Федеральное агентство по образованию

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

 

ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

Заочный факультет ускоренного обучения и магистерской подготовки

 

Кафедра управления и маркетинга

 

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

“Внедрение маркетинга в систему управления ФГУП”

                                                                                                            

        

                                                               Специальность:

Государственное и  муниципальное                                 управление

Выполнил:

студент 4ГСТ1 гр.

Соболькин Станислав  Юрьевич

Научный руководитель:

Доцент

Васильев Алексей Алексеевич

 

 

 

Нижний Новгород

2008

Аннотация

         Дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

         Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяется цель и ставятся задачи данной работы.

  В первой главе проводится изучение теоретических аспектов организации службы маркетинга на предприятии. Раскрывается специфика промышленного маркетинга, организационное проектирование, как один из современных методов внедрения систем маркетинга на предприятиях.

Во второй главе изучается опыт организации маркетинга на примере ФГУП «СКБ РИАП» Рассматриваются проблемы создания службы маркетинга, ее функционирования, взаимодействия с другими подразделениями предприятия, роли персонала в организации маркетинга на предприятии.

В третьей, заключительной, главе на основе выявленных проблем даются рекомендации по созданию системы управления маркетингом на ФГУП «СКБ РИАП».

В заключении на основе выводов даются конкретные предложения и рекомендации по совершенствованию системы управления маркетингом.

Приводится список  рассмотренной литературы и нормативных актов.

В приложении приведены существующая организационная структура ФГУП «СКБ РИАП» и ее изменения в свете внедрения системы маркетинга на предприятии.

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

2

ВВЕДЕНИЕ

3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .

6

1.1 Содержание системы маркетинга.

6

1.1.1. Характеристики рынка промышленных товаров.

9

1.1.2 Формирование стратегии маркетинга.

13

1.2 Организация маркетинга ФГУП.

17

1.2.1 Типология организационных структур маркетинга.

17

1.2.2 Влияние концепции маркетинга на организационную структуру.

25

1.3 Проектирование системы маркетинга ФГУП.

32

2 АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ФГУП «СКБ РИАП»

40

2.1 Общая характеристика предприятия.

40

2.2 Оценка деятельности отдела продаж в ФГУП «СКБ РИАП».

58

2.3 Предпосылки создания службы маркетинга на предприятии ФГУП «СКБ  РИАП».

72

3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОЗДАНИЮ ОТДЕЛА МАРКЕТИНГА В ФГУП

 «СКБ РИАП».

85

3.1. Функциональная служба маркетинга.

85

3.2. Создание отдела маркетинга.

90

3.3. Положение об отделе маркетинга.

95

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

98

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

101

ПРИЛОЖЕНИЯ

102

Приложение А

103

Приложение Б

105

Приложение В

106

Приложение Г

111

 


Введение

 

Развитие и становление рыночной экономики в нашей стране уже давно поставило во главу деятельности практически любого предприятия удовлетворение нужд и потребностей покупателей. Все фирмы, не осознавшие  вовремя приоритетность этой постановки, не смогли удержаться в современной конкурентной среде. Тем самым постоянно возрастает роль маркетинга, как деятельности, направленной на выявление и удовлетворение запросов потребителей, деятельности, призванной главным образом повысить эффективность работы организации, обеспечив ее прибыльность. Организация маркетинга на предприятии становится главной заботой его руководства.

Еще несколько лет назад далеко не каждая компания могла похвастаться наличием собственной службы маркетинга. Отдельные его функции выполняли различные подразделения в структуре организации, что, естественно, снижало эффективность маркетинговых усилий каждой конкретной фирмы. Не было еще специалистов, способных правильно организовать и возглавить уже тогда необходимую службу.

В настоящее время отдел маркетинга существует практически в любой уважающей себя компании. Однако это не решило главной проблемы, заключающейся в том, что организация маркетинга на предприятии - это не формальное выделение специального подразделения, а прежде всего рыночная переориентация в его деятельности, переход от традиционной ориентации на требования производства к ориентации на требования рынка. Как показывает опыт, управление маркетингом на предприятии формируется не сразу, а поэтапно, постепенно объединяя в себе основные функции маркетинга, до сих пор рассредоточенные по разным подразделениям (изучение рынка, формирование ассортимента, торговля и ценовая политика, реклама и т.д.).

Если торговые предприятия еще как-то пытаются справиться с данной проблемой, то в отношении промышленных предприятий ситуация сложнее. Существующая специфика промышленного маркетинга не позволяет использовать свойственные для рынка товаров народного потребления методы и приемы. Традиционно руководство таких предприятий главную роль отдает производству, а не маркетингу. Поэтому организация промышленного маркетинга неизбежно сталкивается с большими трудностями.

Большинство специалистов рассматривают управление маркетингом как практическое осуществление тщательно продуманной интегрированной политики предприятия на рынке. Сюда включаются анализ, планирование и проведение мероприятий, направленных на достижение определенных целей на рынке. Управление маркетингом обеспечивает, во-первых, целевую ориентацию рыночной деятельности предприятия, связанную прежде всего с удовлетворением общественных и личных потребностей. Во-вторых, комплексность этой деятельности, выражающейся в стройном технологическом процессе от замысла товара до его воплощения. В-третьих, позволяет учитывать перспективу в совершенствовании товарного ассортимента в соответствии с потребностями и условиями потребления.

Поэтому я считаю актуальным вопрос оценки управления маркетингом на промышленных предприятиях, который стоит понимать как формирование маркетингового подхода в деятельности организации, внедрение системы маркетинга. Именно этой проблеме посвящена данная дипломный проект, написанный на основе практической деятельности одного из ведущих предприятий в области радиоизмерительной техники – ФГУП «СКБ РИАП».

Актуальность проблемы исследования объясняется тем, что предприятие, которое действительно хочет ориентироваться в своей деятельности на маркетинг, а не просто декларировать его, должно добиваться того, чтобы маркетинг, как функция управления и образ действия, стал нормой повседневного поведения сотрудников всех его структурных подразделений.

Цель работы: разработать проект создания службы маркетинга на предприятии ФГУП «СКБ РИАП».

Для достижения указанной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:

— изучить теоретические основы организации маркетинга промышленного предприятия;

— провести анализ маркетинговой деятельности отдела продаж исследуемого предприятия;

— разработать план мероприятий по созданию службы маркетинга в ФГУП «СКБ РИАП».

Объектом исследования является ФГУП «СКБ РИАП».

Предметом исследования является маркетинговая деятельность предприятия.


Заключение

 

Управление маркетингом на предприятии была и остается проблемным вопросом в деятельности любого предприятия. Особенно актуален этот вопрос для организаций производящих и реализующих продукцию производственно-технического назначения в силу специфики промышленного маркетинга как такового. Пониженная роль ценового фактора конкуренции и выделение на рынке конкретных покупателей заставляет искать специфические подходы в завоевании рынков. Зачастую руководство промышленного предприятия, создавая специализированное подразделение, выполняющее функции маркетинга, ставит его деятельность на второй план после производства, что противоречит маркетинговой концепции.

Эти проблемы пытается решить и руководство ФГУП «СКБ РИАП». По итогам проделанной работы можно сделать следующие выводы и рекомендации по совершенствованию системы управления маркетингом:

1. Созданная в ФГУП «СКБ РИАП»  служба маркетинга была первым образом призвана находить потребителя на традиционно выпускаемую предприятием продукцию. При отсутствии знаний, опыта и связей была проделана колоссальная работу по изучению рынка, спроса покупателей, поиску постоянных потребителей. И в том, что отдел маркетинга достиг определенных успехов, заслуга его руководителя и сотрудников.

2. Осознание силы маркетинговых усилий предприятия привело к расширению клиентской базы ФГУП «СКБ РИАП», разработке новых конкурентоспособных товаров, проникновению на новые отечественные и зарубежные рынки.

3. Отсутствие четкой маркетинговой стратегии, планов и программ ставит определенные трудности перед предприятием. Еще далеко до того, чтобы маркетинг, как функция управления и образ действия, стал нормой повседневного поведения сотрудников.

4. Существующий отдел маркетинга выполняет далеко не все маркетинговые функции. Слабо проводится сегментация и изучение новых, потенциальных рынков; не определена ценовая политика предприятия; существуют проблемы во взаимодействии отдела маркетинга с другими подразделениями предприятия; проблемы подбора и обучения персонала службы маркетинга.

6. В последнее время одним из самых эффективных методов организационных перестроек за рубежом, в том числе создания специализированных подразделений, стало организационное проектирование. Оно является всеохватывающим процессом, затрагивающим все области решаемой проблемы. У нас в стране организационное проектирование пока слаборазвито в силу своей сложности и дороговизны. Однако, смею надеется, в силу своей эффективности, управление проектами займет достойное место в методах ведения бизнеса.

5. Организация, которая действительно хочет ориентироваться в своей деятельности на маркетинг, а не просто декларировать его, должна добиваться того, чтобы маркетинг, как функция управления и образ действия, стал нормой повседневного поведения сотрудников всех ее структурных подразделений. “Растаскивание” комплекса маркетинга по частям, самая традиционная сегодня ошибка при введении маркетинговой ориентации на предприятии. Это неизбежно приводит к тому, что управление маркетингом на предприятии существует номинально, но все ее функции начинаются там, где завершается производство и ограничиваются только организацией эффективного товародвижения и рекламой. Организация практически не принимает участия в определении характера и масштабов производства, разработке ассортиментной политики, поиске путей рентабельного использования производственных мощностей и инженерно-технических возможностей предприятия с учетом анализа текущей конъюнктуры рынка и прогнозной оценки тенденций ее изменения.

 


Список литературы

 

1)       Голубков  Е.П.  Основы  маркетинга: Учебник.  -  М.: Изд-во “Финпресс”, 1999.

2)       Голубков Е.П. Маркетинг, выбор лучшего решения. – М.: Экономика, 1991.

3)       Голубков Е.П. Маркетинг: стратегия, планы, структуры. М.: Дело,1995.

4)       Дихтль Е. Хёршген Х. Практический маркетинг: Учеб. пособие / Пер. с нем. - М.: Высшая школа, ИНФРА-М, 1996.

5)       Котлер Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1993.

6)       Эванс Д.Р., Берман Б.  Маркетинг /Пер. с англ. - М.: Экономика, 1990.

7)       Авраамова Е., Гурков И., Липсиц И. и др. «Российские предприятия: в поисках выживания» // Экономика и организация промышленного предприятия. 1996г. № 6. с.44-67.

8)       Григорьев Л., «Orgware» - новый класс программ для управления организацией», (консультационная фирма БИГ-СПб), «Экспресс-Электроника» № 6-9/2001.

9)       Кеворков В.В. «Организация деятельности в сфере маркетинга на российских предприятиях». // Практический маркетинг №5. 1999.

10)   Юлдашева О.Ю. «Промышленный маркетинг: теория и практика». // Эл.  ж-л Энциклопедия маркетинга.// www.marketing.spb.ru.

11)   «Постановка регулярной системы маркетинга» ст. «БИГ Петербург on line» http://www.big.spb.ru/

12)   «Что такое - Управление проектом?» ст. эл. ж-л «Business & Finance». http://ad2.bb.ru/

13) Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ

14) Гражданский кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1октября 2006 года. – М.: Эксмо, 2006.

 



Hosted by uCoz