Российская академия государственной службы

при Президенте Российской Федерации

ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Заочный факультет

Кафедра управления и маркетинга

 

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

Взаимодействие некоммерческих организаций с органами местного самоуправления.

           

                                                          Специальность:

                                                          менеджмент организации

                                                          Выполнила:

                                                          студент группы 4

                                                          Дружинина

                                                           Анастасия Николаевна

                                                          Научный руководитель:

                                                         доцент

                                                   Васильев

                                                   Алексей Алексеевич

Нижний Новгород

2006

Аннотация

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяется цель и ставятся задачи данной работы.

В первой главе рассматривается сущность  и теоретические и правовые основы существования некоммерческих организаций

Во второй главе изучены возможные формы взаимодействия НКО с местным самоуправлением

В третьей главе рассматривается механизм взаимодействия некоммерческой организации с органами местного самоуправления на примере НРБОО «Забота».

В заключении на основе выводов даются конкретные предложения по совершенствованию разработки и реализации муниципальной промышленной политики.

Список рассмотренной литературы содержит 34 нормативных актов, 11 литературных источника.

В приложении приведены графики по НКО  и нормативные акты.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение         4

Глава 1. теоретические и правовые основы существования некоммерческих организаций                8

1.1. Некоммерческие организации: понятие, признаки.       8

1.2.Формы некоммерческих организаций.      12

1.3.Понятие и порядок создания общественных объединений       18

Глава 2. Механизм ВзаимодействиЯ нко С местными ОРГАНАМИ вЛАСТИ                33

2.1. Формы взаимодействия НКО с местным самоуправлением  33

2.2.Муниципальный социальный заказ  и грант как современные формы взаимодействия органов власти и НКО    47

2.3.Опыт взаимодействия администрации города Томска с организациями третьего сектора          54

глава  3. организация взаимодействия некоммерческих организаций с местными и реГиональными органами власти.        66

3.1. Направления деятельности НРБОО «Забота».       66

3.2. Реализация социального проекта службы социального патронажа инвалидов НРБОО «Забота»   71

3.3. Проектноя форма взаимодействия  НКО с властью Нижегородской области          84

Заключение                92

Список литературы             94

Приложения………………………………………………...………..99

Введение

Демократизация общественных отношений, происходящая в России в последнее десятилетие, ознаменована как совершенствованием характера деятельности ранее существовавших, так и зарождением новых социальных институтов. Вызванный к жизни кардинальными рыночными изменениями в сфере производственных отношений, процесс этот происходит масштабно и бурно, однако не всегда с ожидаемой результативностью.  С самого начала происходящих реформ, на смену государственных органов, большей частью политизированных и идеологизированных общественных организаций, в России пришли добровольные объединения граждан, являющие собой бескорыстную ассоциацию активных, руководствующихся принципами гуманизма и справедливости людей.

В качестве таковых в России в конце 80-х начале 90-х годов возникли некоммерческие (НКО) и неправительственные (НПО) организации, так называемые «Третий сектор».  Он самый новый по сравнению с двумя другими - секторами государственной власти и бизнеса, и их количество намного меньше, что видно из диаграммы «Количество организаций по секторам экономики» по данный Госкомстата РФ в процентном соотношении [Приложение 1]. Соответственно возникает множество вопросов о составе, функциях, деятельности, нормативном регулировании и порядке финансирования данных объединений. На эту тему проведено уже множество социологических и экономических исследований, сравнений с подобными зарубежными структурами. Понемногу становится ясным, что же представляет из себя этот «Третий сектор», но остается открытым вопрос: как же строят свои взаимоотношения НКО с властью.

Историческую роль некоммерческих организаций в становлении правового государства трудно переоценить[45]. Они стимулируют этот процесс “снизу”, от масс, принося в общественные отношения, новые элементы самоуправления, акцентируя приоритет правовых ценностей, формируя уверенность в гражданах в паритетности их статуса в отношении государства и социальных институтов.

Правовое регулирование взаимодействия органов местного самоуправления с общественными организациями носит довольно непростой характер из-за сложного механизма взаимодействия. Вопрос о правовой природе местного самоуправления до сих пор является предметом дискуссии. С одной стороны, в силу публичного характера власти подчеркивается неразрывная связь органов местного самоуправления и органов государственной власти, а обособление местного самоуправления от системы органов государственной власти признается только в организационном плане.

С другой стороны, особо подчеркивается первичность общественного начала местного самоуправления и вторичность его государственного признания и регулирования, законодательного определения пределов и меры обязательности решений местного самоуправления, делегирования органам местного самоуправления государственных полномочий и т.п.; соответственно, существенно сближаются (но не сливаются) понятия "формы местного (общественного) самоуправления" и "общественные объединения". Не углубляясь в эту дискуссию, все же отметим, что для раскрытия характера взаимодействия органов местного самоуправления с общественными организациями, определенность в этом вопросе очень важна.

Статья 17 Федерального закона "Об общественных объединениях" обозначила основной принцип взаимоотношений органов государственной власти и общественных объединений: "Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается"[7]. Формально, исходя из положений статьи 12 Конституции Российской Федерации, данная норма не ставит подобных ограничений для взаимодействия общественных объединений и органов местного самоуправления[1]. В то же время, практика деятельности органов местного самоуправления (а вместе с ней и взгляды ученых) все больше показывает, что будучи выведены из системы органов государственной власти, органы местного самоуправления остаются в системе государственно-властных отношений. Организационно отделенные от государственной власти, они связаны с ней функционально.

Когда заходит речь о взаимодействии органов местного самоуправления и общественных организаций, преимущественно имеется ввиду непосредственная поддержка (чаще всего организационная и социально-экономическая) общественных объединений со стороны органов местного самоуправления.

Взаимодействие заключается в совместном решении различных социально значимых проблем. Вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений в предусмотренных законом случаях, решаются органами местного самоуправления с участием соответствующих общественных объединений или по согласованию с ними.

Вот поэтому тема моего дипломного проекта: «НКО и его взаимодействие с органами  местного самоуправления» очень актуальна в настоящее время. 

Цель работы: рассмотреть систему некоммерческих организаций и способы их  взаимодействия с  органами местного самоуправления.

Объектом в работе выбрано Нижегородская региональная благотворительная общественная организация  "Забота"

Для достижения этой цели были решены следующие задачи:

изучить правовые основы  существования некоммерческих организаций, их формы и виды;

рассмотреть порядок создания некоммерческих организаций;

рассмотреть возможные формы взаимодействия НКО и органов местного  самоуправления;

рассмотреть способы сотрудничества НКО и власти в Нижегородской области на примере НРБОО  «Забота»;

проанализировать  достигнутые уже результаты и на их основе сделать выводы и дать рекомендации.

При написании работы использовались Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Федеральные Законы, инструкции, литература, инструктивно-методический материал, статьи периодической печати, а так же данные НРБОО  « Забота»

Заключение

Как уже подчеркивалось выше, характер взаимодействия органов местного самоуправления с общественными организациями очень непрост.  И органы государственной власти и местного самоуправления при­влекают независимые некоммерческие организации к процессу разра­ботки государственных и муниципальных социальных программ и обеспечивают координацию направлений своей деятельности и деятельности, государственных и муниципальных социально-культурных учреждений с программами благотворительных и других видов не­коммерческих организаций.

     Организационными механизмами, обеспечивающими решение этих задач, могут быть:

- проведение обсуждений проектов социальных программ в ор­ганах исполнительной власти с приглашением на эти обсуждения представителей Третьего сектора;

- проведение слушаний по проектам социальных программ в ор­ганах представительной власти с приглашением на эти обсуждения представителей Третьего сектора;

- направление проектов социальных программ на экспертизу в ассоциации, объединяющие независимые некоммерческие организа­ции;

- создание при органах власти рабочих групп по подготовке программ и их отдельных разделов, включение в эти группы предста­вителей Третьего сектора;

- проведение конкурсов на разработку концепций региональных и муниципальных целевых социальных программ, подпрограмм, раз­делов программ, участие в которых могут принять и независимые некоммерческие организации; гласное подведение итогов конкурсов, создание рабочих групп по подготовке соответствующих программ, составленных на паритетной основе из представителей органов власти и организаций или граждан - победителей конкурсов;

- создание советов программ, обеспечивающих координацию деятельности различных государственных и независимых организаций по реализации соответствующих программ, контроль за ходом их вы­полнения; включение в эти советы представителей Третьего сектора.

     Смысл активного привлечения независимых некоммерческих орга­низаций к обсуждению, разработке государственных и муниципаль­ных программ и их координации с программами, самостоятельно осуществляемыми этими организациями, состоит в следующем. От­крывается возможность для появления нетрадиционных решений со­циальных проблем, предложений по более рациональному и эффек­тивному использованию ресурсов и государства и Третьего сектора, а также в установлении и укреплении обратной связи между государ­ством и гражданским обществом, что является необходимым условием достижения социально-политической стабилизации.

Список литературы

1.      Конституция РФ

2.      Гражданский кодекс РФ

  1. Закон РФ “О некоммерческих организациях” // Российская газета. 1996. 24 января.
  2. Постановление Правительства РФ “О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи” от 24 июля 2001 г. N 550
  3. Постановление Правительства РФ “О программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью” от 29 ноября 2000 г. N 907
  4. Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 № 7-ФЗ - Собрание законодательства РФ, 1996, № 3, ст.145
  5. Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 № 82-ФЗ - Собрание законодательства РФ, 1995, № 21, ст.1930
  6. Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" от 11 августа 1995 № 135 - ФЗ - Собрание законодательства РФ, 1995, № 33, ст. 3340
  7. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 № 154 - ФЗ обрание законодательства РФ, 1995, № 35, ст.3506
  8. Федеральный закон о поддержке молодежных и детских общественный объединений от 28 июня 1995 № 98 - ФЗ - Собрание законодательства РФ 1995 № 27, ст.2503
  9. Федеральных закон "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных нужд" 3 97 « ФЗ от 6 мая 1999 года
  10. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1995 года № 1304 "О совершенствовании деятельности координационных и консультативных органов, создаваемых при правительстве РФ"
  11. Федеральный закон "О принятии и реализации федеральных целевых программ" от 27 декабря 1996
  12. Положение о порядке выделения субсидий молодежным и детским объединениям, утвержденное распоряжением Комитета РФ по делам молодежи от 26 февраля 1996 года, № 17
  13. Положение о Координационном комитете по делам инвалидов при Президенте РФ, утверждено распоряжением Президента РФ от 27 марта 1993 № 205 Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ, 1993, №14,ст.1198
  14. Положение об Общественной палате Конституционного совещания, утвержденное распоряжением Президента РФ от 11 октября 1993 № 686-Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ, 1993, № 42, ст.4000
  15. Указ Президента РФ "О мерах поддержки деятельности общероссийских общественных объединений инвалидов" от 22 декабря 1993 № 2254 -Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ, 1993 № 52, ст.5066
  16. Положение об Экспертно-аналитическом совете при Президенте РФ, утверждено указом Президента РФ от 7 апреля 1994 № 679 - Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ, 1994, № 15, ст. 1176
  17. Распоряжение Правительства РФ "О разработке с участием общественных организаций федеральной программы "Возрождение Волги" от 23 апреля 1994,№1ст.58
  18. Положение о Российском общественно - политическом центре, утверждено распоряжением президента РФ от 5 мая 1992 №213 - Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ, 1994, № 22, ст.2471
  19. Распоряжение Президента РФ "О взаимодействии Президента РФ с религиозными объединениями" от 24 апреля 1995 года № 192 - Собрание законодательства РФ, 1995, № 18, ст. 1644
  20. Постановление Правительства РФ "О внесении изменений и дополнений в некоторые Постановления Правительства РФ по вопросам государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений" от 9 октября 1995  №991 - Собрание законодательства РФ, 1995, № 42, ст.3990
  21. Указ Президента РФ "О мерах государственно поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи" от 19 мая 1996 № 727 - Собрание законодательства РФ, 1996, № 21,ст.2470
  22. Указ Президента РФ "О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в РФ" от 13 июня 1996 № 864 - Собрание законодательства РФ, 1996, № 25, ст.2998
  23. Положение о Совете по делам инвалидов при президенте РФ, утверждено указом Президента РФ от 13 июня 1996 № 901 - Собрание законодательства РФ, 1996, № 25, ст.3006
  24. Постановление Правительства РФ "О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств" от 27 июня 1996 № 758 - Собрание законодательства РФ, 1996, № 27,ст.3285
  25. Положение о присуждении грантов Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства, утверждено постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1996 № 1061 - Собрание законодательства РФ, 1996, № 38,ст.4431
  26. Положение об Управлении Президента РФ по вопросам взаимодействия с политическими партиями, общественными объединениями, фракциями, депутатами Государственной Думы Федерального Собрания РФ, утверждено
  27. Указом Президента РФ от 15 октября 1996 № 1440 - Собрание Законодательства РФ, 1996, № 43,ст.4882
  28. Постановление Министерства труда РФ “Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Центр психолого - педагогической помощи населению”” от 19 июля 2000 г. N 53

31.  Федеральный закон от 26.09.97 № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях»

32.  Закон РФ «О потребительской кооперации в Российской Федерации» от 19июня 1992 г. (в ред. от 11июня 1997 г.)\\Ведомости РФ. 1992. №30. Ст1788; СЗ РФ. 1997. №28. Ст. 3306; 2000.№18. Ст1910.

  1. Проект Федерального закона «О государственном социальном заказе», 1995г.
  2. О взаимодействии организации третьего сектора с государственными органами в сфере социальной политики. Сб. статей. / Под ред. Г. Лапиной, И. Леоновой. М., 2004. – 116 с.
  3. Материалы Второго семинара Ассоциации сибирских и дальневосточных городов “Взаимодействие органов местного самоуправления и организаций Третьего сектора”
  4. Взаимодействие органов местного самоуправления с третьим сектором. Сб. документов. Ч.1. Новосибирск, 2004. – 246 с.
  5. Маккальская М.Л., Пирожкова Н.А. Некоммерческие организации в России: создание, права, налоги, учет, отчетность. М., 2004. – 816 с.
  6. Хананашвили Н.Л., Якимец В.Н. Межсекторные взаимодействия в России: методология, технологии, правовые нормы, механизмы, примеры. М., 2004. – 184 с.
  7. Толмасова А. К. Социальный заказ в регионах России: проблемы и перс­пективы.- М.: САР Россия. 1998.
  8. Как выполнить социальный заказ?: Методические рекомендации. - Пермь: © Агентство «Стиль-МГ», 2000.-192 с.
  9. Государственный социальный заказ. История возникновения и перспективы развития. Социальный патронаж в рамках межсекторного партнерства. Информационно-методическое письмо. Выпуск 1-й. Нижний Новгород 2003
  10. Служба социального патронажа инвалидов на базе НРБООИ «Забота» Информационно-методическое письмо. Выпуск 3-й. Нижний Новгород 2005
  11. Севоротьян А., Барчукова Н. «Некоммерческий сектор власти в регионах: пути сотрудничества» - Результаты исследования. Москва 2002

44.  Шереги Ф. Э., Абросимова Е. А. «Правовые инициативы некоммерческих организаций России». Москва 1999г

 

Hosted by uCoz