Российская академия государственной службы

при президенте российской федерации

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Волго-Вятская академия государственной службы

 

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Кафедра региональной экономики и управления

 

Дипломный проект

 

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ

(на примере муниципального образования – город Рузаевка)

 

Специальность:     «Государственное и муниципальное управление»

 

Выполнил: студентка

Группы 01-ГЗ-1

Рыбасова Ирина Сергеевна

 

Научный руководитель:

доцент,

Васильев Алексей Алексеевич

 

г. Нижний Новгород

2007

 

Аннотация

Дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность данной темы, формулируются цели, задачи.

В первой главе исследованы теоретические и методологические основы, рассмотрены теоретические основы системы социальной защиты инвалидов, а также правовое обеспеченье социальной защиты инвалидов.

Во второй главе обозначены проблемы системы социальной защиты инвалидов, а также проанализирована деятельность органов социальной защиты населения. В МО Рузаевка, выработаны предложения по совершенствованию системы методов социальной защиты инвалидов.

         В третьей главе в результате проведенных исследований обоснованы приоритетные направления развития системы социальной защиты инвалидов в МО Рузаевка.

В заключении обобщаются полученные результаты дипломного проекта и даются предложения по совершенствованию системы социальной защиты инвалидов.

         Список использованной литературы включает 91 наименование нормативных актов, учебных изданий и статей.

Объем дипломного проекта составляет 115 страницы, включая 3 приложения.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………….4  

Глава 1. Теоретические аспекты социальной защиты инвалидов ……………………………………………………………………………………………….8                                            

1.1 Социальная защита населения  сущность и принципы осуществления …….…8                        

1.2 Формы и методы решения социальных проблем инвалидов ……………………19                                        

1.3 Правовое обеспеченье социальной защиты инвалидов  ………………………….29                                               

Глава 2.  Анализ системы социальной защиты инвалидов в МО Рузаевка ………………………………………… ……………………………………………42                                      

2.1 Анализ уровня жизни инвалидов в МО Рузаевка ………………………………...42

2.2 Организация социальной защиты инвалидов в МО Рузаевка

защиты инвалидов ………………………………………………………………………53

2.3 Оценка реализации комплексных целевых программ социальной …………..…64                                                                                                                 

Глава 3. Совершенствование  социальной защиты инвалидов ………78                                                       

3.1 Формирование приоритетных направлений развития системы социальной 

защиты инвалидов ……………………………………………………………………...78                                                                                                                    

3.2 Унификация процедур предоставления адресной социальной помощи ….…...89                    

Заключение ………………………………………………………………….…98                                                                                                                              

Список литературы…………………... …………………………………….…………102                                                                                       

Приложение А ……………………………………………………………………….…110                                                                                                                         

Приложение Б ……………………………………………………………………..…..111                                                                                                                         

Приложение В …………………………………………………………………….…....113  

 

Введение

Тема инвалидов и инвалидности, сам этот социально-экономический феномен если и не маргинален, то уж, конечно, и не централен для комплекса социальных проблем, стоящих перед российским обществом. Между тем отношению государства именно к этой социальной группе присущи, может быть, в наиболее рельефном виде противоречия, свойственные современной российской социальной политике вообще. Здесь и сохранение рудиментов дореформенного понимания «социальной справедливости», и амбициозность задач, несоразмерных экономическим ресурсам, и утрата адресности и специализации, и подчинение социальной политики в отношении инвалидов задаче поддержать доходы наименее обеспеченных социальных групп, превратить ее в один из каналов борьбы с бедностью и пр. Тем самым в этом на первый взгляд частном вопросе, как в капле воды, отражены более общие проблемы.

Инвалидность представляет собой социальный феномен, от которого не свободно ни одно общество. От нарушения трудоспособности, не застрахован никто. Цивилизованное общество должно делать все возможное, чтобы люди с тяжелыми нарушениями здоровья могли участвовать в экономической и общественной жизни. Это вопрос основных прав человека, обеспечить которые - обязанность общества, государства и законодательства. Весь вопрос в том, достаточно ли для этого наличных экономических ресурсов.

Человек, имеющий инвалидность, может быть также способен и талантлив как и человек, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить  с их помощью пользу обществу в большинстве случаев ему мешает неравенство возможностей. Поэтому  социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, призвана не просто предоставить человеку с ограниченными возможностями определенные льготы и привилегии, государство должно пойти  навстречу его социальным потребностям и создать  отвечающую современным  требованиям систему социальных служб, позволяющих снивелировать ограничения, препятствующие  процессам его социальной реабилитации и индивидуального развития. Значительную  роль  в решении вопросов социальной защиты инвалидов играют органы местного самоуправления, как наиболее приближенные  к населению органы власти, поэтому проблемы в области социальной сферы должны быть выдвинуты на передний план и стать приоритетным полем деятельности для местных органов власти.

В немалой степени эффективность соответствующей политики зависит и от масштабов инвалидности в стране, которые обусловлены множеством факторов, таких, как состояние здоровья нации, уровень здравоохранения, социально-экономическое развитие, качество экологической среды, историческое наследие, участие в войнах и вооруженных конфликтах и т. д. В России все перечисленные факторы имеют ярко выраженный негативный вектор, что и предопределяет высокие показатели инвалидности в обществе. В настоящее время численность инвалидов приближается к 10 млн. человек (около 7 проц. населения) и продолжает расти. Поскольку эта тенденция стала особенно заметна в последние шесть лет, не будет, пожалуй, преувеличением сказать, что при сохранении таких темпов нам грозит не в столь отдаленной перспективе «инвалидизация всей страны» - во всяком случае, всего ее населения пенсионного возраста. Как бы ни были велики макроэкономические и финансово-бюджетные трудности, с которыми сталкивается переходная экономика, российское государство не может себе позволить игнорировать проблему инвалидности при таких ее масштабах и неблагоприятной направленности соответствующих процессов

С каждым годом  возрастает значимость деятельности, планируемой и осуществляемой учреждениями социальной защиты населения. В МО  Рузаевка РМ сложилась достаточно эффективная система социально-бытового обслуживания тех категорий граждан, которые в силу жизненных обстоятельств не способны к самостоятельному существованию. На территории района действует Комплексный Центр социального обслуживания населения МО Рузаевка, предназначенный для обслуживания на территории муниципального образования граждан пожилого возраста и инвалидов, семей и детей, нуждающихся в социальной поддержке путем оказания своевременной помощи различных видов: социальной, психологической, медицинской, юридической,  педагогической и др.

С целью более полного осуществления мер по  улучшению положения  инвалидов, лиц пожилого возраста, для обеспечения комплексного подхода  к работе с безнадзорными детьми, детьми-инвалидами, предупреждения социального сиротства в МО Рузаевка разработаны и реализуются комплексные целевые программы, включающие основные мероприятия по решению приоритетных задач жизнеобеспечения данной категории населения.

В связи с  неблагоприятной социально-экономической ситуацией в стране  в ближайшие годы ожидается дальнейшее увеличение числа инвалидов. Учитывая остроту проблемы, связанную с современным положением российских инвалидов, целевой установкой социальной политики государства на современном этапе является повышение уровня и качества жизни данной категории граждан, совершенствование спектра условий их жизнедеятельности. Однако реальные социальные и экономическими процессы, происходящие в нашем обществе привели к ухудшению обстановки в социальной сфере, в связи с чем проблема социальной защиты инвалидов  продолжает оставаться актуальной, что вызывает необходимость ее анализа и оценки.

 Поэтому цель данного проекта – рассмотреть наиболее важные проблемы развития системы социальной защиты инвалидов на муниципальном уровне.

 Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

- раскрыть сущность социальной защиты инвалидов как одного из важнейших направлений социальной политики государства;

- рассмотреть формы и методы  работы с инвалидами;

- исследовать  правовой  механизм  системы  социальной  защиты  ин-   валидов;

- провести анализ уровня жизни инвалидов и организации социальной защиты инвалидов в МО Рузаевка;

- дать оценку реализации комплексных целевых программ социальной защиты инвалидов;    

- предложить  приоритетные направления совершенствования и развития системы социальной защиты инвалидов.

Методическую основу проекта составили нормативные акты по проблеме исследования, монографии отечественных учёных, статистическая отчетность.

Методы исследования: сравнительный анализ, анализ статистических данных, монографический.

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в  практической деятельности  органов социальной защиты населения.

Заключение

Проблему социальной политики в отношении инвалидов при всей ее специфичности следует рассматривать, в общем, социально-экономическом контексте. В современной России она в значительной мере заложница принятой идеологии социальной политики и экономического развития. В настоящее время государственная социальная политика преследует фактически лишь одну крупномасштабную цель - сократить зону бедности российского населения и наладить регулирование доходов малообеспеченных групп.  Поэтому в последние годы и не относящиеся к данной цели направления социальной политики были прямо или косвенно подчинены именно ей.

С наступлением третьего тысячелетия  люди связывают особые надежды  на укрепление гуманных принципов жизни, усиление внимания к человеку, действенной заботы о слабых и нуждающихся. Одним из достижений современной цивилизации в последнее время  можно считать постепенно меняющееся отношение  к людям с ограниченными возможностями, тем,  кого мы по привычке называем инвалидами. И только с  освоения  общественным и индивидуальным сознанием  этой существенной разницы понятий и подходов начинается формирование самой стратегии отношения общества и государства к человеку с ограниченными возможностями.

Именно с осознания  глубины  проблемы инвалидности в нашем обществе, которые в связи с не всегда положительными социально-экономическими процессами, происходящими в стране продолжает оставаться  острой и порой не всегда, в какой это необходимо степени разрешимой, начала складываться  система социальной работы  с этой категорией граждан, которая заключается в комплексном подходе  к оказанию помощи человеку с ограниченными возможностями, в создании условий для  максимально возможной самореализации его личности, реализации всех имеющихся возможностей интеграции в общество.

Сегодня проблема инвалидности приобрела такое значение, что требует  еще более настойчивого поиска путей ее решения государственными органами законодательной и исполнительной власти, предприятиями, учреждениями, общественными организациями различной формы собственности.

Забота о тех, кто нуждается, забота о детях, инвалидах, помощь, оказываемая в трудных жизненных ситуациях, была и остается нравственной нормой, показателем социального здоровья общества. Рост потребности населения в социальной защите связан  с сохраняющимися кризисными явлениями  в экономике. И сегодня острота  социально-экономической ситуации - тот объективный фактор, который предопределяет масштаб и направления работы отрасли, вынужденной постоянно  наращивать объемы помощи, оперативно реагировать на изменения, происходящие в обществе. Социальная защита инвалидов превращается  в один из ведущих институтов социальной сферы, важным инструментом  поддержания социальной стабильности.

В настоящее время перед работниками органов социальной защиты населения встает задача поиска наиболее оптимальных форм организации и функционирования социально-бытового обслуживания и защиты инвалидов в условиях новых социально-экономических реалий.

Сложились самые различные формы социальной защиты, способные учитывать конкретные особенности и запросы этой  группы населения. Это оказание социальной помощи на дому, содействие в обеспечении продуктами питания, товарами первой необходимости и длительного пользования, получения бытовых услуг, организация бесплатного питания, проживание в территориальных центрах на постоянной или временной основе, предоставление помещений в пансионатах и домах-интернатах, прокат изделий специального назначения для инвалидов и престарелых, организация клубов и центров досуга, реабилитации, организация собственной хозяйственной деятельности по оказанию услуг, производство необходимой продукции для инвалидов и пенсионеров, иные услуги. Проблема заключается в том, чтобы охватить хотя бы уже  имеющимися формами социальной помощи как можно более широкий круг лиц из числа нуждающихся в них, а также осуществлять их на постоянной основе.

Упрочение материально-технической базы нестационарных и стационарных учреждений - условие успешной работы по внедрению новых социальных технологий, расширению перечня и повышению качества предоставляемых услуг. Главным сдерживающим фактором здесь остается проблема финансирования, что характерно не только для стран с переходной экономикой.

Реальным выражением рыночных отношений становится постепенное внедрение платности медицинских и социальных услуг, которая сама по себе имеет значительные преимущества, позволяя реализовать принцип индивидуального подхода, расширить перечень услуг по сравнению с гарантированным государством.

Проведенный анализ функционирования системы социальной защиты  инвалидов в муниципальном образовании Рузаевка, позволил разработать конкретные направления ее совершенствования в части выработки механизмов оказания социальной помощи по адресному принципу, предложения по унификации этой процедуры.  Это практический вопрос, остро стоящий сегодня перед российскими регионами и муниципальными образованиями, реализующими политику Правительства в сфере социальной поддержки населения. Решения относительно перехода к адресности не являются простыми и автоматическими, т.к. они требуют построения комплексной модели.

Реализация данной программы позволит:

а) усилить адресность социальной поддержки инвалидов;

б) снизить административные издержки при оформлении социальной помощи;

в) рациональнее использовать бюджетные средства, выделяемые на социальную защиту инвалидов.

Время позволит ответить на многие вопросы  и вселяет определенный оптимизм во взгляды на будущее. Однако все более очевидным становится осознание  все новых и новых ограничений,  сложных противоречий и поэтому картина в области социальной защиты населения   остается  прежней – не совсем соответствующей экономическим и социальным условиям нашей жизни, но пока единственно возможной. И инвалидность здесь выступает как важнейшая социальная проблема, масштабность которой зависит от множества факторов и решать которую приходится каждому обществу. Поэтому создание совершенной  системы социальной защиты инвалидов, способной удовлетворить  потребности лиц с ограниченными возможностями должно стать новой вехой в развитии  государственной  социальной политики в отношении инвалидов ХХI  века, позволит  нашему  обществу  подняться  на более высокую ступень цивилизации, ибо  в  его основу должны быть положены истинно гуманистические ценности равенства возможностей для всех, право полноценно участвовать  во всех  сферах общественной жизни. Это требование законодательства, это право гражданина, гарантированное Конституцией.

Список литературы

 Российская Федерация. Законы. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации : федер. закон [принят Гос. Думой 20 июля 1995 г. : одобр. Советом Федерации 15 ноября 1995 г.]. – М. : Славянский дом книги, 2003. – 768 с.

1              Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: федер. закон [принят Гос. Думой 5 августа 2004 г. : одобр. Советом Федерации 8 августа 2004 г.]. – М. : Собр. законодательства РФ. №35 – 2004.- 32 [1] с.

2              Российская Федерация. Законы. О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов : федер. Закон [принят Гос. Думой 17 мая 1995 г. : одобр. Советом Федерации 21 июля 1995 г.]. – М. : Славянский дом книги, 2003. – 768 с.

3               Российская Федерация. Законы. О трудовых пенсиях в Российской Федерации : федер. закон [принят Гос. Думой 30 ноября 2001 г. : одобр Советом Федерации 5 декабря 2001 г.] // Российская газета. №247-2001.-20 дек.- с.6

4               Российская Федерация. Законы. О государственном пенсионном обеспечении  в Российской Федерации : федер. закон [принят Гос. Думой 30 ноября 2001 г. : одобр. Советом Федерации 5 декабря 2001г.]. – М. : Собрание законодательства РФРФ, 2003. 95 [1] с.

5               Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон [принят Гос Думой 12 августа 1995 г. : одобр. Советом Федерации 28 августа 1995 г.] // Российская газета № 170 - 1995.– 01 сен.с. 4.

6              Российская Федерация. Президент (2000 –   ; В. В. Путин). Указ Президента Российской Федерации (о проведении в Российской Федерации Года инвалидов) // Собрание законодательства РФ, 2004. – 30, [1] с.

7              Российская Федерация. Постановление Правительства Российской Федерации (о дополнительных мерах по  улучшению условий проживания престарелых граждан и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных и полустационарных учреждениях социального обслуживания населения) // Российская газета № 196 - 2001. – 23 фев.- с.5

8              Российская Федерация. Постановление Правительства Российской Федерации (о мерах по социальной защите инвалидов, нуждающихся в специальных транспортных средствах) // Российская газета № 178 – 1998. – 03 июн. – с 7.

9              Российская Федерация. Правительство. О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг: Постановление Правительства Российской Федерации // Российская газета  № 146 - 1996. – 27 авг. – с 3.

10            Российская Федерация. Правительство. О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам  пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания: Постановление Правительства Российской Федерации // Российская газета № 141 - 1996 . – 15 апр. – с 4.   

11          Российская Федерация. Правительство. О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Постановление Правительства  Российской Федерации // Российская газета № 216, 14.05.2001 . – 5, [1] с.

12          Российская Федерация. Постановление. О федеральной целевой программе «Социальная поддержка инвалидов на 2000-20005 годы»: постановление правительства: [принят 14 января 2000 г. ]. М. : - Собрание законодательства РФРФ, 2000. 92 [1] с.

13           Российская Федерация. Министерство труда и социального развития. Об определении учреждениями Государственной службы медико-социальной экспертизы причин инвалидности: Постановление Министерства труда и социального развития // Бюллетень Министерства труда и социального развития РФ. – 2003. - № 6. – С.103-112.

14          Азарова, Е.  Инвалиды  после реформы / Е. Азарова //  Социальная защита. – 2002. - № 5. – С.8-15.

15          Астанов, Г. А. Социальная политика в России / Г. А. Астанов // Российский экономический журнал. – 2004. - № 11. – С.21-28.         

16          .Каневского, Е. М. Активная социальная политика : поиски, находки, решения / Под. ред. Е. М. Каневского. – М.: Мысль, 1996. – 158 с.

17          Алешин, Г. Проблемы адресной социальной помощи / Г. Алешин // Социальное обеспечение. – 2003. - № 3. – С.21-25.

18          Байгереев, М. Бедность и политика адресной социальной помощи малоимущим семьям / М. Байгереев // Человек и труд. – 2003. - № 1. -  С.42- 47.

19          Барабашев, Г.В. Местное самоуправление./ Г.В. Барабашев. – М.: ИНФРА-М, 1996. – 351 с.

20          Баранчиков, В.А. Муниципальное право: / В.А. Баранчиков. – Учеб. для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 383 с.

21          Бахлов, И.В. Социальная защита пожилых граждан в современной России: стратегия реформирования / И.В.Бахлов, Т.В.Еферина, Г.Л.Юдаков. – Саранск: «Красный Октябрь», 2001. – 190 с.

22          Белоглазова, В. Г. «Орион» на службе медико-социальной экспертизы / В. Г. Белоглазова // – Социальная работа. – 2003. - № 2. – С.35-36.

23          Рамон, Ш. Взаимосвязь социальной работы и социальной политики / Под ред. Ш.Рамон. – М.: Аспект Пресс, 1997. – 256 с.

24          Виноградова, О., Федотова Л. Инвалид и занятость / О. Виноградова // Социальная работа. – 2004. - № 1. – С.28-30.

25          Вульф, Л. На стыке двух законов / Л. Вульф  // Социальная защита - 2002. – № 4.-  С.26-28.

26          Выдрин, И. В. Муниципальное право России: Учеб. для вузов / И. В. Выдрин., А. Н. Кокотов. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2001. – 368 с.

27          Гарань, А. Реабилитация инвалидов – внимание общества / А. Гарань // Социальное обеспечение. – 2003. -  № 4. – С.10-17.

28          Герасимов, Н. В. Совершенствование социального обеспечения семьи, здравоохранения, распределения и оплаты жилья / Н. В. Герасимов – Минск: Наука и техника,  1991. – 136 с.

29          Гладышев, А. Г. Основы современного муниципального управления / А. Г. Гладышев, В. Н. Иванов, С. Б. Мельников. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 198 с.

30          Гонтмахер, Е. Ш. Социальная политика в России: уроки 90-х / Е. Ш.  Гонтмахер. – М.: Гелиос АРВ, 2000. – 336 с.

31          Гончарова, Л. Помощь инвалидам – комплексная / Л. Гончарова // Социальное обеспечение. – 2003. - № 12. – С.33-36.

32          Григорьева, Э. Единый механизм социальной помощи и услуг населению / Э. Григорьева // Социальная работа . – 2002. - № 4. – С.35-37.

33          Дементьева, Н. В. Организационно-методические аспекты деятельности социального работника / Н. В. Дементьева, Е. Ю. Шаталова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 295 с.

34          Детская инвалидность в современном обществе // Социальная работа.- 2000.- № 3. - С.25-29.

35          Домбровский, Г. Реабилитационная индустрия – инвалидам / Г. Домбровский  // Социальная работа. – 2003. - № 2. – С.30-33.

36          Дыскин, А. А. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан / А. А. Дыскин, Э. И. Танюхина. – М. : Логос, 2000. – 224 с.

37          Зайнышев, И. Г. Технология социальной работы / И. Г. Зайнышев. Учеб. для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 238 с.

38          Иванченко, В. Оздоровление социальной сферы – определяющий фактор экономического роста / В. Иванченко. М. - : Экономист. – 2001. - № 8. – С.69-76.

39          Казанчев, Ю. Д. Муниципальное право / Ю. Д. Казанчев., А. Н. Писарев.  Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 456 с.

40          Калиникова, Л. П. Жить полноценной  жизнью / Л. П. Калинникова // Социономия. – 2002.- № 12. – С.7-10.

41          Карелова, Г. Социальная защита: вчера, сегодня, завтра / Г. Карелова // Человек и труд. – 2002. - № 6. – С.11-15.

42          Козлов, А. А. Практикум социального работника / А. А Козлов. Учеб. для вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 317 с.

43          Козлов, А. Е. Социальная политика: конституционально-правовые проблемы / А. Е. Козлов. – М. : Наука, 1991. – 160 с.

44          Королев, С. В. Теория муниципального управления / С. В. Королев. – М. : Юристъ, 1999. – 143 с.

45          Коротков, А. Социальная политика и проблемы инвалидности / А.  Коротков // Социальное обеспечение. – 2003. - № 4. – С.21-23.

46          Костина, Г. Адресная помощь: как преобразовать систему / Г. Костина, Ю. Хотимский // Социономия. – 2004. - № 1. – С.18-22.

47          Кузнецов, А. В. Пенсионная реформа в России: модель общего равновесия / А. В. Кузнецов. – М.: Научная литература, 2001. – 40 с.

48          Кузьмина, А. А. Деятельность администрации в сфере образования и социальной политики / А. А.  Кузьмина // Школа. – 2002. - № 4. – С.8-9.

49          Купряшин, Г. Л. Государственное управление: Учеб. для вузов. / Г. Л. Купряшин, А. И Соловьев. – М. : Университетский гуманитарный лицей, 1996. – 286 с.

50          Кутафин, О. Е. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник / О. Е. Кутафин, В. И. Фадеев. – М. : Юристъ, 2001. – 552 с.

51          Кучеров, Н. Субсидия  в пользу бедных / Н. Кучеров // Социальная защита. – 2002. -  № 5. – С.5-9.

52          Люблинский, В. Феномен бедности на рубеже 21 века / В. Люблинский // Человек и труд. – 2001. - № 5. – С.33-36.

53          Мельников, А. В. Принципы современной системы социальной помощи / А. В. Мельников //  Социальное обеспечение. – 2003. - № 12. – С.2-

54          Брычева, Л. И. Местное самоуправление в Российской Федерации: Сборник нормативно-правовых актов / Под ред. Л. И. Брычева. – М. : Юридическая литература, 1998. – 784 с.

55          Методические рекомендации по организации работы региональных органов, осуществляющих деятельность  по обеспечению социальной защиты населения / Приложение к постановлению Министерства труда РФ // Работник социальной службы. – 2002. - № 2. – С.106-120.

56          Пирогов, Г. Т. Механизмы защиты социальной сферы / Под ред. Г. Т. Пирогова, Л. Я. Маше-зерская, Ю. П. Лисовский. – М. : Наука, 2002. – 212 с.

57          Муниципальный менеджмент в Российской Федерации. Выводы и рекомендации. – М. : РИЦ «Муниципальная власть», 2001. – 237 с.

58          Никитина, А. М. Муниципальное право: Учеб. для вузов / Под ред. А. М. Никитина. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 439 с.

59          Осадчих, А. Законодательная основа социальной политики в отношении инвалидов / А. Осадчих // Социальная работа. – 2004. - № 3. – С.47-51.

60          Осадчих, А. Проблемы инвалидности и реабилитации в РФ / А. Осадчих // Социальная работа. – 2002. - № 2. – С.21-26

61          Основы местного самоуправления: Учебное пособие. – М. : РИЦ «Муниципальная власть», 2000. -143 с.

62          Павленок, П. Д. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 368 с.

63          Павлова, Н. Социальная защита: законодательство, региональный опыт, проблемы / Н. Павлова // Социальное обеспечение. - 2003. - № 11, - С.2-5.

64          Писарева, И. В.  Вопросы применения отдельных положений процессуальных норм новых пенсионных законов / И. В. Писарева  // Пенсия. - 2002. - № 4. – С.33-35.

65          .Меньшикова, Л. И. Проблемы инвалидности у детей и подростков / Л. И. Меньшикова, В. И. Макарова // Экология человека. – 2002. - № 1. – С.50-53.

66          Пронина, Л. И. Повышение эффективности социального обеспечения / Л. И. Пронина. -  М. : Экономика, 2000. – 122 с.

67          Реабилитация детей с ограниченными возможностями // Социальная работа. – 2003. - № 2. - С.14-18.

68          Роик, В. Д. Какая политика распределения доходов нужна России / В. Д. Роик. // Российский экономический журнал. – 2002. - № 8. – С.38-44.

69          Сафронова, В. М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учебное пособие / В. М. Сафронова. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.

70          Свистунова, Е. Развитие сети реабилитационных учреждений для инвалидов в РФ / Е. Свистунова // Социальная работа. – 2002. - № 4. - С.11-13.

71          Коваленко, Е. Г. Система государственного и муниципального управления. – Ч.1.: «Государственное управление» /  Под ред. Е. Г. Коваленко.– Саранск:  «Красный Октябрь», 2002. – 160 с.

72          Соловьев, И. Социальная защита инвалидов – приоритетное направление / И. Соловьев // Социальная работа . – 2001. - № 8. – С.25-28.

73          Семь ответов на семь вопросов по проблемам замены льгот денежными компенсациями // Новые законы и нормативные акты. № 37 – 38, 2004 г., октябрь.

74          Соловьев, Ф. К. Финансовая система государственного пенсионного страхования в России / Ф. К. Соловьев. - М. : Финансы и статистика, 2001. – 496 с.

75          Курбатова, В. И. Социальная работа: Учеб. для вузов / Под ред. В. И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 576 с.

76          Холостова, Е. И. Социальная работа: Учеб. для  вузов / Отв. ред. Е. И. Холостова. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 427 с.

77          Голенко, Е. Н.  Справочник практикующегося юриста по социальному обеспечению / Е. Н. Голенко, В. И. Ковалев. – М. : Юриспруденция,  2000. – 544 с.

78          Холостовой, Е. И. Теория социальной работы: Учебник / Под ред. Е. И. Холостовой. – М. : Юристъ, 2000. – 334 с.

79          Топчий, Л. В. Социальное обслуживание пожилых людей: конкретные шаги к становлению учреждений нового типа / Л. В. Топчий // Работник социальной службы. – 2002. - № 2. – С.26-35.

80          Тетерский, С. В. Введение в социальную работу: Учебное пособие / С. В. Тетерский. – М.: Академический Проект, 2001. – 496 с.

1              Удальцов, А. И. Социальная адаптация пожилых людей и инвалидов в стационарных учреждениях социального обслуживания / А. И. Удальцов // Социальная защита. – 2002. - № 12. – С.43-46.

2              Удинцев, Е. И. Социально-гигиенические аспекты инвалидности / Е. И. Удинцев. – М. : Медицина, 2000. – 128 с.

3              Ускова, Н. Кому нужен постоянный уход / Н. Ускова // Социальная защита. – 2002. - № 6. - С.31-32.

4               Ускова, Н. Организация   работы  с гражданами в социальных службах / Н. Ускова // Социальная работа. – 2002. - № 4. – С.6-10.

5               Уткин, Э. А. Государственное и муниципальное управление / Э. А. Уткин, А. Ф. Денисов. - М. : «Эксмос», 2001. – 304 с. 

6               Фирсов, М. В. Теория социальной работы: Учеб. для вузов / М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова. – М. : ГИЦ ВЛАДОС, 2001. – 432 с.

7               Холодцова, М. Инвалидность, права человека и социальная работа / М. Холодцова // Социальная работа. – 2004. - № 1. – С. 10-14.

8               Холостова, Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми. Учеб. для  вузов / Е. И. Холостова. – М. : Дашков и К, 2002. – 296 с.

9               Холостова, Е. И.  Социальная реабилитация инвалидов: Учеб. для  вузов /  Е. И. Холостова, Н. Ф. Дементьева. – М. : Дашков и К, 2002. – 340 с.

10          <