Российская академия государственной службы

при Президенте Российской Федерации

Волго-Вятская академия государственной службы

Заочный факультет ускоренного обучения

 

Кафедра управления и маркетинга

 

Дипломный проект

 

Политика региональных и местных органов власти по развитию малого бизнеса

 

Специальность: государственное и

муниципальное управление

Выполнил: студент группы 306

Осьмяков

Сергей Сергеевич

 

Научный руководитель: доцент

Васильев

Алексей Алексеевич

 

Нижний Новгород

2006 г.


Аннотация

 

Дипломный  проект  на тему «Политика региональных и местных органов власти по развитию малого бизнеса» посвящен исследованию малого бизнеса Нижегородской области, его проблемам и особенностям развития. Показана работа региональных и местных органов самоуправления с малым бизнесом.

Во введении обоснована актуальность выбранной темы, определена цель и поставлены задачи дипломной работы.

Первая глава данной дипломной работы посвящена определению сущности, значения и необходимости развития  малого предпринимательства в современной экономике. В ней излагаются теоретические положения о месте малого предпринимательства в структуре экономики, о его преимуществах по сравнению с крупным бизнесом. Также рассматривается история развития малых предприятий в России.

Во второй главе работы проводится анализ показателей развития предпринимательской деятельности в Нижегородской области. Показаны проблемы развития малого бизнеса в Нижегородской области и Кстовском районе.  

В третьей главе показана комплексная программа развития предпринимательства в Нижегородской области. Излагаются направления по развитию предпринимательства, даются оценки эффективности программных мероприятий

В заключение на основе анализа развития малых предприятий в Нижегородской области и Кстовском районе показаны  причины замедления и сокращения темпов развития малых предприятий и даны предложения   по  их развитию и поддержке.  

Для написания данной работы использовано 30 литературных источников, в том числе Федеральные законы и Комплексная целевая программа развития предпринимательства в Нижегородской области, а также материалы Департамента экономики, инвестицией и  развития предпринимательства Администрации Кстовского района.

Оглавление

Введение………………………………………………………………...........5

Глава 1. Теоретические, социально-экономические и правовые основы малого предпринимательства………………………………………………….8

1.1.История  развития малых предприятий …………………………………..8

1.2 Сущность,  значение и необходимость развития малых предприятий………………………………………………………………….16 

1.3 Правовые основы деятельности малого предпринимательства………22

Глава 2. Анализ развития малого бизнеса в Нижегородской области и Кстовском районе…………………………………………………………….26

2.1        Цель, задачи и принципы государственной политики развития и поддержки  малого бизнеса……………….…………………………………26

2.2        Анализ показателей развития предпринимательской деятельности в Нижегородской области……………………………………………………..28

2.3   Развития малого бизнеса в Кстовском районе………………………..37

2.4   Проблемы развития малого бизнеса в Нижегородской области и Кстовском районе…………………………………………………………….39

Глава 3. Работа региональных и местных органов самоуправления  с  малым бизнесом……………………………………………………………..48

3.1 Комплексная целевая программа развития предпринимательства в Нижегородской области…………………………………………………….48

3.2 Структура работы Администрации Кстовского района с  малым бизнесом……………………………………………………………………..56

3.3 Программа развития малого бизнеса в Кстовском районе…………....57

Заключение…………………………………………………………………   66

Список литературы…………………………………………………………  69

Приложения…………………………………………………………………  72

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Рыночные преобразования в России вступили в решающую фазу. Разрушена старая система управления и распределения ресурсов, либерализация цен и массовая приватизация обеспечили условия для формирования и развития института частной собственности, приведены в действие основные рыночные механизмы экономического регулирования, радикально изменилась психология людей.

Постепенно накапливается критическая масса преобразований, необходимая для запуска механизма саморазвития рынка в целом. И здесь решающее значение приобретает малый бизнес. Именно малое предпринимательство призвано ускорить дальнейшее развитие экономических реформ России.

Создание благоприятного климата для малого предпринимательства, прежде всего для развития товаропроизводящих предприятий, происходит тем успешнее, чем больше внимания уделяют именно человеческому фактору. Ориентация на конкретного предпринимателя - важнейшее стратегическое направление эффективного становления малого предпринимательства.

Сегодня на местах существует значительный разброс в подходах к формам и средствам поддержки малого бизнеса. В начале структуры и механизмы поддержки малого предпринимательства формировались в каждом регионе по -  своему, в соответствии с ситуацией. Но по мере развития реформ становится возможным выделить и отобрать из всего многообразия принципов, методов и организационных форм наиболее эффективные. Таким образом, постепенно складывается основа технологии решения типовых региональных задач в сфере поддержки и развития малого предпринимательства.

Анализ имеющихся статистических и аналитических данных о состоянии и динамике развития малого предпринимательства показывает, что в Нижегородской области существуют необходимые предпосылки для реализации эффективной государственной политики поддержки малого предпринимательства, условия для ускоренного его развития и превращения в стратегический фактор социально-экономического развития региона. К этим предпосылкам относятся:

·       традиционно высокий уровень предпринимательской активности и предпринимательских способностей нижегородцев;

·       конституционные гарантии возможности и свободы осуществления предпринимательской деятельности;

·       законодательное закрепление статуса малого предпринимательства как особого вида экономической деятельности, в отношении которого действуют специальные меры государственной поддержки;

·       наличие находящихся на разных стадиях формирования практически всех элементов системы поддержки малого предпринимательства, успешно функционирующих в промышленно развитых странах;

·       достигнутый уровень и существующие тенденции развития малого предпринимательства, способные стать базой для устойчивого развития этого сектора экономики.

Все вышесказанное говорит об актуальности выбранной темы.

 Цель дипломного  проекта – показать отношение региональных и местных органов власти к развитию малого предпринимательства.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

 -определить социально-экономические основы малого предпринимательства,  

 - сделать анализ развития малого бизнеса в Нижегородской области и Кстовском районе,

- рассмотреть программы региональных и местных органов власти по развитию малого бизнеса,

 - на основе выводов дать предложения по совершенствованию политики органов власти в отношении малого бизнеса.

 

Заключение

 Малый бизнес является самостоятельным хозяйствующим субъектом с соответствующими критериями численности работников. Функциями малого бизнеса, определяющими значение и необходимость развития, являются: способность быстро адаптироваться к меняющимся условиям рынка, занятие определенной рыночной ниши, формирование конкурентной среды; осуществление прорыва по ряду важнейших направлений научно-технического прогресса, решение экономических и социальных задач региона.

Государственная и муниципальная поддержка делится на прямую и косвенную. Оптимальное сочетание этих двух форм заключается в использовании второй везде, где возможно и применение первой «по остаточному принципу». Поскольку деятельность малого предпринимательства ориентирована на местный рынок, на решение региональных и местных проблем, поэтому и поддержка должна осуществляться, прежде всего, на местном и региональном уровне, а регулирование на государственном уровне возможно только по приоритетным направлениям: переход к «одноналоговой» или патентной системы налогообложения, создание общероссийской системы лизинговых услуг, франчайзинга, систем гарантирования и страхования инвестиционных рисков, создание гарантийных фондов, с участием иностранного капитала для иностранных инвестиций; создание общероссийской сети технопарков и промышленных полигонов. Существующая поддержка, включающая различные льготы (в налогообложении, отчетности, лицензировании), создает для предпринимателей стимул заниматься бизнесом. Однако об эффективности можно судить по степени заполненности малыми предприятиями пустующих рыночных ниш и степени вовлечения данными предприятиями тех ресурсов, которые остаются невостребованными крупными экономическими структурами.

Анализ развития малых предприятий в Нижегородской области и Кстовском районе проведен в соответствии с полной и сокращенной (обобщенной) классификацией малых предприятий по отраслям экономики. Основные тенденции: замедление и сокращение темпов развития малых предприятий, сосредоточение их в сфере торговой деятельности с преобладанием частной формы собственности, убыточность значительного количества малых фирм, повышение роли этой формы бизнеса.  Проблемы, замедляющие и определяющие нынешнее состояние малого предпринимательства, связаны с неразвитой инфраструктурой косвенной поддержки, а также немаловажной проблемой является отсутствие квалифицированных кадров среди предпринимателей. Запросы нижегородцев по всем видам государственной поддержки могут быть удовлетворены с помощью создания определенного количества «вспомогательных» организаций: консалтинговых фирм, специализированных банков, торговых палат, страховых компаний и т.п.

В   качестве   предложений   по   развитию и поддержке   малых предприятий в целом можно дать следующие:

-нахождение   новых   источников   финансирования,   в   частности,   с помощью привлечения сбережений населения;

-переход на западную систему начисления амортизации;

-введение   системы   сотрудничества   малого   и    крупного   бизнеса посредством   распространения   франчайзинга,  лизинга,   через   «окутывание» конверсионных предприятий малыми фирмами и создание малых рисковых предприятий различных видов;

-увеличения поддержки во внешнеэкономической деятельности; более широкое    использование    возможностей    комплексной    поддержки    малого предпринимательства.

Вышеперечисленными      способами      можно      ускорить      решение экономических и социальных проблем в Нижегородской области и Кстовском районе

Список литературы:

 

1.                                  Закон Нижегородской области от 31.12.2004 г. №169-3 «Обобластном бюджете на 2005 год».

2.  Федеральный  закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ”, ФЗ от  26.03.95

3. “О введении на территории Нижегородской области упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства”. Закон Нижегородской области от 26.03.96. № 23-3.  

4.   Федеральная программа поддержки малого предпринимательства на 2006-2008 годы. // Материалы к парламентским слушаниям “Малое предпринимательство - одно из направлений промышленного развития России.

 5.  “О государственной поддержке малого предпринимательства в Нижегородской области”. Закон Нижегородской области от 09.12.97. № 99-3.

6. Постановление губернатора Нижегородской области № 67 от 17.03. 2003 г. “О порядке реализации предпринимательских проектов”, вводит Положение о порядке реализации предпринимательских проектов в рамках государственной программы поддержки малого предпринимательства в Нижегородской области

    7.Комплексная     целевая     программа    развития     предпринимательства     в Нижегородской области на 2006-2010 годы - Нижний Новгород, 2005.

8.Итоги деятельности предприятий малого бизнеса Нижегородской области в январе-декабре 2005 года. - Нижний Новгород, НОКГС, 2005

9.Бухвальд Е., Виленский А. Кредитование малого предпринимательства //Вопросы экономики .- 2001.- №4.

10.Глазатова М., Виленский А. Государственный и муниципальный заказ для малого бизнеса // Вопросы экономики .- 2001.- №4

11.Краева    Н.М.,    Минеев    В.Н.    Социально-экономические    особенности российского предпринимательства. // Общество и экономика. - 1998.- № 9-10.

12.Малый бизнес: методика и результаты анализа/Вопросы статистики.-1999.- №8.

13.Чепуренко А. Проблема финансирования в российском малом бизнесе.//Вопросы экономики.- 1999.- №7.

14.Попов В.М., Ляпунов С.И. Практика малого бизнеса.- М. 2001.

15.Малое предпринимательство в России. - Москва, Росстат, 2004.

16.Комплексная     целевая     программа    развития     предпринимательства   в Нижегородской области на 2006-2010 годы - Нижний Новгород, 2005.

17.Васильев А.А. Муниципальное управление: Конспект лекций. – Н. Новгород: 2004 – 454с.

18.Бочкарев А. Тихий омут стратегического планирования. // Эксперт. - 2004. - № 29. - с. 34-35.

19.Малый бизнес в России. Проблемы и перспективы развития.     Аналитический доклад. - М.: РАРМП, 2004.

20.Материалы Департамента поддержки и развития предпринимательства Администрации Нижегородской области

21.Малые предприятия в районах Нижегородской области по состоянию на 01.10.05. Отчет.

22.Организация поддержки малого бизнеса Под. ред. В.Ш. Каганова. - М.: Академия менеджмента и рынка, 2005.

23.Программа поддержки предпринимательства в Нижегородской области на 2004 - 2005 годы.

24.Рюли Э. Управление ресурсами как фактор стратегического успеха.// Проблемы теории и практики управления. – 2003, №6, стр. 102.

25. Экономика предприятия: Учебник./ Под ред. проф. О. И. Волкова. - М.: Инфра - М, 2004.

26. Материалы Департамента экономики, инвестицией и развития предпринимательства Администрации Кстовского района.

28.Организация поддержки малого бизнеса (Морозовский проект)./ Под. ред. В.Ш. Каганова. - М.: Академия менеджмента и рынка, 1995.

29.Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов./ Под ред. А. А. Радугина. - М.: Центр, 1997.

30.Экономика предприятия: Учебник./ Под ред. проф. О. И. Волкова. - М.: Инфра - М, 1997.

 



Hosted by uCoz