Российская академия государственной службы

при Президенте Российской Федерации

ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Заочный факультет ускоренного обучения

Кафедра управления и маркетинга

 

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

 

Организация защиты прав потребителей на муниципальном уровне

            

Специальность:

      ГМУ

      Выполнила:

студент группы 229

Будищева

ЮлияГеоргиевна  

       Научный руководитель:

доцент

Васильев

Алексей Алексеевич

 

 

Нижний Новгород

2005

 

Аннотация

 

В настоящей работе рассматриваются теоретические вопросы и практические аспекты защиты прав потребителей на муниципальном уровне. Данное исследование проводится на примере муниципальной структуры управления Павловского района Нижегородской области.

Дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении обоснована актуальность темы, указана цель дипломного проекта и решаемые при этом задачи.

В первой главе «Содержание и правовая основа защиты прав потребителей»  автор рассказывает о законодательной стороне защиты прав потребителей.

Во второй главе рассказывается о системе органов государственного управления в сфере защиты прав потребителей в Павловском районе.  

Третья глава посвящена исследованию развитию системы защиты прав потребителей и судебной практике защиты прав потребителей.

Информация, на базе которой проводились исследования, была получена как в ходе анализа проведенных исследований, так и с помощью вторичных данных. 

 В заключении сделаны основные выводы по работе.

Работа содержит 70 страниц, 2 таблицы.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

4

Глава 1. Содержание и правовая основа защиты прав потребителей

8

1.1. Защита прав потребителей и ответственность за их нарушение

8

1.2. Права потребителей регулируемые «Законом о защите прав потребителей»

 

15

1.3. Отношения, регулируемые и нерегулируемы законодательством РФ о защите прав потребителей

 

24

Глава 2. Система органов государственного управления в сфере защиты прав  потребителей

 

31

2.1. Федеральные органы управления в системе защиты прав потребителей

 

31

2.2. Органы местного самоуправления в системе защиты прав потребителей (на примере города Павлово и Павловского р-на)

 

34

Глава 3. Развитие системы защиты прав потребителей

46

Заключение

63

Список литературы

66

Приложения

67

Введение

 

Тема дипломного проекта «Организация защиты прав потребителей на муниципальном уровне». Данная тема актуальна, в виду того, что потребности населения в различных товарах  и услугах обеспечивают торговля, производители, исполнители работ и услуг; ежедневно мы вступаем в различные правовые отношения: покупая товар в магазине, заключаем договор купли – продажи; заходя в лифт, пользуемся коммунальными услугами; отправляясь в путешествие, заключаем договор перевозки и т.д. Но в условиях нестабильной рыночной экономики предприятия торговли, производители рыночной экономики предприятия торговли, производители, исполнители работ и услуг часто пытаются навязать потребителям выгодные качества, а иногда  товары даже опасны для здоровья людей. Именно поэтому каждому потребителю необходима государственная поддержка.

Защита прав потребителей как самостоятельная отрасль законодательства возникла в России сравнительно недавно  -  в начале 90-х годов. До этого регулирование отношений по удовлетворению потребностей граждан – потребителей в основном осуществлялось нормами кодифицированного гражданского законодательства, предназначенными для установления общих норм  и призванными  служить базой для  специального законодательства. Поэтому в нормативных актах традиционно отсутствовала специфика взаимоотношений потребителя с организациями в сфере обслуживания. Кроме того, в законодательстве отсутствовала система специальных  гарантий прав граждан при заключении договоров, направленных на  обслуживание потребностей. Еще одной особенностью правового регулирования в рассматриваемой области являлась множественность подзаконных актов, регулирующих отдельные сферы взаимоотношений с участием  граждан -  потребителей. Ведомственные акты, как правило, содержали нормы, ущемляющие интересы потребителей, а в  некотрых  случаях и прямо противоречащие законодательству.

Действующее законодательство не соответствовало нормам международного права, в частности единогласно принятым 9 апреля 1985 года «Руководящим принципам для защиты интересов потребителей» (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 30/248). Это несоответствие проявлялось прежде всего в том, что не все права потребителей признанные международным сообществом (право  на информацию, на безопасность, на просвещение, на возмещение вреда, право объединятся в потребительской организации для защиты собственных интересов), были надежным образом законодательно урегулированы, а те, которые нашли отражение в законодательстве, не имели механизма реализации и поэтому носили декларативный характер. Ко всему прочему отсутствовала система государственной защиты интересов потребителей.

Такое положение способствовало созданию условий для навязывания потребителям явно невыгодных для них условий товаров, пользующихся спросом, и т.д. В условиях свободы предпринимательской деятельности, тотального дефицита, отсутствия культуры потребления проблема возникновения специального законодательства встала особенно остро.

Первой попыткой создания потребительского законодательства стала разработка осенью 1988 г. проекта закона СССР «О качестве  продукции защиты прав потребителей». Большая часть этого законопроекта была посвящена проблемам обеспечения  качества товаров и услуг, и лишь один раздел содержал  нормы, направленные на защиту интересов потребителей. Уже само появление этого законопроекта было шагом вперед в развитии потребительского законодательства. Впервые признавалась необходимость принятия на законодательном уровне специальных норм, закрепляющих гарантии государственной защиты интересов потребителей. Но проект не избежал недостатков:

- он не делал различий между потребителем – гражданином и потребителем -  юридическим лицом;

- основные права потребителей (право на информацию, на возмещение вреда, на объединение и др.) формулировались лишь относительно обеспечения права на качество.

Проект широко обсуждался, но был, отвергнут, так как  в основном его положения носили декларативный характер и не могли быть реализованы.

Переворотом в создании потребительского законодательства стало принятие 22 мая 1991 года Закона СССР «О защите прав потребителей», который так и не вступил в силу в связи с распадом СССР. Закон содержал множество положений, не разработанных в гражданском законодательстве. Преимуществом закона было наличие в нем механизмов его реализации. Закон  не только требовал привычного принятия подзаконных актов, но прямо запрещал создание ведомственных документов, затрагивающих интересы потребителей. Закон СССР «О защите прав потребителей» был одним из первых нормативных актов, закрепивших  право граждан на компенсацию за причиненный моральный вред. В то же время некоторые положения этого закона, например, право  на гарантированный минимум потребления, носили декларативный характер.

Закон РФ «О защите прав потребителей» вступил в силу 7 апреля 1992 года. Одной из существенных гарантий  охраны  прав потребителей стала норма, запрещающая ущемлять права потребителей по сравнению с установленными в Законе  при принятии других нормативных актов, затрагивающих интересы потребителей. Не менее важна норма Закона, которая предоставила право  принимать нормативные акты, затрагивающие интересы потребителей, только Правительству РФ, прямо запретив ему  поручать принятие таких актов министерствам и ведомствам. Закон определил, что потребителем является гражданин, который приобретает или намеревается приобрести товары (работы, услуги) для личных нужд. Выводя из сферы действия Закона юридические лица, законодатель подчеркнул необходимость установления повышенных гарантий защиты для рядового потребителя. Впервые  в российском законодательстве были закреплены признанные  международным сообществом  права потребителей и гарантии реализации этих прав. Закон предусмотрел повышенные гарантии защиты  при причинении вреда жизни, здоровью, имуществу граждан, установив десятилетний срок ответственности изготовителя за выпущенную продукцию, как перед потребителем,  так и перед другими лицами независимо от наличия между ними договорных отношений. Гарантией реализации прав потребителей на защиту  стало закрепление в Законе подсудности по выбору истца и освобождение потребителей от уплаты государственной пошлины при предъявлении исков. Наряду с индивидуальной защитой  прав  потребителей Закон предусмотрел, и возможность коллективной защиты потребителей и предоставил государственным органам возможность пресечения нарушений потребительского законодательства и наложения штрафных санкций на нарушителя.

Основным органом, регулирующим соблюдение законодательства, является Государственный антимонопольный комитет РФ (ГАК РФ). Территориальные органы ГАК РФ действуют во всех субъектах РФ. Федеральное подчинение дает им возможность быть независимыми в отношениях с местной властью. В более сложной ситуации находятся органы по защите прав потребителей, создаваемые  при местных администрациях. Они действуют практически в каждом населенном пункте России. Практика  показывает, что именно им приходится решать более 80% потребительских проблем

Закон так же предоставил возможность предъявления исков в интересах неопределенного круга потребителей. Но из-за  несовершенства  законодательных  формулировок эта форма защиты интересов потребителей пока  не получила должного распространения. Существенной гарантией защиты интересов потребителей стало закрепление в Законе широких прав за общественными объединениями потребителей, позволяющих им участвовать в формировании потребительской политики.

Образование СНГ и принятие входящими в него странами актов о суверенитете способствовало развитию в них собственного потребительского законодательства.

16 января 1996 года была опубликована новая редакция Закона РФ «О защите прав потребителей». Многие нормы Закона претерпели существенные изменения. Кроме того, в конце 1995 – начале 1996 года были приняты нормативные акты, имеющие существенное значение  для потребителей  и нуждающиеся в дополнительном разъяснении.

Цель данного дипломного проекта определить направления по повышению эффективности деятельности органов по защите прав потребителей на муниципальном уровне.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

- определить роль государственных и муниципальных органов управления в сфере защиты прав потребителей;

- на примере Территориального Управления Павловского района  рассмотреть деятельность отдела по защите прав потребителей;

- выявить приоритетные направления деятельности отдела и рассмотреть практику судебной защиты прав потребителей;

- определить основные вопросы, с которыми сталкивается отдел по защите прав потребителей.

Для решения поставленных задач в данном дипломном проекте  проводится анализ теоретических изысканий и  практических мероприятий в сфере защиты прав потребителей на муниципальном уровне.

Заключение

На сегодня Закон РФ “О защите прав потребителей” остается по мнению юристов наиболее нарушаемым из всех действующих законов. Практика показала, что более слабой в правовом плане стороной в потребительских отношениях является гражданин-потребитель. Всеобщая правовая безграмотность, как предпринимателей, так и потребителей, порождает массу проблем в правоприменительной практике и доказывает, что без участия государственных органов, наделенных властными полномочиями, защита прав потребителей и в особенности профилактика правонарушений в этой области крайне неэффективна.

Одним из распространенных видов нарушений является непредставление потребителям информации о наименовании хозсубъекта, юридическом адресе. При отсутствии этой информации потребитель лишен возможности направить претензию нарушителю и защитить свои права.

Так же отсутствие единообразия в области технического регулирования, применения терминов и определений продукции приводит к нарушениям требований законодательных актов в этой области и массовым жалобам потребителей в связи с приобретением товаров ненадлежащего качества.

Сейчас получила широкое распространение продажа товаров курьерским способом, посредством рекламы на телевидении. Возникающие нарушения в этой области связаны с непредставлением информации о сертификации товара, противопоказаниях и т.д. Отсутствие в ФЗ “О рекламе” положений, предусматривающих ответственность за непредставление информации о рекламодателе, изготовителе и продавце значительно усложняет реализацию норм Закона “О защите прав потребителей”.

Так же законодательным актом не предусмотрена ответственность за нарушение порядка организации и проведения лотереи, в связи с чем, продажа товаров по рекламе с применением розыгрыша получила массовый характер и усложняет соблюдение законодательства.

В то же время потребители вправе обратиться в суд с иском о защите их прав. Процессуальные льготы, такие, как освобождение потребителя от уплаты государственной пошлины и т.д., значительно облегчают самостоятельную защиту собственных прав, как потребителя, в суде.

Однако наиболее эффективным способом оказания помощи в разрешении споров является предоставление территориальным управлением заключения по делу. Это связано с тем, что такая форма защиты прав потребителей, как вступление в уже начатый потребителем процесс для дачи заключения по делу в условиях малочисленности территориальных управлений является наиболее применимой.

Так же сейчас расширяется практика предъявления территориальными управлениями исков в защиту неопределенного круга потребителей. Предметом таких исков является признание действий хозсубъектов противоправными. Однако территориальные управления МАП России ограничены в материальных и кадровых ресурсов, в связи с чем, участие в предъявлении исков в защиту неопределенного круга потребителей принимается значительно реже.

Рассмотрение исков, как правило, затягивается по вине ответчиков, в том числе путем неявки их в судебное заседание. Так же отсутствует судебная практика принудительного привода или воздействия путем применения штрафных санкций.

Осуществлению полномочий антимонопольных органов препятствует положение о соблюдении сроков составления протокола об административных правонарушениях и неоднозначность трактовки определения “немедленность”, отсутствие достаточного количества мировых судей и неохотное участие правоохранительных органов в обеспечении привода правонарушителей для составления протокола.

В территориальные управления с каждым годом все больше увеличивается численность письменных и устных заявлений потребителей с просьбой защитить их права. Этому способствовало ухудшение ситуации на потребительском рынке в связи с сокращением объема работы по контролю государственными органами. Так же следует отметить возросшее негативное отношение предпринимателей к госконтролю.

Невозможно не отметить увеличение количества обращений граждан и предпринимателей за разъяснением норм законодательства о защите прав потребителей. Для предотвращения потребительской безграмотности проводятся  различные мероприятия, конференции и конкурсы.

Таким образом, федеральным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления необходимо продолжать наращивать усилия по реализации национальной политики в сфере защиты прав потребителей как одно из условий повышения благосостояния населения.

Приоритетными должны оставаться мероприятия, направленные на обеспечение защиты законных прав и интересов потребителей и добросовестных товаропроизводителей в соответствии с полномочиями, установленными законодательством. По их результатам необходимо применять административные меры воздействия при тесном взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и другими контролирующими органами и организациями.

Продолжать работы в области совершенствования законодательства о защите прав потребителей, обеспечения согласованности применения норм законодательных актов, сопряженных с требованиями защиты прав и интересов потребителей и товаропроизводителей. Так же решить вопросы реформирования технического законодательства и привести в соответствие с требованиями  отдельные положения ФЗ “О рекламе”. Следует принять ФЗ “О лотереи”, нормами которого установить ответственность за незаконное применение розыгрышей, в том числе при продаже товаров.

Список литературы

 

1.            Конституция РФ

2.            Гражданский кодекс РФ

3.            Гражданский процессуальный кодекс РФ

4.            Уголовный кодекс РФ

5.            Кодекс РФ об административных правонарушениях

6.            Закон «О защите  прав потребителей» №2300-1 от 07.02.1992

7.            Постановление № 322 от 30.06.2004 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯО ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА»

8.            Алексеев А.В. «Защита прав потребителей РФ» М., 2003

9.            Атаманчук Г., «Теория государственного управления» Омега –Л: М 2004

10.        В. Гарабцов, Е. Кагалова , «Местное самоуправление и защита прав потребителей» СПб, 2000 г.

11.        "Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2005, N 2

12.        "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 13, 1999

13.        "Новая бухгалтерия", 2005, N 7

14.        "Главбух". Приложение "Учет в торговле", 2005, N 2

15.        Положение о территориальном управлении  МАП России  от 17.11.1999 № 441

16.        Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 1.09.1995 г.

17.        Федеральный закон от 2.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»

18.        Отчет о работе территориального управления отдела защиты прав потребителей и благополучия человека Павловского района  за 2004 год

 

Вас сведут с ума подвесные двери без наценок
Hosted by uCoz