РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ УСКОРЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра региональной экономики и управления

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

на тему:

«Муниципальная политика по развитию малого бизнеса в  Лукояновском районе»

 

Специальность: региональное управление

 

Выполнил:

студент группы 227

Тарасов И. В.

 

Научный руководитель:

доцент Васильев А.А.

Нижний Новгород

2006

Аннотация

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи дипломной работы.

В первой главе описывается место и развитие малого предпринимательства в экономике России, сущность малого бизнеса и его значение в развитие страны, а также характеристика развития малого предпринимательства в России и Нижегородской области.

Во второй главе представлена характеристика предпринимательской деятельности  в Лукояновском районе, проводится анализ организационных и финансовых проблем развития малого предпринимательства и анализ внутренних и внешних факторов, способствующих или мешающих развитию малого бизнеса в Лукояновском районе.

Третья глава посвящена анализу перспективных направлений государственной и муниципальной поддержки развития малого бизнеса Лукояновского района Нижегородской области. Здесь рассматриваются основные задачи, функции и направления поддержки бизнеса государственной и муниципальной системой органов поддержки малого предпринимательства, а также разработана целевая программа развития малого предпринимательства в Лукояновского района Нижегородской области, а также механизм реализации и ресурсное обеспечение программных мероприятий по поддержке малого бизнеса в Лукояновском районе Нижегородской области.

В заключении, на основе анализа, делаются определенные выводы и даются конкретные предложения по совершенствованию муниципальной политики в сфере развития малого бизнеса Лукояновского района Нижегородской области.

Список использованной литературы содержит перечень нормативных актов федеральных, региональных и муниципальных органов власти, учебных и периодических изданий.

В приложении приведены перечень документов, необходимых для анализа и принятия решения относительно возможности представления кредита банком предприятиям малого предпринимательства для развития бизнеса, схема, показывающая систему поддержки малого предпринимательства в Нижегородской области, таблицы, структурирующие мероприятия, направленные на реализацию Программы, по поддержке и развитию предпринимательства Лукояновского района Нижегородской области.

Содержание

Введение.. 3

Глава 1. Роль малого предпринимательства в экономике России   5

1.1. Сущность малого бизнеса и его значение в развитии страны   5

1.2. Малый бизнес как перспективный вид предпринимательской деятельности.. 14

1.3. Характеристика развития малого предпринимательства в России и Нижегородской области.. 25

Глава 2. Анализ состояния предпринимательской деятельности в Лукояновском районе Нижегородской области.. 38

2.1. Характеристика предпринимательской деятельности  в Лукояновском районе. 38

2.2. Организационные и финансовые проблемы развития малого предпринимательства.. 41

2.3. Анализ внутренних и внешних факторов, способствующих или мешающих развитию малого бизнеса в Лукояновском районе  49

Глава 3. Перспективные направления государственной и муниципальной поддержки развития малого бизнеса Лукояновского района Нижегородской области.. 54

3.1. Система органов поддержки малого предпринимательства: основные задачи, функции и направления поддержки бизнеса   54

3.2. Целевая программа развития малого предпринимательства в Лукояновского района Нижегородской области.. 60

3.3. Механизм реализации и ресурсное обеспечение программных мероприятий по поддержке малого бизнеса в Лукояновском районе Нижегородской области.. 67

Заключение.. 71

Библиографический список.. 75

Список использованных сокращений.. 79

Приложения.. 80

Введение

 

Экономика любой страны не может нормально развиваться без оптимально сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает мировая практика. Неотъемлемой частью рыночных отношений является малый бизнес. Переход к рыночным отношениям в России снял многие препятствия в развитии малого предпринимательства. В тоже время многие фирмы разорились из-за недостаточного финансирования или недоработок в системе налогообложения. В настоящее время существует острая необходимость в пересмотре реформ касающихся развития и поддержки малого сектора на уровне государства.

Актуальность выбранной темы объясняется важностью малого бизнеса, для государства и для населения, что обозначает значимость проблемы и нерешенные вопросы в области муниципальной политики в отношении малого бизнеса. От процветания и нормального функционирования данного сектора в экономике зависит благосостояние населения и страны в целом. Малый бизнес является важным звеном экономики,  ему присуща особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Предпринимательство не только способствует повышению материального и духовного потенциала общества и создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого гражданина, но и ведет к единению нации сохранению ее национального духа и национальной гордости. Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных ресурсов, Малые предприятия  могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные потребности населения - что является отличительной и важной особенностью. Малый бизнес является таким источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем. Следовательно, несомненная важность политики, направленной на развитие малого бизнеса на примере конкретного района Нижегородской области.

Тема разрабатывается и исследуется многими авторами, которые занимаются этой проблемой, например такие, как профессор Горфинкель В.Я., профессор Швандер В.А., Баженов Ю.К. и Баженов С.А. Написано много учебных и рекомендательных пособий начинающим предпринимателям и действующим предприятиям.

До сих пор осталось много проблем в разработке и реализации муниципальной политики, направленной на развитие малого бизнеса в муниципальном образовании.

Цель - исследовать муниципальную политику в области малого бизнеса на примере конкретного района Нижегородской области и найти пути решения проблем, тормозящих его развитие.

Задачи исследования:

- рассмотреть роль  малого предпринимательства в экономике,

- сделать анализ комплекса мер состояния малого и среднего бизнеса в Лукояновском районе Нижегородской области,

- показать перспективные направления поддержки малого предпринимательства в Лукояновском районе Нижегородской области.

При этом использованы следующие методы:

1.                Статистический метод.

2.                Метод аналитического анализа,

3.                Сравнительный метод.

Объектом исследования является сфера малого бизнеса.

Предметом исследования служат отношения между малым бизнесом и муниципальными органами власти.

Заключение

Подводя краткие итоги настоящей работы, можно следующим образом сформулировать обобщающий вывод.

Рассмотренные тенденции развития малого предпринимательства в России за последние полтора десятилетия, его значимость в отечественной и зарубежной экономике и основные проблемы становления малого предпринимательства в России позволили выявить тот факт, что в развитых странах малое предпринимательство является сегодня ядром устойчивого экономического и политического развития. Если Россия хочет добиться стабильного экономического роста, потребуются интенсивные усилия, направленные на стимуляцию экономического развития, в котором сектор малого бизнеса призван сыграть ведущую роль. Общепризнанно, что развитие малого предпринимательства и бизнеса является важной составляющей в процессе экономических и социальных преобразований, ведущих к созданию рыночной экономики и охватывающих широкие слои общества.

Усилия государственных и муниципальных органов власти по поддержке малого предпринимательства дают свои результаты. Несмотря на сложное экономическое состояние в стране, за последние годы количество малых предприятий в области, хоть и незначительно, но постоянно растет. Вместе с тем, еще далеко не решен целый блок проблем, связанных с развитием малого бизнеса на территории Лукояновского района и Нижегородской области в целом, среди которых можно назвать:

1) несовершенство налогового законодательства;

2) дефицитность местных бюджетов, приводящая к вынужденному увеличению финансовой нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности и минимизации средств местных бюджетов направляемых на развитие рыночной инфраструктуры;

3) проблема оптимизации работы органов лицензирования, сертификации и других контрольно-разрешительных структур;

4) ограниченность доступа к материальным и финансовым ресурсам;

5) несовершенство земельного законодательства;

6) отсутствие единой информационной базы, необходимой субъектам малого предпринимательства;

7) нестабильность политики в сфере развития малого предпринимательства;

8) необходимость в организационной поддержке малого предпринимательства на начальном этапе развития и в процессе хозяйственной деятельности.

Незамедлительное решение данных вопросов актуально в силу того, что в нынешних условиях эффективный диалог между властями и предпринимателями особенно уместен: и те, и другие должны быть ключевыми элементами в региональной и местной стратегии развития, направленной на поощрение и поддержку предприятий.

Сложившаяся в последние годы ситуация в малом секторе экономики требует значительной активизации государственной политики в развитии предпринимательства.

Преодоление существующих препятствий и дальнейшее поступательное развитие малого предпринимательства в Нижегородской области возможно только на основе целенаправленной работы на местах по созданию благоприятных условий для развития бизнеса путем оказания комплексной и адресной поддержки малым предприятиям в различных направлениях: информационном, обучающем, научно-техническом, технологическом, финансовом, имущественном; оказания целого спектра деловых услуг; налаживания деловых контактов и кооперации; а также в других аспектах, коллективная потребность в которых может возникнуть у предпринимателей.

Основным инструментом реализации государственной политики по поддержке малого предпринимательства в области является комплексная целевая программа развития малого предпринимательства на 2004-2005 годы. Реализация Программы диктуется не только положениями Федерального Закона от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и Закона Нижегородской области от 9 декабря 1997 года № 99-З "О государственной поддержке малого предпринимательства в Нижегородской области", но и необходимостью решения социально-экономических проблем области.

Программа представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной среды для развития малого предпринимательства в городах и районах области на основе расширения инфраструктуры поддержки.

Анализ положений Программы, проведенный в заключительном разделе дипломной работы, позволил выявить тот факт, что при успешной её реализации (и, в первую очередь, – надлежащего финансирования) должны быть получены следующие конкретные результаты:

1) увеличение числа рабочих мест за счет расширения производства на действующих и создания новых малых предприятий. Обеспечение занятости социально незащищенных слоев населения;

2) увеличение объема налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Создание условий для полного выхода малого бизнеса из сферы "теневой" экономики;

3) насыщение потребительского рынка качественными и доступными для массового покупателя товарами и услугами. Расширение производства продукции отечественного производства;

4) создание механизма доступа малых предприятий к неэффективно используемому имуществу, находящемуся в государственной (федеральной и областной), а также муниципальной собственности с целью увеличения отдачи от его использования за счет передачи эффективным собственникам;

5) формирование правовой среды и механизмов, обеспечивающих защиту имущественных и других прав субъектов малого предпринимательства, устранение излишних административных барьеров;

6) развитие обучающих, консультационных, финансовых и других объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства;

7) формирование системы общественных объединений, союзов и ассоциаций предпринимателей с делегированием им части функций, находящихся в ведении государственных органов;

8) привлечение дополнительных внебюджетных инвестиций в сектор малого предпринимательства.

Все это выше сказанное может быть применено в анализируемом в работе Лукояновском районе. В период реализации Программы мерами государственной поддержки должно быть охвачено от 30 до 40% малых предпринимательских структур. В рамках реализации мероприятий Программы предполагается обеспечить условия для развития действующих и создания новых малых предприятий, что в конечном итоге позволит увеличить число занятых в сфере малого бизнеса.

В результате реализации мероприятий Программы к концу 2005 года:

1) доля налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в бюджет области по всем видам налогов достигнет 18 процентов;

2) доля производства товаров и услуг от субъектов малого предпринимательства в общем объеме товаров и услуг, выпущенных в целом по области, увеличится до 30 процентов;

3) отраслевая структура малого предпринимательства трансформируется в сторону увеличения производства товаров и услуг.

Библиографический список

Нормативно-правовые акты

1.            Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.)

2.            Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996г., 24 октября 1997г., 8 июля, 17 декабря 1999г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003г., 29 июня, 29 июля 2004г.)

3.            Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000г. № 117-ФЗ (с изм. и доп. от 30 марта, 9 июля 1999г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003г., 5 апреля, 29, 30 июня, 20, 28, 29 июля 2004г.)

4.            Федеральный закон от 14 июня 1995г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 31 июля 1998г., 21 марта 2002г.)

5.            Федеральный закон от 8 августа 2001г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изм. и доп. от 23 июня, 8 декабря 2003г.)

6.            Федеральный закон от 8 августа 2001г. № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (с изм. и доп. от 30 октября 2002г., 10 января, 1 октября 2003г.)

7.            Указ Президента РФ от 29 июня 1998г. № 730 "О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства"

8.            Закон Нижегородской области от 5 марта 2004г. № 17-З "Об утверждении Комплексной целевой программы развития малого предпринимательства в Нижегородской области на 2004-2005 годы"

9.            Распоряжение главы администрации г. Н.Новгорода от 21 февраля 2003г. № 445-Р «О внесении изменений в распоряжение исполняющего обязанности главы местного самоуправления города Нижнего Новгорода от 03.03.1998 № 704-р»

10.        Постановление главы администрации города Нижнего Новгорода от 21 октября 2003г. № 93 "Об утверждении Комплекса мер поддержки малого предпринимательства в городе Нижнем Новгороде на 2003-2006 годы"

Учебные пособия и книги

11.        Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес:  эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. – М.: Финансы и статистика, 2003.

12.        Баженов Ю.К., Баженов А.Ю. Малое предпринимательство: практическое руководство по организации и ведению малого бизнеса. – М.: НВЦ «Маркетинг», 1999.

13.        Блинов А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство. – М.: «Дашков и Ко», 2003.

14.        Бусыгин А.В. Предпринимательство.- М.: - Прогресс.- 1994.- С. 366.

15.        Васильева Е.Е. Проблемы малого предпринимательства. В кн. Механизмы развития малого предпринимательства в России. Аналитический сборник. Академия менеджмента и рынка. – М., 2002.

16.        Вехи экономической мысли. Теория фирмы. Т.2 / Под ред. В.М. Гальперина.- СПб.: Экономическая школа.- 2000.- С. 262.

17.        Власов В.С. Проблемы развития малого предпринимательства в России. В кн. Механизмы развития предпринимательства в России. Аналитический сборник. Академия менеджмента и рынка. – М., 2002.

18.         Власов В.Б., Пастухов Р.Н. Права и обязанности предпринимателей при проведении проверок их деятельности контролирующими органами.- Н.Новгород: Справочник для предпринимателя.- 2003.- С. 88.

19.        Гражданское право. Том I / Под ред. д.ю., проф. Е.А. Суханова.- М.: Волтерс Клувер.- 2004.- С. 552.

20.        Друкер П.Ф. Практика менеджмента / Пер. с англ.- М.: Вильямс.- 2000.- С. 624.

21.        Лапуста М.Г., Старостин Ю.П. Малое предпринимательство: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:ИНФРА – М, 2002.

22.        Лафта Дж. Теория организации: Учеб. пособие.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект.- 2003.- С. 416.

23.        Лафта Дж. Эффективность менеджмента организации.- М: Русская Деловая Литература.- 1999.- С. 422.

24.        Макконел К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика / Пер. с англ.- М.: Прогресс.- 1992.- С. 568.

25.        Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М.: Азъ Ltd.- 1992.- С. 1438.

26.        Предпринимательское право Российской Федерации / Под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно.- М.: Юристъ.- 2003.- С. 456.

27.        Природа фирмы: Пер. с англ.- М.: Дело.- 2001.- С. 420.

28.        Российский статистический ежегодник. 2004.- Стат.сб. М.: Росстат.- 2004.- С. 658.

29.        Шумпетер Й. Теория экономического развития.- М.: Прогресс.- 1982.- С. 428.

30.        Экономика предприятия. Учебник / Под ред. проф. Н.А. Сафронова.- М.: Юристъ.- 1999.- С. 584.

31.        Экономика предприятия. Учебник / Под ред. проф. О.И. Волкова.- М.: ИНФРА-М.- 1998.- С. 416.

32.        Экономическая теория: Учебник / Под ред. В.Д. Камаева. 7-е изд., перераб. и доп.- М.: ВЛАДОС.- 2001.- С. 640.

Статьи в периодических изданиях

33.        Андреев В. Государственная поддержка малого предпринимательства / Российская юстиция.- 2000.- № 12.- С. 55-57.

34.        Братчикова Н.В. Малое предпринимательство: упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход в 2003 году // Законодательство и экономика.- 2002.- № 11.- С. 24-25.

35.        Бурмистрова Т.В., Мартыненко Г.И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: антимонопольная практика // Право и экономика.- 2003.- №№ 7, 8.- С. 12-14.

36.        Гусева Т.А., Ларина Н.В. Предпринимательская деятельность гражданина: государственная регистрация // Право и экономика.- 2003.- № 11.- С. 46-47.

37.        Моисеев М. Предпринимательская деятельность граждан: Понятие и конститутивные признаки // Хозяйство и право.- 1997.- № 3.- С. 22-23.

38.        Пауль А.Г. Финансово-правовое регулирование отношений собственности // Журнал российского права.- 2004.- № 1.- С. 26-27.

39.        Семеусов В. Особенности статуса индивидуального предпринимателя // Российская юстиция.- 2003.- № 3.- С. 36-37.

40.        Фокин А.В. Стабильность условий хозяйствования и налогообложения // Законодательство и экономика.- 2003.- № 7.- С. 16-17.

 

 

 

Hosted by uCoz