Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ВОЛГО-ВЯТКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

Факультет ускоренного обучения и магистерской подготовки

 

 

Кафедра региональной экономики и управления

 

 

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

 

Управление персоналом администрации муниципального образования (на примере Лукояновского муниципального района Нижегородской области)

 

 

Специальность: Государственное и  муниципальное управление

Выполнил: студент гр. 5ГсЛ1

Китаев Андрей Александрович

 

Научный руководитель: доцент

Васильев Алексей Алексеевич

 

 

Нижний Новгород

2009 г.


АННОТАЦИЯ

 

Дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы дипломного проекта, определяется цель исследования, формулируются задачи, определяются методы исследования.

В 1 главе рассматриваются понятия муниципальной службы, содержание, цели и задачи кадрового планирования и основные направления процесса управления муниципальным персоналом.

Во 2 главе анализируется организационная структура Управления делами администрации Лукояновского муниципального района, его функции, цели, задачи и основные направления деятельности по управлению муниципальным персоналом. Анализируется количественный и качественный состав муниципальных служащих.

В 3 главе определяются недостатки в управлении муниципальным персоналом в муниципальном образовании Лукояновский муниципальный район Нижегородской области и даются предложения по улучшению управления муниципальным персоналом.

В заключении содержаться основные выводы, полученные в процессе работы над дипломным проектом. 

Фактическая база работы представлена нормами действующего законодательства РФ, статистическими сведениями, а также внешней и внутренней отчетностью и документацией анализируемого управления делами.

Объем дипломного проекта составляет 114 листа, из них 10 приложений на 20 листах. При написании работы было использовано 16 нормативно-правовых актов и 66 единиц специальной  литературы (книг, статей и монографий). Работа содержит 16 рисунков (графиков, диаграмм).


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………………....

4

 

 

 

Глава 1.

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА КАК ПРОФЕССИО-

 

НАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

6

 

1.1.

Понятия «муниципальная служба», «муниципальный

 

 

служащий», «муниципальный персонал»………………………….

6

 

1.2. 

Содержание, цели и задачи кадрового планирования…..

15

 

1.3.

Основные  этапы  процесса  управления  муници-

 

 

пальным персоналом………………………………………………..

21

 

 

 

 

ГЛАВА 2

Анализ    деятельности   по    управлению

 

муниципальным персоналом в муниципальном

 

образовании «Лукояновский муниципальный район

 

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»………………………………………...

35

 

2.1.

Основные направления деятельности управление делами,

 

 

его структура, задачи и функции по управлению муниципаль-

 

 

ным персоналом……………………………………………………..

35

 

2.2.

Количественный и качественный анализ муниципальных

 

 

кадров Лукояновского   муниципального   района………………..

47

 

2.3.

Недостатки в управлении муниципальным персоналом

 

 

в муниципальном образовании «Лукояновский муниципальный

 

 

район Нижегородской области»…………………………………..

56

 

 

 

 

ГЛАВА 3

МЕРОПРИЯТИЯ  ПО  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

 

УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ПЕРСОНАЛОМ В МУНИЦИ-

 

ПАЛЬНОМ  ОБРАЗОВАНИИ  «ЛУКОЯНОВСКИЙ  МУНИЦИПАЛЬ-

 

НЫЙ РАЙОН НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»………………………..

66

 

3.1.

Предложения по улучшению управления персоналом

 

 

в муниципальном образовании «Лукояновский муниципальный

 

 

район Нижегородской области»…………………………………..

66

 

3.2.

Результат от внедрения Программы развития муници-

 

 

пальных кадров в Лукояновском муниципальном районе…………

75

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….

84

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….

87

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….

94

 

 

Введение

 

Корни управления персоналом уходят глубоко в историю человеческого общества. Еще первые представители человеческого рода, объединенные в родовые общины, ежедневно решали проблемы трудовой мотивации и дисциплины, сталкивались  с вопросами разделения труда.

Наиболее читаемая на протяжении всей истории человечества книга - Библия - содержит немало примеров управления людьми - достаточно вспомнить Моисея, решавшего (с Божьей помощью) вопросы организации, распределения и стимулирования труда при переходе израильтян из Египта в Страну Обетованную.

В средние века управление работниками являлось одним из направлений деятельности руководителя организации, чаще всего ее владельца, принимавшего решения в отношении своих работников. Эпоха средневековья дает интересные примеры планирования и развития профессиональной карьеры (западноевропейские цеха с детально разработанной внутренней иерархией и критериями продвижения в рамках этой иерархии), стимулирование труда (первые планы участия наемных рабочих в прибыли), профессионального обучения (цеховые школы, система ученичества).

  Решение вопросов  управления муниципальным персоналом в муниципальном образовании в современных условиях приобретает особо важное значение - как машина не может двигаться без мотора, так и управление муниципальным образованием невозможно без муниципальных кадров, приводящих его в действие. И, как мотор автомобиля, так и муниципальный персонал может работать по-разному. Наладить работу этого «мотора»­­­­ и есть первейшая задача главы муниципального образования и кадровой службы органа местного самоуправления.

Формирование и развитие муниципального персонала - процесс длительный и сложный. Недаром лозунг, провозглашенный И.В.Сталиным «Кадры решают все…» говорит о том, что, какие кадры привлечены на муниципальную службу, от этого в дальнейшем зависит развитие, достижение целей и миссии муниципального образования, его социально-экономическое показатели, а также эффективность работы как администрации в целом, так и каждого отдельного муниципального служащего.

Все вышеперечисленное говорит об актуальности темы данного дипломного проекта.

Предметом исследования данного проекта является муниципальный персонал муниципального образования Лукояновский муниципальный район, трудовые отношения и поведение человека в организации.

Объектом исследования является процесс управления муниципальным персоналом в муниципальном образовании, набор правил, принципов и технологий управления персоналом.

Целью настоящей работы является анализ системы управления муниципальным персоналом на примере  деятельности управления делами  администрации Лукояновского муниципального района.

Задачи работы обусловлены ее целью и могут быть сформулированы следующим образом:

1) рассмотреть муниципальную службу, как профессиональную деятельность муниципальных служащих;

2) определить основные направления процесса управления муниципальным персоналом и особенности управления персоналом в муниципальном образовании Лукояновский муниципальный район;

3) разработать мероприятия по улучшению системы управления персоналом для управления делами администрации Лукояновского муниципального района;

4) на основе выводов дать предложения по совершенствованию управления персоналом администрации муниципального образования (на примере Лукояновского муниципального района Нижегородской области).

Заключение

Обобщение опыта отечественных и зарубежных исследователей в сфере организации муниципального управления позволяет сформулировать главную цель системы управления  муниципальным персоналом - обеспечение муниципального образования квалифицированными кадрами, организация их эффективного использования, профессионального и социального развития. 

Управление муниципальными кадрами в современных условиях приобретает особое значение для любого муниципального образования, т.к. без людей нет и самой организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Без хорошо подготовленного муниципального персонала высокой эффективности работы муниципального образования добиться невозможно. Вложения в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором хорошей стабильной работы.

Управление муниципальным персоналом должно быть непрерывным. Это позволяет своевременно обнаруживать и решать возникающие проблемы, а следовательно, обеспечивать стабильное развитие и функционирование муниципального образования. Так как само управление персоналом - это прежде всего управление каждым отдельно взятым муниципальным служащим, то оно невозможно без соблюдения такого важного принципа, как учет индивидуальных особенностей и психологии служащих, закономерностей межличностных отношений и группового поведения. Это обеспечивает нормальный морально-психологический климат в коллективе и принятие взвешенных решений, которые будут надлежащим образом исполняться.

Таким образом, проблема формирования кадрового аппарата органов МСУ - одна из актуальных проблем современного развития российского общества, переживающего глубокие и сложные процессы, в условиях мирового финансового кризиса, в том числе социальный кризис, трансформацию социальной структуры, радикальные политические изменения, социальные конфликты, характеризующие общество переходного состояния. В этой связи опыт кадрового обеспечения муниципального управления в периоды социальных трансформаций и переходных процессов имеет непреходящее значение.

Реформирование местного самоуправления тесно увязано с решением задачи разработки кадровой политики, направленной на развитие профессионального потенциала муниципальных служащих, совершенствование кадровых отношений. И решать ее надо сообща: органами исполнительной и законодательной власти области, муниципальными образованиями области, образовательными учреждениями региона, всеми заинтересованными лицами и организациями.

Подводя краткие итоги работы над дипломным проектом, можно следующим образом резюмировать вышеизложенный материал.

Система управления персоналом и ее эффективность были рассмотрены в настоящей работе на примере управления делами администрации Лукояновского муниципального района, которое осуществляет планирование персонала, организует поиск кадров для муниципальной службы, используя методы отбора и оценки персонала, содействует адаптации персонала и его развитию, проводит аттестацию муниципальных служащих.

Работа по управлению муниципальным персоналом в управлении делами осуществляется на достаточно высоком уровне - разработаны все необходимые правовые акты, регламентирующие работу по управлению персоналом, а именно, работа строится в соответствии с:

1.     Положением о муниципальной службе в Лукояновском муниципальном районе Нижегородской области, принятым постановлением Земского Собрания от 13.02.2006 № 31;

2.           Положением об Администрации Лукояновского муниципального района, утвержденным постановлением Земского Собрания от 31.05.2006 № 89;

3.     Структурой Администрации Лукояновского муниципального района, Положением «О статусе главы местного самоуправления Лукояновского муниципального района», принятой постановлением Земского Собрания от 30.06.2006 № 110;

4.           Положением о порядке переподготовки (переквалификации) повышения квалификации муниципальных служащих администрации Лукояновского района, утвержденным постановлением Администрации Лукояновского муниципального района от 15.09.2006 № 127-п;

5.     Постановлением администрации Лукояновского муниципального района от 30.12.2005 № 214-п «О ведении реестра муниципальных служащих администрации Лукояновского муниципального района»;

6.     Положением «О порядке ведения личных дел муниципальных служащих администрации Лукояновского муниципального района, утвержденным постановлением администрации района от 20.11.2007 № 165-п;

7.     Положением «О порядке формирования и подготовки резерва кадров муниципальных служащих органов МСУ Лукояновского муниципального района, утвержденным распоряжением администрации района от 08.08.2006 № 494-р.

Но вместе с тем, есть ряд недостатков, которые необходимо устранить. С этой целью целесообразны следующие мероприятия:

1.     Внедрить разработанную Программу развития муниципальных кадров Лукояновского муниципального района.

2.     Составить план адаптации вновь принимаемых сотрудников.

3.     Эффективнее работать с резервом муниципальных кадров.

4.     Привести в соответствие с Федеральным законом № 25-ФЗ и Законом НО № 99-З правовые акты муниципального образования.

5.     В связи с принятием новой Структуры администрации Лукояновского муниципального района, переработать положения о структурных подразделениях и должностные инструкции муниципальных служащих.

В заключении остается добавить, что результаты дипломного исследования в настоящее время представлены руководству анализируемого управления делами с целью их изучения и  возможного внедрения предложенных рекомендаций в практику.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.     Закон РСФСР  от 6 июля 1991 № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» // "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 18.07.1991, N 29.

2.     Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного са­моуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 28.08.1995 N 35.

3.     Федеральный закон от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая с последними изменениями от 26.06.2007)» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994. № 32.

4.     Федеральный закон от 31 июля 1995 № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 31.07.1995, N 31.

5.     Федеральный закон от 26 января 1996г. № 14-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая с последними изменениями от 04.11.2007)» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996. № 5.

6.      Федеральный закон от 26 ноября 2001г. № 146-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья с последними изменениями от 29.12.2006)» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001. № 49.

7.       Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации (с последними изменениями от 18.10.2007)» // Собрание законодательства Российской Федерации, 07.01.2002 № 1 (ч.1) ст.3.

8.       Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // "Российская газета", № 202, 08.10.2003.

9.       Федеральный закон от 29 декабря 2004г. № 201-ФЗ «О внесении изменений в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 03.01.2005 № 1 (часть 1). Ст. 27.

10.   Федеральный закон от 2 марта 2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 05.03.2007 № 10.

11. Указ Президента Российской Федерации от 26 октября 1993 года «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» // "Собрание актов Президента и Правительства РФ", 01.11.1993 N 44.

12. Постановление Госкомстата РФ от 5 января 2004г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» // "Бюллетень Минтруда РФ", N 5, 2004.

13. Устав Нижегородской области от 30.12.2005 в редакции от 05.09.2007 № 219-З, принят постановлением ОЗС от 22.12.2005 № 1809-III

14. Закон Нижегородской области от 03 августа 2007 № 99-З «О муниципальной службе в Нижегородской области» // "Нижегородские новости", N 148 (3800), 15.08.2007.

15. Устав Лукояновского муниципального района Нижегородской области принят постановлением Земского Собрания Лукояновского муниципального района Нижегородской области от 10.06.2005 № 40 с изменениями от 30.05.2007

16. Положение о Земском собрании Лукояновского муниципального района, принятое постановлением Земского Собрания от 30.06.2006 № 108.

17.   Положение о статусе главы местного самоуправления Лукояновского муниципального района, принятое постановлением Земского Собрания от 30.06.2006 № 110.

18. Положение об Администрации Лукояновского муниципального района, утвержденное постановлением Земского Собрания от 31.05.2006 № 89.

19.      Положение о порядке переподготовки (переквалификации) повышения квалификации муниципальных служащих администрации Лукояновского района, утвержденное постановлением Администрации Лукояновского муниципального района от 15.09.2006 № 127-п.

20.   Положение об управлении делами от 25.04.2006 № 61-п

21.   Постановление администрации Лукояновского муниципального района от 14.06.2002 №  № 48-п «О порядке приема, назначения, перевода и увольнения муниципальных служащих с муниципальной службы в администрации Лукояновского муниципального района»

22.   Положение «О муниципальной службе в Лукояновском муниципальном районе Нижегородской области», принятое постановлением Земского Собрания от 13.02.2006 № 31.

23.  Положение «О порядке ведения личных дел муниципальных служащих администрации Лукояновского муниципального района, утвержденное постановлением администрации района от 20.11.2007№165-п.

24.  Положение «Об управлении делами администрации Лукояновского муниципального района»

25.   Положение «О порядке проведения конкурса на замещение вакантных должностей муниципальной службы в администрации Лукояновского района, утвержденное постановлением администрации района от 26.05.2005 № 59-п.

26.   Положение «О порядке формирования и подготовки резерва кадров муниципальных служащих органов МСУ Лукояновского муниципального района, утвержденное распоряжением администрации района от 08.08.2006 № 494-р.

27.