[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Актуальные темы] [Самоуправление и федерализм]
Международный Республиканский Институт
Санкт-Петербургский Гуманитарно-политологический Центр "Стратегия"
М.Б.Горный, В.Н.Иванова, А.Т.Ошурков, Н.И.Скрябина
Изд-во "Весь мир", 2000 год

Основы муниципальной экономики



Глава I. Экономическое содержание МСУ(скачать главу в Скачать DOC-версию)

1. Немного истории. Термин "самоуправление" в общелитературном смысле означает, что люди сами управляют собой. На начальных этапах развития человеческой цивилизации самоуправление так и действовало. В этот период не существовало специально выделенных людей, которые регулировали бы деятельность индивидов и общества в целом. Одновременно с этим в процессе производства средств к существованию появилась кооперация труда. Она представляла собой объединение участников производственного процесса, в основе которого была общая собственность на средства производства. Процесс принятия решений участниками кооперации труда характеризовался свободным, демократическим обсуждением, согласованием и добровольным подчинением. Люди сами управляли своей производственной деятельностью. Руководство племенами и народностями осуществляли совет и народное собрание. Общественное устройство того периода получило название "первобытная демократия". Самоуправление тем самым выступало как характеристика и форма социально-экономического аспекта функционирования общества и его основного звена.

Дальнейшее развитие производства под воздействием закона общественного разделения труда привело к появлению отраслевой и территориальной структур производства. Развитие обмена и товарного хозяйства способствовало усилению социально-экономических различий между людьми и появлению специальной группы людей, исполняющих общие функции регулирования повседневной жизни общества.

Разделение труда привело к разрушению первобытной кооперации, основанной на общественной собственности на условия производства. Появился обособленный товаропроизводитель, осуществляющий самостоятельное хозяйствование. Действие закона спроса и предложения, конкуренция товаропроизводителей привели к поляризации, классовому расслоению общества, появлению наемного труда. На уровне основного звена экономики на смену отдельному, изолированному товаропроизводителю пришла кооперация, как форма организации труда в капиталистическом хозяйстве.

Отметим, что первобытная кооперация труда характеризовалась самоуправлением субъектов производственного процесса, т.е. равноправным участием в выполнении функций контроля, учета, организации производства и в процессе труда. Капиталистическая кооперация труда характеризовались возникновением и обособлением управления как особого вида работ по координации и регулированию действий всех участников процесса производства. Затем функция управления отделилась от собственности и управленческую деятельность стал осуществлять профессионал-менеджер.

Подчеркнем, что первобытная кооперация строилась на единстве собственности, труда и деятельности по координации и регулированию производства, т.е. на самоуправлении. Капиталистическая кооперация разорвала целостность собственности, труда и управления, привела к обособлению управленческой деятельности и появлению профессионального управления.

2. Самоуправление в процессе производства. Исследования вопросов самоуправления неизбежно приводили к постановке фундаментальных проблем собственности, разделения труда, его целей и стимулов, обобществления производства, классовой структуры общества, демократии как формы государства и др.

В результате теоретических изысканий был сделан вывод о самоуправлении как о таком единстве субъекта труда и субъекта управления, при котором происходит их совпадение.

Субъект, осуществляющий трудовой процесс, выполняет и управленческие функции. В таком случае он выступает субъектом самоуправления. В ходе этого процесса посредством реализации экономических интересов субъекта обеспечивается воспроизводство собственности на средства производства.

Отметим, что экономические категории "самоуправление" и "управление" связаны между собой.

Собственник крупного предприятия нанимает специальный аппарат менеджеров, которым передает часть своих прав и обязанностей. Объем последних зависит от уровня концентрации капитала. Чем масштабнее предприятие, тем больший круг обязанностей возлагается на менеджеров, осуществляющих управление производством. Тем самым собственник средств производства, концентрируя функции самоуправления, выполняет функции управления лишь частично. Объем выполняемых собственником функций ограничивается теми ключевыми функциями, которые требуются для воспроизводства его собственности.

Из теоретических исследований известно, что управление - это есть деятельность, связанная с подчинением объекта управления целям и задачам субъекта управления. Цели и задачи конкретных действий субъекта управления определяются его положением в системе производственных отношений, заинтересованностью в изменении этого положения, т.е. экономическими интересами. Управленческая деятельность через реализацию целей и задач субъекта управления обеспечивает достижение его интересов. Интересы выступают побудительным мотивом, определяют поведение, действия людей в процессе производства.

Интерес - это такая экономическая категория, характеризующая положение субъекта в системе производственных отношений, которая показывает, какие действия приведут к изменению этого положения и насколько.

Ключевой характеристикой социально-экономического положения человека выступает его отношение к средствам производства: осуществляет ли он владение ими, распоряжение и присвоение. Собственник средств производства использует их так, как он считает необходимым, самостоятельно определяя цели хозяйствования и пути их достижения, организуя осуществление этих целей, внося в производство необходимое ему директирование.

Процесс организации, координации, регулирования и стимулирования производства собственником средств производства в рамках одной кооперации в соответствии с его экономическими интересами мы называем самоуправлением в процессе производства.

Как экономическая категория самоуправление характеризует производственные отношения, возникающие при реализации экономических интересов собственника или совместных собственников средств производства, в рамках отдельной кооперации, отражающие его или их собственную совместную деятельность по целеполаганию, организации, координации и стимулированию действий всех участников процесса производства.

Самоуправление - это единство самоорганизации, самодеятельности, саморегуляции, самоконтроля, способ коллективного существования объединения людей. При этом главным является уточнение такого факта, являются ли они совместными собственниками средств производства или выступают наемными работниками.

Управление, появившись в капиталистической кооперации труда, предполагает планомерность производственного процесса в рамках общественного хозяйства. Противоречия частных интересов независимых хозяйствующих субъектов, товаропроизводителей, осуществляющих самоуправление в рамках своей кооперации приводят к нарушению этой планомерности, становится неясным, какой из собственников добьется своих целей и в какой мере. Самоуправление собственника средств производства ограничивается настолько, что может возникнуть ситуация, при которой собственность не будет воспроизводиться ввиду невыполнимости интересов данного собственника.

Действие объективных экономических законов, в том числе закона общественного разделения труда, приводит к противоречивому развитию самоуправления. Собственность может и не воспроизводиться, а вчерашние собственники средств производства могут перейти в разряд наемных работников.

Действие объективных экономических законов, в частности общественного разделения труда и обобществления производства, характеризуется, с одной стороны, все большей дифференциацией производственного процесса, расчленением его на звенья, которые специализируются на изготовлении отдельных продуктов или частей продуктов, причем специализация развивается не только в отраслевом, но и в территориальном аспекте. Это находит свое проявление в отраслевой и территориальной организации производства.

Формирование отраслевой и территориальной организации производства выступает формой реализации отраслевой и территориальной сторон хозяйствования. Они обеспечивают реализацию соответственно ведомственных и территориальных, местных интересов.

Интересы хозяйствующих субъектов, связанные с производством и реализацией продукции, относящейся к той или иной отрасли и приносящей наибольший доход, выступают как ведомственные или в конечном счете отраслевые интересы. Субъекты хозяйствования практически не заинтересованы в оценке социальных последствий своей хозяйственной деятельности, а также влияния ее на окружающую среду и пр. Носителями отраслевых ведомственных интересов выступают частные лица или коллективы предприятий.

3. Территориальные аспекты самоуправления. Территориальные местные экономические интересы характеризуются динамикой изменения социально-экономического положения поселенческих коллективов людей. Такими характеристиками являются комплексное развитие территории, воспроизводство отраслей хозяйства и непроизводственной сферы, состояние окружающей среды, обеспечение занятости населения, создание условий для отдыха и интеллектуального развития человека, безопасность проживания и др. Носителями территориальных, местных интересов выступает население, проживающее на данной территории и посредством территориальных производственных отношений, реализующее в том числе и свои местные интересы.

Таким образом, вступая в производственные отношения, которые имеют и территориальную форму проявления, субъекты хозяйственной жизни реализуют свои экономические интересы, в том числе и территориальные экономические интересы, характеризующие определенные предпочтения в отношении целей и средств социально-экономического развития территории.

Территориальные интересы отражают реальные взаимосвязи людей, возникающие в результате совместного проживания на одной территории.

Интерес, как известно, не отделим от субъекта, который выступает его носителем и выразителем. Субъект территориальных интересов основная масса населения, которая выступает носителями интересов, их выразителем является активная часть населения.

Каждый поселенческий коллектив имеет свои интересы. Известны отличия интересов городских поселений от сельских, областных поселенческих коллективов от республиканских и т.д. Вместе с тем реализация интересов всех этих коллективов непосредственно связана с функционированием определенных отраслей хозяйства и соответствующей организацией производства, распределения, обмена и потребления.

Вследствие этого для полной реализации как территориальных, так и местных интересов недостаточно организации только территориального способа воздействия - необходимо его тесное сочетание с отраслевым.

4. Отраслевые аспекты самоуправления. Отраслевые и территориальные виды воздействия, как известно, осуществляются через систему управления, которая на уровне фирмы создается генеральной дирекцией, а на уровне народного хозяйства - государством. Первое выступает как внутрифирменное управление или менеджмент, а второе - как государственное управление или регулирование.

Из-за сложности осуществления управленческого процесса, специализации, внутреннего разделения труда, управленческие решения принимаются специальным аппаратом управленцев. На уровне фирмы это профессиональные менеджеры, а на уровне хозяйства в целом -государственные чиновники. И те и другие отделены и от производственного процесса и от собственности, т.е. не выполняют функций полного собственника, но обеспечивают реализацию его интересов. Это могут быть интересы конкретного хозяйствующего субъекта, отрасли (интересы государства, владеющего акциями тех или иных промышленных предприятий) или же заинтересованность жителей определенных территориальных образований. Соответственно формируются системы отраслевого и территориального управления.

Отраслевое и территориальное управление выступает по существу двумя аспектами единого процесса регулирования или управления социально-экономическим развитием.

Подчеркнем, что несмотря на работу профессионалов менеджеров, хозяйствующий субъект - собственник средств производства или члены коллектива предприятия, находящегося в собственности работников, сами выполняют ряд управленческих функций и прежде всего - целеполагание. Это обусловливается реализацией отношений собственности. Вот почему в своей деятельности они осуществляют производственное самоуправление.

Жители территориального образования также выполняют ряд функций управления, связанных с реализацией общих территориальных экономических интересов, и тем самым их деятельность представляет собой территориальное самоуправление.

Осуществление населением процесса создания благоприятных условий природной среды, развитие бытовой и социально-культурной инфраструктуры выступают как задачи территориального самоуправления.

5. Местное самоуправление. Необходимость производственного и территориального самоуправления объективна и является результатом развития общественного производства. Развитие самоуправления в современной экономике - необходимость, продиктованная требованиями научно-технического прогресса, обусловливающими реализацию способностей работников как творцов, действующих в условиях общественного характера производства и выступающих активным творческим элементом производительных сил, но необходимо согласование их интересов. Только демократический характер процесса согласования интересов сохранит экономическую свободу каждого. Демократический характер согласования интересов предполагает выборность и свободный отзыв членов тех институтов, организаций, которые на практике будут обеспечивать реализацию интересов. Таким образом, самоуправление - это такая форма управления, которая основана на выборности.

Следует подчеркнуть взаимосвязь и взаимозависимость производственного и территориального самоуправления их взаимодополнение и взаимопроникновение. Оба аспекта самоуправления выступают условием и факторами всестороннего развития индивидуумов, которые сначала предстают как работники, участвующие в производственном процессе, а затем как жители того или иного территориального образования - в территориальном самоуправлении.

Отметим, что территориальное самоуправление не заменяет территориального управления. Последнее как деятельность, осуществляемая профессионалами-госслужащими в том или ином регионе, имеет свою цель - процесс организации производства, размещения и развития производительных сил, а также способы вовлечения в оборот природных ресурсов исходя из народнохозяйственных интересов. Территориальное самоуправление имеет своим объектом удовлетворение потребностей поселенческих коллективов людей за счет их активности, творческого потенциала и самоорганизации.

Таким образом, территориальное самоуправление - это совместная деятельность людей, направленная на создание нормальных условий жизни (за счет собственной деятельности), на обеспечение комплексного социально-экономического развития территории, на сохранение и воспроизводство окружающей среды. Отметим, что это и есть деятельность сообщества людей, проживающих в одной местности.

Территориальное самоуправление, во-первых, является социально-экономической формой управления, а во-вторых, имеет отличительную черту, основывающуюся на выборности всех необходимых органов, осуществляющих управление. В территориальном самоуправлении объектом исследования выступают социально-культурные потребности такого сообщества людей, которое сформировалось на данном месте расселения. Члены сообщества равны, с точки зрения использования природного ландшафта, сложившейся экологической ситуации и т.п., поэтому у них появляется общая заинтересованность в улучшении экологической обстановки, обеспечении эффективной занятости населения, экономически обоснованном самообеспечении основными продуктами питания, в создании конкурентоспособных производств, в развитии социально-бытовой и социально-культурной инфраструктуры. Данное сообщество выступает субъектом самоуправления и в процессе своей конкретной деятельности реализует территориальные, местные интересы.

Таким образом, категория "территориальное самоуправление" представляет собой специфическое производственное отношение, возникающее при реализации территориальных экономических интересов граждан в пределах отдельного сообщества, сформированного в зависимости от типа и места расселения.

Данное производственное отношение отражает собственную совместную деятельность сообщества по эффективному управлению, т.е. целеполаганию, организации и координации действий граждан и хозяйствующих субъектов для обеспечения комплексного социально-экономического развития территории, удовлетворения социально-культурных потребностей населения.

Термин "территориальное самоуправление" используется для того, чтобы отделить от производственного самоуправления особую деятельность сообщества граждан по реализации их территориальных экономических интересов. Вместе с тем, следует подчеркнуть единство самоуправления как такового, в котором выделяются два аспекта: территориальное и производственное.

Территориальное самоуправление имеет своим критериальным признаком место расселения граждан. В зависимости от видов поселений выделяются структурные элементы системы территориального самоуправления. В теории расселения первичной единицей рассматривается населенный пункт1. Вследствие чего самоуправление на уровне населенного пункта целесообразно характеризовать как местное самоуправление (МСУ). Населенные пункты, в свою очередь, могут образовывать городские и сельские поселения. В соответствии с этим выделяются другие уровни территориального самоуправления.

1 Хорев Б.С., Смидович С.Г. Расселение населения: (Основные понятия и методология). М.: Финансы и статистика, 1981, с. 15. Хорев Б.С. Региональная политика в СССР. М.: Мысль, 1989, с. 129.

В ряде публикаций территориальное самоуправление отождествляется с МСУ. На наш взгляд, МСУ представляет собой нижний уровень территориального самоуправления и характеризует производственные отношения, складывающиеся в процессе реализации местных интересов граждан данного населенного пункта (МО). Для целей настоящей работы мы не будем делать различий между территориальным и местным самоуправлением.

С учетом изложенного муниципальную экономику можно определить как науку о том, как производители и потребители муниципальных услуг принимают свои решения, каким образом решается задача реформирования муниципального сектора в соответствии с требованиями рынка.

Следует отметить, что МСУ имеет глубокие корни в российской истории. Этому вопросу посвящена многочисленная литература (см., например /1 - 5/), но в данной книге мы его не рассматриваем.

 

 

Выводы.

1. Самоуправление - это одна из форм управления, оно возникло на заре человеческой цивилизации в условиях существования первобытной демократии и первобытной кооперации, основанной на общественной собственности на средства производства. Самоуправление развивалось вместе с развитием производства и человеческого общества.

2. Самоуправление может рассматриваться как процесс, при котором происходит совпадение субъекта труда и субъекта управления. Самоуправление может быть производственным и местным (территориальным). В данной работе мы не делаем существенного различия между понятиями МСУ и территориального самоуправления.

3. Экономическое содержание МСУ состоит в том, что оно представляет собой специфические производственные отношения, возникающее при реализации территориальных экономических интересов (удовлетворении общественных потребностей) жителей данного МО. Данное производственное отношение отражает собственную совместную деятельность местного сообщества по эффективному управлению, т.е. целеполаганию, организации и координации действий жителей МО и хозяйствующих субъектов для обеспечения комплексного социально-экономического развития территории.

 

 

Литература к главе 1.

1. Основы местного самоуправления в городах России. Под ред. А.Е.Когута. СПб.: ИСЭП РАН. 1995.

2. Хорев Б.С., Смидович С.Г. Расселение населения: (Основные понятия и методология). М.: Финансы и статистика, 1981. Хорев Б.С. Региональная политика в СССР. М.: Мысль, 1989.

3. В.Н.Иванова. Местное самоуправление: проблемы теории и практики. СПБ: Изд-во СПб университета, 1996.

4. Местное самоуправление: проблемы и перспективы. Под ред. М.Б.Горного. СПб., 1997.

5. Местное самоуправление в современной России. Аналитический доклад «Реализация законодательства Российской Федерации по вопросам местного самоуправления и основные проблемы развития местного самоуправления в современной России», М.: Моск. обществ. науч. фонд, 1998, 240с.


Изд-во "Весь мир", 2000 год
[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Актуальные темы] [Самоуправление и федерализм]
Сайт создан в системе uCoz