Российская академия государственной службы при Президенте РФ

 

ВОЛГО - ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

Заочный факультет ускоренного обучения

 

Кафедра управления и маркетинга

 

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

 

Управление жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования

 

 

 

 

Специальность: Государственное и

муниципальное управление

Выполнил: студент гр.218

Овчинников Александр Валерьевич

Научный руководитель:

доцент

Васильев Алексей Алексеевич

 

г. Бор

2006 г.

 Аннотация

Дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность дипломного проекта, определяется цель  и задачи исследования.

В главе 1 проекта представлены теоретико-методологические основы и нормативно-правовое обеспечение  управления ЖКХ. Данная глава представляет теоретическую основу дипломного проекта.

Глава 2 отражает структуру ЖКХ города Бор, его основные характеристики, цели и задачи.

Глава 3 представляет ход развития и модернизации ЖКХ для эффективного проведения жилищно-коммунальной реформы, проект программы реформирования  ЖКХ г. Бор, а также план  повышения эффективности управления жилищно-коммунальным хозяйством города.

В заключении содержатся, основные выводы, полученные в ходе соответствующего исследования проблем и даны некоторые предложения.

Список литературы содержит различные источники: нормативные документы, учебную и научную литературу, статьи, периодические издания.

В приложение приведены материалы, связанные с организации  управления в ЖКХ города и программой реформирования ЖКХ г. Бор

                                                                   Оглавление                                                                  

Аннотация

2

Введение

4

Глава 1. Система управления ЖКХ

6

1.1 Теоретико-методологические основы  управления ЖКХ города

6

1.2 Нормативно-правовое обеспечение управления ЖКХ

14

Глава 2.   Анализ состояния ЖКХ гор

 22

2.1 Структура и функции управления жилищно-коммунальным хозяйством г. Бор

2.2 Характеристика ЖКХ г. Бор

 

     22

     24

2.3 Цели и задачи ЖКХ г. Бор

   27

Глава 3. Развитие жилищно-коммунального хозяйства

г. Бор

 

 

      29

3.1 Ход развития и модернизации ЖКХ для эффективного проведения жилищно-коммунальной реформы.

3.2 Проект программы реформирования жилищно-коммунального

хозяйства г. Бор.

3.3 План  повышения эффективности управления жилищно-коммунальным хозяйством города.

 

46

 

    29

 

      30

 

 

      39

Заключение

     52

Список использованной литературы

     54

Приложения

     59

 

 


Введение

 В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения необходимость организационно-экономических новаций в деятельности жилищно-коммунального хозяйства. Это диктуется объективным состоянием экономики России и задачами ее развития. Поэтому тема дипломного исследования в настоящее время очень актуальна.

Забота о благоустройстве городов и других поселений, обеспечение населения на высоком уровне услугами тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения стали показателями не только культурного развития городов и других населенных пунктов, демонстрацией технических возможностей, но и непременным условием цивилизованного проживания. Совершенно очевидно, что решение задачи модернизации ЖКХ страны только за счет бюджетных средств и внутренних инвестиционных ресурсов невозможно. Нужна общенациональная программа.

В ближайшее время в большинстве субъектов Российской Федерации отрасль ЖКХ не сможет развиваться без кардинального изменения имеющихся подходов, учитывая, что основной объем полномочий по управлению данным сектором экономики передан на муниципальный уровень.

В последнее время вопросы управления жильем и коммунальным хозяйством стали ключевыми. Это объясняется тем, что оно занимает центральное место в системе договорных отношений.

Формирование систем управления ЖКХ, в том числе договорных отношений, получило развитие с выходом закона РФ от 06.07.1991г № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации».

В соответствии с Законом городские администрации были обязаны организовать в сфере ЖКХ эксплуатацию муниципального жилищного фонда, объектов коммунального хозяйства, благоустройство территории города и обеспечивать бесперебойное коммунальное обслуживание населения, устойчивую работу объектов водо-, газо-, тепло- и энергоснабжения, а также обеспечивать население топливом.

          В этот период практически весь жилищный фонд являлся муниципальным и поэтому администрации городов самостоятельно создавали системы управления и выбирали управляющие организации.

С появлением Федерального закона от 28.08.1995г № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия ОМС в вопросах управления муниципальной собственностью и обеспечения населения ЖКУ видоизменились:

        владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

        комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;

        организация, содержание и развитие муниципальных сетей энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;

        обеспечение санитарного благополучия населения;

        благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

        содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;

        организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом.

Существенно изменились полномочия органов местного самоуправления в жилищной сфере после принятия Федерального закона от 06.10.2003г № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В вопросах обеспечения населения ЖКУ на них теперь возлагаются только организационные функции.

Важнейшим  условием  успеха  жилищно-коммунальной  реформы  является  создание  конкурентной  среды  на  рынке  ЖКУ,  что,  помимо  снятия  с  коммунальных  служб  устаревших  ограничений  в  части  зарабатывания  денег,  предусматривает  создание  для  организаций  общественного  жилищного  самоуправления,  малого  и  среднего  бизнеса  равных  возможностей  успешной  работы  на  рынке  ЖКУ. 

Цель данного дипломного проекта – показать развитие системы жилищно- коммунального хозяйства муниципального образования.

Для достижения поставленной цели в дипломном проекте  решаются следующие задачи:

·                    исследуется система управления ЖКХ,

·                    анализируется организация ЖКХ г. Бор,

·                    рассматривается развитие жилищно-коммунального хозяйства г. Бор,

·                    на основе выводов даются предложения по совершенствованию управления ЖКХ.

Заключение

 Одной из самых злободневных проблем, продолжающей оставаться нерешенной является проблема сохраняющегося монопольного положения организаций, предоставляющих услуги, как по управлению, так и по обслуживанию жилищного фонда, в то время как рынок этих видов услуг является потенциально конкурентным,

Сохранение существующего монополизма влечет за собой поддержание высокого уровня затрат, а соответственно, и тарифов на данные услуги. Это обусловлено тем, что монополистам нет необходимости искать пути снижения себестоимости, которые бы делали предоставляемые ими услуги конкурентоспособными. В результате сегодня и бюджет, и население (а в будущем население) несут бремя неоправданно больших расходов на покупку этих услуг.

Таким образом, одна из основных задач настоящего периода состоит в том, чтобы от существующего монополизма перейти к развитому рынку предоставления услуг как в сфере обслуживания, так и в сфере управления жилищным фондом, т.е. перейти от, одного к наличию множества продавцов, действующих независимо друг от друга, что, в свою очередь, обеспечит возможность широкого выбора для покупателей. Темпы создания конкурентной среды в регионе в основном определяются политикой муниципалитета, выражающего интересы самого крупного собственника, а соответственно, и потребителя рассматриваемых видов услуг в регионе.

Поэтому необходимо реализовывать программу реформы ЖКХ. 

Успех реформы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в решающей степени зависит от поддержки населением мероприятий, осуществляемых в процессе проводимых преобразований. Другими словами, если жители - основные потребители услуг в жилищной сфере - будут понимать смысл происходящих изменений, успех реформы гарантирован. Такой поддержки в значительной степени можно добиться только при проведении исчерпывающей и качественной информационно - разъяснительной работы среди населения. Хотя существует ещё один не мало важный фактор, влияющий на продвижении реформы в массы, это низкий уровень доходов населения. В связи с этим реформа рассматривается не как инструмент повышения качества  ЖКХ, а как очередной способ загнать людей в долговую яму. Следовательно, напрашивается вывод: пока Правительство не повысит доходы населения, будет сложно продвигать реформу.

Относительно города Бор я предлагаю предать ЖКХ статус коммерческого предприятия с не зависимым финансированием на основе заключения с администрацией г. Бор договора «Об управлении жилым фондом». И наделить его функциями «единого заказчика», это позволит создать конкуренцию среди предприятий подрядчиков и повлечет за собой повышение качества, а также понижение стоимости услуг.

Успешное проведение жилищно-коммунальной реформы, как показала практика, принципиально невозможно без активного участия жителей города. В настоящее время в городе действуют различные формы жилищного самоуправления: товарищества собственников жилья (ТСЖ), жилищные товарищества (ЖТ), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК), советы общественного самоуправления (СОС) домовые комитеты (ДК). Эти формы самоорганизации жителей – мотор жилищно-коммунальной реформы.

Второе важнейшее условие успеха жилищно-коммунальной реформы – создание конкурентной среды на рынке услуг, что помимо снятия с коммунальных служб устаревших ограничений в части зарабатывания денег предусматривает создание для организаций общественного жилищного самоуправления, малого и среднего бизнеса равных возможностей успешной работы на рынке ЖКУ.

Необходимо принять законодательные акты, позволяющие:

- объединениям граждан в жилищной сфере, малому и среднему бизнесу преодолеть барьер монополизации рынка ЖКХ;

- эффективно управлять жилыми домами, использовать общее имущество и обеспечить участие собственников и нанимателей квартир в управлении жилыми домами путём создания различных форм объединений граждан в жилищной сфере (жилищных товариществ);

- установить налоговые льготы или государственные субвенции, приоритетные права по использованию или выкупу нежилых помещений в жилых домах, являющихся городской собственностью, для объединений граждан в жилищной сфере на период проведения жилищно-коммунальной реформы.

Список использованной литературы

Нормативные акты

1.Федеральный закон от 30.12.2004 N 217-ФЗ "О внесении изменений в статью 223 части первой Гражданского кодекса РФ" (опубликован в "Российской газете" от 31.12.2004 N 292, в "Парламентской газете" от 12.01.2005 N N 1 - 2). Вступил в силу с 1 января 2005 г.

2.Федеральный закон от 30.12.2004 N 213-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса РФ" (опубликован в "Российской газете" от 31.12.2004 N 292, в "Парламентской газете" от 12.01.2005 N N 1 - 2). Вступил в силу с 1 января 2005 г.

3.Федеральный закон от 29.12.2004 N 196-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (опубликован в "Российской газете" от 30.12.2004 N 290, в "Парламентской газете" от 12.01.2005 N N 1 - 2). Вступил в силу с 1 января 2005 г.

4.Федеральный закон от 29.12.2004 N 194-ФЗ "О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса РФ" (опубликован в "Российской газете" от 30.12.2004 N 290, в "Парламентской газете" от 12.01.2005 N N 1 - 2). Вступил в силу с 10 января 2005 г. Закон определяет, в каких случаях на имущество, являющееся предметом ипотеки, не может быть обращено взыскание.

5.Федеральный закон от 30.12.2004 N 216-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (опубликован в "Российской газете" от 31.12.2004 N 292, в "Парламентской газете" от 13.01.2005 N N 3 - 4). Вступил в силу (с учетом правил ст. 6 Федерального закона от 14.07.1994 N 5-ФЗ) с 11.01.2005.

6.Федеральный закон от 29.12.2004 N 192-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" (опубликован в "Российской газете" от 30.12.2004 N 290). Вступил в силу (с учетом правил ст. 6 Федерального закона от 14.07.1994 N 5-ФЗ) с 10 января 2005 г.

7.Федеральный закон от 29.12.2004 N 193-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон от 11.11.2003 N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах" (опубликован в "Российской газете" от 30.12.2004 N 290). Вступил в силу (с учетом правил ст. 6 Федерального закона от 14.07.1994 N 5-ФЗ) с 10 января 2005 г.

8.Федеральный закон от 30.12.2004 N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах" (опубликован в "Российской газете" от 31.12.2004 N 292). Вступит в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования (за исключением положений ст. 51 Закона в отношении саморегулируемых организаций жилищных накопительных кооперативов и ст. 56, которые вступают в силу со дня вступления в силу федерального закона, регулирующего деятельность саморегулируемых организаций).

9.Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" (опубликован в "Российской газете" от 31.12.2004 N 292, в "Парламентской газете" от 14.01.2005 N N 5 - 6). Вступит в силу по истечении трех месяцев после дня его официального опубликования.

10.Федеральный закон от 29.12.2004 N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований" (опубликован в "Российской газете" от 30.12.2004 N 290). Вступил в силу с 1 января 2005 г., за исключением ст. 12 Закона, которая вступает в силу с 1 января 2006 г. и ст. 17 Закона, которая вступает в силу с 31.12.2004 г. Закон разделяет полномочия федеральных и местных органов власти, в частности, по вопросам обеспечения жильем, выплате компенсаций по оплате за услуги ЖКХ и пр.

11.Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (опубликован в "Российской газете" от 31.12.2004 N 292). Закон вступит в силу с 1 января 2006 г., за исключением ч. 7 ст. 15 Закона, вступающей в силу с 1 июня 2008 г. Закон устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

12.Федеральный закон от 30.12.2004 N 211-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (опубликован в "Российской газете" от 31.12.2004 N 292, в "Парламентской газете" от 13.01.2005 N N 3 - 4). Вступил в силу со 2 января 2005 г., за исключением ст. 2, абз. 3, 4 и 5 п. 2 ст. 3 и ст. 5 Закона, которые вступают в силу с 1 января 2006 г., и абз. 5 п. 2 ст. 3 Закона, который вступает в силу с 1 июня 2008 г.

13.Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ и Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" (опубликованы в "Российской газете" от 30.12.2004 N 290, в "Парламентской газете" от 14.01.2005 N N 5 - 6). Закон о введении в действие Кодекса уже вступил в силу, за исключением положений п. 2 и абз. 2 п. 4 ст. 16 Закона, определяющих особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства, а также порядок организации и проведения аукционов по продаже и на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которые вступают в силу с 1 октября 2005 г. Градостроительный кодекс РФ вводится в действие со дня его официального опубликования, за исключением: ч. 4 ст. 9, ч. 6 ст. 45, ч. 1 - 5, 7 - 11 ст. 49 Кодекса, которые вводятся в действие с 1 января 2006 г., гл. 7 Кодекса, которая вводится в действие с 1 июля 2006 г., ч. 6 ст. 49, ч. 7 ст. 54 Кодекса, которые вводятся в действие с 1 января 2007 г., ч. 3 ст. 51 Кодекса, которая вводится в действие с 1 января 2010 г.

14.Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 N 188-ФЗ и Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (опубликованы в "Российской газете" от 12.01.2005 N 1).

15. Закон РФ от 07.02.92 №2300-1«О защите прав потребителей»(с изм. и доп. вступ в силу с 01.07.2002г.)

16. Постановление №90 от 26.12.2002г. «Об адресной социальной защите населения в связи с повышением оплаты ЖКУ с 01.01.2003г.»

17. Кодекса РФ об Административных правонарушениях

18. Закон РФ от 20.11.1990 года № 341-1 «О государственных пенсиях в РФ» в новой редакции от 03.11.2000 года Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий. МДС 13-1.99/ Госстрой России. – М.: ГУП ЦПП, 2000 – 64 с.

19. Методика по определению непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания. МДС 13-6.2000. Утверждена приказом Госстроя РФ № 177 от 31.12.99 г.

Книги и монографии

1.      Васильев А.А. Муниципальное управление: Конспект лекций. 3-е изд., перераб. и доп.- Н.Новгород: Изд. Гладкова О.В.2003. -388 с.

2.      Боголюбов В.С., Васильева Н.В. Совершенствование экономических отношений в жилищной сфере. Учеб. пособие, - СПб.: СПбГИЭА, 1999 – 128 с.

3.      Как эффективно управлять жилищным фондом: теория и практика / Под ред. С. Б. Сиваева. — М.: Фонд «Институт экономики города», 2002 – 142 с.

4.      Жилищный кодекс РФ. – М.: ИНФРА-М, 2005 – 304 с.

5.      Филиппов Ю.В., Авдеев Т.Т. Основы развития местного хозяйства. Учеб. – М.: Дело, 2000 – 264 с.

6.      Игнатов В.Г., Батурин Л.А., Бутов В.И., Уварова Г.Г., Ходарев С.В., Элланский Ю.Г. Экономика социальной сферы. Учебное пособие. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2001 – 416 с.

7.      Ким О., Сиваев С. Организация конкурсов на проведение капитального ремонта муниципального жилищного фонда. – М.: Фонд «Институт экономики города», 1998 – 35 с.

8.      Жилье. Нормативные акты и их применение: Законодательство. Судебная практика. Образцы документов. Рекомендации / Авторы составители: М.В. Кузнецов, С.Д. Олейник, Д.А. Шишкин. – М.: Право и Закон, 2001 – 640 с.

9.      Модель вторичного рынка ипотечных кредитов: опыт США. Сборник материалов. – М.: Фонд «Институт экономики города», 1995.

10.  Косарева Н., Пузанов А. Оценка доступности ипотечных кредитов на жилье для населения г. Москвы. – М.: Фонд «Институт экономики города».

11.  Руководство по ведению Единого государственного реестра на недвижимое имущество и сделок с ним. Вып. 3. ч. 1 (Г.И. Задонский), ч. 2 (И.А. Румянцев) – М.: Фонд «Институт экономики города», 1998 -58 с.

12.  Основы организации и управления жилищно-коммунальным комплексом: Учебно-практическое пособие. /Под общ. ред. проф. П.Г. Грабового. – М.: Издательство «АСВ», 2004 – 528 с.

13.  Егоров Е.В., Потапова М.В. Экономика жилищного хозяйства России. Учебное пособие. – М.: ТЕИС, 2002 – 171 с.

14.  Жуков Д.М. Экономика и организация жилищно-коммунального хозяйства города. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003 – 96 с.

15.  Симионов Ю.Ф., Дрозд Н.И. Жилищно-коммунальное хозяйство. Справочник. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский цент «МарТ», 2004 – 272 с.

16.  Экономика жилищно-коммунального хозяйства: Учебное пособие. Под ред. доктора экон. наук, проф. Симионова Ю.Ф. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004 – 208 с.

Статьи

17.        Ройтман А.Г., Бабуров С.В., Бабуров Н.В. Мониторинг Жилищного Фонда Москвы. Актуальные проблемы градостроительства и жилищно-коммунального комплекса. Международная научно-практическая конференция. 15-16 мая 2003 г. – М.: МИКХиС, 2003  –  с. 383. 

18.        Стражников А.М. Мониторинг ремонтопригодности зданий. Сборник МИКХиС, Актуальные проблемы градостроительства и жилищно-коммунального комплекса. Международная научно-практическая конференция. 15-16 мая 2003 г. – М.: МИКХиС, 2003 - с.399.

 



Hosted by uCoz