Российская академия государственной службы

при Президенте Российской Федерации

 

ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

Заочный факультет ускоренного обучения

Кафедра региональной экономики и управления

 

Дипломный проект

тема:

 «Организация системы самоуправления в сельском поселении (на примере Высоковского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области)»

                                                                                                                                                               

Специальность:

государственное и

муниципальное

управление

Выполнила:

Виноградова Зоя

Николаевна

группа №  315

Научный руководитель:

доцент

Васильев Алексей

Алексеевич

 

г. Нижний Новгород

2006 г.

 

 

 

Аннотация

 

          Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

          Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяется цель и определяются задачи работы.

          В первой главе рассматриваются основные понятия и определения местного самоуправления, его сущность и значение в системе управления государством, а также  задачи, цели и нормативно-правое обеспечение.

          Во второй главе рассматривается структура муниципального образования Высоковского сельского населения Кологривского муниципального района Костромской области, система управления и основные направления деятельности в переходный период.

          В третьей главе рассматриваются существующие проблемы переходного периода, а также план реализации Федерального Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» как на территории Костромской области, так и на территории Высоковского сельского населения Кологривского муниципального района.

          В заключении на основе выводов даются конкретные предложения по решению проблем, связанных с реализацией реформы местного самоуправления.

Приводится список  использованной литературы и нормативных актов.

В приложении приведены некоторые программы и нормативные акты федеральных органов власти и органов Костромской области. 

 


Содержание

 

 

   Введение…………………………………………………………………………...4

 

Глава 1. Основы местного самоуправления в Российской Федерации……..7

 

    1.1 Основные понятия, сущность и значение местного самоуправления……..7

 

    1.2 Принципы, цели и задачи местного самоуправления……………………..12

    1.3 Нормативно-правовая основа местного самоуправления… ……………..20

 

Глава 2. Структура муниципального образования Высоковского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области……………………………………………………………………………...29

 

    2.1 История поселения и самоуправления на его территории………………..29

 

    2.2 Система управления муниципальным образованием Высоковского   сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области………………………………………………………………………………30

 

    2.3.Основные направления деятельности местной администрации в переходный период………………………………………………………………...46

 

Глава 3. Реализация реформы местного самоуправления в  муниципальном образовании………………………………………………..…..52

 

    3.1 План реализации Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» на территории Костромской области и Высоковского сельского поселения Кологривского муниципального района……………………………………………………………………………….52

 

    3.2 Проблемы реализации Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» на территории муниципального образования……………………………………………………..60

 

    3.3 Методы решения проблем по реализации реформы местного самоуправления…………………………………………….………………………65

 

    Заключение………...……………………………………………………………76

    Список литературы…………………………………………………………….78

    Приложения………..……………………………………………………………82

Введение

 

 

         Местное самоуправление, как одна из основ конституционного строя, представляет собой основополагающий принцип организации и осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с другими конституционными принципами определяет систему демократического управления в нашей стране. Местное самоуправление занимает уникальное место в политической системе России и является ключевым институтом отечественного гражданского общества, обеспечивая прямое и непосредственное участие граждан в общественно-политической жизни, в управлении своей территорией.

         Органы местного самоуправления - наиболее приближенный к людям уровень власти, призванный обеспечить основы существования человека. Поэтому успех любых реформ и национальных проектов в конечном итоге зависит от того, что делается для их реализации на местах.

         Деятельность местного самоуправления показала, что оно позволяет государству не нагружать себя огромным количеством вопросов текущего управления; на основе принципов самостоятельности, самоорганизации и самодостаточности реализует ряд конституционных государственных обязательств и предоставляет государству дополнительные муниципальные организационные, кадровые и иные ресурсы. Поэтому чрезвычайно важно при реформировании института местного самоуправления сохранить все те многочисленные преимущества и достижения, которые, безусловно, имеются, и устранить те проблемы, которые препятствуют реализации всех внутренних ресурсов, препятствуют в полной мере стать не только институтом гражданского общества, но и эффективной и ответственной властью.

         Сегодня в России как никогда сохраняет актуальность вопрос о построении эффективной системы публичной власти, пользующейся доверием и поддержкой населения. Осознав это, исполнительная власть пошла по пути кардинальных реформ. 6 октября 2003 г. Президент РФ подписал новую редакцию ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

         Реформа местного самоуправления является важнейшим из преобразований, проводимых ныне в России. Она затрагивает все стороны жизни общества и государства.

Важнейшие ее цели:

Ø     приближение власти к народу;

Ø     повышение эффективности работы органов местного самоуправления через четкое разделение полномочий органов государственной и местной власти;

Ø     обеспечение необходимого финансирования для выполнения переданных полномочий.

         Местное самоуправление в России находится в процессе становления, его законодательная база еще недостаточна и несовершенна, экономические и финансовые ресурсы крайне ограничены, но местному самоуправлению уделяют все большее внимание, как одному из атрибутов российской государственности, необходимому элементу демократической организации общественной жизни.

         Целью данной дипломного проекта является анализ принципов и подходов в организации системы самоуправления в сельском поселении.  

  Задачи, решаемые в процессе исследования:

1. Рассмотрение основных понятий местного самоуправления, его сущность и значение в системе государственной власти.

2. Рассмотрение целей, задач, принципов и нормативно-правовой базы местного самоуправления.

3. Анализ структуры муниципального образования (на примере Высоковского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области) и основных направлений его деятельности в переходный период.

4. Анализ плана реализации Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (на территории Костромской области и Высоковского сельского поселения Кологривского муниципального района).

5. Выявление проблем реализации Федерального закона на территории муниципального образования.

         В результате исследования были разработаны рекомендации по решению проблем, связанных с реализацией реформы местного самоуправления на территории Костромской области и Высоковского сельского поселения Кологривского муниципального района.

Заключение

 

 

         На основе проанализированных материалов, можно выделить следующие направления деятельности по эффективной реализации Федерального закона № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Ø     Комплексное социально-экономическое развитие.

Ø     Эффективная кадровая политика.

Ø     Развитие малого бизнеса.

Ø     Планомерное развитие жилищно-коммунального хозяйства.

Ø     Обеспечение безопасности населения.

Ø     Активное взаимодействие между органами государственной власти и местного самоуправления.

Ø     Население и местное самоуправление.

В связи с этим необходимо:

ü     сформировать эффективную систему межбюджетных отношений, стимулирующую социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечивающую равные для всех граждан Российской Федерации конституционные права независимо от места их проживания;

ü     четкое разграничение полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления посредством внесения изменений и дополнений в существующие федеральные законы.

Ø     совершенствование принципов взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.

ü     закрепить за субъектами Российской Федерации и  муниципальными образованиями на долгосрочной основе доходные источники для покрытия расходных обязательств в социальной сфере;

ü     разработать механизмы взаимодействия органов власти всех уровней по поводу развития муниципальных образований, создания новых производств, привлечения инвестиций, а также между муниципальными органам власти и хозяйствующими субъектами, действующими на территории и заинтересованными в развитии территории;

ü     изменить ситуацию с отношением местных органов власти к малому и среднему бизнесу, создав прямую зависимость благополучия граждан муниципального образования и самого муниципального образования от развития и успехов малого бизнеса;

ü     участие государства в решении проблем погашения задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства и модернизации системы жилищно-коммунального комплекса, в вопросах предоставления социального жилья и установления критерия нуждаемости малообеспеченных;

ü     обеспечить единство и сплоченность, духовное, нравственное и физическое здоровье нашего общества; воспитывать человека ответственного и способного постоять за свои права;

ü     переломить демографические тенденции через поддержку здоровья нации, социально-экономическую и моральную поддержку семьи как базовой ценности общества;

ü     разработать целостную систему подготовки кадрового резерва из числа представителей МСУ для работы в органах государственной власти;

ü     создать местному самоуправлению условия для обеспечения безопасности населения в широком понимании, включающем в себя предотвращение коммунальных катастроф, обеспечение безопасности детей  и взрослых в зданиях школ и больниц, санитарно-эпидемиологическую, пожарную безопасность и многое другое.


Список литературы

 

1. Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года).

 

2. Федеральный закон РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

 

3. Федеральный закон от 31.12.2005г. № 199 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с разграничением полномочий».

 

4. Закон Костромской области № 332-ЗКО «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных муниципальных образований со статусом «городское поселение», «сельское поселение» в Костромской области».

 

5. Закон Костромской области от 03.11.2005 г. № 310-ЗКО «О межбюджетных отношениях в Костромской области».

 

6. Закон Костромской области от 11.04.05 г. № 255-ЗКО «О наименованиях органов местного самоуправления муниципальных образований в Костромской области». 

 

7. Закон Костромской области от 14.03.05 г. № 254-ЗКО «О дате выборов в представительные органы местного самоуправления первого созыва, глав муниципальных образований во вновь образованных муниципальных образованиях в Костромской области»

 

8. Закон Костромской области от 11.04.05 г. № 253-ЗКО «О численности депутатов, сроке полномочий представительных органов местного самоуправления первого созыва, сроке полномочий глав муниципальных образований и об обеспечении проведения выборов во вновь образованных муниципальных образованиях в Костромской области».    

 

9. Закон Костромской области от 11.04.05 г. № 254-ЗКО «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Костромской области».

 

10. Закон Костромской области от 25.01.2006 г. № 2-4-ЗКО «О реестре муниципальных должностей в Костромской области».

 

11. Постановлением губернатора области от 24.11.2005 г. №275 «Об утверждении порядка ведения реестра расходных обязательств Костромской области и предоставления реестров расходных обязательств муниципальными образованиями».

12. Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 г. № 903 «Об утверждении правил разграничения обязательств муниципальных образований и составления передаточного (разделительного) акта (в соответствии со статьей 85 Федерального закона № 131-ФЗ).    

 

13. Постановление губернатора Костромской области от 03.02.2006 г. № 141 «Об организации работы по разграничению муниципального имущества между муниципальными районами и поселениями, расположенными на территории муниципальных районов Костромской области».

 

14. Устав Высоковского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области  № 7 от 9 декабря 2005 года.

 

15. Положение администрации Высоковского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области.

 

16. Положение о территориальном общественном самоуправлении населения в Высоковском сельском поселении Кологривского муниципального района Костромской области № 10 от 07.04.06 г. 

 

17. Резолюция I Съезда муниципальных образований Костромской области от 25 апреля 2006 г. Кострома.

 

18. Ветров Г., Зайцева Ю., Попов Р., Шевырова Н. Городское управление в современной России//Вопросы местного самоуправления. - 2006. – № 1. – С.12-14. 

 

19. Воронин А. Муниципальное хозяйствование и управление. Проблемы теории и практики. – М. 2003. – С. 11-15. 

 

20. Выступление губернатора Костромской области Шершунова В.А. на совещании по реализации Федерального закона №131-ФЗ на территории Костромской области от 13.05.05 г. Кострома.

 

21. Выступление Губернатора Костромской области В.А. Шершунова на совещании у Председателя Правительства РФ Фрадкова М.Е. от 24.10.05 г. Москва.

 

22. Голованов Г. Соотношение Конституции РФ и федерального законодательства в регулировании вопросов местного значения//Проблемы местного самоуправления. - 2005. - № 2. С.41-43. 

 

23. Дементьев А. Новая реформа местной власти: история и вопросы реализации//Муниципальное право. - 2006 -  № 1. С. 33.

 

24. Доклад  губернатора Костромской области В. А. Шершунова на Первом Съезде  муниципальных образований Костромской области «О совместной работе органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации реформы самоуправления и социально-экономическому развитию Костромской области» от 25.04.06 г. Кострома.

 

25. Елагина Е., Попов Р., Шевырова Н. Городское управление в современной России//Городское управление. – 2005. №7. – С.24-27.

 

26. Замотаев А. Три угрозы местному самоуправлению//Российская Федерация сегодня.- 2006.- № 5. – С.17.

 

27. Зотов В., Кротов Н., Ланшов Б. Реформа местного самоуправления: потребность в творческом подходе//Вопросы местного самоуправления. - 2004. – № 1. – С.23-26. 

 

28. Коваленко А. Муниципальное право. Учебник для юридических ВУЗов. – М. 1998. – С.47-53.  

 

29. Кулясова Н., Рауткина Н., Миронов Н. Как выбирать, если муниципальное и избирательное законодательство не стыкуется?//Российская Федерация сегодня. - 2005. - № 7. – С.5-8. 

 

30. Кутафин Е., Фадеев В. Муниципальное право Российской Федерации. Учебник. - М.: Юрист, 2003. -С.44.

 

31. Лапин В., Любовный В. Реформы местного самоуправления и административно — территориальное устройство России. – М. 2005. – С. 33-41.

 

32. Леонтьев Г. Местное самоуправление — ресурс государства для управления развитием//Местное самоуправление. - 2005. - № 22. - С.5.

 

33. Материалы Учредительного съезда общественной организации «Всероссийский совет местного самоуправления» от 31.05.06 г. Москва.

 

34. Мониторинг о ходе реализации Федерального закона  от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ на территории  Костромской области от 29.12.2005 г.

 

35. Мирошниченко Е. Организационные формы осуществления местного самоуправления: новый этап развития.//Законодательство. - 2005. - №4. – С. 31.

 

36. Мускеева Л. Круглый стол: Практика реализации Федерального закона//Государственная власть и местное самоуправление. - 2ОО4. -  № 4. - С.З.

37. Пронина Л. Местное самоуправление в России: к новым приключениям//Местное самоуправление.-2005. - № 15. – С. 19.

 

38. Филиппов Ю., Гассий В. Развитие местных сообществ - путь в будущее России.//Муниципальная власть.-2004.- № 6. – С. 24. 

 

39. Хабриева Т. Современная Конституция и местное самоуправление//Журнал российского права.- 2005. - № 4. - С.10.

 

40. Чукина Н. Муниципальное строительство в России//Закон и право. - 2006. - № 5. С. 23.

 

41. Шкатулла В. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». - М. 2005.

 

42. Яшин Н., Гришунин И. Управление расходами бюджетов административно-территориальных образований. – М. 2005. – С.23-28. 

 

 



Hosted by uCoz