Федеральное агентство по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации

 

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

 

 

Факультет ускоренного обучения и

 

магистерской подготовки

 

Кафедра управления и маркетинга

 

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

 

 МАРКЕТИНГ УСЛУГ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

( на примере филиала “Кстовомежрайгаз” ОАО “Нижегородоблгаз”)

 

                                Специальность: Государственное

                                      и муниципальное управление

                           Выполнила: студентка

              группы ГЗкс-11

                                            ОБИДИНА ЗИФА АНДРЕЕВНА

                                 Научный руководитель:

  доцент

                                                        ВАСИЛЬЕВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

 

г. Нижний Новгород

2008 год

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………...3            

Глава 1 Общая концепция маркетинга……………………………………….6

  1.1.Система маркетинговой информации……………………………………6

     1. 2.Отбор источников информации………………………………………….8

  1.3.Методы исследования…………………………………………………....10

Глава 2 Состояние газовой промышленности………..…………………….16

     2.1.Анализ газовой промышленности России...…………………………….16

     2.2 Газовая промышленность в регионе ……………………………………23

     2.3  Структура филиала “Кстовомежрайгаз”………………………………..32

Глава 3 Маркетинговое исследование услуги поставки природного газа населению

………………………………………………………………………..52

     3.1  Математическая модель…………………………………………………52

     3.2 Анализ данных……………………………………………………………73

Заключение………………………...………………………………....80

Литература…………………………………………………………....84

Глоссарий……………………………………………………………..86

Используемые сокращения………………………………………...92

Приложения ………………………………………………………….93

Введение

Газовая промышленность имеет особое значение для экономики страны. Она относится к одному из основных народнохозяйственных комплексов, определяющих условия поддержания жизнедеятельности общества. Значение ее не только в обеспечении потребностей людей в природном газе, но в том, что она существенно влияет на темпы промышленного развития регионов, так как газоснабжение – это основное условие в развитии промышленности.

Газовый комплекс России наряду с нефтяным обеспечивает около 50% внутреннего энергопотребления, более 40% валютной выручки от экспорта топливно-энергетических ресурсов, около 25% налоговых поступлений.  Общая численность работников комплекса составляет 2,9 млн. человек, в том числе количество промышленно-производственного персонала на конец 2000 г. составляло около 2 млн. человек.

Этот комплекс является стержнем жизнеобеспечения любой страны, но для России газовая промышленность наравне с угольной и нефтяной, - имеет особое значение, так как наша страна северная (2/3 ее территории относится к зоне Севера) и поэтому значительная часть производимой энергии тратится на отопление, преодоление суровых климатических условий. В связи с этим затрачиваемое количество энергии на душу населения в России в 2 - 3 раза больше, чем в странах Европы.

В начале 1990-х гг. произошло снижение добычи ТЭР, носившее в последствии обвальный характер, к 2000 г. добыча стала стабилизироваться.

Пик производства энергоресурсов в России приходился на 80-е гг 20 века. В тот период на долю нашей страны приходилось почти 30% мировой добычи природного газа. К середине 1990-х гг. уровень добычи природного газа практически не изменился. В конце 20 – начале 21 в. Россия занимала 1-е место в мире по добыче природного газа. В начале 21 в. в структуре топливного баланса России 63% занимает природный газ, 28,5 – уголь и 8.5% - нефть и нефтепродукты. Это означает, что газ занял доминирующую позицию и более чем на половину обеспечивает потребности российских тепловых электростанций и предприятий химической промышленности.

Россия полностью обеспечивает себя природным газом и считается крупным экспортером топлива и энергии среди стран мира. Россия располагает примерно 25 % всех энергоресурсов планеты: 45% мировых запасов газа, 13% нефти, 14% урана. Но, как всем известно, природные запасы – ограничены.

Газ – это одна из основных составляющих жизнеобеспечения населения, это тепло, свет, быстро и гигиенично приготовленная пища, это настроение человека.

Трудно переоценить значение газовой промышленности для экономики РФ, а также для каждого жителя. Газ – это не только удобство в наших домах, но и важнейшее составляющее многих отраслей народного хозяйства. Трудно себе представить отрасль народного хозяйства, которая не опиралась бы в своей работе на газ. И с каждым годом потребность в “голубом” топливе увеличивается,  так как природные ресурсы ограничены. На сегодняшний день ни одна страна в мире не тратит природные ресурсы так расточительно, как наша.[1]

В связи с этим основной задачей на сегодняшний день является нахождение путей наиболее эффективного и экономного использования природных ресурсов с наименьшим ущербом для окружающей среды и человека.

Все выше сказанное говорит об актуальности выбранной темы.

Основная цель дипломного проекта – изучить потребительский рынок природного (бытового) газа.

Для достижения этой цели мною решаются следующие задачи:

-         дать понятие «газовой промышленности РФ» и рассмотреть причины, приведшие к взрывам газа в жилых домах;

-          сделать анализ  и рассмотреть современную ситуацию по газификации сельских районов;

-         провести маркетинговое исследование (анкетирование) пользователей газа (простых обывателей), на основании результатов сделать выводы о современном состоянии газового оборудования в жилых домах; оценить, на сколько грамотно обыватели пользуются газовым оборудованием (соблюдение правил техники безопасности); оценить работу сотрудников газовой службы (по мнению опрошенных) и дать предложения по усовершенствованию услуги поставки газа населению (безопасность, бесперебойность, качество);

-         на основе исследования сделать выводы и дать предложения по дальнейшему совершенствованию газового комплекса (услуги поставки природного газа населению) как Кстовского района, так и РФ в целом.

Объект исследования - потребительский рынок природного (бытового) газа.

Предмет исследования - услуги по поставке газа населению (безопасность, бесперебойность, качество).

Ожидаемый результат: повышение эффективности работы сотрудников газовой службы «Кстовомежрайгаз». 

Заключение

В настоящее время газификация  района идет огромными шагами. Сегодня газ пришел лишь в несколько деревень Кстовского района, но в ближайшее время доберется и до остальных. К 2010 году газификация района планируется завершиться полностью.

Сегодня строительство газопроводов финансируется по принципу долевого участия. Вложены средства района, области, сельской администрации и, естественно, самих жителей. Некоторым ветеранам часть затрат возмещается.

В этом году темпы газификации вдвое превысили те, что были в районе в 2007-м. А на будущий год у района более серьезные планы. Кстати, правительство области уже определило лимит денежных средств на газификацию – 20 миллионов. Правда, для нашего района этого недостаточно.

К сожалению, пока есть в районе уязвимый момент, связанный с документацией. Проанализировав “газовую” ситуацию, я убедилась, что многие главы сельских администраций давно озабочены этой проблемой, имеют определенные наработки.

 Особого внимания органов ГМУ требует проблема изношенности газового оборудования на 80% по всей стране.[2] Газовое оборудование зачастую не просто изношено, а представляет собой огромную опасность. Эта проблема глобальная и требует поэтапного решения, компетентного подхода, так как невозможно поменять  сразу все оборудование. Основная  и очевидная проблема нехватка денежных средств  у граждан, ведь это достаточно дорогостоящее мероприятие, но очевидно, что с этой проблемой медлить больше нельзя. Я считаю, что бремя затрат должны разделить между собой бюджеты всех уровней и, естественно, сами потребители. При этом условии темпы замены пройдут быстрее и не ударят сильно по карманам граждан. Региональным и муниципальным органам власти необходимо создать комиссию, которая должна ведать этим вопросом.

Недостаточная квалификация работников газовых служб также прямая проблема, ведь на сегодняшний день, человек принимаемый на работу в газовую службу проходит лишь краткий инструктаж, но этого не достаточно. Необходимо усовершенствовать процесс обучения работников путем введения обязательных курсов и сертификации специалистов, необходимо ввести ежеквартальную аттестацию, которая должна проходить не только «на бумагах», но и со всей ответственностью. Необходимо заинтересовывать работников, в получении ими более высокой квалификации, материально.

Также серьезной проблемой на сегодняшний день является беспечность граждан в вопросах пользования газовым оборудованием. Ежедневное потребление газа притупляет бдительность пользователей к опасности, которую таит в себе газ. Даже при незначительной утечке газа могут произойти серьезные неприятности.

В целях профилактики аварийных ситуаций необходимо проводить разъяснительные работы,  ввести наглядную аггетацию (на подъездах домов развешивать плакаты об опасности, которую таит в себе неправильное использование газового оборудование, а также телефоны домовых и аварийных служб).

В детских садах и школах (можно в форме игры)  также необходимо ввести разъяснительные работы, факультативны. Дети зачастую являются виновниками аварийных ситуаций, так как  в полной степени не отдают себе

отчет об опасности газа.

        Сегодня большая часть газового оборудования особенно в старом фонде изношена на 80%. Поэтому работникам газовых служб необходимо выделить дома с повышенной изношенностью оборудования и проводить в них более детальный и частный осмотр, проверки.

В целом, для краткости, все проблемы, выявленные в ходе проведения маркетингового исследования и при сборе материала для написания дипломного проекта можно свести к следующим:

1.   Недостаточная газификация сельских районов.

2.   Износ газового оборудования на 80%.

3.   Недостаточная квалификация работников газовых служб.

4.   Не грамотность населения в вопросах пользования газовым оборудованием.

5.   Недостаточная периодичность обслуживания газового оборудования работниками газовых служб.

В целях их устранения считаю, что:

1)Органам ГМУ необходимо, по возможности, начинать замену устаревшего оборудования.

2) Проводить разъяснительные работы, ввести наглядную аггетацию.

3) Квалификация работников газовых служб должна быть выше.

4) Проверки должны быть не выборочными, а стопроцентными.

5) Проверки должны проводиться с особой тщательностью в период, когда потребление газа значительно увеличивается – осень, зима,  как показывает практика большинство аварий происходит в осенне-зимний период, именно в этот период учащаются случаи использования газа не по назначению – как дополнительный обогреватель и т.д.

Литература

1)  Ф.З № 69 от 31 марта 1999 года « О газоснабжении в РФ»:

2)     Выступление В.В Путина перед Гос.Думой от 8.05.2008 г.

3)     «Энергетическая стратегия России» принята в 2000 году.

4)     Журнал «Филиал Кстовомежрайгаз, 40 лет», 2005 г.

5)     Российская газета от 04.02.2008 года «Трагедии от неосторожности», автор Седоков А.В.

6)     Ф. Котлер «Основы маркетинга», Краткий курс М, 2006г.

7)  Экономическая география России, Москва 2004г.

8) Маркетинг: учебник для вузов/Под. Ред. Романова А.Н, ЮНИТИ

9)            Морозова Г.А. Система маркетинга Н/Н., 1999 г.

10) Маркетинг: толково-терминологический словарь-справочник, 1992г.

11)         Управление жилищно-коммунальным комплексом территорий: опыт, проблемы, пути совершенствования. Учеб. Пособие/ под. Ред. Гаврилова – Н/Н, 2004г.

12)         Управление социальной сферой: Учебник / Под.ред. Гардина СП б., 2000 г.

13)         Гаврилов, Морошкин. Управление региональными экономико-экологическими системами: Учебное пособие. Н/Н, 2004

14)  Экономика сферы платных услуг/ Под.ред Жильцова, 2000г.

15)   Голубков, Маркетинговые исследования: теория, методология, практика. – М. 2000 г.

16) Жильцов, Основы формирования хозяйственного механизма в сфере услуг. – М. 1995 г.

17)       Журнал «Маркетинг в России и за рубежом».

18)        Левашов, Концептуализация управления системным реформированием жилищно-коммунальной сферы / Социология власти. – 2004. - № 4.

19) Практический маркетинг в регионе. Морозова Н/Н., ВВАГС., 2000 г.

20) Учебники по безопасности жизнедеятельности.

21)Луконин А.Н. Безопасность жизнедеятельности// Учебное пособие Н/Н., 2002 г.

9)             Концепция национальной безопасности // Российская газета, 18 января 2008 года.

10)         Информационный сборник фонда национальной и международной безопасности «Безопасность».

11)         Журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности».

12)         Барбосов Катастрофы: Социологический анализ Минск, 2000г.

13)       Социальные технологии работы с населением: учебное пособие Н/Н, ВВАГС, 2002 год.

14)       Регионы России: проблемы и перспективы социально-экономического развития// Власть, 1997 г.

15)       Боголюбов., Стеняев. Управление городским хозяйством., С-П., 1999г.

16)       Велихов. Основы городского хозяйства Обнинск, 1995 год.

17)       Жилищная политика муниципалитета/ Сост. Кириллов. Обнинск., 1998 год.

Глоссарий

 

Маркетинг[3]вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Для пояснения этого определения рассмотрим следующие понятия: нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка, рынок.

Нужда – чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо. Если нужда не удовлетворена, человек чувствует себя обездоленным и несчастным. И чем больше значит для него та или иная нужда, тем больше он переживает.

Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Потребности людей практически безграничны, а вот ресурсы для их удовлетворения ограничены. Так что человек будет выбирать те товары, которые доставят ему наибольшее удовольствие в рамках его финансовых возможностей.

Запрос – это потребность, подкрепленная покупательской способностью. Человеческие нужды, потребности и запросы наводят на мысль о существовании товаров для их удовлетворения. Товар мы определим следующим образом.

Товар – все, что может удовлетворить потребность и нужду и прилагается рынку для привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Понятие «товар» не ограничивается физическими объектами. Товаром можно назвать все, что способно оказать услугу, т.е. удовлетворить нужду. Помимо изделий и услуг, это могут быть личности, места, организации, виды деятельности и идеи.



[1] В.В. Путин Выступление в Гос.Думе от 8.05.2008 года.

[2] Российская газета от 04.02.08.

[3] Ф.Котлер «Основы маркетинга» Краткий курс, С-П, 2006 г., стр.21.



Hosted by uCoz