Федеральное агентство по образованию

 

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

Заочный факультет ускоренного обучения и магистерской подготовки

 

Кафедра региональной экономики и управления

 

 

Дипломный проект

 

Менеджмент в муниципальных органах

 

 

Специальность: Государственное и муниципальное управление

 

Выполнил: студент группы 4ГСТ1

Китаев Юрий Владимирович

 

Научный руководитель:

доцент

Васильев Алексей Алексеевич

 

Нижний Новгород

2008 год

Аннотация

Дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяется цель и ставятся задачи данной работы.

В первой главе освещается теоретическая основа муниципального менеджмента. Здесь подробно рассматривается содержание понятия «Муниципальный менеджмент», а также менеджмент качества и муниципальный консалтинг.

Во второй главе рассматривается практика муниципального консалтинга – реализуемого фондом «Институт экономики города»

Во третьей главе рассматривается внедрение менеджмента качества – реализация системы менеджмента качества в городах Батайск и Новочеркасск.

В заключение дипломного проекта, на основании исследованной темы, сформулированы выводы и даны предложения по повышению эффективности муниципального управления.

Приводится список использованной литературы, нормативных актов и интернет ресурсов всего 22 источника.

В приложение приведена таблица «Лучшая практика в области муниципального управления».

Оглавление

Введение. 3

1 Теоретические основы муниципального менеджмента. 6

1.1 Содержание понятия «Муниципальный менеджмент». 6

1.2 Инструментарий муниципального менеджмента. 9

1.2.1 Муниципальный консалтинг. 9

1.2.2 Система менеджмента качества. 19

2  Анализ практики муниципального консалтинга. 32

2.1 Центр муниципального консалтинга - фонд «Институт экономики города»  32

2.2 Сферы деятельности фонда. 37

2.3 Кодекс лучшей практики – основа бенчмаркинга. 45

3 Программы реализации менеджмента качества в муниципальных образованиях Ростовской области. 56

3.1 Административная реформа как система менеджмента качества. 56

3.2 Внедрение СМК в городе Батайск. 58

3.3 Создание многофункционального центра обслуживания в городе Новочеркасск. 64

Заключение. 72

Список литературы.. 75

 


Введение

В условиях рыночной экономики основанной на многообразии форм собственности, главной целью всех реформ является совершенствование управления. Новые экономические отношения в муниципальных образованиях - объективная реальность, требующая нового управления сообществом, социальными явлениями и процессами, происходящими в нем.

Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что непрерывный процесс усложнения всех сторон жизнедеятельности муниципального образования, всех его сфер, требует постоянного совершенствования форм и методов самого муниципального управления.

Проблема эффективности муниципального управления всегда была акту­альной, но в настоящее время стала еще острее. Последствия неверно выбранной стратегии и тактики муниципального управления в современных условиях становятся катастрофическими для муниципальных образований. Жизненной необходимостью стало уменьшение риска принятия неверных решений путем использование научных методов управления, а именно применение инструментария муниципального менеджмента.[1]

Решение проблем эффективной организации муниципального управления и внедрения современных методов и научной технологии принятия решений возможно через использование консультационной системы - консалтинга. Он уверенно входит в нашу деловую жизнь и становится неотъемлемой его частью. Сегодня в стране работает более 1000 отечественных консалтинговых компаний, объединяющих более 10000 консультантов. С его помощью эффективно реализуются научные и технические достижения в области управления, а также интеллектуальный потенциал ученых и специалистов, привлекаемых в качестве консультантов.

Одной из новых технологий современного управления, которая с успехом начинает применяться в муниципальном управлении, является менеджмент качества. В настоящее время происходит процесс объединения менеджмента качества с принципами общего менеджмента в деятельности некоммерческих уч­реждений и организаций, к которым относятся и муниципальные.

Бенчмаркинг представляет собой успешную управленческую технологию, которую необходимо использовать в муниципальной практике. Такое использование может оказаться весьма успешным, тем более что имеется значительный практический опыт по применению методов соцсоревнования в недавнем прошлом. Но дабы избежать связанных с этим ассоциаций, его можно использовать именно под названием "бенчмаркинг", а не "внедрение передового опыта".[2]

Подводя итоги можно сказать, что в настоящее время в Росси на муниципальном, а также региональном и государственном, активно применяется и используется инструментарий муниципального менеджмента.

Цель данной работы – исследовать практику реализации муниципального менеджмента.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

1       рассмотреть содержание понятия и инструментария менеджмента в муниципальных органах;

2       рассмотрение практики внедрения муниципального менеджмента;

3       Рассмотрение центра муниципального консалтинга «Институт экономики города», его сферы деятельности и кодекс лучшей практики;

4       Рассмотрение реализации менеджмента качества в г. Батайск;

5       Рассмотрение создания многофункционального центра обслуживания в г. Новочеркасск.

 

Заключение

 

Теория и практические исследования говорят о том, в условиях рыночной экономики основанной на многообразии форм собственности, главной целью всех реформ является совершенствование управления. Новые экономические отношения в муниципальных образованиях - объективная реальность, требующая нового управления сообществом, социальными явлениями и процессами, происходящими в нем. Непрерывный процесс усложнения всех сторон жизнедеятельности муниципального образования, всех его сфер, требует постоянного совершенствования форм и методов муниципального управления.

Решение проблем эффективной организации муниципального управления и внедрения современ­ных методов и научной технологии принятия решений возможно через использование консультационной системы - консалтинга.

В своей работе я рассмотрел центр муниципального консалтинга фонд «Институт экономики города». Огромным достижением в деятельности этой организации я бы выделил «Кодекс лучшей практики». Внедрение лучших практик, включенных в Кодекс, требует от муниципалитетов серьезной предварительной работы, а сам процесс приближения к параметрам Кодекса может растянуться во времени. Необходимы механизмы индивидуальной “настройки” управленческого аппарата конкретного муниципалитета к требованиям лучшей практики. Таким образом, присоединение муниципальных образований к Кодексу может проводиться последовательно, путем постепенного расширения. В зависимости от условий конкретного муниципалитета программа может внедрять положения Кодекса комплексно или по отдельным направлениям и разделам. Отдельная задача – стимулирование подключения муниципальных образований или их объединений к Кодексу. Важно, чтобы основные адресаты Кодекса – муниципальные работники – воспринимали его не как перечень достижений одной из многочисленных российских аналитических и консультационных организаций, а как свод всего лучшего и передового, что предпринималось на местном уровне в отношении управления муниципальным развитием, и соответственно были заинтересованы в своем участии в данном проекте. Муниципальная практика не стоит на месте, появляются новые задачи и новые решения, которые могут и должны стать достоянием всего муниципального сообщества. Для решения этих задач Кодекс с самого начала задумывался как динамичный инструмент. В механизм Кодекса заложена процедура обновления и актуализации стандартов, гибкого реагирования на происходящие изменения, интерактивного взаимодействия с муниципальным сообществом.

Рекомендуемая ближайшая перспектива Кодекса – превращение его в постоянно действующий муниципальный форум, обеспеченный полноценным интерактивным функционированием интернет-сайта, периодическим переизданием Кодекса, проведением регулярных конференций, работой представительного Экспертного  совета по отбору и анализу практик.

В своей работе я также рассмотрел внедрение системы менеджмента качества В рамках этого был анализирован типовой проект системы менеджмента качества в соответствии с международным стандартом ИСО 9001:2000, рекомендациями IWA 4 и внедрение его в муниципальном образование г. Батайск. На основе этого можно сделать следующие выводы о преимуществах, получаемых от внедрения СМК:

1                   снижение и сокращение затрат, рисков и неопределенности управления;

2                   усиление привлекательности для инвесторов;

3                   четкие инструкции к ежедневным действиям,

4                   снижение уровня бюрократизма, коррупции, своеволия, равнодушия чиновников к проблемам и запросам жителей муниципального образования, проявившееся в сокращении очередей к ответственным работникам и уменьшению жалоб в областные и центральные органы власти.

5                   гибкие средства принятия решений;

6                   оперативная и достоверная комплексная оценка положения дел, потенциала, основных тенденций в развитии;

7                   компактная, дееспособная и эффективная управленческая команда;

8                   вовлечение сотрудников в достижение поставленных целей и задач.

Предложения и рекомендации:

1       Усовершенствование СМК ISO 9001:2000 по ассортименту и качеству муниципальных услуг

2       Обеспечить широкое распространение системы менеджмента качества по всей России;

3       Повышение информационной поддержки проектов системы менеджмента качества;


Список литературы

 

1                   Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.;

2                   Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ от 06.10.2003 г.;

3                   Федеральный закон «О системе государственной службы РФ» №58-ФЗ от 27.05.2003 г.;

4                   Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ» №79-ФЗ от 27.07.2004 г.;

5                   Проект создания многофункционального центра обслуживания в г. Новочеркасск;

6                   Проект внедрения системы менеджмента качества в г. Батайске;

7                     Васильев А.А. Муниципальное управление [Текст]: понятия, термины, библиография / А.А. Васильев. – Изд. 2-е, исп. и доп. – Н.Новгород: Гладкова О.В., 2006. – 304 с.

8                     Васильев А.А. Муниципальное управление: конспект лекций. - Н.Н.; ИП Гладкова О.В., 2005.-552 с.

9                   Ветров Г. Ю. Планирование экономического развития на уровне города. – М.: Фонд «Институт экономики города», 1998;

10               Иванов В. В., Коробова А. Н. Муниципальный менеджмент. Справочное пособие;

11               Шохин Е.И. Финансовый менеджмент. – М.:ФБК-ПРЕСС, 2002;

12               Терентьев М. В. Савруков Н. Т. Экономика фирмы. Конспект лекций. СпБ. 1998;

13               Емельянов Н А. Местное самоуправление: проблемы, поиски, решения. — Москва — Тула, 2004.

14               Гринчель Б. М. Рекомендации по разработке комплексной программы маркетинга города и привлечения инвестиций 1996;

15               Тумасянц С.М. Методы антикризисного управления инвестиционно-заемной системой. Городская собственность.- М.: 1999;

16               Иванов В. В., Коробова А. Н. Использование маркетинговых инструментов для  формирования многовариантного финансирования городской инфраструктуры.- М.: Маркетолог, 2000;

17          Васильев А.А. Качество в муниципальном управлении// Государственная власть и местное самоуправление в России: традиции и современность: Материалы региональной НПК. – Чебоксары: филиал ВВАГС, 2005.- с 89-95.

18          Васильев А.А. Консультационная деятельность в муниципальном управлении. www.vasilievaa.narod.ru/mu/stat_rab/stat/vasil/ConsaltMU.htm

19               Райсберг Б. А. Основы бизнеса.- М.: 1998 г.;

20               Сайт http://www.