, есть представленные случайными людьми. Какими бы не были сегодняшние ОТОСы, жители города заинтересованы в возможности, оказывать влияние на решение вопросов местного значения в своем городе. Другого пути реализации их права на местное самоуправление, на сегодня, кроме ТОСов у них нет. Система местной администрации и городская Дума для рядового жителя закрыта. Поэтому ТОСы пополняются, и будут пополняться новым активом.

Какие права и полномочия необходимы ТОСам для реализации через них гражданами своих прав на местное самоуправление?

1.      Согласование ряда решений органов МС с жителями локальных территорий, где организатором согласования и гарантом мог бы выступить совет ТОС. Это такие согласования как при переводе жилых помещений в нежилые. При отводе земельных участков, в том числе под строительство. При приватизации социально значимых для данной территории объектов. При приемке вновь построенных объектов. При приемке ремонтных работ. При выборе подрядчиков жилищной службой. При принятии градостроительных решений. При утверждении планов социально-экономического развития территории. Согласования необходимо проводить методом письменных опросов.

2.      Право на получение информации о планируемых решениях органов МС непосредственно касающихся локальной территории и обязанность органов ТОС эту  нформацию предоставлять. Необходимо утвердить перечень необходимой информации и механизм ее предоставления. Кроме перечисленного в первом пункте информация о бюджетном процессе.

3.      Необходимо поднять статус совета ТОС. Данный статус должен быть равен статусу депутата МС. Право на нормотворческую инициативу без изъятия. Право на запрос равный депутатскому. Согласование ряда должностных лиц.

4.      Необходимо предусмотреть в нормативных актах не только право органов МС передачи части полномочий органам ТОС, но и условия, при которых они должны передаваться по инициативе органа ТОС, а также принципы финансирования этих полномочий.

5.      Необходимо предусмотреть оплату выборных лиц территориального общественного самоуправления в том числе старших по домам и подъездам.

6.      Необходимо предусмотреть право передачи контрольных функций органов МС.

7.      Необходимо опустить на уровень локальной территории административные комиссии. В состав комиссии должны входить представители совета ТОС. Предоставить определенным советом ТОС лицам право составления протокола.

8.      Необходимо финансировать оплату труда избранных штатных должностных лиц советов ТОС на уровне лиц замещающих муниципальные должности, а наёмных штатных сотрудников советов ТОС на уровне муниципальных служащих.

Данные преобразования возможны при повышении требовательности к процедуре избрания советов ТОС, повышении их легитимности. Для этого необходимо создать городскую комиссию по избранию советов ТОС, на которую возложить контроль за проведением конференций советов ТОС. В ТОСах необходимо создавать специальные комиссии по контролю за проведением письменных опросов, собраний и нижестоящих конференций.

5.08.2004



Hosted by uCoz