Российская академия государственной службы при Президенте РФ

ВОЛГО - ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

Заочный факультет ускоренного обучения

 

Кафедра управления и маркетинга

 

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

 

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

(на примере г. Лукоянов Нижегородской области)

 

Специальность: Государственное и

муниципальное управление

Выполнил: студент гр.227

Кулемин Сергей Геннадьевич

Научный руководитель:

доцент

Васильев Алексей Алексеевич

 

Нижний Новгород

2006 г.

Аннотация

Дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность дипломного проекта, определяется цель исследования, формулируются задачи, определяются методы исследования.

В первой главе рассматривается сущность, содержание, структура и основы существования муниципальных бюджетов.

Во второй главе анализируется бюджетный процесс муниципального образования и межбюджетные отношения.

В третьей главе показывается формирование бюджетов муниципальных образований Нижегородской области, освещены вопросы организации формирования и исполнения местного бюджета.

В заключении содержатся основные выводы, полученные в ходе соответствующего исследования проблем и даны некоторые предложения.

Список литературы содержит различные источники: нормативные документы, учебную и научную литературу, периодические издания.

В приложение приведены материалы, связанные с управлением муниципальными финансами.  

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………………………………4

Глава 1.  Муниципальные бюджеты – финансовые основы

местного самоуправления……………………………………………………………………..6

1.1.            Роль муниципальных бюджетов в бюджетной системе РФ ………………………………….6

1.2.            Правовые основы муниципальных налогов в Российской Федерации……………………..10

1.3.            Финансовые основы местного самоуправления……………………………………………...17

Глава 2.    Бюджетный процесс и межбюджетные отношения.....................................................27

2.1.            История формирования местных бюджетов  ………………………………………………...27

2.2.            Бюджетный процесс и бюджет муниципального образования в настоящее время.………..31

2.3.            Межбюджетные отношения……………………………………………………………………42

Глава 3.  Бюджет г. Лукоянов и организация его исполнения.…………………………………50

3.1.    Формирование бюджетов муниципальных образований  Нижегородской области………..50

3.2.            Организация формирования и исполнения местного бюджета   г. Лукоянов ……………..53

Заключение…………………………………………………………………………............................61               

Список литературы…………………………………………………………………………………..66

Приложение

Введение

Бюджетная система страны является основной финансовой базой деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере экономического и социального развития соответствующих территорий.   

Местные бюджеты осуществляют важную роль в процессе социально-экономического развития России, обеспечивая финансирование основной сети детских дошкольных учреждений, школ, медицинских и социальных учреждений.  Изучая проблемы формирования бюджетов  муниципальных образований, выделяется два направления рассмотрения данного вопроса:  во-первых, с точки зрения формирования бюджетов непосредственно на местах самоуправления, а во вторых - с точки зрения органов власти вышестоящего уровня. В первом случае задачей стоящей перед местными властями является максимальный сбор налогов с целью покрытия расходов по видам деятельности, осуществляемыми муниципалитетами в соответствии с федеральным  и городским законодательством. Задача стоящая, перед вышестоящими органами власти – это формирование минимального бюджета муниципального образования, т.е. формирование минимальной расходной части местных бюджетов. Поэтому важнейшим условием стабильности межбюджетных отношении является создание целостной системы формирования финансовой базы бюджетов всех уровней и особенно муниципальных бюджетов.

Принятые за годы реформ законы не создали меха­низма гарантий местному самоуправлению финансо­вой самостоятельности и независимости, хотя все они эти принципы провозглашают и на словах гарантиру­ют. Сегодня Россия в этом вопросе недалеко ушла от жестко централизованной системы, да и то в сторону дальнейшего ущемления прав местного самоуправления. Формирование доходной части местных бюджетов осуществлялось и продолжает осуществляться в основ­ном не за счет собственных доходов, а путем отчисле­ния от регулирующих доходов. И даже с учетом этого финансовых ресурсов местным бюджетам катастрофи­чески не хватает и в доходной части местных бюдже­тов, несмотря на принятые законы, не снижается удель­ный вес средств, поступающих в виде финансовой по­мощи из бюджетов субъектов Федерации.

Конгрессом муниципальных образований РФ и региональными ассоциациями муниципальных обра­зований предпринимаются шаги по созданию нормативно-правовой базы межбюджетных отношений ор­ганов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов МСУ. Эта работа наталкивается на ряд препятствий, в первую очередь связанных с отсутствием на федеральном уровне законодательного оформления деятельности органов государственной власти регионов.

Сложность процессов, происходящих в сфере управления муниципальными финансами в России определяет актуальность выбранной темы. Объектом исследования является  местный бюджет муниципального образования города Лукоянов. Предметом  исследования является выявление тенденций и закономерностей формирования и использования местного бюджета.

Целью дипломного проекта является - рассмотрение механизма формирования и исполнения бюджетов муниципальных образований. Для достижения этой цели были решены следующие задачи:

·                    Определены основные принципы организации местных финансов, установлены источники формирования финансовых ресурсов местного самоуправления, а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления.

·               Детально рассмотрены основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти Российской Федерации и с органами власти субъектов Российской Федерации.

·               На практике рассмотрен местный бюджет муниципального образования города Лукоянов.

Анализ специальной литературы, проведенный в процессе подготовки дипломной работы, свидетельствует о том, что проблемы формирования и исполнения муниципальных бюджетов вот уже несколько лет находится в центре внимания как российских, так и зарубежных специалистов в сфере местного самоуправления.

. При изучении материалов для написания данной работы были проведены определенные исследования в области определения перечня первоисточников, таких как Конституция Российской Федерации, законы и указы президента страны, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные подзаконные акты. А так же законы и постановления субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Заключение

Местные финансы продолжают оставаться болезненной и до сих пор нерешенной проблемой бюд­жетной политики в России. Переход к новой системе власти, совершившийся после принятия Конституции 1993 года, был недостаточно продуманным и рискованным процессом. С одной стороны, местное самоуправление было определено в Конституции и федеральных законах как институт, не входящий в систему государственной власти. С другой стороны, на этот институт теми же законами были возложены важнейшие и весь­ма дорогостоящие полномочия по жизнеобеспечению населения.

Попытка решить этот вопрос была предпринята в Законе "О финансовых основах местного самоуправления в РФ". Основная идея Закона заключается в том, что определенные "дозы" централи­зованной финансовой "подпитки" (то есть доли отчислений от федеральных налогов) закрепляются за местными бюджетами на постоянной основе. Каждому субъекту Федерации предлагается в соответ­ствии с объективной методикой и с использованием фиксированной формулы закрепить за муници­палитетами в среднем по его территории не менее 50% подоходного налога с физических лиц, не ме­нее 5% налога на прибыль, 10% НДС и 10% акцизов. По замыслу разработчиков Закона, закрепление должно осуществляться дифференцированно; богатое муниципальное образование может получить в постоянное пользование меньшую часть отчисления от федерального налога, нежели бедный сельс­кий район. Сверх этих долей субъекту РФ предоставлено право устанавливать отчисления на времен­ной основе. Это означает, что сверх своего "кровного" процента богатый город получит на следующий год, допустим, 10% от того же налога на прибыль, а еще через год эта величина изменится в большую или меньшую сторону. Полностью избежать такого рода регулирования невозможно до тех пор, пока между территориями сохраняются резкие перепады экономических потенциалов. Но ограничить объем средств, подлежащих регулированию, сузить возможность манипуляций со стороны региональных администраций — и сделать все это за счет увеличения собственной доходной базы местных бюджетов — в этом и состоял замысел авторов Закона.

Законом задается целый ряд стратегических направлений развития института местных финансов. Са­мым важным из них, безусловно, является ограничение возможности коррупции и финансовых злоупот­реблений на местном уровне. Разработчики Закона сознательно исходили из следующей установки: орга­ны местного самоуправления не должны заниматься предпринимательской деятельностью, их энергия дол­жна быть направлена на то, чтобы создавать условия для развития предпринимательства на своих террито­риях. В соответствии с этой установкой Закон дает муниципалитетам больше прав для осуществления соб­ственно властных функций, например, предоставляя им право создавать налоговую службу для сбора местных налогов, местное казначейство для более четкого исполнения своих бюджетов и т.п. Но в то же время он отнимает у местных властей целый ряд прав коммерческого характера. Наступление на коррупцию осу­ществляется в законопроекте по следующим основным направлениям.

1. Существенно урезаны возможности нецелевого использования средств местными властями. С этой целью проводится курс на полный отказ от использования внебюджетных фондов, которые сегодня являются самым бесконтрольным сегментом финансовой системы страны. Ограничены возможно­сти участия местных властей во всевозможных финансовых рисках — от игры на фондовых рынках до вхождения средствами местной казны в уставные капиталы банков. Установлены предельно до­пустимые размеры муниципальных займов.

2. В Законе содержится требование размещать муниципальный заказ исключительно на основе открытого конкурса. Данное положение не только возводит дополнительный заслон против муниципальной корруп­ции, но и закладывает законодательную базу под коммунальную реформу. В настоящее время, в развитие данного положения Государственная Дума приняла Закон «О муниципальном заказе».

3. Расширяются возможности контроля за финансовой деятельностью местных властей. Государство вправе контролировать соблюдение ими налогового и бюджетного законодательства, проверять обоснованность предоставления муниципалитетам финансовой помощи, следить за надлежащим использованием суб­венций. Но усиливается не только государственный контроль. Депутаты местных собраний получают бо­лее широкие права по контролю за финансовой деятельностью администраций.

Закон «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» был принят 27 сентября 1997 г. В настоящее время уже можно сде­лать ряд выводов о его реальном исполнении.

Во-первых, разработчики заложили в Закон слишком сложную технологию работы с местными фи­нансами. Практически ни в одном регионе не была сформирована методика закрепления за муниципа­литетами долей федеральных налогов и распределения между ними трансфертов. Впрочем, предста­вить себе такую методику было бы крайне сложно в условиях отсутствия федерального закона о мини­мальных социальных стандартах, к которому отсылает не только Закон "О финансовых основах местного самоуправления в РФ», но и базисный Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".

Во-вторых, ошибкой разработчиков была недооценка крайне негативного отношения региональ­ных органов власти к местному самоуправлению вообще и к его конкретным представителям в особен­ности. Эта недоброжелательность выразилась, например, в том, что финансовые органы многих субъек­тов РФ решили оставить муниципалитетам-донорам отчисления от федеральных налогов в соответ­ствии с минимальными размерами, указанными в Законе, одновременно лишив их отчислений в по­рядке регулирования. В этих и во многих других случаях требования Закона просто игнорировались региональными властя­ми. Ведь наряду с долями федеральных налогов, закрепляемыми за местными бюджетами на постоянной основе, Закон предполагает традиционную практику ежегодного установления нормативов отчислений в местные бюджеты по тем же самым федеральным налогам. То, что администрации и законодательные со­брания регионов неожиданно "забывают" об этой практике, свидетельствует о крайне низкой готовности региональных властей к кооперации с муниципалитетами. Примеры недоброжелательности и нежелания сотрудничать с органами местного самоуправления можно продолжить.

Реакция федерального законодателя на трудности, связанные с реализацией Закона "О финансо­вых основах местного самоуправления", была неоднозначной и противоречивой. С одной стороны, комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления подготовил поправки в Закон, призванные устранить наи­более очевидные его несовершенства. С другой стороны, комитетом Государственной Думы по бюдже­ту совместно с правительством был разработан Бюджетный кодекс, который не решает ни одной из специфических и болезненных проблем местных финансов.

Анализ проведенный в дипломной работе показал, что организация местного самоуправления в России сыграла немаловажную роль в переходе страны на демократические, рыночные принципы организации и функционирования общества и государства. Вместе с тем составление системы местного самоуправления породило множество проблем и вопросов.

Бюджетная система страны представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского бюджета РФ, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных  образований и местных бюджетов.

Принцип бюджетного устройства заключается в следующем – единство, разграничение доходов и расходов, всех звеньев бюджетной системы, сбалансированность бюджетов, эффективность и экономичность использования бюджетных средств, общее покрытие расходов бюджетов, гласность, достоверность, адресность, целевой характер бюджетных средств.

Бюджетный процесс - это регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению центрального и местных бюджетов. Его содержание определяется государственным и бюджетным устройством страны, бюджетным правами соответствующих  органов и юридических лиц. Бюджет муниципального образования является одним из элементов бюджетной системы РФ, муниципальная составляющая в составе бюджета Нижегородской области это та часть, в которой содержатся нормы, регулирующие правоотношения, связанные с составлением и исполнением местных бюджетов, а также межбюджетные отношения в Нижегородской области.

 Муниципальные образования, в соответствии с федеральным законом и законом Нижегородской области, обеспечиваются доходами путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов. Расходы местных бюджетов должны производится по всем предметам ведения, но на современном этапе механизм передачи предметов ведения в Нижегородской области еще не разработан.

В зарубежных странах накоплен немалый опыт по взаимодействию органов государственной власти с органами местного самоуправления в дипломной работе рассмотрен отечественный и зарубежный материал по этим вопросам. Анализируя практику формирования доходов местных бюджетов в зарубежных странах, можно сделать вывод о том, что бюджеты в зарубежных странах,  значительно различаются по структуре, но проблема дефицита местных бюджетов затрагивает большинство стран. Постоянное субсидирование присуще многим местным бюджетам, но при этом оно должно быть прозрачным, справедливым, а также способствовать социально-экономическому развитию муниципальных образований. Расширение или изыскание дополнительных источников доходов, а также поиск наиболее рациональных путей расходования бюджетных средств, также остается важной задачей местного самоуправления.

Рекомендации по совершенствованию бюджетного процесса, управленческого аппарата, а также финансово-экономические мероприятия необходимые для совершенствования работы муниципалитета считаем своевременными и актуальными на данном этапе развития муниципального образования г. Лукоянова. Они включают следующее:

·               принять постановление о разграничении полномочий на уровне Земского собрания Лукояновского района по вопросу формирования бюджетов муниципальных образований;

·               при формировании бюджета руководствоваться муниципальной составляющей бюджета Нижегородской области;

·               пересмотреть структуру расходов бюджета в сторону увеличения социальных программ.

Список литературы

1.                  Федеральный Закон от 12.12.93 «Конституция Российской Федерации» (в ред. Указов президента РФ от 09.01.96 № 20; от 10.02.96 № 173).

2.                  Федеральный закон от 31.07.98 № 145-ФЗ. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 05.08.2000 № 116-ФЗ).

3.                  Федеральный закон от 09.07.99 № 159-ФЗ «О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации».

4.                  Федеральный закон от 31.07.98 № 146-ФЗ «Налоговый кодекс Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 09.07.99 № 154-ФЗ, от 02.01.2000 № 13-ФЗ, от02.11.2004 г., с изм. от 01.07.2005).

5.                  Федеральный Закон от 28.08.95 № 145-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. федеральных законов от 22.04.96 № 38-ФЗ, от 26.11.96 № 141-ФЗ, от 17.03.97 № 55-ФЗ, от 04.08.2000 № 107-ФЗ, ред. От 21.07.2005 г.).

6.                  Федеральный Закон от 25.09.97 года № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», (ред. от 09.07.99 № 159-ФЗ, ред. от 28.12 2004).

7.                  Федеральный закон от 15.08.96 года № 115-ФЗ «О бюджетной классификации в Российской Федерации». ( ред. от 23.12.2004).

8.                  Закон Нижегородской области от 05.01.96 года № 155-26 «Об основах бюджетного процесса в Нижегородской области».

9.                  Закон Нижегородской области от 08.10.01    207 - 3 « О бюджетной системе и бюджетном процессе Нижегородской области».

10.              Устав муниципального образования г. Лукоянов.

11.              Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях. Мин. фин. РФ № 107-Н от 30.12.1999г..

12.              Инструкция по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов № 15-Н от 22.04.1999г.

13.              Алексеев О.Б, Лапшев П.И. Местное самоуправление в России: эффективное управление муниципальными финансами. Практические рекомендации. Издательство ИГПИ, М. 1999.

14.              Бабич А. М. Финансы и денежное обращение. М.: Кредит 2000г.

15.              Барский А., Данков А., Микулин М. Финансовая база местного самоуправления. Вопросы экономики. М., 1999. № 3.

16.              Бюджетная система России: Учебник для ВУЗов /под ред. проф. Поляка. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 1999год.

17.              Горный М. Б., А. Т. Ошурков, Н. И. Скрябина. Основы  муниципальной экономики.  

18.              Зуев В. М., Кузнецов С.С. Финансовые основы местного самоуправления в Российской Федерации: правовой аспект. М.: Весь Мир, 1999г.

19.              Кутафин О. Е. Муниципальное право Российской Федерации. М.: ПАБЛИСИТИ, 1997г.

            М.:  Весь Мир, 2000 г.

20.              Местное самоуправление в современной России. Научные доклады. М.: МОНФ, 1998

21.              Местное самоуправление в современной России: аналитический доклад «Реализация законодательства Российской Федерации по вопросам местного самоуправления и основные проблемы его развития».  М.: Моск. общест. научн. фонд, 1999 г.

22.              Местное самоуправление: проблемы и перспективы. Под ред. М.Б. Горного. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1997г.

23.              Местное самоуправление: технологии социально-экономического роста. Под ред А. Г. Воронина и В.Н ИвановойПб.: Изд-во СПб ун-та, 1999, 465 с.

24.              Местные власти и рыночная экономика: уроки западноевропейского опыта. Под. ред. д.э.н. Гринчеля Б.М. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1996г.

25.              Мороз Т. А. Формирование расходов местных бюджетов на основании нормативно-целевого метода 2000г. М.: Вече, 2000г.

26.              Налоговая система России: учеб. Пособие/под ред. Д.Г. Черника и А.З.Дадашева. М.: АКДИ Экономика и жизнь, 1999 г.

27.              Позднякова Т.А. Местные бюджеты в системе финансового регулирования экономики.  СПб ун-т Экономики и финансов, 2004г.

28.              Поляк Г. Б. Финансы местных Советов. М.: Финансы и статистика 1991г.

29.              Сергеев Л. И. Региональные финансы и кредит 1998год. М.: Вече, 1998г.

30.              Сергеев Л. С. Государственные и территориальные финансы 2000г. М.: Вече, 2000г.

31.              Хурсевич С., Сибиряков С. Активная региональная финансовая политика. Проблемы формирования и инструменты реализации М.: ПАБЛИСИТИ, 1998г.

32.              Ясюнас В. Л. Основы местного самоуправления. М.: Весь мир, 1998 г.

33.              Лукояновская правда №3  от 17.02.2005г.

34.              Лукояновская правда № 7 от 15.02.2005 г.

 



Hosted by uCoz