Российская академия государственной службы

при Президенте Российской Федерации

 

ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Факультет заочного обучения

Кафедра региональной экономики и управления

 

Дипломный проект

 

«Реализация социальной политики региональными органами

(на примере Нижегородской области)»

 

Специальность:

государственное

и муниципальное

управление

Выполнила:    

Данилина Татьяна

Павловна 

группа №01-ГЗ-3

Научный руководитель:

доцент

Васильев Алексей Алексеевич

 

г. Нижний Новгород

                                               2007г.

Аннотация

Дипломный проект посвящён изучению реализации социальной политики на примере Нижегородской области.

Структурно дипломный проект состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, приложений.

         Первая глава посвящена рассмотрению теоретических аспектов социальной политики, как одной из основных состав­ляющих внутренней политики государ­ства, его властных структур и стоящих за ними политических сил. В этой главе исследованы понятие и сущность социальной политики государства; содержание социальной политики в регионах; нормативное обеспечение социальной политики; взаимодействие федеральных и региональных органов государственной власти в проведении социальной политики в регионе.

Во второй главе анализируется реализация социальной политики в Нижегородской области (демографическая ситуация, качество жизни населения, система социальной защиты).

В третьей главе предложены направления совершенствования социальной политики в Нижегородской области (исследованы факторы повышения уровня жизни; определены способы решения демографических проблем, направления развития здравоохранения, возможный план развития отрасли культуры).

Список литературы состоит из 33 источников.

Имеется 2 приложения.

Общий объём дипломного проекта – 72 листа, в том числе 2 приложения.


Содержание

 

 

Глава 1

 

 

 

 

 

 

Глава 2

 

 

 

 

 

Глава 3

Введение

Теоретические аспекты социальной политики

1.1.Понятие и сущность социальной политики государства

1.2.Содержание социальной политики в регионах

1.3.Нормативное обеспечение социальной политики

1.4.Взаимодействие федеральных и региональных органов государственной власти в проведении социальной политики в регионе

Реализация социальной политики в Нижегородской области

2.1.Общая характеристика социально-экономического развития Нижегородской области

2.2.Анализ демографической ситуации

2.3.Анализ качества жизни населения

2.4.Анализ системы социальной защиты

Направления совершенствования социальной политики в Нижегородской области

3.1.Факторы повышения уровня жизни

3.2.Способы решения демографических проблем

3.3.Направления развития здравоохранения

3.4.План развития отрасли культуры

Заключение

Список литературы

Приложения

3

5

5

10

15

 

 

18

23

 

23

28

37

46

 

55

55

57

58

62

63

65

68

 

 

Введение

Становление рыночной экономики должно сопровождаться формированием адекватных инструментов государственного регулирования, одним из которых является социальная политика. Будучи целостной и сбалансированной, она должна служить мощным средством пробуждения не только материальной, но и духовной, личностной энергии людей.

         Социальная политика представляет собой совокупность преобразующих действий на основании общественно-политических идей и представлений и принципах и методах разрешения противоречий между экономической эффективностью системы и социальной справедливостью. Современная парадигма социальной политики предполагает, что государство должно выполнять «функцию оценивающего и преобразующего фактора и гаранта, целью которого является обеспечение для каждого члена  общества достойного человека существования, уменьшение различий в уровне благосостояния, ликвидация отношений зависимости и установление соответствующего контроля»[1]. Основными направлениями социальной политики являются регулирование доходов, занятости, создание эффективной системы социальной защиты.

Главная цель социальной политики – это повышение уровня и качества жизни граждан России на основе стимулирования трудовой и хозяйственной активности населения, предоставление каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих своим трудом и предприимчивостью обеспечивать благосостояние семьи. При этом государство полностью сохраняет свои социальные обязательства перед пенсионерами, инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными гражданами.

Данная тема очень актуальна в наши дни, т.к. проводимая до настоящего времени социальная политика в нашей стране не отвечает требованиям её целевой установки: отсутствуют чёткие критерии социальных ориентиров, не разработан механизм реализации социальной политики и как следствие этого – крайне  низкая эффективность её проведения.

Объект исследования – общественные отношения по поводу проведения социальной политики государства.

Предмет исследования – конкретные закономерности реализации социальной политики в Нижегородской области.

Цель данной работы состоит в изучении социальной политики на примере Нижегородской области.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи.

1. Рассмотреть понятие, сущность и задачи социальной политики государства.

2. Проанализировать содержание социальной политики в регионах.

3. Исследовать реализацию социальной политики в Нижегородской области.

4. На основе выводов дать предложения по повышению уровня жизни населения, решению демографических проблем, развитию здравоохранения и культуры Нижегородской области.

Заключение

                  Данная работа была посвящена изучению реализации социальной политики на примере Нижегородской области.

На основании вышеизложенного можно констатировать наличие позитивных тенденций в соци­ально-экономическом развитии Нижегородской области, о чем, в част­ности, свидетельствуют рост реальных доходов населения, снижение уровня бедности и др. При этом необходимо отметить, что перед об­ластью и правительством области стоит ряд серьезных проблем, эф­фективно решать которые необходимо при использовании системного подхода и переходе к стратегическому управлению социально-экономическим развитием Нижегородского региона.

Для сохранения положительной динамики роста реальных доходов и повышения уровня жизни населения области необходимо:

ú        обеспечить стабильное повышение заработной платы на основе совершенствования договорных отношений в сфере оплаты труда, повышения   доходов   работников   бюджетных   учреждений,   сокращения различий в реальной оплате труда работников равнозначной квалифи­кации, разработки и реализации мер по легализации «теневой» части заработной платы;

ú        в целях создания условий для преодоления бедности разрабо­тать и принять закон Нижегородской области «О структуре потреби­тельской корзины в Нижегородской области и ее стоимостном выра­жении»,  разработать систему мер по повышению покупательной спо­собности заработной платы и доходов населения на 2007 и последую­щие годы;

ú        развивать систему дополнительных социальных гарантий на ос­нове   формирования   системы   социального   партнерства,   применения новых  форм  добровольного  страхования   работников,   создавать  дополнительные рабочие места, организовывать общественные и времен­ные работы, в первую очередь, для молодежи и безработных;

ú        улучшать условия и охрану труда на основе реализации «Ком­плексной   целевой   программы  улучшения  условий   и  охраны  труда  в организациях Нижегородской области».

Однако, как подчеркнул В.В. Путин в марте 2004 г., «даже самые амбициозные задачи должны быть основаны на точном расчёте и реалистичном прогнозе… Только такая ответственная политика позволит нам добиться серьёзных экономических успехов и видимых перемен в благосостоянии граждан»[2].

С целью развития сферы культуры и сохранения культурного наследия целесообразно:

ú        разработать целевую комплексную программу «Развитие сферы культуры Нижегородской области на период до 2010 года»;

ú        разработать   и   принять   законы   Нижегородской   области   «О культуре», «О целевом фонде сохранения культурного наследия Нижегородской области» и «О льготировании деятельности в сфере охраны объектов культурного наследия Нижегородской области»;

ú        принять срочные меры для обеспечения финансирования, в том числе, с участием федерального бюджета, завершения строительства и реконструкции наиболее значимых для области объектов культуры и культурного наследия.

Социальное государство должно сфокусировать свои ориентиры на утверждение и развитие норм социального права в целях достижения благосостояния обще­ства, обеспечения достойной жизни и свободного развития че­ловека независимо от складывающейся политической и соци­ально-экономической ситуации в стране.

 


Список литературы

Нормативно-правовые акты

1.     Конституция РФ. – М., 2006.

2.     Указ Президента РФ от 9.03.2004г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 23.12.2005, с изм. от 27.03.2006) // Российская газета № 50 от 12.03.2004г.

3.     Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26.04.2005г.

4.     Федеральный закон от 17.07.99 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. от 29.12.2004г.) // Российская  газета № 142 от 23.07.1999г.

5.     Федеральный закон от 10.12.95г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения» (ред. от 22.08.2004г.) // Российская  газета № 243 от 19.12.1995г.

6.     Федеральный закон от 5.04.2003г. № 44-ФЗ  «О порядке учёта доходов и расчёта среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» // Российская  газета № 67 от 09.04.2003.

7.     Федеральный Закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 03.06.2006) // Российская газета № 202 от 08.10.2003г.

8.     Федеральный закон  от  29.12.2006 года  № 258–ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий».

9.     Концепция семейной политики в Нижегородской области, утв. Постановлением Правительства Нижегородской области от  23 декабря 2003 г. № 371 // СПС Консультант-Плюс.

10.Указ Губернатора Нижегородской области от 29.12.06  № 88  «О внесении изменений в Указ губернатора Нижегородской области от 2 сентября 2005 года № 44 «О формировании системы органов исполнительной власти Нижегородской области».

11.ЗНО от 22 июля 2003 года № 66-З «О прогнозировании, стратегическом и программном планировании социально-экономического развития Нижегородской области» // Нижегородские новости № 136 от 25.07.2003г.

12.ЗНО от 7.07.04 № 65-З «Об утверждении комплексной целевой программы улучшения условий и охраны труда в организациях Нижегородской области на 2004-2006 гг. // Нижегородские новости. № 127 от 14.07.04.

13.Постановление Правительства Нижегородской области от 5.03.2005 № 61 «О стратегическом плане социально-экономического развития Нижегородской области на период до 2015 года». // Нижегородские новости № 74, 77, апрель 2005.

Литература

14.Бурджалов Ф.Э. Современная социальная политика: между планом и  рынком. – М., 2000.

15.Буянова М.О. Право социального обеспечения. – М., 2006.

16.Воронин Ю. Приоритеты бюджетной политики. // Экономист. 2002. № 6.

17.Горегляд  В. Бюджетная система и экономический потенциал страны. // Вопросы экономики. 2002. № 4.

18.Коваленко Г.А.  Межбюджетные отношений в РФ: проблема самостоятельности регионов. // Вестник Московского ун-та. Серия 6. Экономика. 2002. № 2.

19.Гурьев В.И.  Основы социальной статистики. – М., 2001.

20.«Таким путём». Президент сформулировал  стратегические задачи для нового состава Правительства. // Российская газета. 20 марта 2004г. 

21.Егоршин А.П., Зайцев А.К. Качество жизни населения региона. – Н. Новгород, 2002.

22.Захаров М.Л., Тучкова Э.Г.  Право социального обеспечения России. – М., 2002.

23.Межбюджетные отношения-2007. Регионы получат больше денег (Интервью заместителя министра финансов РФ А.Г. Силуанова) // Финансы. № 9. 2006.

24.Обзор экономики Российской Федерации. ОЭСР, 2000.

25.Попов В. Реформа бюджетного федерализма в России: первые итоги. // Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 4. 

26.Реформирование социальной сферы  в условиях перехода к рыночной экономике. – М., 2002.

27.Социальная политика. // Под ред. Н.А. Волгина. – М., 2005.

28.Старовойтова Л.И., Золотарёва Т.В. Занятость населения и её регулирование. – М., 2001.

29.Шмидт Г. Социальная политика как составляющая часть социальной рыночной экономики. // Вестник МГУ. Сер. 6. – 2000. - № 5. 

30.Экономическая статистика. // Под ред. Ю.Н. Иванова. – М., 2005.

Статистический материал

31.Нижегородский потенциал. Статистический сборник. – Н. Новгород, 2005.

32.Отчёты Областного управления статистики за 2004-2005гг.

33.http://szn.nnov.ru.

 

 

 

 

 

 

 

 



[1] Шмидт Г. Социальная политика как составляющая часть социальной рыночной экономики. // Вестник МГУ. Сер. 6. – 2000. - № 5.  С. 31.

[2] «Таким путём». Президент сформулировал  стратегические задачи для нового состава Правительства. // Российская газета. 20 марта 2004 г.  С. 2.



Hosted by uCoz