РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ УСКОРЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

 

КАФЕДРА РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

 

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

  УПРАВЛЕНИЕ  МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ                         

Специальность: государственное и  муниципальное управление

Выполнил: студент группы  241

Шкунова Е.Е.

Научный руководитель:

доцент  Васильев А.А.

  

Нижний Новгород

2006 г

 

Аннотация

 

      Дипломный проект на тему: «Управление муниципальными финансами» представляет состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

      Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи дипломного проекта.

      В первой главе рассматриваются понятие и основные принципы  управления муниципальными финансами. Раскрывается сущность управления муниципальными финансами, их роль в социальном и  экономическом развитии государства и общества.

      Во второй главе рассматриваются органы управления  муниципальными финансами,  их функции. Анализируются основные функциональные элементы управления муниципальными финансами, таких как планирование, исполнение, учет и отчетность, оценка и контроль, управление расходами, управление заимствованиями и активами.

      Третья глава посвящена основные направления развития системы управления муниципальными финансами. Приводится ряд рекомендательных мер по устранению сложившихся разногласий и недостатков в сфере управления муниципальными финансами.

      В заключении, на основе анализа, делаются определенные выводы и даются конкретные предложения по развитию управления муниципальными финансами.

      Список использованной литературы содержит перечень нормативных актов, учебных и периодических изданий, а также других источников литературы.

      В приложении приведены таблицы отражающие систему управления муниципальными финансами.

Оглавление

 

Введение…………………………….................................................................4

Глава 1. Основы управления муниципальными финансами....................7

      1.1. Общее понятие об управлении финансами……………………………....7

      1.2. Сущность и принципы формирования муниципальных финансов…10

       1.3. Правовые основы управления муниципальными финансами….……13

Глава 2. Организация управления муниципальными финансами .….24

      2.1. Основные функциональные элементы управления муниципальными финансами…………………………….............................................................24

      2.2. Органы управления финансами…………………................................50

       2.3. Управление финансами различных сфер муниципального образования…………………………............................................................62

Глава 3. Развитие системы управления муниципальными  финансами…………...............................................................................87

      3.1. Развитие системы управления муниципальными финансами в социальной сфере…………………………...................................................87

      3.2. Развитие межбюджетных отношений…………..........................…91

Заключение……………………………...........................................................99

Список  литературы……………………….………………………..............105

Приложения………………...........................................................................108

ВВЕДЕНИЕ

 Система управления муниципальными финансами представляет собой систему стандартов, отвечающая по своим требованиям нормам действующего законодательства и добровольно принимаемых и выполняемых органами местного самоуправления.

В последние годы наблюдается картина активного формирования законодательной основы регулирования управления муниципальными финансами, резко возрос интерес в области управления финансами со стороны управленческих структур во всех областях хозяйствующей деятельности, органов государственной власти и органов местного самоуправления. Широко проводятся научные исследования различных финансово-правовых проблем.

Одно из основных направлений деятельности государства - управление экономикой. Это наиболее емкая сфера общественных отношений, включающая отрасли материальной и нематериальной сферы. Управление муниципальными финансами осуществляется в разных направлениях. Это прежде всего формирование правовой базы рыночных отношений, создание административных структур для осуществления государственного регулирования, участие государства в производстве (функционирование государственных, муниципальных унитарных предприятий), осуществление национализации и приватизации, регулирование развития отдельных отраслей народного хозяйства. Обширные пространства нашей страны обусловливают различия в темпах и масштабах социально-экономического развития конкретных регионов.

В настоящее время в Российской Федерации, во многих ее субъектах приняты основополагающие законы и множество подзаконных актов, регулирующих управление финансами. В частности, к ним относятся Гражданский и Налоговый кодексы, законы о конкуренции, о валютном регулировании, о лицензировании и т.д. В соответствии с Конституцией РФ правовые основы единого рынка, федеральные налоги и сборы устанавливаются федеральной законодательной властью. Согласно ст.71 Конституции РФ последняя осуществляет кредитное, валютное, таможенное, финансовое регулирование.

Субъекты РФ, формируя региональное законодательство, конкретизируют определенные его направления в едином русле федерального законодательства. Правовое поле для такой деятельности весьма широкое: устав (конституция), законы, распоряжения губернатора, постановления администрации (правительства), правовые акты законодательного собрания.

В связи с вышеизложенным считаю, что выбранная тема дипломного проекта «Управление муниципальными финансами» представляется весьма актуальной.

Основой написания данной дипломного проекта послужил передовой российский и зарубежный опыт управления муниципальными финансами, который является отражением наиболее совершенных инструментов управления, способствующих достижению максимальной эффективности и результативности деятельности органов местного самоуправления при соблюдении всех законодательных требований и норм.

 Целью дипломной работы является анализ и выявление недостатков  в системе управления муниципальными финансами и разработка способов и рекомендаций по  их устранению.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

1. Рассмотрение теоретической основы вопроса, которое включает в себя изучение основы управления муниципальными финансами: сущности, принципов и нормативно-правовой базы правления муниципальными финансами.

         2. Рассмотрение организации управления финансами, в частности анализ основных функциональных элементов управления муниципальными финансами, органов управления и управления финансами  различных сфер муниципального образования.

3. Рассмотрение и анализ развития  системы управления муниципальными финансами

         Методологической основой исследования выступили принципы историзма и системности. В работе были использованы следующие методы: сравнительно-исторический, сравнительно-правовой, анализ исторических источников, статистический метод.

Заключение

         В процессе работы над данным проектом «Управление муниципальными финансами» я сделала ряд  следующих выводов:

 Во-первых, в настоящее время российское законодательство в области бюджетной политики претерпевает значительные изменения, и адаптация муниципалитетов к новым условиям осуществляется по-разному. Между муниципальными образованиями наблюдаются настолько существенные различия в качественном уровне управления муниципальными финансами (в используемых процедурах, инструментах и технологиях управления), что было бы нецелесообразным установить единый законодательный набор правил и стандартов, способных единовременно обеспечить создание юридической среды, адекватной для всех муниципальных образований. Поэтому нормативно-правовая база в области бюджетной политики устанавливает лишь общие принципы управления муниципальными финансами.

Представляется разумным в дополнение к законодательным требованиям, обязательным и реальным для выполнения всеми, без исключения, муниципальными образованиями и достаточным для обеспечения единства бюджетной системы и базовых принципов организации бюджетного процесса, внедрить стандарты более высокого уровня. Муниципалитеты, которые в своей деятельности руководствуются стандартами, превышающими «законодательную основу», для дальнейшего прогресса нуждаются в более высоких стандартах.

Во-вторых, для более эффективного регулирования управления общественными финансами необходимо ввести:

1)     Обязательные для исполнения минимальные требования, установленные в федеральном законодательстве.

2)     Рекомендуемые нормативы и параметры, соблюдение которых будет учитываться при предоставлении целевой обусловленной финансовой помощи (субсидий).

3)     Дополнительные, более высокие стандарты управления общественными финансами, принимаемые и выполняемые органами власти добровольно.

В условиях развития бюджетного федерализма статус органов местного самоуправления повышается, и муниципальные власти наделяются все большей самостоятельностью. Соответственно, возрастает и их ответственность за последствия принимаемых решений. Поэтому органы местного самоуправления наряду с государственными органами власти заинтересованы в внедрении более эффективных  стандартов в сфере управления общественными финансами и выборе наиболее оптимальных вариантов.

В-третьих, представляется необходимым информировать органы местного самоуправления о наиболее современных методах управления муниципальными финансами. Многолетнее сотрудничество государства с органами местного самоуправления подтверждает, что  муниципалитеты проявляют живой интерес к изучению и внедрению передовых технологий управления, пользующихся признанием российских и зарубежных муниципалитетов.

         В процессе написания данного дипломного проекта я сделала следующее заключение:

Во-первых, в России отсутствуют как достоверная статистика муниципальных финансов, так и общепризнанные методики, способные рассчитать расходные обязательства органов власти в новых условиях, в первую очередь – муниципалитетов, а тем более разделенных на поселенческие, районные и окружные.

         Во-вторых, по объективным причинам (большое количество субъектов межбюджетных отношений, многообразие форм и инструментов отношений, отсутствие прежде аналогичной практики) не возможно спрогнозировать, как сложится распределение расходных полномочий между районами и поселениями, какие при этом образуются объективные потребности в финансовых ресурсах.

         Несмотря на детальную регламентацию многих вопросов собственности в регионе, явным недостатком является отсутствие закона, с помощью которого все действующие нормативно-правовые акты составили бы единый механизм, "работающий" в направлении упорядочения и систематизации отношений собственности. Поэтому в настоящее время осуществляется попытка принять Закон "О государственной собственности в Нижегородской области".

         Нельзя обойти вниманием органы местного самоуправления. Им как органам публичной власти отводится в регулировании экономической деятельности в регионе значительная роль. При этом наиболее сложная проблема - разграничение полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти. Сложность заключается в том, что экономические отношения включают в себя целый комплекс вопросов производственного, финансового, административного, социального порядка, регулируемых на всех уровнях власти. Выделить те проблемы, которые должны решаться только на уровне муниципальных образований, достаточно трудно. Поэтому наряду с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в регионах приняты свои законы.

Развитие экономики в регионе регулируется целым комплексом средств экономического и государственно-правового характера. Региональное законодательство в этой сфере развивается в соответствии с федеральными актами применительно к различным отраслям региональной экономики.

В этой связи предстоит решить ряд актуальных проблем. Лучше отладить взаимодействие областных, окружных и федеральных структур. Привести региональные акты в соответствие с федеральным законодательством. Создать более эффективные механизмы согласованного правотворчества Российской Федерации с ее субъектами. Усилить внимание региональных органов к реализации федеральных законов и иных актов.

Основываясь на вышеизложенном, можно сказать, что я достигла поставленной цели, т.е. проанализировала, выявила недостатки в системе управления муниципальными финансами, а также предложила ряд рекомендаций по  их устранению.

Новый закон об Местном самоуправлении радикально меняет стратегию и тактику всей бюджетной работы в муниципальных образованиях. Конечно, можно было бы здесь описать опыт многих из 14000 российских муниципальных образований – и не только на основе литературных источников, но и на основе собственной информации авторов данной работы. Но то, что было сделано муниципалами в период до 2003 г., подлежит критическому переосмыслению.

Новый закон об Местном самоуправлении предопределяет жесткую «бюджетную вертикаль» управления финансами практически на всех стадиях бюджетного процесса и призван пресечь ту «бюджетную вольницу», которая имела место быть во многих муниципальных образованиях.

Предстоит объемная работа по подготовке многочисленных правовых актов как на уровне субъектов РФ, так и на уровне муниципальных образований. Так же нужен опыт правоприменения нового закона об местном самоуправлении.

Список  литературы:

1.Конституция Российской Федерации. М., 2000.

2.Европейская Хартия местного самоуправления. // Местное самоуправление в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов. М., 1998.

3.Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 24 сентября 2003г

4.Федеральный Закон от 20.06.2003 № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

5.Земельный кодекс Российской Федерации, 2003

6.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. // СЗ РФ. 1998.

7.Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. // СЗ РФ. 1998.

8.Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая / Под ред. Проф. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина. –М., Издат: «Право и закон»; 2002, 348с.

9.Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР», от 21.06.95

10.Аболонин Е.С. Муниципальное право. Учебник для вузов. ., 2005г.

11.Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы. Учебник. ., 2005г

12.Выдрин И.В. Муниципальное право. ., 2004г

13.Горин А.М. , Максимова Н.С. Бюджетная система РФ. ., 2006г

14.Глущенко Г.Г., Пылин В.В., Муниципальное право. 2004г.

15.Дорофеев Б.Ю. Валютное право России. Учеб для вузов, 2005г

16.Игнатюк Н.А., Замотаев А.А. Муниципальное право, Учебник, 2004г.

17.Ковешников Е.М. Муниципальное право. М., Норма, 2000.

18.Кудилинский М.Н. Муниципальное право. Учебное пособие для вузов. ., 2005г

19.Литовченко А.М. Финансы. ., 2004г.

20.Чернова Е.Г., Иванов В.В. Финансы, Деньги, Кредит. .,2005г

21.Парыгина В.А. Государственные и муниципальные финансы. ., 2005г

22.Шуляк.П.И.  Финансы. Учеб.пособие.- М.,2002г

23.Циммерман Х. Муниципальные финансы. Учеб для вузов. 2003г.

24.Финансовое право в вопросах и ответах. Учеб пособие для вузов / Под ред. Грачева Е.Ю., Ивлева М.Ф., Соколова Э.Ю., 2004г.

25.Муниципальное правочебник./ Под ред Игнатюк Н.А.,2005г

26.Муниципальное право. Учебник. / Под ред. Дмитриев Ю.А., -М., 2005г

27.Финансычебник / Под. ред. Бабич А.М., Павлова Л.М., -М., 2000г.

28.Финансы. Учебник. / Под ред. Ковалева В.В. -М.,2005г

29.Финансовое право. Учебник./ Под ред. В.А.Парыгина.- 2-е изд., ., 2005

30.Финансы, деньги, кредит: Учеб. для вузов / Под ред. О.В.Соколовой, 2000, с.307

31.Бюджетная система России: Учеб.пособие / отв.ред. А.А.Тадеев, В.А.Парыгина, -М.,2005г.

32.Финансовое право: Учебник для вузов/ Отв. ред. Н.И.Химичева, , 2000г., с.321

33.Финансовое право. Словарь основных понятий / Под ред Химичевой Н.И., 2005г.

34. Банковское право. Учеб для вузов / Под ред Эриашвили Н.Ю., 4-е изд., 2005г

35. Елена Бреслав. Риски финансирования в теории и практике.// Экономика. №15, октябрь, 2005

36.Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 495 с.

37.Барабашев Г.В. Местное самоуправление. - М.: Изд-во МГУ, 1996. –352 с.

38.Игнатов В.Г., Бутов В.И. Зарубежный опыт местного самоуправления и российская практика. Учебное пособие. - Москва-Ростов, 1999. 224 с.

39.Социально ориентированное местное самоуправление: Опыт городов Германии для России. СПб.: Наука, 1999. 388 с

40.Миронова Н.И. Институт местного самоуправления в Польше // Федерализм, региональное управление и местное самоуправление. Проблемно-тематический сборник. М. 2000. С.105.

41.Л.Ю. Рокецкий. Журнал «Управа» №9 (22) 2003 (стр.7-10). 

42.Российский статистический сборник.–М.: Госкомстат России, 1998. –790 с.

 



Hosted by uCoz