РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ УСКОРЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра региональной экономики и управления

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

на тему:

Управление системой муниципального здравоохранения

(на примере города Нижнего Новгорода)

Специальность: ГМУ

Специализация:

региональное управление

Выполнил:

студент группы 227

Янчёнков В.А.

Научный руководитель:

доцент Васильев А.А.

Нижний Новгород

2006 г.

 АННОТАЦИЯ

Дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи дипломного проекта.

В первой главе здравоохранение рассматривается как отрасль социальной сферы, где охрана здоровья граждан является одной из важнейших задач государства. Выделяются системы здравоохранения и теоретические основы развития здравоохранения.

Во второй главе исследуется состояние здравоохранения и тенденции его развития в России (с начала ХХ века) и в мировом сообществе. Определяются основные задачи и деятельность муниципальных органов управления здравоохранением.

Третья глава посвящена совершенствованию управления и развитию системы здравоохранения города Нижнего Новгорода. Здесь рассматриваются основные проблемы системы здравоохранения, программы оказания медицинской помощи по различным видам заболеваний на 2000-2006 годы, разработаны мероприятия наиболее эффективного развития системы здравоохранения г. Нижнего Новгорода.

В заключении, на основе анализа, делаются определенные выводы и даются конкретные предложения по развитию и решению управленческих проблем в системе здравоохранения.

Список использованной литературы содержит перечень нормативных актов федеральных, региональных и муниципальных органов власти, учебных и периодических изданий.

В приложении приведены графики, копии постановлений и программ Администрации города Нижнего Новгорода и Правительства Российской Федерации.

 

Оглавление

Введение………………………………………………………….. 4

Глава 1. Здравоохранение как отрасль социальной сферы................................................................................................. 6

1.1.        Понятие и основы организации управления здравоохранением……………………………………………………….. 6

1.2. Система государственного управления здравоохранением……………………………………………………….. 9

1.3. Теоретические основы развития здравоохранения……. 12

Глава 2.Современное состояние системы здравоохранения…………………………………………………….. 17  

2.1. Современное состояние здравоохранения в мировом сообществе……………………………………….…………………….... 17

2.2. Состояние здравоохранения в России………………………. 21

2.З. Муниципальная система здравоохранения ……………….. 33

Глава 3. Совершенствование управления и развития системы здравоохранения г. Нижнего Новгорода…….. 39

3.1.  Особенности развития системы здравоохранения города

Нижнего Новгорода………………………………………………………... 39

3.2.  Пути решения управленческих проблем здравоохранения города Нижнего Новгорода…………………………………………… 45

3.3. Перспективы развития  системы  муниципального здравоохранения………………………………………………………… 52

Заключение……………………………………………………………... 56

Список нормативной базы и литературы………………….. 60

Приложения…….....................................................................................  63


Введение

 Здоровье - это такая форма жизнедеятельности, которая обеспечивает необходимое качество жизни и достаточную ее продолжительность. Любое заболевание, считается заболеванием только лишь потому, что нарушает качество жизни и ведет к преждевременной старости. Здоровье — это такое состояние, которое обеспечивает оптимальное взаимоотношение организма с окружающей средой и способствует активизации всех видов жизнедеятельности человека. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.

Право на здоровье является важнейшим достижением цивилизации.

Конституция России 1993 г. в статье № 41 закрепила право каждого гражданина РФ на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь.

С начала 1990-х годов в нашей стране продолжается и углубляется кризис социальной сферы, общественного здоровья и системы здравоохранения. Суть кризиса - в беспрецедентном в мирное время уменьшении количества (депопуляция) и ухудшении «качества» населения (здоровье и развитие), в деградации среды его обитания и жизнедеятельности, в растущей неспособности здравоохранения и других социальных систем защитить жизнь и здоровье человека, обеспечить медико-санитарные нужды населения даже на прежнем, уже привычном уровне.

О безжалостной объективной реальности кризиса общественного здоровья и системы здравоохранения в России свидетельствуют статистика, государственные доклады о здоровье населения за последние годы, сборники и доклады Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

За последнее десятилетие в результате объективных причин произошло существенное ухудшение интегральных показателей, характеризующих здоровье населения России. Об этих негативных тенденциях в нашем обществе неоднократно писали ведущие ученые и практики: Акулов В.Н., Вялков А.И., Вахитов Ш.М., Комаров Ю.М., Лучкевич B.C., Максимов А.В., Чубарова Т.В. и другие.

Опираясь на анализ используемой литературы и обобщенный опыт развития системы здравоохранения в стране, ее регионах и муниципальных территориях я определил цель дипломного проектирования, которая заключается в анализе здравоохранения как отрасли социальной сферы, определении направлений совершенствования управления элементами системы здравоохранения на примере конкретной территории - города Нижнего Новгорода.

В проекте решались следующие задачи:

        раскрыть теоретические подходы в развитии сферы здравоохранения,   показать   ее   социальную   роль   в   новых   рыночных условиях;

        дать сравнительную характеристику развития здравоохранения в России, ее регионах, на муниципальных территориях (на примере города Нижнего Новгорода);

        дать анализ существующего опыта в управлении системой здравоохранения в рыночных условиях, его особенность на примере муниципального образования;

        спроектировать перспективные направления в развитии сферы муниципального здравоохранения.

Для успешного решения поставленной цели и задач дипломного проектирования нами был применен целый арсенал методов и подходов в сборе, анализе, обобщении имеющегося теоретического материала и практического опыта функционирования системы здравоохранения в различных территориальных образованиях.


Заключение

В результате проведенного анализа проблем управления здравоохранением в России и, в частности, в городе Нижнем Новгороде можно сделать следующие выводы:

1. Спасение и улучшение здоровья населения возможно только в том случае, если все общество, включая правительство, политические партии и общественные движения, широкие слои трудящихся примут общенациональное решение спасти жизнь, здоровье и будущее народа, найдут адекватные финансовые, технические и другие средства для решения этой важнейшей задачи.

2. Без активного и сознательного отношения каждого человека к своему здоровью и здоровью других людей, без здорового образа жизни и активного участия населения в проведении оздоровительных и профилактических мероприятий, успех в охране и укреплении индивидуального и общественного здоровья невозможен.

3. Демографический и здравоохранный кризис, поразивший страну, может быть преодолен только в том случае, если все общество, включая все правительственные и политические структуры, хозяйственных руководителей и предпринимателей, средства массовой информации (СМИ) и самые широкие слои населения:

         во-первых, осознает суть, глубину и опасность кризиса здоровья и развала системы здравоохранения, которые уже реально угрожают
самому выживанию и национальной безопасности России;

         во-вторых,     на     основе     такого     осознания     может     принять принципиально   и   безальтернативно   общенациональное   решение (проявит «политическую волю») спасти жизнь, здоровье и будущее народа;

      в-третьих, найдет достаточные финансовые, технические и иные средства и силы для решения поставленной задачи;

        в-четвертых, примет адекватные и научно обоснованные концепции и стратегии развития здравоохранения.

4. Следует отметить, что:

         преодолеть кризис здоровья народа и здравоохранения можно только системными,        комплексными       методами,       терпеливым        и целенаправленным      подходом      к      совершенствованию   всех работоспособных компонентов системы;

         не разрушать слепо то, что  еще уцелело  и может в рыночных условиях работать;

         не имитировать кипучую деятельность, а исходя из понимания того, что для реформирования сложной социальной системы нужен ее системный анализ, системное понимание ее целей и задач, границ, структуры    и    компонентов,     глубинной,     сущностной,     а    не поверхностной взаимозависимости этих компонентов;

         на   все    внешние   и   внутренние    неблагоприятные    факторы    и воздействия система здравоохранения реагирует как целостность.

5. Необходимо сформировать такую систему здравоохранения, которая сможет быстро осваивать новейшие медицинские технологии, быть самодостаточной как система, экономически, эффективной и, самое главное - способной успешно укреплять и восстанавливать здоровье россиян.

б. Анализ показал, что основной проблемой в настоящее время является то, что законодательство, регулирующее сферу здравоохранения, не формирует организационного единства всех звеньев системы. В результате, проводимые реформы, затрагивая развитие отдельных направлений, не обеспечивают системности, динамичности и целостности процесса реформирования.

7. Успех реформ в здравоохранении определяется единой научно-обоснованной стратегией, содержащей пути выхода из кризиса всей социальной сферы, страны и, в частности,   здравоохранения. Для этого, прежде всего, необходимо совершенствование законодательства, регулирующего правоотношения в здравоохранении и обеспечивающего организационное единство системы в целом, а также устанавливающего ответственность субъектов РФ на всех уровнях за состояние общественного и индивидуального здоровья населения. Наличие законодательного оформления вертикали системы управления здравоохранением, а также содержательных взаимосвязей органов управления здравоохранением субъектов РФ, является важнейшим принципом управления здравоохранением и придает государственной системе здравоохранения законченный пирамидальный вид с развитым нижним (муниципальным) уровнем.

8. Для государственной системы здравоохранения при любой экономической ситуации, должны быть присущи административные методы управления в органичном сочетании с рыночными, поскольку эти методы вполне соответствуют задачам, которые призваны решать органы управления здравоохранением:

     во-первых, обеспечивать проведение единой политики в области здравоохранения,

         во-вторых, координировать работу различных служб,

         в-третьих, контролировать качество оказания медицинской помощи,

         в-четвертых,   внедрять   вопросы   стандартизации  в  медицинской деятельности и т.д.

9.  Анализ проблем управления здравоохранением также показал, что большое значение для реформирования и развития системы здравоохранения в нашей стране будет иметь и международное сотрудничество, которое в XXI столетии будет определяться тем, что:

   многие негативные для общественного здоровья факторы являются
общими для целого ряда стран;

          что распад системы здравобезопасности в одной стране, да еще в такой большой как Россия, создает реальную угрозу не только для нее самой и ближайших соседей, но и для отдаленных государств и всего мира;

           что уже сегодня достижения общемировой науки, а также опыт и программы ВОЗ представляют особую общемировую ценность.

10. Следует также подчеркнуть, что успешному осуществлению реформ в здравоохранении страны, ее регионов и муниципальных территорий может способствовать внедрение принципов менеджмента и маркетинга, экономических и социально-психологических методов в управлении учреждениями   здравоохранения.

 

Список нормативной базы и литературы

1.  Конституция Российской Федерации.- М.: Издательство ПРИОР, 2000.

2.            Российская Федерация. Законы. «О медицинском страховании граждан в РСФСР» Федеральный Закон от 02.04.93, №4741-1 // Собрание Законодательства РФ. 1993

3.            Российская Федерация. Законы. «О замене льгот денежными компенсациями» Федеральный Закон от 22.08.04., №122 // Собрание Законодательства РФ. 2004

4.            Концепция   развития   здравоохранения   и   медицинской   науки   в Российской Федерации, одобренной Постановлением Правительства РФ от 05.11.97 №  1387 «О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в РФ».

5.            Отчет    Департамента    здравоохранения    Администрации    города Нижнего Новгорода за 2003 год. www.admgor.nnov.ru

6.  Отчет   Департамента   здравоохранения   Администрации   города   Нижнего Новгорода за 2004 год и основные направления перспективного развития
здравоохранения города, www.admgor.nnov.ru

7.            Отчет   об   исполнении   Программы   ОМС   как   составной   части Программы     государственных     гарантий     оказания     населению Нижегородской области бесплатной медицинской помощи в 2004 г. www.admgor.nnov.ru

8. Акулов, В.Н. Социальная защита граждан в условиях обязательного медицинского страхования Мир медицины.- 1997.-№6. - С.21-23

9. Вахитов, Ш.М. О необходимости и возможностях развития общественного здравоохранения/Ш.М. Вахитов// Вестник ТИСБИ.-2002.-№1-С.17

10. Вялков, А.И. Концепция: задачи нового этапа/   Медицинский вестник.- 2001.- №28.- С. 191.

11. Приоритеты   реформы/ Актуальное  интервью с  первым заместителем министра здравоохранения России  А.И.Вялковым/ Медицинский   вестник. — 2000. — № 15

12.Стратегия реформ в здравоохранении/ М.  Зурабов - министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации (адаптированная стенограмма выступления)//Врачебная газета.-2004. -№4-5.-С. 55-56.

13.Клименко, В.Ф. О работе лечебно-профилактических учреждений в новых условиях страхования/ В. Ф. Клименко (зам. исполнительного директора Нижегородского ТФ ОМС)// Мир медицины и фармации.-2004.-№12.-С.15

14.Комаров, Ю.М. Современный  международный  опыт  развития здравоохранения/ Ю.М. Комаров – доктор  медицинских  наук, профессор, заслуженный  деятель науки Российской Федерации,  вице-президент РМА //Врачебная Газета.-2004.-№8. - С.25

15.Здравоохранение в условиях рыночной экономики/ Кузьменко М. М., Баранов В. В., Шиленко Ю. В.. —М., 1994. —297 с.

16.Лучкевич, B.C. Основы социальной медицины и управления     здравоохранением / учебное пособие.- С.-П, 1997.-23-52 с.

17.Маргиева, Н. Отдам поликлинику в хорошие руки/Русский курьер.-2005.- 2 мар.-С.2

18.Мелянченко, Н.  Министерство  здравоохранения  и   социального  развития: новые    возможности    управления/   Медицинская   газета. -   2004.-№ 43.- С.2

19.Поляков, И.В., Максимов, А.В. От единого государства к единой системе здравоохранения/ Проблемы управления здравоохранением.-2001.-№1-C.10

20.Родионова, В. Н Менеджмент в здравоохранении в новых экономических условиях//Экономика и управление здравоохранением / Под ред. Ю. П
Лисицына —М, 1993.—43—83 с.

21.Чубарова, Т. В. Теория и практика управления / лекция Т.В. Чубаровой    канд.    эконом.    наук,    научный    сотрудник    Центра сравнительной транзитологии ИМЭПИ РАН, преподавателя факультета социального менеджмента и социальной работы Московской высшей школы социальных и экономических наук. - М.,2004.

22. Заявление     Президиума     правления     Российской     медицинской ассоциации «О ситуации в здравоохранении Российской Федерации»/ Врачебная Газета.-2004.-№6.-С.2

23. Реформа      здравоохранения:      о      системности      кризиса      в здравоохранении и не системности реформ/ Врачебная Газета.-2004.-№8.-С.4

 

 



Hosted by uCoz