Федеральное агентство по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение  высшего профессионального образования

ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Факультет Управления Экономики и Права

Кафедра региональной экономики и управления

 

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

Управление развитием муниципального хозяйства

 

 

 

Специальность: Государственное

и муниципальное управление

 

Выполнила: студентка

гр. 04ГЗМк-62

Зайцева Анна Сергеевна

 

Научный руководитель:

доцент

Васильев Алексей Алексеевич

 

 

г. Нижний Новгород

2010 г.

 

Аннотация

Дипломный проект состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяется цель и ставятся задачи данной работы.

В первой главе рассматриваются теоретические основы муниципального хозяйства.  Его ресурсы, элементы и правовая основа.

Во второй главе рассматривается управление муниципальным хозяйством. Приводиться подробный анализ состояния муниципального хозяйства в Нижегородской области. Исследуются следующие направления:  государственный заказ (муниципальный заказ), дорожное хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство и другие виды муниципального хозяйства.

В третьей главе  рассматривается  организация совместной работы органов местного самоуправления с  предприятиями не муниципальной формы собственности.

В заключении на основе выводов даются предложения по развитию данного сотрудничества.

Список литературы представлен нормативно-законодательной базой, учебными пособиями,   в сети Интернет, всего 11 наименований. 

Общий объем проекта составляет 89 страниц.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….. 3

Глава 1.Теоретические основы управления муниципального

 хозяйства. ………………..……………………………………………………..6

1.1 Элементы муниципального хозяйства и формы его организации………. 6

1.2 Специфика управления развитием муниципального хозяйства...……….. 9

1.3 Правовые основы муниципального хозяйства……………………………..21

Глава 2.Анализ управления муниципальным хозяйством на примере взаимодействия с предприятием не муниципальной формы собственности……………. ……………………………………………………  24

2.1 Управление развитием муниципального хозяйства………………………..24

2.2 Анализ управления развитием муниципального хозяйства в Нижегородской области…………………………………………………………………………….30

2.3 Анализ развития муниципального хозяйства во взаимодействии муниципального образования и предприятий не  муниципальной формы собственности…………………………………………………………………… 50

Глава 3. Организация системы управления развитием муниципального хозяйства………………………………………………………………………..  60

3.1 Современные проблемы развития муниципального хозяйства ….……….60

3.2. Система мероприятий по реформированию

 муниципального хозяйства……………………………………………………...65

3.3 Создание оптимальных условий для развития

муниципального хозяйства……………………………………………………....79

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...83

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………… 89

 

Введение

Историческое развитие хозяйственной  жизни страны, любого муниципального образования осуществляется при постоянном усложнении общественных отношений, что способствует переходу  от одного этапа развития хозяйственных систем к другому.

Каждый этап развития общества требует определенных условий, необходимых для развития экономики, то есть  необходима концентрация ресурсов, обеспечивающая жизнедеятельность страны и муниципальных образований, а так же развитие отраслей народного  хозяйства. На каждом этапе развития экономики и  хозяйственных систем государство пытается регулировать  хозяйственные отношения, используя различные методы управления.

Для современного  этапа развития экономических и управленческих отношений, а также соответствующих наук, характерно создание новых понятий и модернизация традиционных. Таким понятием и является «муниципальное хозяйство».

Понятие «муниципальное хозяйство» возникло объективно, в связи со сложившимися в стране обстановкой.  По - этому необходимо изучать компоненты муниципального хозяйства, закономерность развития, связи с народно-хозяйственными комплексами, решать вопросы оптимизации, его структуры с целью повышения эффективности функционирования в условиях рынка.

Государственная система управления должна соответствовать типу хозяйственных отношений того или иного этапа развития экономики и общественных отношений. Следовательно, государственная система управления и хозяйственная система зависят от вида и типа хозяйства страны и муниципальных образований.

В настоящее время возрастает актуальность изучения управления развития муниципального хозяйства. Это обусловлено объективными экономическими причинами и процессами, происходящими в муниципальных образованиях. Во-первых, на территории муниципальных образований, помимо предприятий и учреждений муниципальной формы собственности, функционируют предприятия, организации и учреждения иных форм собственности, деятельность которых так или иначе связана с социально-экономическим развитием муниципальных образований, с удовлетворением потребностей местного сообщества. Во-вторых, наряду с имуществом находящимся в муниципальной собственности и средствами местного бюджета, на территории муниципальных образований значительна доля частной и государственной собственности в виде имущественных объектов и финансовых средств, которые также косвенно способствует решению вопросов местного значения, составляют экономическую основу местного самоуправления. Это обусловливает изучение проблем, связанных не только с управлением муниципальной собственностью, но и рассмотрение вопросов воздействия органов местного самоуправления на хозяйственную деятельность предприятий, организаций и учреждений не муниципальной формы собственности, изучение организационно-правовых форм вовлечения данных предприятий, организаций и учреждений, а также их имущества в решение вопросов местного значения.

С учетом вышесказанного совершенствование системы управления развитием муниципального хозяйства имеет важное научно-практическое значение и предопределяет актуальность темы, ее теоретическую и практическую значимость.

Обзор существующих по данной проблеме разработок и публикаций показывает, что состояние научной разработанности проблемы управления развития муниципальным хозяйством не в полной мере отвечает реальным практическим потребностям.

В соответствии с выбранной темой объектом исследования в дипломном проекте является управление развитием муниципального хозяйства, а предметом – управление развитием муниципального хозяйства во взаимодействии с  предприятиями  немуниципальной формой собственности.

Цель дипломного проекта – анализ управления развитием муниципального хозяйства во взаимодействии с организациями  не муниципальной формы  собственности на примере общества с ограниченной ответственностью  «Новые Промышленные Технологии».

Реализация поставленной цели определила решение следующих задач:

- рассмотреть элементы муниципального хозяйства;

- показать организационную специфику муниципального хозяйства;

-дать понятие комплексного социально-экономического развития муниципального хозяйства;

- определить процесс и этапы управления социально-экономическим развитием муниципальных образований;

- провести анализ управления развитием муниципального хозяйства в муниципальном образовании, выявить основные проблемы;

- предложить основные направления совершенствования управления развитием муниципального хозяйства.

Методологической и теоретической основой дипломного проекта явились труды отечественных ученых по вопросам муниципального управления.

Информационной базой исследования явились монографии, статьи отечественных и зарубежных ученых, материалы периодических изданий и глобальной сети Интернет, а также программные, прогнозные и отчетные материалы общества с ограниченной ответственностью  «Новые промышленные технологии».

При проведении дипломного проектирования применялись: диалектические и формально-логические методы; анализ и синтез, системный и структурно-функциональный подходы.

Заключение

         Выделение понятия «муниципального хозяйства» и  развития его структуры  «вообще» для нас принципиально важно, так как в качестве одной из целей, обозначенных во введении настоящей дипломной работы и ориентирующей нас на обозрение теории и анализ практики, является решение вопросов организации взаимодействия органов местного самоуправления с предприятиями не муниципальной формы собственности. 

         Проведённые исследования показали, что управлять развитием муниципального хозяйства не так - то просто.  И  так как муниципальное  хозяйство - это совокупность организаций, предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение общественных потребностей населения, органы местного самоуправления привлекают частные предприятия  с  помощью муниципального заказа.

Основная цель  заключения контрактов с частными фирмами —  это экономия средств. Но мало того что его можно заключить,  так необходимо проследить выполнения всех его условий.  Что в нашей стране не всегда соблюдается. И если мы сможем  перенять опыт зарубежных стран и адоптировать для нашего государства, то  плюсом здесь будет не только упорядочение работы муниципального хозяйства, но и появление новых рабочих мест.

Итак,  хотелось бы подвести итоги.

У городской власти есть много неиспользованных резервов.  Привлечение большинства из них не требует дополнительных финансовых ресурсов. К ним относятся:

1.     реформа собственно городской власти,

2.     создание разумных и понятных гражданам и инвесторам правовых рамок их деятельности,

3.     оптимизация бюджета города, его доходов и расходов,

4.     эффективное управление муниципальной собственностью,

5.     регулирование земельных отношений и отношений в сфере недвижимости.

      Следует провести  работу по нескольким приоритетным направлениям:

1. Повышение уровня управления и эффективности расходов местного бюджета.

Для совершенствования структуры контроля за бюджетным процессом города предполагается ввести систему казначейского исполнения бюджета в качестве замены существующего механизма краткосрочного планирования и исполнения бюджета города.

В целях укрепления доверия инвесторов и предупреждения возможных злоупотреблений бюджетными средствами необходимо сформировать систему критериев для выделения проектов, в которые могут быть вложены бюджетные средства или привлечены средства под гарантии бюджета.

Для формирования и проведения долгосрочной и краткосрочной долговой политики администрацией города в структуре департамента финансов предусмотреть формирование специального отдела долговой нагрузки.

С целью обеспечения прозрачности бюджета для налогоплательщиков и инвесторов необходимо сформировать и утвердить перечень публикуемых индикаторов состояния бюджета.

           Переориентировать расходы бюджета с прямого дотирования на поручительства по энерго- и ресурсосберегающим инвестиционным проектам, реализуемым на предприятиях городского хозяйства.

2.Развитие жилищно-коммунального хозяйства

           Поддерживать развитие конкуренции в тех подотраслях жилищно-коммунального хозяйства, где это возможно, и ввести такую систему регулирования деятельности естественных локальных монополистов, которая стимулировала бы предприятия-монополисты к лучшей работе и сокращению затрат.

          Усовершенствовать порядка разработки, рассмотрения и утверждения цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, осуществления мониторинга за деятельностью коммунальных предприятий с проведением независимой экспертизы их деятельности в случае необходимости.

          В рамках реализации крупных энерго- и ресурсосберегающих инвестиционных проектов на объектах жилищно-коммунального хозяйства с привлечением частных инвесторов внедрить концессионные схемы посредством заключения городом и инвестором договоров аренды имущественного комплекса (предприятия) и/или договоров на управление. Данная мера позволит увеличить в средне- и долгосрочной перспективе качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и уменьшить бюджетную нагрузку муниципального образования по данным объектам.

1.                Развитие городского пассажирского транспорта

           Развивать конкуренцию на рынке городских наземных пассажирских перевозок путем привлечения на него частных перевозчиков. В целях унификации документов, предоставляемых пассажирам льготных категорий, имеющих право на бесплатный проезд на городском пассажирском транспорте, предлагается использовать проездной документ единого вида на льготный проезд в городском пассажирском транспорте.

       4. Создание оптимальных условий для привлечения инвестиций

Принципиальной установкой в организации работы по привлечению инвестиций в город является разработка стратегического плана экономического развития города. Стратегический план должен представлять собой экономическую “конституцию” развития города, на основе которой вырабатываются целевые программы. Само по себе наличие стратегического плана является фактором привлечения инвесторов, а работа администрации по его реализации повышает привлекательность города, улучшает условия работы местных предпринимателей и привлекает новый бизнес. Создание специализированной независимой некоммерческой организации - Агентства экономического развития делает деятельность по разработке стратегического плана и совершенствованию предпринимательского климата не разовой кампанией, а постоянным процессом адаптации городского хозяйства к изменяющимся в условиях рынка требованиям предпринимателей.

           5. Реформа земельных отношений, землепользования, развитие рынка недвижимости.

Предусматривается развитие земельного рынка на основе передачи земельных участков в собственность и аренду под застройку через конкурентные процедуры. Для реализации этой цели предполагается перейти к предоставлению земельных участков на праве собственности; перейти исключительно к конкурсному предоставлению земельных участков сначала в исторических, наиболее экономически престижных частях города, а затем на всей территории города; при передаче земельных участков в аренду под застройку установить срок аренды не менее 5 лет и фиксировать в договоре принцип изменения ставки на весь срок аренды, предусмотреть право сдачи земельного участка в субаренду, а также право залога прав аренды.

Установление выкупной цены земель под приватизированными предприятиями в размере пятикратной ставки земельного налога и десятикратной – для исторической части города, упрощение процедуры сбора необходимых документов и оформления прав (принцип “одного окна”) с фиксацией сроков для всей процедуры, расширение видов разрешенного использования выкупаемых участков и возможность выкупа земельного участка в рассрочку и по частям.

Стимулировать развитие земельного рынка через создание новой системы землепользования на принципах правового зонирования, когда владелец земли заранее знает фиксированные, но достаточно широкие правила использования своего земельного участка. Упорядочение взаимодействия учетных, судебных, налоговых, правоохранительных организаций, возникающего при регистрации прав на недвижимость, имеет целью устранить дублирование функций и информации, упростить процедуры при регистрации прав для граждан и юридических лиц, навести порядок и получить недостающие данные в существующей системе учета объектов недвижимости.

            6. Переход к адресной социальной политике

Существует необходимость перехода к адресной социальной поддержке населения. Предусмотрено повсеместное введение оценки нуждаемости при оказании социальной помощи и переход к индивидуальной работе в трудных жизненных ситуациях, указаны предложения по повышению эффективности использования бюджетных средств для поддержки малоимущих.

Адресную социальную помощь семье планируется построить на четырех принципах: оценка доходов и материального положения; выявление причин, по которым семья попала в число малообеспеченных; подбор индивидуального “пакета услуг” (целевые субсидии, консультирование, рекомендации по повышению дохода семьи, включая трудовую помощь и так далее); оценка эффективности помощи, “обратная связь”.

         Предлагается активно внедрять конкурсное финансирование социальных программ, ввести муниципальный социальный заказ. Размещение каждого городского социального заказа предлагается проводить на конкурсной основе среди социальных учреждений всех форм собственности, включая общественные благотворительные организации.

            7. Расширение возможностей для улучшения жилищных условий населения.

          В направлении развития ипотечного жилищного кредитования предусматривается подготовка и принятие пакета документов по нормативно-правовой и методической базе, обеспечивающей благоприятные условия для развития ипотечного кредитования.

           В целях стимулирования развития товариществ собственников жилья предлагается осуществить переход прав собственности на земельные участки в кондоминиумах от муниципального образования к домовладельцам – членам товарищества и создать порядок такого перехода; нежилые помещения в кондоминиуме передать в управление товариществу собственников жилья; установить четкий порядок регистрации кондоминиумов.

С целью расширения возможностей улучшения жилищных условий гражданами, а также для сокращения сроков ожидания получения жилья, повышения уровня мобильности трудовых ресурсов, снижения цен на рынке частного арендного жилья предполагается активизировать процедуру найма жилых помещений в муниципальном жилищном фонде на рыночной основе с вовлечением собственных средств граждан.

          8. Поддержка малого предпринимательства

Для дальнейшего развития малого бизнеса предлагается ускорить введение единого налога на вмененный доход (через принятие областного закона), а также обеспечить возможность проведения расчетов с населением без применения контрольно-кассовых машин при условии перехода на единый налог.

 

 

Литература

 

1.Конституция Российской Федерации. – М.: Омега, 2007.

2.Бюджетный Кодекс РФ. // Консультант, от 10.12.2006 г.

3.Гражданский Кодекс РФ. // Консультант, от 10.12.2006 г.

4.Европейская хартия о местном самоуправлении / Принята в Страсбурге в 1985 г. — Русская версия. - Страсбург : Совет Европы. Отдел изданий и документов, 1990.

5.Васильев А.А. Система муниципального управления: учебник/ А.А.    Васильев. – 2-е изд., испр. и доп.. - М.: КНОРУС, 2010.- 736 с.

6.Велихов, Л.А. Основы городского хозяйства/Л.А.Велихов.- Обнинск: Институт муниципального управления, 1995.

7. Воронин, А.Г., Основы управления муниципальным хозяйством/ А.Г.Воронин, В.А. Лапин, А.Н. Широков.– М.: МОНФ. – 2005

8. Жигалова, Н.Е. Анализ и диагностика социально-экономического развития муниципального образования. Ч.1: Учеб.пособие / Н.Е.Жигалова.- Н.Новгород: Изд-во ВВАГС, 2006.- 196 с.

9. Победина, Г.Б. Поляк и др.; под ред. проф. Т.Г. Морозовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.

10. Муниципальное хозяйство: учебное пособие/ И.П. Черная .- Ростов н: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010.

11. www.vasilievaa.narod.ru

 

 

 

 

 

 

 



Hosted by uCoz