РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

ПРИ  ПРЕЗИДЕНТЕ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

ВОЛГО-ВЯТСКАЯ  АКАДЕМИЯ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

 

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ,  ЭКОНОМИКИ  И  ПРАВА

 

Кафедра    управления и маркетинга

 

ДИПЛОМНЫЙ   ПРОЕКТ

РЕАЛИЗАЦИЯ   РЕФОРМЫ  ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Специальность: Государственное

и   муниципальное  управление

Выполнил: студент

группы  212

заочного  отделения

Карпычева  Елена  Викторовн

Научный  руководитель:

доцент

Васильев Алексей  Алексеевич

 

Нижний  Новгород

2005г.

Оглавление

Введение………...………………………………………………………………4

Глава 1. Российское  здравоохранение  в  современных  условиях

………………………………………………………………………...7

1.1     Здравоохранение  как  составная  часть  системы  охраны  здоровья……....7

1.2     Динамика  общественных  изменений,  влияющих  на  систему

       здравоохранения…………………………………………………..………….10

1.3     Правовая  основа  реформирования  здравоохранения…………………….18

1.4     Социальная  защита  населения  в условиях  реформы  здравоохранения..28

Глава  2. Анализ  системы  здравоохранения………………...34

2.1 Организационная  структура  системы  здравоохранения РФ……………...34

2.2 Структура  министерства  здравоохранения  и  социального  развития РФ,

      цели,     задачи, направления  и программы развития……....………………42

2.3  Структура  департамента здравоохранения на  примере Нижегородской

 области,  цели, задачи,  функции,  программы  развития…………………..49

2.4  Анализ  организации управления и финансирования  здравоохранения

 Нижегородской  области…….…………..…………………………………....59

Глава  3.  Развитие   системы  здравоохранения РФ………67

3.1 Федеральные программы  развития здравоохранения….…………………..67

3.2 Программы развития системы здравоохранения Нижегородской области..74

3.3 Меры  по  реализации  реформы  здравоохранения………………………...85

Заключение…………..………………………..……………………………...88

Список  литературы………….…………………………………………..90

Приложения………………………………………………………………….92

Аннотация

 Дипломная работа состоит из введения, трех   глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении раскрывается актуальность выбранной темы, определяется цель и ставятся задачи данной работы.

В первой главе исследуется  и  анализируется  поэтапное  развитие  системы  здравоохранения  в  Российской  Федерации  в  свете нормативных  документов, разработки и реализации целевых программ, на  различных  уровнях управления.  Здесь  же  освещается динамика  взаимоотношений в  обществе,  влияющих  на  систему  здравоохранения.

Во второй главе анализируются  структурные  изменения  в  управлении  здравоохранением  на  федеральном  и  региональном  уровнях, а  также  цели,  задачи,  основные  направления  развития.  Анализируется    организация  управления,  финансирования  и  развития  здравоохранения  в  регионе.

В третьей главе   определяются  основные  планы  развития  системы  здравоохранения  на  ближайший  период. Даются конкретные предложения по оптимальному  пути  развития  системы  здравоохранения.

В заключении даны  обобщающие выводы по  реализации  реформы  здравоохранения  в  стране.

Приводится список  рассмотренной литературы и нормативных актов.

В приложении приведены   данные:   по  показателям  социального  развития  РФ,  применительно  к  системе  здравоохранения;  выполнение  программы  государственных  гарантий  населению; данные  по  организации  управления  и  финансирования  здравоохранения  на   региональном  уровне.  

Введение

           Десятилетия  политических  и  экономических  преобразований  такого  характера,  уровня  и  масштаба, как  это  произошло  в  России  с  началом  «обвального  вхождения  в  рынок»,  привело  российское  общество  к  социально-экономическому  разлому,  который  затронул  все  сферы  жизни  общества  и  все  отрасли  человеческой  деятельности,  не  является  исключением  и  здравоохранение.

К 70 годам  ХХ  века   в Российской Федерации была сформирована   сеть и структура органов и учреждений здравоохранения, сложившаяся  за послевоенный период  и позволяющая решить многие  вопросы охраны здоровья, получив высокую оценку мировой медицинской общественности.  Однако, этой системе здравоохранения, как и всякой государственной системе, были свойственны существенные недостатки: 

§        экстенсивный характер развития, приводящий зачастую к неадекватному развитию сети и кадрового потенциала;

§        недостаточное финансирование и связанная с этим слабая лечебно-диагностическая база медицинских учреждений и чрезвычайно низкий уровень заработной платы медицинских работников;

§        отсутствие экономических форм управления отраслью, не позволяющие оптимизировать использование имеющихся ресурсов;

§        чрезмерная централизация управления и ограничение прав руководителей органов и учреждений здравоохранения;

§        отсутствие механизма защиты прав пациента.

Кризисные  явления  приобрели  особую  остроту  в  конце  90-х гг.  ХХ века, сложившаяся в России система здравоохранения по существу исчерпала свои возможности  развития и совершенствования в рамках существовавших норм и правил. Замедлились и приостановились темпы оздоровления демографической ситуации и улучшения состояния здоровья населения, что характеризовалось как объективными, так субъективными факторами. Накапливалось недовольство качеством, условиями получения и доступности медицинской помощи. Повсеместно наблюдались очереди на прием к специалистам поликлиник и на госпитализацию, которые по ряду специальностей длились месяцами. Низкооплачиваемые медицинские работники не были заинтересованы в качественном оказании медицинской помощи и по существу, не несли за это административной ответственности. Больничные учреждения не отвечали элементарным санитарным нормам: многоместные палаты, так называемые «коридорные» койки, необоснованно  длительное и неэффективное лечение. Все это приводило к росту обращений и жалоб населения во все возможные инстанции, рассмотрение которых по существу подменяло собой процесс управления отраслью.

Проводимые в стране  преобразования: реформирование законодательной и исполнительной власти на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации, децентрализация управления и расширение полномочий регионов в решении социальных вопросов, изменение порядка формирования бюджетов, создали определенные условия и возможности для реформирования здравоохранения.

В  этих   условиях  перед  государственной  властью  встала    нелегкая  задача  выбора  пути  развития  здравоохранения,  стратегии,  тактики.

Все вышеперечисленное говорит об актуальности выбранной темы.

Целью  данной  работы  является  анализ  реализации  реформы  здравоохранения  на  современном  этапе.

Исходя  из  цели,   в своей дипломной работе, считаю необходимым, решить следующие задачи:

1.Исследовать  динамику  общественных  изменений  в  России,  влияющих  на  систему  здравоохранения.

2.Ознакомиться с правовой основой  реализации  реформы  здравоохранения.

3.Изучить основные направления и методы реализации  реформы  здравоохранения  на  современном  этапе.

4. Провести  анализ  структуры  системы  здравоохранения  на  федеральном  и  региональном  уровнях (на  примере  Нижегородской  области), выявить  цели,  задачи, функции,  направления    их  деятельности.

5.Исследовать  планы  развития  системы  здравоохранения   и  предложить  оптимальный  путь  реформирования  отрасли.

 Объектом  исследования  является  совокупность  взаимоотношений  и  связей  в  системе  здравоохранения.  Предмет  исследования  -  реализация  реформы  здравоохранения  в  условиях   политических  и  социально-экономических  изменений  в  РФ.

Заключение

Система  здравоохранения   РФ  в  настоящее  время  переживает  переходный  период,  начавшийся  вместе  с  коренными изменениями  во  всех  сферах  жизнедеятельности  общества.  Преобразованиям  в  здравоохранении  слишком  большое  значение  было  отведено  введению  нового  метода  финансирования.  Вероятно,  это  объясняется  тем,  что  основной  причиной  недостатков  в здравоохранении  считался  недостаток  средств.  В итоге  вопросам  улучшения  здоровья,  качества  медицинского  обслуживания,  эффективности  и  целесообразности  использования  средств  уделялось  крайне  мало  внимания.  Это  не  означает,  что  данными  вопросами  совсем  не  занимались.  Просто  считалось,  что  они  разрешатся  косвенно  и  сами  собой  под  влиянием  рыночных  отношений,  которые  возникнут с введением  медицинского  страхования.  В  рынке  виделось  спасение  от  всех  бед – и  от  недостатка  средств,  и  от  прочих  пороков  системы. 

Наряду  с  положительными  результатами  работы  системы здравоохранения  существует,  конечно,  и  немалый  спектр  проблем  различного  уровня,  последовательное  и  грамотное  разрешение  которых  необходимо  для  успешного  реформирования  отрасли.

Считаю,  что  необходимо:

-         очень четко работать по федеральным и отраслевым программам;

-         разработать взаимосвязанные правовые акты с выделением первоочередных из них;

-         осуществлять  единую   политику  в  плане  применения  платных услуг  в  лечебно-профилактических  учреждениях;

-         проводить единую информационную политику, необходимо лучше, полнее, правильнее использовать доступную информацию;

-         обязательно осуществлять единую политику в области международного сотрудничества;

-         должна быть координация работ по всем аспектам реформ здравоохранения, проводимых в регионах;

-         обязательно координировать усилия в области реализации принятых законов.

Не получили, к сожалению, своего развития "Основы законодательства об охране здоровья граждан". А ведь каждая статья Основ законодательства должна была вырасти в закон прямого действия. Основу должна составлять государственная система. При этом государственный бюджет на здравоохранение должен составлять не менее 60%, около 30% - средства обязательного медицинского страхования и не более 10% - платные услуги. Только тогда это будет нормально функционирующий, живой организм. Необходимо стремиться к удешевлению и упрощению всей системы ОМС, которая, по  мнению экспертов ВОЗ, сложна и неэффективна.

Все реформы должны подвергаться одному критерию: хорошо или плохо больному и хорошо или плохо врачу. Мы всегда идем от системы, а это неправильно. Мы должны развернуть всю систему здравоохранения к пациенту. У нас пациент никогда по-настоящему не был в центре внимания системы. Хорошо для пациента, - значит, будет хорошая реформа, плохо для пациента - такая реформа не должна иметь место.

Проведенные  исследования   и  анализ  системы  здравоохранения  на  федеральном  и  региональном  уровнях  выявили  наряду  с  положительными  тенденциями  массу  проблем  и  недоработок  в  процессе реализации программ  реформирования  отрасли. Показав  необходимость  внедрения новых  подходов  к  реализации  национальных  программ,  с  учетом  региональной  специфики  системы  здравоохранения  области.

Список  литературы

Нормативные  акты

1.Федеральный  закон:  Основы  законодательства  Российской  Федерации об  охране  здоровья  граждан.  -  М.:  ИНФРА – М,  2004.  -  46с. Выпуск  17(200).

Литература

1. Государственное общественное  управление  здравоохранением  Российской  Федерации.  Москва,  2003  г.  /  Под  общ.  ред.  профессора  А.Г.  Саркисяна  и  Е.Б.  Злодеевой.  СПб.:  Издательство  медицинская  пресса,  2004.  -  336  с.

2.Семенов  В.Ю.  Экономика  здравоохранения:  Учебное  пособие.  -  М.:  МЦФЭР,  2004.  -  656  с.  -  (Приложение  к  журналу "Здравоохранение",  1/2  -  2004).

3.Васильев  А.А.,  Муниципальное  управление:  Курс лекций.  Изд.  4-е,  перераб.  и  доп.  -  Н.Новгород:  Изд.  Гладкова  О.В.,  2004.  -  454  с.

4.Величковский Б. Т. Реформы и здоровье населения страны. М. Воронеж: Истоки, 2002.64 с.

5.Венедиктов Д. Д. Здравоохранение России. Кризис и пути преодоления. М.: Медицина, 1999.198 с.

6.Вялков А. И. О задачах Минздрава России по развитию здравоохранения Российской Федерации на среднесрочную перспективу / Здравоохранение России. Федеральный справочник. М.: Родина ПРО, 2003. С. 9–21.

7.Денисов И. Н. Общая врачебная практика (семейная медицина): перспективы развития // Здравоохранение. 2003.№ 12.С. 15–19.

8. Венедиктов Д.Д.,  Тезисы  к  V (XXI)  Всероссийскому  Пироговскому  съезду  врачей//  Российская  медицинская  ассоциация, Изд.  Москва  -  2004. – 18с.

9.Общественное  здоровье  и  здравоохранение:  Учебн. для  студ./  Под  ред.  В.А.Миняева,  Н.И.Вишнякова.  -  М.:  МЕДпресс-информ,2003.  -  528с.

10.Основы  социальной  медицины  и  управление  здравоохранением:  В.С.  Лучкевич. – Санкт-Петербург,  2000г.

11.Резник  Н.,  Медико-демографический  кризис  в  России//  «Химия  и  жизнь»,2005,  №4. –С.43.

12. Пономарева  Л.П.,  Разговор  о  главном // Врач  плюс  № 22(115),  15 июня  2004г. –С.5.

13.Зурабов М.Ю., Требования  будут  высокими// «Медицинский  вестник»,2005г.,  №27(334). – С.3.

14.Кононова С.В., Синхронизация  в  механизме  преобразований//  РЕМЕДИУМ  Приволжье,  2005г.,   №4  (34). – С.2.

15. Хлабутина Е.И., Отчет  об  исполнении  Программы  ОМС//   «Мир  фармации  и  медицины», 2005г.,  №11(108). – С.12.

16. Стародубов В. И. В отрасли грядут перемены // Медицинская газета. 2004. № 46.18.06.2004 С. 4.

17. Павлов Ю.В., Отчет  Министерства  здравоохранения  Нижегородской  области  за  2004г.//  «Мир  фармации  и  медицины», 2005г.,  №10(107). – С.10.

18.Гильбо Е.,  Какой  быть  медицине – бюджетной?платной?страховой?// Российская  Федерация  сегодня,  2004г.,  №8. – С.52-55.

19. Доклад Министра здравоохранения Российской Федерации Шевченко Ю. Л. «Об  итогах  хода реформ  и  задачах  по  развитию  здравоохранения  и  медицинской  науки в  Российской  Федерации  на  2000-2004  годы  и  на  период  до  2010  года». [- http:// www.ya.ru ].

20. Чиркунов О.А., Материалы  к докладу  по  приоритетному  национальному  проекту  в  сфере  здравоохранения. [-nalog@chirkunov.ru]. – 2005.

21. Синельников-Мурылев С., Главацкая Н. Российская экономика в 2004 году. Тенденции и перспективы (Выпуск 26). Серия: Российская Экономика: Тенденции и Перспективы/ Редакционная коллегия: Е. Гайдар (главный редактор).[– http://www.iet.ru/]. - 2005.

 



Hosted by uCoz