российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации

ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Заочный факультет ускоренного обучения

Кафедра региональной экономики и управления

 

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

 

на тему:

 

УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

Специальность:

государственное и

муниципальное управление

Выполнил:

студент группы 222

заочного отделения

Дмитриев О.А.

Научный руководитель:

доцент

Васильев А. А.

 

Нижний Новгород

2006 г.

 

Аннотация

 

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи дипломной работы.

В первой главе рассматривается понятие и состав муниципальной собственности, способы ее формирования, а также компетенция органов и должностных лиц местного самоуправ­ления в сфере управления муниципальной собственностью.

Вторая глава посвящена вопросам управления муниципальной собственностью - землями, находящимися в муниципальной собственности, управление муниципальными предприятиями и предприятиями ЖКХ, а также управление муниципальным жилищным фондом. В этой же главе анализируются проблемы управления муниципальной собственностью в РФ. В ней делается анализ системы управления муниципальной собственностью г. Дзержинска. Приводятся примеры муниципальных программ и проектов развития.

В третьей главе рассматриваются меры по повышению эффективности управления муниципальной собственностью г. Дзержинска. На основании изученного опыта других муниципальных образований предлагается Концепция управления муниципальной собственность г. Дзержинска, а также некоторые другие меры, позволяющие сделать управление собственность более эффективным.

В заключении на основании изученного материала делаются выводы и даются конкретные предложения по развитию системы управления муниципальной собственности муниципального образования.

Список использованной литературы включает нормативные акты, научную и учебную литературу, статьи из периодических изданий.

В приложении приводится положение и проект программы управления муниципальной собственностью в г. Дзержинске.

содержание

 

Введение………………………………………………………………………………...4

Глава 1. Муниципальная собственность…………………………….……………......7

 1.1. Понятие муниципальной собственности……………………………..................7

 1.2. Состав муниципальной собственности………………………………………...10

 1.3. Формирование муниципальной собственности……………………………….12

Глава 2. Управление муниципальной собственностью…………………………….21

  2.1. Объекты и методы управления муниципальной собственностью..…………22

  2.2. Компетенция органов и должностных лиц местного самоуправ­ления в

        сфере управления муниципальной собственностью………………………….47

  2.3. Управление муниципальной собственностью в г. Дзержинске……………..50

 Глава 3. Совершенствование управления муниципальной собственностью 

             в г. Дзержинске …...........................................................................................57

   3.1. Проблемы  управления  муниципальной  собственностью…………………57

   3.2. Проект Концепции  управления  муниципальной  собственностью

          г. Дзержинска…………………………………………………………………..61

Заключение……………………………………………………………………...........70

Список литературы…………………………………………………………..............75

Приложения…………………………………………………………………………..78

Введение

Право населения на местное самоуправление, т.е. право низовых территориальных коллективов самостоятельно и независимо от государственных органов решать вопросы местного значения, является неотъемлемым атрибутом демократического государства. Именно с целью обеспечения самостоятельности местного самоуправления законодателем создан специальный субъект права - муниципальное образование, за которым государством признана способность иметь, приобретать и реализовывать гражданские права и обязанности, нести гражданско-правовую ответственность (ст. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[1], ст. 124 ГК РФ). Однако самостоятельность местного самоуправления немыслима без его финансово-экономической основы, включающей муниципальную собственность. В соответствие с Конституцией РФ и Законом об общих принципах организации местного самоуправления, муниципальное образование самостоятельно осуществляет все правомочия собственника в отношении принадлежащего ему имущества. Но при реализации этих правомочий возникает множество проблем, связанных как с несовершенством действующего законодательства, так и с трудностями перехода от командно-административной к рыночной экономике.

Муниципальную собственность име­ют 10527 муниципальных образований из 11566, т. е. 91% муниципальных образова­ний. При этом наблюдается тенденция их сокращения: на 682 единицы в 2003 г. по равнению с 2000 г., что в основном связано с укрупнением территорий муници­пальных образований и сокращением их общего числа.[2]

Имущественный комплекс му­ниципальных образований представляет собой важный фактор устойчивого соци­ально-экономического развития территории. Формирующаяся в процессе трансформации эконо­мики современная рыночная сис­тема хозяйствования качественно изменила имущественные отно­шения, что обусловило необходи­мость анализа процессов функци­онирования имущества с позиций его эффективной эксплуатации и управления в каждом муниципаль­ном образовании.

И главным требованием к ис­пользованию муниципальной соб­ственности при таком подходе яв­ляется максимально сбалансиро­ванное сочетание принципов эко­номической эффективности и со­циальной ответственности орга­нов местного самоуправления за обеспечение жизнедеятельности муниципальных образований, со­циально-экономических интере­сов населения.

Таким образом, рост  и  развитие  муниципального  образования  невозможно  без  грамотного и эффективного  управления  муниципальной  собственностью. Особенную  актуальность  данная  тема  приобретает  в  современных  условиях, когда  количество  муниципальной  собственности  сокращается, и  во  многих  случаях  ситуация  в городе  определяется  тем, насколько правильно  производится  управление  оставшимися  объектами  муниципальной  собственности. Данными соображениями  и  обусловлен  выбор  темы  исследования. 

Целью данного исследования является изучение особенностей управления муниципальной собственностью на муниципальном уровне.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

·        Рассмотреть понятие и состав муниципальной собственности;

·        Изучить способы формирования муниципальной собственности;

·        Установить полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления в сфере управления муниципальной собственность;

·        Рассмотреть особенности и проблемы в управлении муниципальной собственностью;

·        Изучить опыт управления муниципальной собственностью в г. Дзержинске Нижегородской области;

·        На основе выводов дать конкретные предложения по развитию системы управления муниципальной собственности.

Предметом данной работы являются управленческие отношения по поводу муниципальной собственности в г. Дзержинске. Объект исследования – система управления муниципальной собственностью.

При выполнении работы использовались как общенаучные методы – анализ, синтез, аналогия, сравнение, описание, так и частные – сравнительно-правовой метод.

         Следует отметить, что рассматриваемая тема не получила достаточного освещения ни в учебной литературе, ни в периодических изданиях, что вызвало определенные трудности при выполнении работы. В определенной степени это объясняется недавними изменениями законодательства. Между тем во многих муниципальных образованиях накоплен положительный опыт, заслуживающий внимания.

         При изучении данной темы использовались нормативные акты и комментарии к ним, учебная литература, статьи из периодических изданий («Управа», «Местное право», «Российская юстиция», «Законодательство и экономика», «Юридический мир»), а также Устав г. Дзержинска и другие нормативные документы, регулирующие вопросы управления муниципальной собственностью в указанном муниципальном образовании.

Заключение

Итак, мы рассмотрели понятие муниципальной собственности и способы ее формирования, а также отдельные направления управления собственностью муниципальных образований. Кроме того, была изучена практика управления собственностью на примере г. Дзержинска Нижегородской области.

На основании изложен­ного можно сделать вывод об име­ющихся проблемах в управлении и распоряжении объектами муници­пальной собственности.

Для эффективного управления имуществом должны быть созда­ны необходимые и достаточные базы управления (организацион­ная, юридическая и экономичес­кая). Эти базы управления подра­зумевают наличие ряда отноше­ний:

- отношения между собствен­никами недвижимости (федера­ция, субъекты федерации, муни­ципалитеты, частный сектор);

- отношения относительно ви­дов имущества (движимое, недви­жимое, в т.ч. земельные отноше­ния).

При этом земельные отноше­ния являются основополагающи­ми в имущественных отношениях и наиболее сложными в правопри­менительной практике органов местного самоуправления.

Развитие муниципальной соб­ственности, расширение объект­ной базы обусловлено необходи­мостью развития городского хо­зяйства. Оно неизбежно следует за ростом города, спросом горо­жан.

Поэтому структура объектов муниципальной собственности должна быть достаточной для удовлетворения потребностей жи­телей территории, а также должна учитывать изменения, происходя­щие на макро- и местном уровнях. Вопросы структуры и масштаба собственности, видов и форм, сколько и какого имущества, ре­сурсов необходимо для обеспече­ния полномочий местного само­управления, каких и сколько муни­ципальных предприятий и органи­заций должно быть в муниципаль­ном образовании, как и каким об­разом распределить полномочия между органами местного само­управления по управлению этими ресурсами и как их использовать, чтобы они приносили доход, ста­новятся ныне первоочередными в деятельности органов местного самоуправления.

Таким образом, завершая исследование, отметим:

1.  Новый подход к приватизации муниципального имущества (Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества»)  создал  реальные  возможности  более  эффективного использования механизма приватизации в целях совершенствования управления муниципальной собственностью, перераспределения материальных ресурсов в интересах развития общественного производства и повышения благосостояния населения.

2. Реформирование земельного законодательства (Земельный Кодекс РФ, Федеральный закон «О разграничении государственной собственности на землю», глава 17 Гражданского Кодекса РФ) обеспечило создание необходимой правовой базы для закрепления за муниципалитетом конкретно определяемых земельных участков, включения их в рыночный оборот; увеличения доходных возможностей местного самоуправления и повышения их роли в решении общих задач улучшения жизни населения муниципальных образований.

3. В  целях  совершенствования  управления  муниципальной собственностью назрела необходимость дальнейшего правового регулирования сферы взаимоотношений местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на территории муниципальных образований. Важным шагом в этом направлении могло бы стать принятия Федерального закона «О муниципальном заказе».

4. С учетом многообразия функций муниципальной собственности, в интересах повышения эффективности управления в этой сфере, следовало бы поддержать вносимые рядом исследователей предложения о принятии Федерального закона «Об управлении  государственным  имуществом  и  основами  управления муниципальным имуществом в Российской Федерации».

Таким образом, решение проблемы совершенствования управления муниципальной собственностью в настоящих условиях во многом зависит от оперативной разработки и внедрения нормативных правовых актов и организационных мер, обеспечивающих механизм реализации упомянутых выше новых законодательных установлений.

Что касается г. Дзержинска, то можно утверждать, что в системе управления собственность города существуют как положительные, так и отрицательные тенденции.

К положительным моментам следует отнести такую уникальную организационную структуру, как блок собственности. В него входят комитет по управлению муни­ципальным имуществом, управление архитектуры, земельный комитет, Дзержинский филиал кадастрового центра, инспекция градостроительно­го архитектурного надзора, Дзержинский филиал управления юстиции Нижегородской области и отдел соб­ственности городской администра­ции. Все эти организации находятся в подчинении заместителя мэра по управлению собственностью.

Существование такой структуры позволяет координировать деятельность по управлению муниципальным имуществом, избегать дублирования в работе указанных подразделений. Такой опыт, безусловно, заслуживает внимания и дальнейшего изучения, и, возможно, внедрения в других муниципальных образованиях.

Заслуживает положительной оценки и довольно тщательно проработанная нормативная база муниципального образования в области управления собственностью.

Более внимательно в последнее время администрация города стала относиться и к такой проблеме, как сдача в аренду крупных муниципальных объектов. В некоторой степени этому способствовал неудачный конкурс по сдаче в аренду кинотеатра «Родина». В качестве положительного примера аренды крупных объектов муниципальной собственности можно отметить аренду Городского парка.

Вместе с тем, в системе управления муниципальной собственности г. Дзержинска есть и немало проблем. Одна из них – последствия массовой приватизации городского имущества в 2002 г., в результате чего были проданы первый этаж бывшей го­стиницы «Космос», «Универсам», «Мерку­рий» и др. В настоящее время – это крупные торговые центры, имеющие огромные прибыли. Безусловно, это заслуга их нынешних хозяев. Но если бы и ранее городская администрация считала, что аренда выгоднее, чем продажа, то сейчас бы городской бюджет получал бы значительные суммы от аренды таких крупных предприятий.

Серьезная проблема – отсутствие программы приватизации муниципального имущества. При отсутствии такой программы практически невозможно вести работу по управлению собственностью. Такая программа разработана Комитетом по управлению муниципальным имуществом города, но до настоящего времени она не утверждена. Ее утверждение – это важный шаг на пути совершенствования управления собственность города.

Имеет место и такая негативная практика, как отдача под залог банкам объектов муниципальной собственности. Так, в 2004 году было заложено здание Центральной городской библиотеки. Понятно, что бывают ситуации, когда городу жизненно необходимы денежные средства, и тогда приходится брать кредиты под залог недвижимости. Однако такой способ управления муниципальной собственностью может привести к потере некоторых ее объектов.

Таким образом, система управления муниципальной собственностью в г. Дзержинске, несмотря на положительные моменты, нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Представляется, что для совершенствования системы управления муниципальной собственностью необходимо принять закон о муниципальной собственности. Суть этого закона могла бы состоять в следующем:

·        в определении конкретного собственника муниципального имущества;

·        в расширении понятия «право муниципальной собственности», уточнении ее существенных черт и целевой направленности. Все это способствовало бы правовому регу­лированию муниципальной собст­венности и ее ограниченного права, к чему относится права хозяйствен­ного ведения и оперативного управ­ления, а также передача муници­пального имущества в доверитель­ное управление;

·        в определении целей и принципов управления собственностью;

·        в установлении системы управления, учитывающей разграничения полномочий органов власти по вертикали и горизонтали;

·        в регламентации методов управления и распределения доходов от использования имущества;

·        в закреплении как в специальном законе, так и в рамках особого под­разделения ГК РФ, посвященного муниципальному имуществу, а в це­лом, и в законе о муниципальной собственности особого порядка передачи муниципальной собственности в хозяйственное ведение, опера­тивное управление либо доверитель­ное управление, подробном регла­ментировании прав и обязанностей сторон по передаче, контролю и ис­пользованию этого имущества.

Существование нормативного акта федерального значения значительно облегчило бы регионам формирование местного законодательства в рассматриваемой деятельности и формировании собственных систем управления муниципальной собственностью.

Список литературы

1. Нормативно-правовые акты

1.     Конституция Российской федерации: принята общероссийским референдумом от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. - № 237. – 25 декабря. – С. 3-6.

2.     Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I и II: Принят Государственной Думой РФ 21.10.1994 г.// СЗ РФ. – 1994. - № 32. – Ст. 3301.

3.     Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // СЗ РФ. – 2001. - № 44. – Ст. 4147.

4.     Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // СЗ РФ. – 2003. - № 40. – Ст. 3822.

5.     О госу­дарственных и муниципальных уни­тарных предприятиях: Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. - № 48. – Ст. 4746.

6.     О разграничении государственной собственности на землю: Федеральный закон от 17 июля 2001 года № 101-ФЗ // СЗ РФ. – 2001. - № 30. – Ст. 3060.

7.     О приватизации государственного и муниципального имущества в РФ: Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. - № 4. – Ст. 251.

8.     Об основах федеральной жилищной политики: Закон от 24 декабря 1992 г. №4218-1// Ведомости СНД РФ и ВС РФ. – 1993. - № 3. – Ст.99.

9.     О реформе жилищно-коммунального хозяйства в РФ: Указ Президента РФ от 28.04.97 № 425 // СЗ РФ. – 1997. - № 18. – Ст. 2131.

10.  Устав города Дзержинска Нижегородской области: принят решением Городской Думы № 59 от 28.09.1995.

2. Научная и учебная литература

11.  Андреева Е. М. Становление права муниципальной собственности в Российской Федерации // Государство и право. – 2001. - № 3. – С. 30-38.

12.  Васильев А. М. Проблемы реформирования государственных унитарных предприятий России // Право и экономика. – 2000. - № 5. – С. 7-11.

13. Воронин С. Н., Буз О. В. К вопросу о целях экономической и финансовой деятельности муниципалитета // Муниципальный мир. – 2000. - № 4. – С. 30-33.

14. Ежкова А. А. Особенности управления муниципальной собственностью // Местное право. – 2002. - № 9-10. – С. 67-84.

15. Зинченко С. А., Бондарь Н. С. Собственность – свобода – право. – Ростов н/ Д., 1996. – С. 101-103.

16.  КУМИ найдет выход // Дзержинская панорама. – 2003. - № 4 (30 января – 6 февраля). – С. 5.

17.  Модин Н. А. Предприятие как объект муниципальной собственности // Экономика и законодательство. – 2004. - № 10. – С. 21-38.

18.  Модин Н. Кто же собственник муниципальной собственности? // Закон. – 2003. - № 11. – С. 120-122.

19. Модин Н. муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления // Российская юстиция. – 2002. - № 3. – С. 23-24.

20. Муниципальное право РФ / Под ред. Н, С. Бондаря. – М., 2003. – С. 415-433.

21. Пронина Л. Проблемы регулирования отношений по поводу муниципального имущества, создания муниципальных организаций и участия муниципальных образований в хозяйственных обществах // Юридический мир. – 2004. - № 11-2. – С. 65-66.

22. Пятков Д. В. О гражданской правосубъектности РФ, ее субъектов и муниципальных образований // Журнал российского права. – 1999. - № 10. – С. 79-83.

23. Сас И. Есть у приватизации начало…// Независимая газета. – 2002. – 13 февраля. – С. 3.

24. Сахарнова В. Н. Управление муниципальной собственностью и муниципальный заказ // Законодательство и экономика. – 2001. - № 6. – С. 8-11.

25. Субботина Е. Е. Проблемы управления муниципальной собственностью // Местное право. – 2002. - № 3-4. – С. 69-76.

26. Уваров А. А. Муниципальная собственность: проблемы формирования и управления // Журнал российского права. – 1999. - № 33-4. – С. 32-35.

27. Чувашова Г. А. Проблемы управления муниципальным имуществом // Управа. – 2002. - № 10. – С. 14-16.

28.  Щербакова Ю. Управление собственностью – что это такое? // Биржа плюс актив. – 2000. - № 14 (25 мая). – С. 3.



[1] СЗ РФ. – 2003. - № 40. – Ст. 3822.

[2] Пронина Л. Проблемы регулирования отношений по поводу муниципального имущества, создания муниципальных организаций и участия муниципальных образований в хозяйственных обществах //

Юридический  мир. – 2004. - № 1-2. – С. 65.

 



Hosted by uCoz