Федеральное агентство по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение  высшего профессионального образования

ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Факультет управления экономики и права

Кафедра управления и маркетинга

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

Реализация концепции электронного правительства на федеральном и региональном уровнях

 

 

Специальность: Государственное

и муниципальное управление

Выполнила: студентка

ФУЭиП, гр. ГОУк-31

СИЗОВА ЕВГЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Научный руководитель:

доцент

ВАСИЛЬЕВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

 

г. Нижний Новгород

2008 г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..........3

ГЛАВА 1 Концепция электронного правительства……………………5

1.1  Определение, принципы, цели и задачи концепции…………………...5

1.2  Этапы формирования электронного правительства………………........8

1.3  Инфраструктура электронного правительства региона………………11

1.4  Нормативно-правовая база создания электронного правительства….18

ГЛАВА 2 Создание электронного правительства в России ................25

2.1 Внедрение  информационных систем в органах государственной власти ………………………………………………………………………….25

2.2 Проблемы на пути создания электронного правительства в России...42

2.3 Внедрение электронного правительства в Нижегородской области...48

ГЛАВА 3 Приоритеты и направления развития электронного правительства………………………………………………………………..54

3.1 Обеспечение  доступа  граждан к информации о деятельности государственных органов…………………………………………………….54

3.2 Развитие межведомственной  системы  развития документооборота.59

3.3 Внедрение информационных систем планирования и мониторинга деятельности государственных органов власти…………………………….61

3.4  Программа развития электронного правительства в Нижегородской области  ………………………………………………………………………..62

3.5 Социально-экономическая     эффективность   формирования электронного правительства  ………………………………………………...66

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….71

ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………….76

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...80

Приложения…………………………………………………………....84


ВВЕДЕНИЕ

В любой современной стране, независимо от особенностей ее государственного устройства и уровня экономического развития, государство — основной поставщик услуг населению и организациям. Государственные учреждения являются источниками нормативных актов, лицензируют различные виды деятельности, обеспечивают социальную защиту населения и выполняют множество других общественно-необходимых функций. Кроме того, государство представляет собой и крупнейшего потребителя продукции и услуг частных и государственных организаций.

Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что современная государственная политика требует применения современных технологий управления, концентрирующих ресурсы всех участников для решения социально-значимых проблем, и главным инструментом регулирования информационных отношений между основными субъектами и институциональными структурами выполняет электронное правительство.

Суть электронного государственного управления состоит в непрерывной оптимизации предоставления услуг, участии граждан в управлении посредством преобразования внутренних и внешних взаимодействий через информационные технологии, сеть Интернет и новые средства массовой информации.

В настоящее время данная проблема информатизации привлекает внимание как отечественных, так и зарубежных авторов и раскрывается во множестве публикаций. В дипломном проекте используются работы таких авторов,  как Годин В.В., Година Т.А, Гридасов А.Ю., Ивасенко, А.Г.,Корнеев И.К.,  Жмачинский В.И., Павленко В.А., Папкова М.Д., Трубилов Н.М.

Цель дипломного проекта - проанализировать реализацию концепции электронного правительства в органах государственной власти  на федеральном и региональном уровнях.

Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:

- изучить концепцию электронного правительства (определение, принципы, цели, задачи, этапы формирования, инфраструктура);

-  изучить  нормативно-правовую  базу  создания  электронного правительства в России;

-    исследовать внедрение электронного правительства в федеральных и региональных органах власти (в частности в Нижегородской области);

-   определить проблемы на пути создания электронного правительства в органах государственной власти;

- выявить приоритеты и направления развития электронного правительства;

- рассмотреть программы развития электронного правительства Нижегородской области;

- оценить социально-экономическую эффективность формирования электронного правительства в России и, в частности, в Нижегородской области.

Объектом исследования данного дипломного проекта является концепция электронного правительства, а предметом исследования – формирование электронного правительства  на федеральном и региональном уровнях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование проблем реализации концепции электронного правительства на федеральном и региональном уровнях, изучение и анализ Российского законодательства, Нижегородской области  учебной и научно-публицистической литературы позволили выработать и сформулировать следующие выводы и предложения.

На сегодняшний день можно идентифицировать два процесса связанных с реализацией концепции электронного правительства:

1) Реформа государственных органов: сокращение числа чиновников; повышение квалификации и ответственности лиц, принимающих решения; увеличение скорости реакции на запросы со стороны граждан.

2) Информатизация государственных органов — один из основных инструментов достижения целей реформы органов государственной власти.

Потребность в реформировании существующего порядка государственного управления обусловлена несколькими причинами. Главная состоит в том, что перевод на «электронное правительство» будет наиболее эффективным лишь для жестко формализованных административно-управленческих процессов и процедур. В противном случае, «электронное правительство» может превратиться в автоматизированный хаос.

Были изучены и проанализированы  информационные системы, обеспечивающие деятельность органов государственной власти: «Единый центр регистрации юридических лиц» (Министерство по налогам и сборам (МНС) РФ); «Организация удаленного взаимодействия в МНС РФ» (МНС РФ); «Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) контроля экспорта товаров» (Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ) и МНС РФ); «Программа «Социальная карта москвича» (Правительство Москвы).

В ходе выявления проблем  формирования электронного правительства было отмечено, что развитие электронного правительства в российских регионах протекает крайне неравномерно. Лидеры по развитию - такие регионы, как Москва, Санкт- Петербург, Республики Чувашия и Татарстан, а также ряд других - активно внедряют информационные технологии в государственное управление на региональном уровне. Однако большая часть регионов достаточно сильно отстает по уровню использования ИКТ от регионов-лидеров. Даже без учета явно депрессивных регионов в целом картина не слишком благоприятная. Хотя веб-сайты есть почти у всех регионов, далеко не все они регулярно обновляются и содержат формы для взаимодействия с администрацией.

Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования ИКТ в деятельности органов государственной власти, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти. Таким образом, формирование электронного правительства требует проведения скоординированных организационно-технологических мероприятий и согласованных действий органов государственной власти в рамках единой государственной политики.

В августе 2007 года  Правительство РФ рассмотрело концепцию формирования электронного правительства до 2010 г. В рамках концепции определены следующие основные приоритеты и направления формирования и развития электронного правительства: 1) развитие систем обеспечения удаленного доступа граждан к информации о деятельности государственных органов на основе ИКТ; 2) развитие защищенной межведомственной системы электронного документооборота; 3) внедрение информационных систем планирования и мониторинга деятельности органов государственной власти.

С учетом вышеперечисленных приоритетов и направлений по формированию электронного правительства в России до 2010 года разработан план мероприятий по реализации концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года.

При анализе внедрения электронного правительства в Нижегородской было отмечено, что в области не более 5% государственных услуг оказывается в электронном виде. Несмотря на то, что органами власти сформировано и функционирует более 80 территориальных баз данных, содержащих учетную информацию об объектах государственного управления, многие из них не отвечают современным требованиям государственного управления и не позволяют принимать оперативные управленческие решения.

В 2006 году региональным правительством при участии экспертного совета разрабатывается закон об информатизации Нижегородской области, Программа информатизации Нижегородской области на 2007—2009 гг.

Принятие этого документа позволит укрепить нормативно-правовую базу для реализации государственной политики в сфере региональной информатизации, определить основные цели и принципы внедрения информационно-коммуникационных технологий для повышения эффективности управления регионом.

Для успешного решения поставленных задач в области внедрения электронного правительства в органах государственной власти в России и в Нижегородской области, в частности, необходимо:

1.       Совершенствование кадрового обеспечения электронного правительства в следующих сферах:

- определение квалификационных требований к различным категориям государственных служащих в сфере использования ИКТ;
- оценка квалификационных навыков сотрудников органов власти в области применения ИКТ;

- центр или система центров по подготовке и повышению квалификации государственных служащих в области ИКТ;

- программы обучения в сфере ИКТ для различных категорий государственных служащих.

2. Совершенствование нормативно-правового обеспечения электронного правительства:

- регулирование институциональных аспектов (отношений между всеми участниками процесса), включая разработку электронных административных регламентов;

- регулирование инфраструктурных аспектов (основных компонентов системообразующей инфраструктуры электронного правительства);
- регулирование прикладных аспектов (создания и использования конкретных элементов электронного правительства и информационных систем).

3.       Поддерживать и широко использовать отечественные разработки в области информационных технологий в процессе реализации проектов информационно-аналитических систем.

4.     Сократить информационное неравенство, увеличивая число каналов к информационным сетям.

5.     Для расширения доступа граждан к информационным системам, поддерживающих деятельность органов власти, внедрить мобильное правительство, поскольку доля проникновения мобильной связи в России сегодня приближается к 100%, что особенно характерно для крупных городов.[1]

6.     Внедрить проект «Социальная карта жителя Нижегородской области» (по примеру «Социальной карты Москвича») на основе использования современных технологий пластиковых интеллектуальных карт.

7.     Развитие корпоративного Интранет-ресурса органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления в регионе.

8.     Развитие геоинформационной системы органов власти Нижегородской области.

ГЛОССАРИЙ

1.     Административный регламент - формализованное описание исключительных прерогатив органа власти, его юрисдикции, а также организационных форм взаимодействия с другими органами власти в процессе подготовки, прохождения, согласования и утверждения решений, включая сферы компетенции и ответственности, требования, предъявляемые действующим законодательством к срокам, качеству, характеру исполнения установленных функций и отдельных видов работ в рамках этих функций.

2.     Геоинформационная система (ГИС) - система аппаратно-программных средств и алгоритмических процедур, созданная для цифровой поддержки, пополнения, управления, манипулирования, анализа, математико-картографического моделирования и образного отображения географически координированных (пространственно соотнесенных) данных.

3.     Доступ граждан к информации государства – политически предписываемое и закрепленное нормативными актами право граждан на получение любой информации государства, кроме специально оговоренных в законодательстве узких классов тайн (информации, составляющей тайну следствия, некоторых узких классов персональной информации и т.д.).

4.     Интернет-портал – веб-сайт, предоставляющий пользователю Интернета различные интерактивные сервисы, работающие в рамках одного веб-сайта, такие как почта, поиск, погода, новости, форумы, обсуждения, голосования и т. д.

5.     Информатизация - это многогранный организационный, социально-экономический и научно-технический процесс, направленный на оптимальное удовлетворение информационных потребностей общества.

6.     Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (принят ГД ФС РФ 08.07.2006);

2.     Федеральный закон РФ от 10 января 2002 года N1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» (принят ГД ФС РФ 13.12.2001);

3.     Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 года N 1336 «О Федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской федерации (2003-2005 годы)»;

4. Федеральная Целевая программа «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)», Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 г., № 207-р;

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р «О концепции административной реформы в Российской Федерации в  2006-2010 годах (с изменениями на 28 марта 2008 года)»

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 г. № 1244-р «О концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года»;

7. Распоряжение Правительства РФ от 16 августа 2007 года «О концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года»;

8. Распоряжение Правительства РФ от 17 июля 2006 года №1024-р «О концепции региональной информатизации до 2010 года»;

9. Постановление Госстандарта России от 29.12.2004 N 138-ст  ГОСТ Р от 29.12.2004 N 52294-2004 «Информационная технология. Управление организацией. Электронный регламент административной и служебной деятельности. Основные положения»;

10. Постановление Правительства Нижегородской области от  30 ноября 2006 года №396 «Об областной целевой программе «Информатизация Нижегородской области (2007-2009 годы)»;

11. Постановление Правительства Нижегородской   области от 25.06.2002 № 145 «О концепции создания интегрированной системы информационного обеспечения органов исполнительной власти Нижегородской области»;

12. Распоряжение  Правительства Нижегородской     области  от  03.06.2004 № 304-р «Об утверждении концепции электронного правительства Нижегородской области»;

13. Административная реформа. Анализ Российского опыта внедрения информационных систем, поддерживающих деятельность органов государственной власти. http://government.e-rus.ru/site.shtml?id=82 ;

14. Административная реформа в Российской Федерации: основные этапы реализации//Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 22 (310), 2006;

15 Алаев, Е. Е-правительство и лучший ИКТ-регион/Анилитика//CNEWS.http://www.cnews.ru/reviews/free/gov2006/articles/egov3.shtml#5;

16. Беспалов П. «Электронное правительство» и компетентность госслужащих. // Государственная служба. – 2002. – № 5. – С.139-146;

17. Вышлов, А. А. Информационное общество для граждан: результаты внедрения решений e-government. // Информационное общество. – 2004. – № 1. – С. 53-55;

18. Годин В.В., Корнеев И.К. Управление информационными ресурсами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организа­ции». Модуль 17. — М.: «ИНФРА-М», 2005;

19. Година Т.А, Корнеев И.К., Информационные технологии в управлении: Учеб. пособие для вузов/ ГУУ. — М.: ЗАО «Финстатинформ», 2004;

20. Голубева, А.А. Электронное правительство: введение в проблему. Вестник С.-Петербургского ун-та. Сер. Менеджмент, вып. 2. 2005.- с. 120-139;

21. Граванова Ю. От e-правительства к мобильному и далее — к широкополосному/Аналитика//CNEWS//http://www.cnews.ru/reviews/free/gov2007/articles/mobile.shtml

22. Данилин, А. В. Электронные государственные услуги и административные регламенты. От политической задачи к архитектуре «электронного правительства». – М.: Инфра-М, 2004. – 336 с.;

23.Дрожжинов В. Электронное правительство в мире и в России. // PC Magazine. – 2005. – № 12. – С. 124-130.

       24. Дятлов, С.А. Электронное правительство: понятие, структура, функции // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 283-286;

25. Ивасенко, А.Г. Информационные технологии в экономике и управлении: Учеб. Пособие для вузов/А.Г. Ивасенко, А.Ю. Гридасов, В.А. Павленко-2-е изд, стереот.-М.: КноРус, 2007.-160 с.;

26. Ерофеев, Е. Электронное правительство: как приблизить чиновника к гражданину?//Connect! Мир связи/Ерофеев Евгений.- 2004, №10.- С. 23-24;

27. Жмачинский В.И., Папкова М.Д., Трубилов Н.М. Информационно-аналитические технологии в управлении экономикой региона: Учебно-методическое пособие.-Нижний Новгород, Издательство Волго-Вятской академии государственной службы, 2003.-245 с.;

28. Кузнецов, С.Л. Государство и автоматизация госаппарата в XXI веке. (Обзор конференции). // Секретарское дело. – 2004. – № 5. – С. 25-28;

29. Курносов, И.Н. Опыт Российской Федерации по построению единой государственной системы информации и международное сотрудничество в этой сфере. // Информационное общество. – 2004. – № 1. – С. 8-10;

  30. Курносов, И.Н.  Федеральная целевая программа и решение проблем создания «электронного правительства» / И.Н. Курносов // Сети и системы связи. – 2002. – № 7/1. – 15 июл. – С. 127-129;

31. Ланде, Д.В. E-Government - лозунг или технология?//Телеком.-2006, №6.-С. 9;

32. Насакин, Р. Под управлением «электронного правительства». // КомпьютерПресс. – 2006. – № 1. – С. 111-113;

33. Палькина, Т.,  Рудычева, Н. Готовность регионов к е-правительству//СNEWS.2006; http://www.cnews.ru/reviews/free/gov2006/ ?print;

34. Прохоров, А. Электронное правительство в цифрах и фактах//КомпьютерПресс./Александр Прохоров.-2006, №5.-С. 34-37;

35. «Региональный ИТ-климат, или что мешает развитию ИТ в регионах». http://www.e-rus.ru/main.shtml;

36. Рейман, Л.Д.  Федеральная целевая программа «Электронная Россия» и развитие инфокоммуникационных технологий в России в 2002 – 2010 гг. / Л.Д. Рейман // Сети и системы связи. – 2002. – № 7/1. – 15 июл. – С. 6-8;

37. «Справка о проектах информатизации Нижегородской области». http://www.government.nnov.ru;

38. Центр геоинформационных технологий проведет предпроектное обследование для создания ГИС ОИВ Нижегородской области/НТА-Приволжье. http://www.nta-nn.ru/news/item/?ID=124471&v=print.


 

 



[1] Граванова Ю. От e-правительства к мобильному и далее — к широкополосному/Аналитика//CNEWS//http://www.cnews.ru/reviews/free/gov2007/articles/mobile.shtml



Hosted by uCoz