Федеральное агентство по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение  высшего профессионального образования

ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Заочный факультет ускоренного обучения

Кафедра региональной экономики и управления

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

«Управление здравоохранением Нижегородской области)»

 

Специальность: Государственное

и муниципальное управление

 

Выполнила: студентка

группы 5ГсЛ1 заочного отделения

Волкова Ольга

Васильевна

 

Научный руководитель:

доцент

Васильев Алексей Алексеевич

 

 

г. Нижний Новгород

2009 г.

Аннотация

Дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении обоснована актуальность, цель и задачи проекта.

Первая глава работы посвящена изучению теоретических основ социальных процессов в условиях современной экономики. Рассмотрены основные понятия управления социальной сферой и ее составляющих.

Вторая глава посвящена анализу современного состояния здравоохранения Нижегородской области. Проведен анализ социальной и демографической ситуации, состояния управления здравоохранением. Также показана эффективность управления выше названных сфер.

В третьей главе обозначены проблемы и пути совершенствования здравоохранения Нижегородской области.

В заключении сделаны выводы по всей работе.

Список литературы состоит из 80 нормативно-правовых, методических и научных источников, а также статей научно-популярных изданий и материалов официальных сайтов по анализируемой проблематике.

В приложениях представлены практические материалы, которые легли в основу написания практической части работы.

Работа написана на 84 листах А4 не включая приложений. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы из 80 источников. В работе были использованы 2 таблицы, 7 рисунка и 2 приложения.

Содержание

 

Аннотация.. 2

Глава 1. Теоретические аспекты управления здравоохранением в России.. 6

       Здравроохранение - понятие, содержание и структура

1.2 Состояние отрасли здравоохранения на современном этапе  9

1.1 Правовые основы и основные направления государственной социальной политики в сфере здравоохранения.. 6

Глава 2. Анализ системы здравоохранения Нижегородской области.. 25

2.1 Структура министерства здравоохранения Нижегородской области, цели, задачи, источники финансирования.. 25

2.2 Анализ медико-демографической ситуации в Нижегородской области.. 30

2.3 Анализ заболеваемости в Нижегородской области.. 35

2.4 Анализ лекарственного обеспечения населения.. 42

Глава 3. Проблемы и перспективы развития здравоохранения   46

1.3 Тенденции развития системы здравоохранения РФ.. 16

3.1 Проблемы здравоохранения Нижегородской области.. 46

3.2 Необходимость стратегического планирования в здравоохранении.. 49

3.3 Основные направления развития системы здравоохранения Нижегородской области.. 52

Заключение.. 62

Список использованной литературы... 65

Приложения.. 68

Введение

Значимость социальной сферы трудно переоценить, где бы ни проводилась подобная политика в этой области.  Сфера социальной политики — часть политики государства, которая своими действиями смягчает негативные последствия индивидуального и социального неравенства, социально-экономических потрясений в обществе. 

Выполнение социальных функций, возложенных на государство, осуществляется через систему законодательных и исполнительных органов власти на уровне Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Изучение социальных явлений и процессов проводятся по всему миру, только с помощью исследований и создания системы управления, возможно, обеспечить удовлетворение социальных потребностей общества. Именно четкая стратегия управления социальной сферой и социальными процессами обеспечивает решение экономических и социальных задач развития общества. Недооценка роли социального управления особенно опасна в условиях переходной экономики, так как именно она является мощным средством оживления производства, предотвращения кризисов, улаживания конфликтов.

Переход к рынку изменил содержание хозяйственного механизма в стране, организационные структуры отдельных его частей, в т.ч. модернизировал финансовую систему. Превращение экономики России из административно-командной системы в рыночную, привело на практике к децентрализации и ос­лаблению роли государства, проявлением чего стало реформирова­ние государственной системы финансирования.

Органы местного самоуправления и органы власти субъектов Федерации в пределах своих полномочий могут использовать финансовые ресурсы для проведения социальных программ.

В настоящее время в России вопросы социального формирования завоевывают особую актуальность, именно это и обусловило предпочтение темы дипломного проекта.

Цель работы – изучение управления здравоохранением Нижегородской области.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1.     Рассмотреть теоретические аспекты управления здравоохранением.

2.     Провести анализ управления здравоохранением на примере Нижегородской области.

3.     Рассмотреть проблемы, связанные с развитием здравоохранения в Нижегородской области.

4.     Разработать и показать пути совершенствования управления здравоохранением в Нижегородской области.

Объектом исследования является отдельная отрасль социальной сферы – здравоохранение Нижегородской области.

Предметом исследования являются проблемы и недостатки управления здравоохранением Нижегородской области.

Информационной базой для написания работы послужили нормативно-правовые акты, научные труды российских ученых по обозначенной теме, статьи газет и журналов, а также практические материалы.

Практическая значимость работы. Результаты, полученные в ходе работы, могут быть использованы для совершенствования управления здравоохранения, как в Нижегородской области, так и в других схожих областях.

Заключение

Согласно Конституции РФ Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Законодательная и исполнительная власти призваны соблюдать основные права человека, обеспечивать защиту наиболее уязвимых слоев населения, попавших в трудную жизненную ситуацию, которую они не могут преодолеть самостоятельно: преклонный возраст, инвалидность, болезнь, сиротство, безработица, малообеспеченность и т.п.

Долг каждого государства – заботится о своем населении. Именно этим и занимаются органы здравоохранения. Финансирование социальных мероприятий, кроме бюджетов всех уровней, также являются внебюджетные социальные фонды: пенсионный, социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, которые независимы от федеральных, региональных и местных бюджетов.

Отрасль здравоохранения в настоящее время переживает переходный период, начавшийся вместе с коренными изменениями во всех сферах жизни государства более десяти лет назад, что, разумеется, не могло сказаться на качестве функционирования системы здравоохранения как на уровне страны в целом, так и на уровне регионов. Наряду с этим резко ухудшилась  медико-демографическая ситуация в стране, ощутимо снизился жизненный уровень большей части населения. Реформы ударили по финансированию отрасли и по вертикали управления, которая была фактически разрушена.

Положение относительно улучшилось после принятия в 1997 году Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации. Постепенно активизировалась деятельность по профилактике заболеваний. Были внедрены современные методов профилактики, диагностики и лечения наряду с повышением эффективности использования ресурсов в здравоохранении. Впервые была введена программа государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью.

Несомненным прорывом стало использование в управлении здравоохранением методов стратегического планирования, результатом которого явилось принятие большого количества федеральных целевых программ, направленных на решения наиболее остро стоящих перед отраслью проблем. На основе принятых федеральных программ разрабатываются региональные целевые программы, проектируемые с учётом специфики конкретного субъекта федерации.

Проблему недостаточного финансирования отрасли призван решить принятый Закон об обязательном медицинском страховании. Введение системы медицинского страхования позволило кардинально изменить подход к финансированию здравоохранения. Наряду с положительными результатами работы системы существует, конечно, и немалый спектр проблем различного уровня, последовательное и грамотное разрешение которых необходимо для выполнения задач, возложенных на систему медицинского страхования.

Проведённый анализ системы здравоохранения Нижегородской области выявил наряду с несомненно положительными тенденциями массу проблем и недоработок в процессе реализации программ по реформированию отрасли и показал необходимость внедрения новых подходов к реализации программ федерального уровня, а именно – программно-целевого метода с учётом региональной специфики системы здравоохранения области.

Таким образом, наряду с безусловно негативными процессами в сфере медико-демографических показателей, нельзя не отметить и положительные тенденции развития регионального здравоохранения.

Вместе с тем существует ещё много проблем, в первую очередь это недостаток финансирования, устаревшее оборудование, проблема с кадрами, а также проблемы управляемости, необходимости изменения основных направлений и подходов к реформированию региональной системы здравоохранения.

Список использованной литературы

1.                Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года (редакция от 10.09.2005 года).

2.                Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 года № 51 (редакция от 03.01.2006 года).

3.                Федеральный закон от 22 июля 1993 г. N 5487-1 Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (с изменениями от 2 марта 1998 г., 20 декабря 1999 г., 2 декабря 2000 г., 10 января, 27 февраля, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г., 7 марта 2005 г.)

4.                Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании» от 31 мая 2006 г. № 61

5.                                  Барбышева В. Пять ступеней // Социальная защита - 2003 - №9.

6.                                  Виленский А., Домнина И. Система социальной поддержки населения: уроки кризиса и региональный опыт // Вопросы экономики. -2002.-№12.С.29-34.

7.                                  Водопьянова Е.А., Гамицкий Д.Г., Каталонов В. Административные барьеры в социальной сфере: опыт исследования и практических действий. - М: 2003.

8.                                  Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление - М.: Финансы и статистика, 2003.

9.                                  Говорков В. Основа политики – ответственность государства // Уровень жизни населения регионов России. -2003.- №2

10.            Ришанивская Н. Стратегия социальных реформ в России // Свободная мысль. - 2002.-№11

11.                          Смирнов С, Исаев Н. Социальная политика: новый курс. //Вопросы экономики.-2003.-№2.

12.            Социальная энциклопедия / Ред. кол. А.П. Горкин, Г.Н. Карелова, Е.Д., Катульский и др. - М: Болыи. Рос. Энц-я, 2000. - 438 с

13.            Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения. Учебное пособие для ВУЗов. - Ростов-на-Дону:. «Феникс», 2003.

14.            Федотов Д. О формировании доходов внебюджетных фондов России. //Финансы.-2003.-№7.

15.            Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. - М.: Владос, 2001.-432 с.

16.            Гиляревский С.Р. Современные принципы анализа экономической эффективности медицинских вмешательств// Экономика здравоохранения, 2002, №9

17.            Козлов А.В., Нестеренко Е.И., Полунина Н.В. К вопросу об актуальности экономического регулирования в здравоохранении на современном этапе//Экономика здравоохранения, 2003, №1

18.            Коммерческая деятельность учреждений здравоохранения. Документы. Комментарии. Ответы на вопросы. М., 1997

19.             Кучеренко В.З. Российское здравоохранение: вхождение в рынок. С.-Птб., 2001

20.            Отчет министерства здравоохранения Нижегородской области за 2007 год и основные задачи на 2008 год.

21.            Программа государственных гарантий по обеспечению граждан Нижегородской области бесплатной медицинской помощью

22.            Решетников А.В. Финансовый менеджмент в системе обязательного медицинского страхования// Экономика здравоохранения. 2002, №10

23.            Решетников А.В. Экономика здравоохранения. М., 2004.

24.             Трушкина Л.Ю., Тлепцеришев Р.А., Трушкин А.Г. и др.  Экономика и управление здравоохранением. М. 2002

25.            Шевченко Ю.Л. Правовые основы здравоохранения в России. М., 2001

26.            Шиленко Ю.В., Райзберг Б.А., Вялков А.И. Управление и экономика здравоохранения. М., 2002

 



Hosted by uCoz