РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Кафедра управления и маркетинга

 

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

 

 

МАРКЕТИНГ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

(на примере МП «Первомайский рынок»)

 

 

Специальность: государственное и муниципальное управление

 

Выполнил: студент группы        00-ГЗ-1 заочного отделения

Власов С.С.

 

Научный руководитель:

доцент, Васильев А.А.

 

Нижний Новгород

 

2006 г.


АННОТАЦИЯ

           Дипломный проект состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка литературы, а также приложений.

Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цель и задачи дипломного проекта, определяется роль маркетинга на предприятие, дается определение договорным отношениям.

В первой главе подробно изложены теоретические аспекты розничной торговли, классификация торговых предприятий, правила организации рынков.

Во второй главе раскрыта характеристика предприятия, а именно легенда предприятия – история его возникновения, организационная характеристика, экономическая характеристика, приведены показатели работы предприятия, также произведен финансовый анализ на основании отчетных документов, документов отчетности других показателей работы.

В третьей главе отражены основные направления оптимизации и пути развития предприятия на основе маркетинговых исследований (анкетирование). Также произведены  исследования потенциала и  анализ  направлений развития, делаются выводы, обосновываются рекомендации и мероприятия по решению выявленных проблем.

В заключении на основе исследования сделаны выводы, определены проблемы и даны практические рекомендации по их разрешению.

Список литературы представлен нормативно-законодательной базой, учебника­ми, учебно-методическими пособиями, публикациями в научных журналах, и Интернет сайтами.

В приложении приведены схемы и диаграммы.

Дипломный проект имеет объем 83 листа.

 

 

Содержание

С.

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….....3

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТОРГОВЛИ……………………………..…….……………………………7

 

1.1. Договор и формы осуществления розничной торговли.……….…....7

1.2. Классификация торговых предприятий…………...…………….. …..9

1.3. Правила организации рынков………………………………………..13

1.4. Использование маркетинга в торговле………………………………24

 

 

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ муниципального ПРЕДПРИЯТИЯ «ПЕРВОМАЙСКИЙ РЫНОК»................................28

 

2.1. Характеристика предприятия……………………………….. …..….28

2.2. Анализ деятельности предприятия ………………….…………........32

2.3. Опыт использования маркетинга………………………………….…43

 

Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПЕРВОМАЙСКОГО РЫНОКА»………….………….........................46

 

 3.1. Анализ использования предприятиями маркетингового подхода ..46

 3.2. Основные направления оптимизации деятельности рынка… ........50

 3.3. Анализ эффективности мероприятий………………….………... … 66

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………….………………………...……..70

 

Список ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….……………...…….73

 

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………..……………….77

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В данной работе предпринята попытка, выделить основные принципы использования маркетинга, рассмотреть основные закономерности осуществления маркетинга, но прежде была проведена работа по сбору всесторонней информации, проведен анализ муниципального предприятия «Первомайский рынок». Тема маркетинга стала актуальной для большинства предприятий в России, но нужно признать, что на исследуемом предприятии она не была затронута. Конечно – же, было ясно, что любая компания, стремящаяся к завоеванию рынка, должна осознавать, что она не в силах обслуживать всех без исключения клиентов. Потребителей слишком много, а их желания и потребности подчас диаметрально противоположны. Не стоит даже пытаться завоевать сразу весь рынок, разумнее выделить только ту его часть, которую именно эта компания именно в это время и в этом месте способна эффективно обслужить, а какими путями действовать М.П. «Первомайский рынок» и было разработано в проекте. Актуальность работы в том, что в торговле важен маркетинг и тот, кто овладеет им раньше тот и будет во главе конкурентов. Так как проект основывается на маркетинговых исследованиях необходимо дать определение самому маркетингу.

МАРКЕТИНГ – комплексная система организации производства, сбыта продукции и оказания услуг, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследований, и прогнозирования рынка, изучения внутренней и внешней среды предприятия, разработки стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ.

Маркетинг как порождение рыночной экономики является в определенном смысле философией производства и оказания услуг, полностью подчиненной условиям и требованиям рынка, находящимся в постоянном динамическом развитии под воздействием широкого спектра экономических политических, научно–технических и социальных факторов.

Предприятия рассматривают маркетинг как средство для достижения целей, фиксированных на данный период по каждому конкретному рынку и его сегментам, с наивысшей экономической эффективностью.

Однако это становится реальным тогда, когда производитель располагает возможностью систематически корректировать свои планы в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры, маневрировать собственными материальными и интеллектуальными ресурсами, чтобы обеспечить необходимую гибкость в решении стратегических и тактических задач, исходя из результатов маркетинговых исследований. При этих условиях маркетинг становится фундаментом для долгосрочного и оперативного планирования деятельности предприятия, организации работы коллектива, а управление маркетингом становиться важнейшим элементом системы управления предприятием.

Осуществление маркетинговой деятельности на предприятии требует создания такой организационной структуры, которая позволила бы реализовать весь комплекс маркетинга, обеспечивающего проведение маркетинговых исследований по изучению перспектив спроса, требований потребителей к качеству услуг, тенденций этих требований под влиянием изменяющихся условий жизни.

Конечная цель функционирования маркетинговых служб – подчинение всей хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия законам существования и развития рынка. На сегодняшний день без хорошо налаженной системы маркетинговых служб предприятиям трудно, а порой невозможно выжить в конкурентной борьбе.

В то же время общепринятой практикой различают реализа­цию собственной продукции (иначе говоря, продажу товаров непо­средственно их изготовителем) и перепродажу товаров торговыми организациями. При этом последние могут реализовывать дан­ный товар, как оптовой продажей так и в розницу (то есть только фи­зическим лицам для их личного потребления).

В том или ином качестве, но каждая операция продажи мате­риальных ценностей относится к категории торговых. Таким образом, розничная торговля предполагает заключение сделки купли–продажи товара между продавцом (организацией розничной торговли или индивидуальным предпринимателем) и покупателями (населением).

При этом, как и всякая другая сфера деятельности, рознич­ная торговля имеет специфические особенности учета торговых операций. Причем эти особенности могут отличаться в зависимо­сти от видов розничной торговли, объемов торговых операций, типов торговых точек и т. д.

Также следует отметить, что несмотря на определенную сте­пень свободы как собственно процесса торговли, так и ценообра­зования в этой области (Указ Президента РФ от 29 января 1992 г. № 65 «О свободе торговли» (с последующими изменениями)), го­сударство (в лице своих органов) не может оставаться в стороне от вопросов, связанных с регулированием отношений в сфере торго­вой деятельности.

Такое регулирование осуществляется посредством опреде­ленных правил торговли (как общих, так и отдельными товара­ми), лицензированием некоторых торговых сделок (продажи от­дельных товаров), сертификацией товаров, гигиеническими тре­бованиями и т. п.

Целью данной работы является исследование организации продаж и предоставления услуг на муниципальном предприятии «Первомайский рынок». Проследив формирование услуг, выявить слабые стороны в процессе предоставления услуг,  следовательно, и в образование товарооборота и прибыли предприятия. Кроме этого целью настоящей работы является изучение и анализ методов распространения и продвижения услуг на примере конкретного субъекта хозяйствования – Муниципальное предприятие «Первомайский рынок».

Для достижения поставленной цели в дипломном проекте решаются некоторые задачи:

Рассмотреть теоретические основы организации предприятия розничной торговли,

1)     Выявить общую динамику на примере конкретного розничного предприятия,

2)     Определить наиболее перспективные направления развития.

Объектом исследования дипломной работы является Муниципальное предприятие «Первомайский рынок».

Предметом – методы повышение эффективности деятельности предприятия розничной торговли на основе маркетинговых исследований. Информационной основой данной работы стали федеральные законодательные и нормативные акты, фактические данные анализируемого предприятия, статьи и монографии отечественных и зарубежных авторов. Кроме того, были использованы материалы периодических изданий «Деловой мир», «Риск», «Российский экономический журнал» и др.

Дипломный проект выполнялся на основании личного опыта работы, экономических данных Муниципального предприятия «Первомайский рынок» и маркетинговых исследований.

Дипломный проект имеет практическую ценность, и некоторые из предложенных путей повышения эффективности работы предприятия будут применены на практике.

Заключение

Подводя краткие итоги работы, можно следующим образом выделить её основные моменты. Из дипломного проекта можно сделать основной вывод, анализируемое предприятие организовано в целях оказания услуг клиентам в осуществлении торговой деятельности на территории рынка, оказания торговых и  посреднических услуг, на основе использования имущества и средств, находящихся в полном хозяйственном ведении предприятия, что доля рынков в последнее время значительно уменьшается. Проведя финансовый анализ, следует отметить, что предприятие МП «Первомайский рынок» платежеспособно, финансово независимо, но у него недостаточно собственных средств, для поддержания финансовой устойчивости. Анализ финансовых документов показывает, что деятельность предприятия рентабельна. Анализ конкурентов показал, что предприятие конкурентоспособно, хотя в настоящее время и не является ведущим в данной деятельности. Кроме этого можно сказать, что при наличии определенных условий, предприятие обладает сильным потенциалом, и может развиваться дальше, предоставляя свои услуги не только клиентам среди предпринимателей, но и населению, которое живет за счет продажи продуктов собственного производства.

           Первая глава работы была посвящена рассмотрению общетеоретических основ анализа розничных предприятий.

Каждому предприятию, перед тем как планировать объем работ, необходимо знать, какую продукцию, в каком объеме, где, когда и по каким ценам оно будет реализовать. Для этого нужно изучить спрос на продукцию, рынки ее сбыта, их емкость, реальных и потенциальных конкурентов, потенциальных покупателей, возможность организовать продажи по конкурентной цене, доступность необходимых материальных ресурсов, наличие кадров необходимой квалификации и т.д. От этого зависят конечные финансовые результаты, воспроизводство капитала, его структура и, как следствие, финансовая устойчивость предприятия.

Вышесказанное обуславливает необходимость маркетингового анализа, ключевой основной которого является анализ реализации услуг.

Вторая глава работы носит практически–прикладной характер – в ней проводится анализ на примере конкретного субъекта хозяйствования – Муниципального предприятия «Первомайский рынок».

Рассмотрение системы продвижения товаров на рынок, действующей на Муниципальном предприятии «Первомайский рынок» позволяет сделать вывод, что упор делается в основном на ценовые методы привлечения клиентов. Это отчетливо видно по результатам анализа реализации.

В рамках оптимизации системы деятельности на основе маркетинговых исследований, Муниципальному предприятию «Первомайский рынок» было рекомендовано:

1) Упорядочить политику кредитования (в т.ч. – совершенствование системы скидок);

2) Систематизировать политику продвижения услуг (рекламу; стимулирование торговли; персональные условия договорных отношений).

Наконец, предприятию целесообразно создать службу торговых агентов – службу доставки товара на рынок.

Кроме этого была проанализирована работа предприятия и предложены пути её оптимизации:

-            развитие товарооборота предприятия;

-            факторный анализ товарооборота;

-            формирование торгового ассортимента его структура и рациональность;

Правильно организованная коммерческая работа в розничной торговле способствует, как показывают результаты исследования, удовлетворению запросов потребителей, росту товарооборота и прибыли, а следовательно и успешной работы рынка. Для этого розничным торговым предприятиям необходимо оказывать консультативные услуги следующего характера;

-         оценка конкурентной ситуации в сфере торговли;

-         предоставление статистической информации по всем аспектам сбыта продукции;

-         установление надёжных и долгосрочных партнёрских отношений с клиентами;

-         создание резервных источников финансового обеспечения, процесса работы предприятия;

Мудрая политика с привлечением маркетинговых исследований способствует увеличению продажи товаров. Это приведёт не только к увеличению товарооборота, но и ускорению товарооборачиваемости, что, в свою очередь сократит товарные потери, высвободит часть оборотных средств, которые можно будет направить на дополнительные закупки товара и улучшение материально – технической базы.

Проводить рекламные акции и применять более гибкую систему скидок для дополнительного стимулирования покупателей совершить покупку.

Предприятие должно постоянно следить за меняющимся сезонным спросом на продукцию и своевременно консультировать предпринимателей

Таким образом, все большее внимание следует уделять интересам и запросам потребителей и проводить маркетинговые исследования рынка.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996г., 24 октября 1997г., 8 июля, 17 декабря 1999г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002г., 10 января, 26 марта 2003г.)

2.     Налоговый кодекс Российской Федерации – часть первая от 31 июля 1998г. № 146–ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000г. № 117–ФЗ (с изм. и доп, от 30 марта, 9 июля 1999г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002г., 6, 22, 28 мая, 6 июня 2003г.)

3.     Закон РФ от 27 декабря 1991г. № 2116–I "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с изм. и доп. от 16 июля, 22 декабря 1992г., 27 августа 1993г., 27 октября, 11 ноября, 3 декабря 1994г., 25 апреля, 23, 26 июня, 30 ноября, 27, 31 декабря 1995г., 14 декабря 1996г., от 10 января, 28 июня 1997г., 31 июля, 29 декабря 1998г., 6 января, 10 февраля, 3, 31 марта, 4 мая 1999г., 5 августа 2000г., 9 мая, 6 августа 2001г., 29 мая 2002г.)

4.     Федеральный закон от 8 февраля 1998г. № 14–ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (с изм. и доп. от 11 июля, 31 декабря 1998г., 21 марта 2002г.)

5.     Федеральный закон от 21 ноября 1996г. № 129–ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изм. и доп. от 23 июля 1998г., 28 марта, 31 декабря 2002г., 10 января, 28 мая 2003г.)

6.     Указ Президента РФ от 29 января 1992 г. № 65 «О свободе торговли» (с последующими изменениями)

7.     Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99" (с изм. и доп. от 30 декабря 1999г., 30 марта 2001г.)

8.     Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99" (с изм. и доп. от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001г.)

9.     Приказ Минфина РФ от 13 января 2000г. № 4н "О формах бухгалтерской отчетности организаций"

10. Приказ Минфина РФ от 19 ноября 2002г. № 114н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02"

11. Методические рекомендации по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (утв. приказом МНС РФ от 20 декабря 2002г.БГ–3–02/729)

12. Распоряжение администрации района об утверждении Методического положения по оценке финансового состояния организаций.

13. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / Под ред. проф. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина. М.: ЮрайтИздат; Право и закон, 2003.

14. Ануфриев В.Е. Учет формирования финансового результата и распределения прибыли организации // Бухгалтерский учет, 2001, № 10.

15. Васильев А.А. Муниципальное управление: Конспект лекций .3-е изд.-Н.Новгород, Изд. Гладкова О.В.2004г-388с.

16. Гуккаев В.Б. Розничная торговля. Правила, учёт и налогообложение. – М.: «Бератор», 2004. – 102 с.

17. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. М.: «Финпресс», 1999. – 656 с.

18. Горшкова Л.А. Анализ организации управления. Аналитический инструментарий. М., 2003.

19. Замковский Д.Я. Оптовая торговля непродовольственными товарами.: М.: Экономика, 1988.

20. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. 2–е изд., перераб. и доп. М., 1999.

21. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М., 2001.

22. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. – СПб.: Питер Ком, 1998. – 896 с.

23. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово–экономической деятельности предприятия. М.: ЮНИТИ–ДАНА 2000. – 417 с.

24. Морозова Г.А. Управление регионом: маркетинговый подход Н. Новгород, 1999

25. Морозова Г.А., Мальцев В.А. Методология маркетинговых исследований в регионе. Учебное пособие. Н. Новгород, 1998

26. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. – М.: «НОРМА», 2000. – 259 с.

27. Панкратов Ф.Г. , Серёгина Т.К. Коммерческая деятельность. – М.: «Экономика», 2002. – 254 с.

28. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность. Москва ИНФРА–М 2001. – 248с. (Серия Высшее образвание).

29. Региональная экономика: Учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998

30. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. 6–е изд, перераб. и доп. Минск, 2001.–494с.

31. Синецкий Б.И. Основы коммерческой деятельности. – М.: «Наука», 2001. – 357 с.

32. Справочник финансиста предприятия 2–е изд., доп. и перераб., М., 1999.

33. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация // Под ред. Брагина Л.А. – М.: «ИНФРА», 2002. – 357 с.

34. Управленческий учет: Учебное пособие / Под ред. А.Д. Шеремета. М., 2000.

35. Финансы: Учебник / Под ред. проф. В.В. Ковалева. М., 2001.

36. Формула успеха: маркетинг. СПб., 1998. – 235 с.

37. Чкалова О. В. Формирование ассортимента и товароснабжение торговых предприятий в рыночных условиях. Учебное пособие Н.Новгород: НКИ, 1998. – 115 с.

38. Щур Д.Л., Труханович П.В. Основы торговли: розничная торговля. – М.: Изд.: «Дело и Сервис», 1999. С. 1 – 12.

39. Экономический анализ в управлении делами фирмы / Под ред. Макаровой Л.Г. Н. Новгород, 1996.

40. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. Н.А. Сафронова. М., 1999.

41. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. О.И. Волкова М., 1998.

 



Hosted by uCoz