Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации

 

Волго-Вятская академия государственной службы

Заочный факультет ускоренного обучения

 

Кафедра региональной экономики и управления

 

Дипломный проект

 

"Развитие малого бизнеса в муниципальном образовании

(на примере города Нижнего Новгорода)"

 

Специальность: государственное и

муниципальное управление

Выполнил: студент группы 337

Лебедева

Татьяна Викторовна

Научный руководитель: доцент

Васильев

Алексей Алексеевич

 

 

 Нижний Новгород

2006 г.


Аннотация

 

Дипломный проект на тему «Развитие малого бизнеса в Нижнем Новгороде» посвящен исследованию развития малого бизнеса в Нижнем Новгороде.

Во введении обоснована актуальность выбранной темы, определена цель и поставлены задачи дипломной работы.

Первая глава данной дипломной работы посвящена значению малого бизнеса в российской экономике. В ней излагаются теоретические аспекты и нормативно–правовое регулирование малого бизнеса, основные внешние факторы и проблемы малого бизнеса. Рассматривается развитие малого бизнеса в России.

Во второй главе работы проводится анализ развития субъектов малого бизнеса в Ленинском районе Нижегородской области. Рассматриваются тенденции развития малого бизнеса, а также меры стимулирования развития малого и среднего бизнеса.

В третьей главе изложены программы развития малого бизнеса

В заключение охарактеризованы основные перспективы Нижегородской области в сфере малого бизнеса.

Для написания данной работы использовано 40 литературных источников, в том числе Федеральные законы, Комплекс мер поддержки малого предпринимательства в городе Нижнем Новгороде на 2003-2006 годы, а также стратегия развития Нижегородской области до 2020 года.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                4

Глава 1. Значение малого бизнеса для российской экономики    7

1.1. Понятие и развитие малого бизнеса в России                                 7

1.2. Основные внешние факторы и проблемы

малого бизнеса в России                                                                               14

1.3. Нормативно–правовое регулирование малого бизнеса                            22

Глава 2. Анализ развития субъектов малого бизнеса

в Ленинском районе Нижегородской области                                 33

2.1. Развитие малого бизнеса в Нижегородской области                      33

2.2. Состояние малого бизнеса в Ленинском районе                             45

2.3. Меры стимулирования развития малого и среднего бизнеса                   54

Глава 3. Возможности роста для предприятий малого бизнеса         66

3.1. Федеральные программы

государственной поддержки малого бизнеса                                        66

3.2. Программа развития малого бизнеса

в Нижегородской области на 2006 – 2010 годы                                              82

3.3. Муниципальная программа поддержки и развития малого бизнеса        89

Заключение                                                                                           98

Список использованной литературы                                                101

Приложения


Введение

Сложилось ошибочное мнение, что малое предприятие – это не просто небольшое по численности или объему продукции производство, но и совершенно новая структура, особый вид предприятия, основанного на специальной форме собственности.

На самом деле термин малое предприятие определяет лишь количественные параметры, а формы собственности и организации  хозяйственной деятельности при этом могут быть любые. Государственные, индивидуальные предприятия, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, арендные предприятия, кооперативы – все это предприятия, и они могут быть малыми, если попадают под критерии малого предприятия.

Закон «О предприятиях в СССР» говорил о двух признаках малого предприятия: численность работающих и объем хозяйственного оборота, но не определял ни первого, ни второго, отсылая к законодательству СССР. Аналогичная ситуация наблюдается и в «Законе о предприятиях и предпринимательской деятельности» РСФСР. Постановление № 790 определило только первый признак, оставляя определение второго республиканскому законодательству.

Пока такого законодательства нет, следует руководствоваться только первым: в промышленности и строительстве до 200 работающих, в науке и научном обслуживании до 100,  работающие в непроизводственной сфере до 25, в розничной торговле до 15 работающих человек, причем в отдельные периоды численность работающих может колебаться в ту или иную сторону.

Чтобы правильно руководствоваться признаком малого предприятия – численность работающих, как признаком объема хозяйственного оборота (когда он будет установлен), необходимо верно определить отраслевую  принадлежность  предприятия.

Переход к рыночной  экономике потребует изменения всей экономической инфраструктуры страны и в первую очередь осуществление ее демонополизации. В стране сейчас 40 тыс. предприятий, а для создания необходимой инфраструктуры потребуется не менее 500 тыс. предприятий. Именно за счет малых предприятий можно преобразовать социально-экономическую структуру общества, преодолеть монополизм, создать среду для конкуренции, и развития рыночных отношений.

Несмотря на трудности в борьбе за выживание и остроту конкуренции между фирмами, а также между малыми и крупными предприятиями подобная форма предпринимательства обладает определенными достоинствами: это гибкость и моментальная приспособляемость к конъюнктуре рынка, способность быстро изменять структуру производства, быстро создавать и оперативно применять новые технологии и научные разработки: это дух инициативы, предприимчивость и динамизм.

К преимуществу малых предприятий следует отнести и разрешение производить ускоренную амортизацию активной части производственных фондов. Также к преимуществам следует отнести и обеспечение их материально-техническим ресурсами предприятиями и организациями, на базе структурных единиц которых они образованы, а также создание специальных организаций, специализирующихся на сдаче в аренду машин и оборудования малым предприятиям.

К настоящему времени во многих регионах создана минимально необходимая инфраструктура поддержки малого бизнеса. Несмотря на огромные трудности, по России действуют 49 агентств поддержки малого бизнеса, предоставляющих консультационные, бухгалтерские, информационно-маркетинговые услуги, 33 лизинговых компании, 29 бизнес-инкубаторов. Этого, конечно, мало, учитывая необъятные просторы и степень остроты стоящих перед малыми предпринимателями проблем. Однако начало положено, и содействовать превращению этих ростков в саморегулирующуюся систему государственной и общественной помощи малому бизнесу – одна из актуальнейших задач государства в рамках федеральных программ поддержки. Но решается она на протяжении всех последних лет из рук вон плохо.

Главными рычагами воздействия российского государства на развитие малого бизнеса являются федеральные и региональные программы государственной поддержки малого бизнеса.

Основная проблема малого и среднего бизнеса Нижегородской области – низкий уровень доступа к информационным ресурсам, в том числе о конкурсах, тендерах и прочее. Отсутствие такой информации затрудняет возможность привлечения потенциальных инвесторов.

В связи с этим председатель НРО «Опора России» выступил с предложением в адрес правительства Нижегородской области создать производственно-торговый справочник. В данном издании будет содержаться информация о предприятиях малого и среднего бизнеса, объемах и наименовании продукции, доли сбыта на рынках.

Кроме того, в числе мер поддержки бизнеса в регионе – возможность создания максимально комфортных условий представителям малого и среднего бизнеса для сбыта в крупных супермаркетах Нижнего Новгорода и Нижегородской области 70% товаров регионального производства. К проекту планируется привлечь ВЗАО «Нижегородская ярмарка», сеть крупных универмагов области, городские и районные администрации.

Также существует необходимость протекционистской политики в продвижении продукции малого и среднего бизнеса Нижегородской области в других регионах. Несмотря на то, что Нижегородская область продает до 90% продукции в другие регионы, особую сложность для предпринимателей региона представляет возможность укрепиться на рынках Татарстана и Башкирии.

Целью дипломной работы является оценка состояния малого бизнеса в Нижегородской области и Ленинском районе Нижнего Новгорода.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

·              изучение сущности и нормативно-правового регулирования малого бизнеса;

·              анализ развития субъектов малого бизнеса в Нижегородской области;

·              анализ возможностей роста для предприятий малого бизнеса.

Заключение

Малый бизнес является тем сектором экономики, который наиболее быстро и оперативно реагирует на все изменения на рынке: изменение спроса, налоговой системы, изменение конкуренции. Уровень развития малого бизнеса в регионе является индикатором благоприятного климата для развития бизнеса, привлечения инвестиций, расширения сфер деятельности.

Основными показателями, принятыми для оценки уровня развития малого бизнеса в регионе, являются:

– Число малых предприятий, приходящихся на 1000 жителей региона,

– Производство продукции и услуг малыми предприятиями в расчёте на душу населения региона;

– Инвестиции на одного занятого в малом бизнесе.

– Доля налоговых поступлений от малого бизнеса.

Сегодня в Нижегородской области действуют 13 центров развития предпринимательства, 9 фондов поддержки предпринимательства, 40 общественных организаций малого и среднего бизнеса.

По прогнозам аналитиков, к 2010 году в регионе количество занятых в сфере малого бизнеса вырастет на 19 процентов, а налоговые выплаты частных предприятий в консолидированный бюджет достигнут 6 миллиардов рублей.

Со сменой губернатора малый бизнес получил мощное лобби в областном правительстве. Теперь интересы предпринимателей будет представлять министерство поддержки и развития малого бизнеса, потребительского рынка и услуг, второе по счету в России (после Москвы).

В настоящее время главной задачей является обеспечение эффективного развития малого бизнеса. Министерство развития предпринимательства, которое сейчас создано, немного опоздало со своим рождением. Согласно данным статистики, в крупной промышленности нижегородской области занято 400 тысяч человек, а в предпринимательстве – 470 тысяч. К тому же происходит естественное сокращение крупных предприятий, на которое вскоре повлияет вступление России в ВТО. Таким образом, планируется, что к 2010 году в малом бизнесе в нижегородской области будет занято 650 тысяч человек.

Приоритетная задача – удвоение доходной части бюджета от поступлений малого бизнеса в течение трех лет. Удвоение должно произойти за счет эффективного взаимодействия администрации с предпринимателями, помощи в развитии их проектов, создании новых рабочих мест, новых налоговых отчислений. Сегодня власти принципиально заинтересованы в развитии любого бизнеса, даже самого малого.

Сейчас возрождается губернаторский совет, который был создан три года назад и в который войдут все представители предпринимательского сообщества, для того чтобы рассматривать любые жалобы предпринимателей. На сайте правительства будет ссылка нашего министерства, куда можно обращаться с жалобами, и будет вестись еженедельный прием граждан.

В данный момент сложилась очень странная ситуация. С одной стороны, власти заинтересованы в развитии малого бизнеса – в налогах, которые отдаются местным муниципалитетам, в новых рабочих местах, в самозанятости. Но если три года назад бизнесмены жаловались на контролирующие органы, то в настоящее время жалобы по поводу выделения земельных участков, разрешений под строительство, на продление договоров аренды. Получается, та самая структура, которая вроде бы максимально заинтересована в развитии малого бизнеса, является основным тормозом его развития!

В последнее время более динамично начинают развиваться предприятия производственной сферы, активно развивается строительный сектор. Впервые в 2005 году начался рост в сфере услуг и общественного питания. К 2010 году по среднесрочному плану развития Нижегородской области сектор производства будет занимать 30 процентов от всей структуры малого бизнеса (сейчас 14%).


Основная перспектива для экономики Нижегородской области – малый бизнес, который в производстве взаимодействует со средними и крупными предприятиями.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 17.04.2006 № 127 утверждена Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года. В настоящее время органами исполнительной власти формируется среднесрочный план деятельности Правительства области по ее реализации.

Предпринимательская активность населения и готовность к риску являются важными условиями появления и развития высокотехнологичных предприятий инновационного пояса, а также таких секторов, как туризм, легкая промышленность, строительство, сельское хозяйство, торговля и другие услуги для населения.

Развитие малого бизнеса позволит обеспечить трудоустройство высвобождающихся работников модернизируемых предприятий и условия для занятости населения в районах, с ограниченными возможностями для привлечения инвестиций.

Для развития малого бизнеса необходимо:

– устранение административных барьеров;

– развитие механизмов финансирования предприятий на ранней стадии развития;

– консультационная поддержка и обучение предпринимателей;

– активное вовлечение населения в предпринимательскую деятельность, включая формирование благоприятного имиджа предпринимателя.


Список использованной литературы

1.        Авилова А.В., Бухвальд Е.M., Обыденнова Т.Б., Чепуренко A.Ю. Малый бизнес после августа 1998 г.: проблемы, тенденции, адаптационные возможности // Осенний кризис 1998 года: российское общество до и после. – М.: РНИСиНП, РОССПЭН, 1998.

2.     Анализ влияния федеральных программ поддержки малого предпринимательства на развитие сектора малого бизнеса в России. – М., 2005.

3.        Анализ влияния федеральных программ поддержки малого предпринимательства на развитие сектора малого бизнеса в России. Разработка концептуальных подходов государственной поддержки малого предпринимательства до 2004 г. – М.: ИКЦ «Бизнес-Тезаурус, 2001.

4.     Афанасьева Т. П., Буев В. В., Пуденко Т. И. Анализ состояния внешней среды малого предпринимательства в России. – М., 2005.

5.        Буев В.В. Государственная политика России в отношении малого предпринимательства (аналитический обзор). – М., 2001.

6.        Доклад о состоянии и развитии малого предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его государственной поддержке в 2004 г. – М., МАП России, 2005.

7.     Евдокимов П., Матрусов С., Мигин С. Исследование проблем в сфере малого предпринимательства, возникающих при присоединении России к всемирной торговой организации. – М., 2005.

8.     Егоров Е. Малый бизнес – инструмент решения социальных задач // Проблемы теории и практики управления, №4, 2003.

9.        Исследование эффективности действия норм Федерального закона от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и отношения субъектов малого предпринимательства к направлениям его совершенствования в 5 регионах. Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства. – М., 2003.

10. Классификация субъектов Российской Федерации по уровню развития малого предпринимательства. – М., 2005.

11.     Концепция государственной политики поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации, 2004.

12. Лабуза Д. Развитие малого бизнеса. // Нижегородский предприниматель №5, 2005.

13. Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2004.

14. Ливенцев Н.Н., Лисоволик Я.Д. Актуальные проблемы присоединения России к ВТО. – М.: Экономика, 2002.

15. Мукерджи А. Внедрение нормативов ВТО: проблемы развивающихся стран // МЭиМО, №6, 2003.

16. Нешитой А. С. Концептуально–методические основы комплексной оценки эффективности предпринимательской деятельности. // Финансовый менеджмент, №4, 2002.

17.     Обыдённова Т.Б., Чепуренко А.Ю. Социально-трудовые отношения в российском малом предпринимательстве и возможности государственной политики. – М.: РНИСиНП, 2000.

18.     Основные тенденции развития малого предпринимательства в России в 1996 - 2000 годах. РЦЭР при Правительстве РФ. – М., 2001.

19.     Положительный опыт развития малого предпринимательства в России. Аналитический сборник. – М.: Академия менеджмента и рынка, 2001.

20. Проблемы развития предпринимательства в сфере услуг: Тезисы выступлений / Под. ред. Чл. корр. АЕН РФ, д. э. н., проф. Панова А. И., к. э. н., доцента Королева И. В. – Н. Новгород: НКИ, 1998.

21. Рагимов С. Н. Современные проблемы развития малого предпринимательства // Финансы, № 11, 2001.

22. Региональная программа защиты и представления интересов малого бизнеса Коалицией бизнес-ассоциаций Нижегородской области в 2006 году. – Нижний Новгород, 2006.

23.     Российское обозрение малых и средних предприятий. – М.: ТАСИС СМЕРУС 9803, 2004.

24. Сахарова Н. У Ленинского района – большое будущее. // Нижегородский предприниматель №6, 2003

25.     Секторальный и региональный анализ последствий вступления России в ВТО: оценка издержек и выгод. – М.: ЦЭФИР, 2002.

26. Сидоров М. А. Проблемы малого бизнеса в России. (Из материалов VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления», состоявшейся 26 апреля 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации). – М.: МЭО МГИМО (У) МИД РФ, 2005.

27. Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года. – Нижний Новгород, 2006.

28. Стрельникова С. Малый бизнес: грядут перемены. // Главбух, №7, 2004.

29. Фадеев В. Ю. Малое предпринимательство в переходной экономике Российской Федерации: проблемы и перспективы. – М.: Наука, 2000.

30. Чепуренко А. «Малое предпринимательство в России» (по заказу Фонда им. Фридриха Науманна (Московское бюро)). – М., 2002.

31. Шестоперов А. М. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2005 году. – М., 2006.

32. http://www.aavasilev.narod.ru

33. http://mx.admgor.nnov.ru

34. http://businesspress.ru

35. http://www.erjc.nnov.ru

36. http://www.nisse.ru

37. http://www.nt-invest.nnov.ru

38. http://www.opora.ru/live/default.asp

39. http://www.polit-nn.ru

  1. http://www.smb-support.ru


Hosted by uCoz