СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 5

1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ   9

1.1. Понятие региона. Социально-экономическая система региона. 9

1.2. Методы и научные направления в региональной экономики. 15

1.3. Цели и критерии социально-экономического развития региона. 16

1.4. Нормативно- правовые основы региональной социально-экономической политики. 25

2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ Нижегородской ОБЛАСТИ   38

2.1 Анализ экономической ситуации в области. 38

2.2. Формирование наукоемкой экономики инновационного типа. 46

Действия по развитию: 51

2.3. Деятельность областного Правительства по разработке «Стратегии развития  Нижегородской области до 2020 года». 57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 60

Список литературы.. 62

Приложения. 66

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность рассмотрения проблемы разграничения понятий и определений, выяснение сущностного содержания некоторых экономических категорий обусловливаются возросшей ролью регионального управления, становлением местного самоуправления, влиянием территориальных организаций на социально-экономическое развитие территорий. В связи с этим необходимы:

- учет местных ресурсов и специфики при выработке критериев, методики и инструментария управления использованием социально-экономического потенциала;

- опора на экономическое состояние и уровень развития муниципальных образований и регионов;

Страхование от влияния на происходящие процессы внутренних и внешних факторов, без чего невозможны высокоэффективная организация управления и принятие решений местными органами власти и управления. Проблемы совершенствования управления социально-экономическим потенциалом в целях ускорения социально-экономического развития регионов, муниципальных образований в процессе регионального воспроизводства в условиях децентрализации — тема новая, мало изученная в отечественной науке и практике. Отечественная экономическая наука с 70-х годов истекшего столетия основное внимание уделяла изучению теории и разработке практических рекомендаций, касающихся регионального воспроизводства и управления ресурсами. Вместе с тем многие вопросы интенсификации использования потенциала развития муниципальных образований, разработки жизнеспособных моделей эффективного использования местных ресурсов остаются недостаточно изученными и дискуссионными в науке и злободневными — в практической деятельности. В их числе:

·         эффективность управления социально-экономическим потенциалом в регионах;

·         соотношение местных, региональных и федеральных интересов;

·         формирование местных и региональных рынков и их инфраструктуры;

·         инвестиционная политика;

·         управление имуществом при различных формах собственности;

·         повышение эффективности использования местных pecypсов;

·         интенсификация использования ресурсов и другие проблемы.

 Что касается вопросов отработки методики оценки влияния специфики территориальной организации и развитости социально-экономического потенциала на финансово-экономическое состояние муниципальных образований и регионов, выработки инновационных подходов в управлении экономическим развитием учетом объективных внешних и внутренних факторов, то они сегодня остаются на уровне дискуссий.

 К числу наиболее существенных причин, оказавших заметное влияние на темпы перехода России к рыночным отношениям, весь ход социально-экономических преобразований в стране, носится явная недооценка территориального (регионального) фактора. Процесс децентрализации государственного управления идет медленно, нередко встречая сопротивление центра. В то же время, получив значительные полномочия, ряд регионов (субъектов Федерации) становится на путь сепаратизма, нарушений конституционных основ политической целостности государства. Нередки факты, когда принятые субъектами Федерации законодательные акты противоречили Конституции Российской Федерации.

 Исключительная важность действительно научного обеспечения радикальных рыночных преобразований, создания (сохранения) единого рыночного пространства в сочетании с формированием региональных рынков, с развитием местного самоуправления определила острую необходимость более углубленного изучения вопросов повышения эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере регионального управления.

 Целью дипломной работы является, изучение двух главных проблем регионального развития:

1.     формирование и функционирование социально-экономического комплекса региона;

2.     региональное управление (политическое, экономическое, социальное, экологическое) в новых условиях.

Такое изучение предполагает региональный анализ всех факторов и явлений, воздействующих на региональное развитие: исторических, природно-ресурсных, этнических, религиозных, экологических, политических, а также внутрирегиональных и межрегиональных связей. Мы обратимся к научным методикам, использующим управленческие и юридические науки, экономическую историю, экономическую и социальную географию, демографию, социологию, статистику, религиоведение, этнографию, экологию и т.д.

Объектом исследования - является регулирование экономики на примере развития Нижегородской области:

Предметом исследования -  рассмотрение анализа экономической ситуации в Нижегородской области;

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общей основой большинства существующих проблем является центральная проблема управления социально-экономическими процессами в регионе, заключающаяся в противоречии между высоким уровнем ответственности, возлагаемой населением области и федеральным центром на органы государственной власти области, и реальным объемом полномочий, возможностями этих органов влиять на социально-экономические процессы в регионе (в силу ограниченности административных рычагов и недостаточного объема финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении областной власти). В этих условиях в целях повышения степени управляемости социально-экономическими процессами в регионе может быть эффективной только такая стратегия действия региональной власти, которая, во-первых, основывается на принципах регионально-корпоративного управления (соглашения между органами власти всех уровней, основными социально-экономическими субъектами и населением), а во-вторых, направлена на формальное и неформальное укрупнение социально-экономических субъектов (через заключение двусторонних и многосторонних соглашений, формирование кластеров, территориально-производственных комплексов и тому подобных структур).

В связи с тем, что возможности экстенсивного развития экономики области путем более полного использования ныне имеющихся основных фондов примерно к 2010 г. будут практически исчерпаны, выход экономики области к 2015 г. на траекторию устойчивого экономического роста может быть осуществлен только за счет кардинального технического перевооружения производства, внедрения новых наукоемких технологий, обеспечивающих резкий рост производительности труда на вновь вводимых основных фондах. Это требует, чтобы формируемая «новая экономика», система управления, укрупненные социально-экономические субъекты в области были включены в единую инвестиционно-инновационную систему региона, стимулирующую приток таких инвестиций в экономику области, которые обеспечат качественно новый технологический уровень производства. При этом должен максимально эффективно использоваться тот научно-технический «задел», который имеется ныне в регионе (его характеристика также дана в Стратегическом плане). Эта задача должны быть решена примерно к 2010 г.

Вместе с тем успешное ее решение требует, чтобы параллельно с формированием инвестиционно-инновационной системы и «новой экономики» максимально поддерживалось существование и использование имеющегося в области производственного потенциала, поскольку без развитого производства и «запросов» с его стороны на новые научные результаты и наукоемкие технологии невозможно их успешное развитие и внедрение. Необходимо еще до полного формирования «новой экономики» принимать срочные меры и для решения социальных проблем, в частности, проблемы чрезмерной дифференциации населения по уровню доходов. Без решения этих проблем не только невозможно решение задачи перехода к «новой экономике» (из-за отсутствия стимулов к этому у большинства населения и участников производства), но и существует вполне реальная опасность резкого обострения социальных противоречий и конфликтов (особенно к 2012–2015 гг.), которые могут резко затормозить процесс социально-экономического развития области.        

 

Список литературы

 

Нормативно-правовые и другие официальные документы

1.   Конституция Российской Федерации. 1993

2.  Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность”

3.  Федеральный закон " О некоммерческих организациях" от 12.01.1996г.//СЗ РФ от 12.01.1996г. № 7- ФЗ ст.7

4.  Федеральный закон "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 9 июля 1999 года N 159-ФЗ

5.  Федеральный закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» от 24 июня 1999 г. N 119-ФЗ

6.   ФЗ «Государственном и муниципальном имуществе»

7.   ФЗ «Об основах государственной региональной политики, порядке ее разработки и реализации»

8.  ФЗ «О федеральных целевых программах регионального развития»

9.  Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ

10.     Указ Президента Российской Федерации Основные положения региональной политики в РФ. от 3 июня 1996 г. N 803 - Российская газета, 1996, 9 ап­реля.

11.     СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА. Нижний Новгород – 2005 г. Утвержден постановлением Правительства Нижегородской области от 5 марта 2005 года № 61

12.     Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года.

 

Книги и монографии

1.            Бильчак В.С., Захаров В.Ф. Региональная экономика. Калининград: Янтарный сказ, 1998. 314 с.

2.             Бутов В. И. и др. Основы региональной экономики: Учебное пособие. - М. ; РнД: Кн. Дом "Ун- т"; МарТ, 2000. - 448 с.

3.            Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление: Учеб. пособие для вузов.―  М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. ― 239 с.

4.            Гапоненко А.Л. Управление экономическим развитием. — М., 1993.

5.            Гладкий Ю. Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики: Учебник для вузов/Фонд "Международно- прав. экспертизы"; Европ. ин- т экспертов. - СПб: Изд- во Михайлова В. А., 1998. - 659 с.

6.            Государственное регулирование развития экономики регионов: Учебное пособие. - Екатеринбург, 1998. - 432 с.

7.            Государственное регулирование рыночной экономики: федеральный, региональный и муниципальный уровень: (Вопросы теории и практики)/РАГС при Президенте РФ. - М. : Изд- во РАГС, 1998. - 319 с.

8.            Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов/Гос. ун- т; Высш. шк. экономики. - М., 2000. - (Tacis). - 495 с.

9.            Гутман Г. В. Управление региональной экономикой/ Г. В Гутман, А А Мироедов, Федин; Под ред. Г. В. Гутмана. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 176 с.: ил.

10.       Дульщиков Ю. С. Региональная политика и управление. - М. : Изд- во РАГС, 1998. - 227 с.

11.       Кистанов В. В., Копылов Н. В.  Региональная экономика России: Учебник.--М.: Финансы и статистика, 2003.-- 584 с.

12.       КотилкоВ. В. Региональная экономическая политика Учебное пособие - М. Изд-во РДЛ. 2001. - 272 с.

13.       Любовный В.Я., Зайцев И.Ф., Воякина А.Б., Пчелинцев О.С., Герцберг Л.Я., Шим Г.А. "Целевые программы развития регионов: рекомендации по совершенствованию разработки, финансирования и реализации" - М.: МОНФ, 2000. – 180 с.

14.       Морозова Г.А. Управление регионом: маркетинговый подход. - НН, ВВАГС, 1999,-144с.

15.       Муниципальное и региональное содействие развитию экономики/Герм. фонд международ. развития. - Берлин, 1998. - 210 с.

16.       Настенко А. Д., Васина Т. В.  Прогнозирование отраслевого и регионального развития.--М.: Гелиос АРВ, 2002.-- 144 с.

17.       Осипов А.К. Экономика региона: механизм комплекс­ного развития. - Екатеринбург,: Изд-во УрО РАН, Институт экономики, 1996.

18.       Основы региональной экономики. / Под ред. А.Г. Гранберга. М.: ГУ-ВШЭ, 2000, 2001 (второе издание). – 495 с.

19.       Региональная экономика: Учеб. пособие для вузов / Т. Г. Морозова, М. П. Победи Б Поляк и др.; Под ред. проф. Т. Г. Морозовой. - М.: ББ, ЮНИТИ, 1995. — 304 с.

20.       Региональная экономика: Учебник для вузов. - 2 - е изд., перераб. и доп.. - М. : ЮНИТИ, 2000. - 472 с.

21.       Региональная экономика: Учебное пособие для вузов/ С. Г. Тяглов, Е. А. Черныш, Н. П. Молчанова и др.; Под ред. Н. Г. Кузнецова, С. Г. Тяглова.--Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.-- 320 с.

22.       Региональная экономика: Учебное пособие. - М. : Инфра- М, 2000. - (Высш. образование). - 463 с.

23.       Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза./Под ред. А.Г. Гранберга. М.: «Экономика», 2000. – 435 с. (рук. авт.  колл.и ответ.  ред.)

24.       Тамбиев А. Х., Кетова Н. П. Региональный маркетинг: Учебное пособие для вузов. - М. : Экономика, 2000. - 320 с.

25.       Уткин Э. А., Денисов А. Ф. "Государственное и региональное управление"

26.       Экономика региона: технологии деловой активности/Акад. менеджмента и рынка; РАГС при Президенте РФ. - М., 1999. - 422 с.

27.       Экономика региона: Учебное пособие/ Под ред. В. И. Борисевича.--Минск: БГЭУ, 2002.-- 432 с.

28.       Новиков А.В. Инвестиционная привлекательность региона: Учеб. пособие. - Новосибирск: НГАЭиУ, 2001. - 141 с.

 

Hosted by uCoz