Федеральное агентство по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение  высшего профессионального образования

ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Заочный факультет ускоренного обучения

Кафедра региональной экономики и управления

 

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

«Совершенствование структуры управления муниципальным образованием

(на примере Лукояновского района Нижегородской области)»

 

 

 

 

Специальность: Государственное

и муниципальное управление

 

Выполнила: студентка

группы 5ГсЛ1 заочного отделения

Сатункина Ирина

Викторовна

 

Научный руководитель:

доцент

Васильев Алексей Алексеевич

 

 

г. Нижний Новгород

2009 г.

 

 

                                       АННОТАЦИЯ

Дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяется цель и ставятся задачи данной работы.

В первой главе рассматриваются теоретические основы организации местной власти.  Здесь подробно освещаются  функции  и цели муниципального управления, правовые основы организации местной власти.

Во второй главе анализируется система управления Лукояновским районом Нижегородской области.  Приводится характеристика Лукояновского района, подробно исследуется существующая система управления районом.

В третьей главе предлагается  оптимальная  структура управления Лукояновским районом и оценка ее эффективности.

В заключении на основе выводов даются конкретные предложения по совершенствованию структуры  управления Лукояновским районом.

Список  рассмотренной литературы состоит из 11 нормативных актов и 27 учебников и монографий.

В приложении приведены некоторые  акты органов власти  Лукояновского муниципального района, отчеты о социально-экономическом развитии района.

Общий объем проекта составляет 99 страниц, из них основная часть 83 страницы, 16 - приложения.

ОГЛАВЛЕНИЕ

                                                                

 

Введение………………………………………………………………………..4

Глава 1. Теоретические основы организации местной власти...……….7

1.1. Система муниципального управления и ее характеристика……………7                                                                                                                                                                                                              

1.2. Функции и цели системы муниципального управления………………18

1.3. Правовые основы организации местной власти ………………………22

Глава 2. Анализ системы управления

Лукояновским районом Нижегородской области…………………………27

2.1. Муниципальное образование и его

 характеристика как объекта управления…………………………………...30

2.2. Характеристика Лукояновского района Нижегородской области…….30

2.3.Существующая система управления Лукояновским районом…………40

2.3.1. Администрация Лукояновского муниципального района………..…40

2.3.2. Глава администрации района………………………………………….47

2.3.3. Земское собрание Лукояновского муниципального района………...48

Глава 3. Совершенствование структуры

управления  муниципальным образованием……………...…………….54

3.1. Выбор оптимальной структуры

 управления муниципальным образованием………………………………54

3.2. Изменение организационной структуры в

условиях выбранной стратегии управления районом……………………..59

3.3. Оценка эффективности управления в

 сфере организации муниципального управления…………………………69

Заключение……..……………………………………………………………76

Глоссарий……………………………………………………………………..80

Список использованной литературы………...…………………………...82

Приложения…………………………………………………………………..

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Одной из основных целей социально-экономической политики, проводимой органами государственного управления в стране, является развитие муниципальных образований, но оно невозможно без создания эффективной, адекватной современным требованиям системы муниципального управления, способной совершенствоваться под воздействием внешних и внутренних факторов во благо экономического процветания своей территориально-хозяйственной системы. В настоящее время ведется активная работа в области институционального регулирования системы местного самоуправления, а также правового обеспечения деятельности муниципальных образований, особое место в этом процессе принадлежит активизации экономической функции муниципального управления. Трансформация муниципального управления в социально ориентированное - длительный и сложный процесс. Его развитию уделяется большое внимание на всех уровнях. В настоящее время проводится административная реформа, и с 1 января 2009 года вступил в силу в полном объеме Федеральный закон от 06.10.2003г. №131-ФЗ, регламентирующий вопросы организации местного самоуправления, в том числе связанных  с определением структуры органов местного самоуправления. Также следует учитывать, что в переходный период муниципальной реформы местная власть оказывается недостаточно подготовленной для осуществления своих функций. Среди причин такого состояния муниципальной власти немаловажное значение имеет и проблема недостаточного количества квалифицированных кадров.

В то же время нельзя забывать о концептуальных составляющих института местного самоуправления в Российской Федерации, где одним из основных принципов является принцип самостоятельности местного самоуправления, который включает в себя, в том числе, и самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления населением. Отметим также, что вопросы формирования структуры органов местного самоуправления являются частью проблемы, связанной с определением баланса между существующими процессами централизации и децентрализации в сфере функционирования местного самоуправления.

         В условиях рыночной экономики главной целью всех реформ является совершенствование управления. Новые экономические отношения в муниципальных образованиях – объективная  реальность, требующая нового управления сообществом, социальными явлениями и процессами, происходящими в нем. До сих пор не найдены механизмы, в первую очередь экономические, позволяющие сочетать решение задач федеральных, региональных и местных властей с защитой интересов жителей городских и сельских поселений. Одной из главных трудностей создания принципиально иной социальной сферы является неспособность граждан осознать новые реалии, в полной мере использовать возможности, предоставляющиеся развивающимся муниципальным управлением.

Большое значение для этого имеет развитие практики муниципального управления, общее экономическое и социальное развитие муниципальных образований. Назрела объективная  необходимость совершенствования системы экономического и социального управления процессом развития муниципальных образований.

Поиск эффективных путей решения проблем социального и экономического развития муниципальных образований сегодня весьма актуален. Несовершенство системы  управления муниципальным образованием, его структуры свидетельствует о недостаточной теоретической глубине их исследования, что приводит к выбору неэффективных путей, ведет к недоиспользованию всех институционально-экономических возможностей муниципальных образований по обеспечению развития своих территорий.

 Цель дипломного проекта заключается в исследовании структуры  управления Лукояновским районом.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы организации местной власти, понятие, сущность, структура, функции, цели   объектов и субъектов муниципального управления;

- проанализировать  систему  управления Лукояновским муниципальным районом Нижегородской области;

-определить оптимальную структуру управления муниципальным образованием;

-дать конкретные предложения по совершенствованию структуры  управления муниципальным образованием;

-предложить оценку эффективности муниципального управления.

         Объектом  дипломного исследования является организация местной власти, управление муниципальным образованием.

        Предметом исследования является структура  управления  Лукояновским  муниципальным районом Нижегородской области.

В процессе написания дипломной работы использовались   статистические отчеты, данные прогноза социально-экономического развития района, производственные задания и отчеты, организационная  структура и управленческая документация администрации района и законодательного собрания, устав  Лукояновского муниципального района Нижегородской области, материалы периодической печати по вопросам развития  муниципальных образований.

В основу исследования положены монографический (исследование, посвященное какому-либо одному вопросу, теме) и экономический  (управление  хозяйством) методы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Закон 2003 г. устанавливает четкую структуру органов местного самоуправления. Он определяет обязательное наличие в этой структуре представительного органа, главы муниципального образования, местной администрации. Также Законом предусматривается возможность наличия контрольного органа. В то же время нельзя забывать о концептуальных составляющих института местного самоуправления в Российской Федерации, где одним из основных принципов является принцип самостоятельности местного самоуправления, который включает в себя, в том числе, и самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления населением

Основной задачей органов управления является обеспечение согласованных действий структурных подразделений администрации, рабочих групп, заинтересованных организаций, общественных объединений по реализации закона.

И все же вопросы формирования структуры органов местного самоуправления являются частью проблемы, связанной с определением баланса между существующими процессами централизации и децентрализации в сфере функционирования местного самоуправления. Анализ положений Закона 2003 г. показывает, что в настоящее время закладывается новая модель организации местного самоуправления в Российской Федерации.

  Для разработки и внедрения более эффективной системы муниципального управления Лукояновским районом  нами предложена реорганизация организационной структуры администрации.  Разработан отдельные направления по  реорганизации, пакет нормативных предписаний для отдельных структур и сфер их деятельности.

Если говорить о собственно организационной структуре местной администрации, то основные направления их реорганизации могут быть следующими.

1. Органам местного самоуправления  Лукояновского района произвести разделение властных и хозяйственных функций, вывести за рамки администрации все структуры, занимающиеся хозяйственной деятельностью и имеющие в силу этого статус юридического лица, придание им формы муниципальных учреждений.

2. Администрации Лукояновского муниципального района создать в структуре администрации крупные организационно-административные блоки, руководители которых несут полную ответственность за реализацию муниципальной политики в соответствующих сферах, достижение ее конечных целей. Это могут быть блоки экономики и финансов, управления муниципальной недвижимостью, городского хозяйства, социальной политики, общественной безопасности и т.п. Создание крупных блоков позволит  снизить нагрузку на главу администрации по решению текущих вопросов, позволит ему посвящать основную часть своего времени и силы проблемам стратегического управления района.

3. Органам местного самоуправления Лукояновского района  рекомендовать создание наряду с классическими линейно-функциональными организационными структурами, структур программно-целевого или программно-функционального типа. Так как необходимость сочетания различных типов организационных структур и методов достижения целей предопределяет сложность задачи разработки и внедрения эффективной системы муниципального управления, реорганизации организационной структуры администрации.

При этом выбор оптимальной структуры управления муниципальным образованием  должен разворачиваться одновременно по нескольким параллельным линиям:

- разработка модели и организационного проекта реорганизации - ответственный  Администрация Лукояновского муниципального района;

- разработка нормативно-правовой базы деятельности органа местного самоуправления – Земское собрание Лукояновского района;

- разработка пакета нормативных предписаний для различных областей муниципальной деятельности – Земское собрание Лукояновского района;

- разработка положений об основных организационно-административных блоках - Администрация Лукояновского района;

- описание организационных процедур и функциональных связей всего пространства взаимодействия различных структур управления, основных рабочих мест и подготовка должностных инструкций – органы местного самоуправления района;

- переподготовка и повышение квалификации работников администрации – Администрация Лукояновского муниципального района;

- подготовка резерва кадров для муниципального управления  -Администрация района, Земское собрание Лукояновского района.


ГЛОССАРИЙ

Акты местного самоуправления – принимает непосредственно население муниципального образования при проведении местных референдумов, собраний, сходов, конференций. Они призваны обеспечить организацию управления на местном уровне.

Администрация – 1.)орган муниципального управления; 2) должностные лица и руководящий персонал муниципального учреждения или предприятия.

Вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с законодательством осуществляется население и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Дерево решений муниципального управления – схематическое представление процесса принятия решения для достижения целей муниципального управления.

Информационное обеспечение  муниципального управления –это организация поиска, сбора, хранения, обработки и передачи информации с целью ее использования для постановки и решения задач муниципального управления.

Критерии оценки эффективности муниципального управления- конкретные признаки на основе которых производится оценка состояния местного сообщества, уровня его социального, экономического и духовного развития.

Местное самоуправление –самостоятельное и под свою ответственность, непосредственно или через органы муниципального управления деятельность населения по решению местных вопросов, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Муниципальное образование – это сложная социально-экономическая система, состоящая из нескольких тесно взаимодействующих элементов: населения, природно-географической среды, градообразующей базы и жизнеобеспечивающей подсистемы, обслуживающей функционирование, сохранение и развитие муниципального образования.

Неэффективность  - выполнение работы с большими, чем  это рассчитано, либо по сравнению с чем-либо другим, затратами. Показатель характеризующий некомпетентное муниципальное управление.

Организационная структура муниципального управления - состав, взаимосвязи и соподчиненность совокупности структурных подразделений органов и муниципального управления, выполняющих различные функции.

Органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1.     Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года N 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»

2.     Федеральный Закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ, принят Государственной Думой 16 сентября 2003 года

3.     Закон Нижегородской области от 29 марта 2005 г. N 31-З «О дополнительных требованиях кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа) и условиях контракта для главы местной администрации муниципального района (городского округа) Принят постановлением Законодательного Собрания от 24.03.2005 N 1361-III

4.     Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ,  издание второе, дополненное, под общей редакцией профессора в.И. Шкатулла

5.     Устав Нижегородская область  30 декабря 2005 года N 219-З, принят постановлением Законодательного Собрания от 22.12.2005 N 1809-III

6.     Консультант Плюс: Правовые новости от 30 сентября 2008 года

7.     Устав Лукояновского муниципального  района Нижегородской,  принят Постановлением Земского собрания Лукояновского района  от 10.06.2005 N 40

8.     Решение Земского собрания Лукояновского района от 17 марта 2008г. №16  «Об утверждении программы социально-экономическое развитие Лукояновского муниципального района Нижегородской области на 2008- 2010 годы»

9.       Постановление Администрации Лукояновского района от 31 мая 2007г. №91-п  «Об утверждении регламента работы администрации Лукояновского муниципального района Нижегородской области»

10. Постановление Земского собрания Лукояновского района от 30 июня 2006г. №108 «Об утверждении положения о земском собрании Лукояновского муниципального района»

11. Решение Земского собрания Лукояновского района «О внесении изменений в структуру администрации Лукояновского муниципального района Нижегородской области»

12. Анискин Ю.П. Павлова А.М. Планирование и контролинг: Учебник – М.:, ОМЕГА-Л, 2003.

13.  Антропов В.А. Современные проблемы управления персоналом предприятий. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2001.

14.  Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - М.: Финансы и статистика, 1999.

15.  Басаков М.И. Кадровое делопроизводство, учебно-практическое пособие, Ростов-на-Дону «Феникс»,2002.

16. Бочаров В. Корпоративные финансы. – СПб: Питер,2001.

17. Бригхем  Ю. Финансовый менеджмент/Пер. с англ. СПб: Экономическая школа,1997.

18. Бригхэм Ю. Энциклопедия финансового менеджмента. – М: РАГС – «ЭКОНОМИКА», 1998.

19. Васильев А. Муниципальное управление.- Курс лекций:Нижний Новгород, 2005.

20.  Гинзбург А. Экономический анализ. Учеб. – СПб: Питер,2004.

21. Замотаев А.А. Местное самоуправление. Основные понятия и термины, М., 1999.

22. Зотов В.Б., Макашева З.М. Муниципальное управление: Учебник. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

23. Зрибняк Л.Я. Организация и планирование сельскохозяйственного производства: Учебное пособие. - М.; Колос,1992.

24. Егоршин П.А. Управление персоналом. - Н. Новгород: НИМБ, 2001.

25. Иванова Г.А. Муниципальное право. Конспект лекций, 2000.

26. Исляев Р.А. Теоретические основы региональной политики: Учебное пособие – СПб, 2003.

27. Климычев В.И. Менеджмент: Учебное пособие.- Н.Новгород: НГСХА, 2000.

28. Коваленко А. и др. Муниципальное право. Учеб. – М.: Новый юрист, 1997.

29. Коротков Э.М. Конценция менеджмента.- М.:Дека,1997.

30. Медведев Н.П. Местное самоуправление в зарубежных странах. – М. 1994.

31.  Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента, Москва «Дело», 1998.

32. Местное самоуправление.- М.: Книга сервис, 2004.

33.  Местное самоуправление. Основы системного подхода. Спб, 1997.

34. Николас К. Сирополис. Управление малым бизнесом, Москва «Дело», 1997.

35. Одегов Ю.Г., Карташова Л.В. Управление персоналом, оценка эффективности. - М.: Изд-во "Экзамен", 2002.

36.  Райзберг Б. Курс экономики, Москва «ИНФРА-М»,1997.

37.  Самойлова А.Н. Системное управление трудовым потенциалом строительной отрасли: монография. - Магадан: Изд-во СМУ, 2005.

38. Экономика труда / Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. - М.: Изд-во "Экзамен", 2003.



Hosted by uCoz