Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Следующая    Скачать в zip

 

Основные направления агропродовольственной политики на 2001-2010 годы

 

Выступление Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации -

Министра сельского хозяйства Российской Федерации Гордеева А. В.

на заседании Правительства Российской Федерации

27 июля 2000 г.

 

Уважаемый Михаил Михайлович, уважаемые члены Правительства, участники заседания!

Новая стратегия агропродовольственной политики и разработка действенных механизмов ее реализации обусловлена тем, что аграрный комплекс страны ныне находится в глубоком системном кризисе и требуются кардинальные шаги по выводу его из этого состояния.

Итоги нашей работы будет определять то, как будет складываться ситуация на продовольственном рынке страны сегодня и в обозримом будущем. Как известно, от уровня и качества обеспечения продовольствием во многом зависит и национальная безопасность государства. Вот почему стабильное и динамичное развитие аграрного комплекса страны является приоритетной задачей.

Эта стратегическая установка объективно вытекает из послания Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию.

Проект основных направлений агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на текущее десятилетие подготовлен специалистами Минсельхоза, Минфина, Министерства экономического развития и торговли с участием ученых-аграриев и при тесном взаимодействии с администрациями субъектов Федерации, а также профильными комитетами Госдумы и Совета Федерации. Концепция этого документа тесно увязана с Основными направлениями социально-экономической политики Правительства на долгосрочную перспективу. Главные положения новой агропродовольственной политики были апробированы на совещаниях аграрников в Краснодаре и Ростове.

Разработчики концепции исходили из того, что сельское хозяйство России - важная часть экономики страны. Здесь сконцентрировано 13% основных производственных фондов, 14% трудовых ресурсов, производится около 6% валового внутреннего продукта.

Агропромышленный комплекс страны выполняет следующие важные задачи:

во-первых, это устойчивое обеспечение населения продовольствием;

во-вторых, аграрный сектор является системообразующим для 95% территории страны, на которой живет и трудится 27% населения;

в-третьих, российская деревня была и остается носителем духовного и физического здоровья нации. Кстати сказать, наша армия, в наибольшей степени комплектуется за счет сельской молодежи.

Если говорить о мировом опыте, то наиболее развитые страны выделяют аграрную сферу экономики в число приоритетных и оказывают ей всемерную поддержку (слайд № 1). Размер прямой финансовой помощи сельскому хозяйству в США в прошлом году превысил 23 млрд.долл., что составляет 25% от общей стоимости реализованной сельскохозяйственной продукции. В странах ЕС этот показатель достигает 50%, в Японии - превышает 80%.

Анализ показывает, что расходы бюджетов всех уровней на поддержку сельского хозяйства Российской Федерации в последние годы значительно сократились (слайд № 3).

При этом в настоящее время регионам принадлежит 2/3 направляемых в АПК финансовых средств консолидированного бюджета, а федеральному центру - 1/3, и эта тенденция усиливается, что порождает местничество в формировании и распределении продовольственных ресурсов, создает межрегиональные барьеры на продовольственном рынке. Представляется целесообразным перераспределение доли в пользу федерального центра в общем объеме государственной поддержки.

К сожалению, в силу ограниченных финансовых возможностей мы не можем оказывать такую же мощную поддержку отечественному сельскому хозяйству, как развитые западные страны. Наша стратегия агропродовольственной политики должна строиться исходя из сложившихся реалий.

Коротко об итогах.

Объем производства сельхозпродукции уменьшился за минувшее десятилетие почти вдвое. Такие потери, естественно, сказались на ухудшении баланса продовольственных ресурсов страны. Резко возрос импорт продуктов питания, особенно мяса и растительного масла. Достаточно сказать, что в общих ресурсах мяса и мясопродуктов доля импорта занимает около 24%, молока и молочных продуктов - 8%. Не может нас не беспокоить и то, что за последние годы существенно - почти в 1,7 раза упало душевое потребление продуктов, а общая калорийность питания снизилась на треть. (Слайд № 2)

При разработке Концепции учитывались следующие принципиальные особенности:

Первое -это ориентир на развитие и усиление принципов хозяйствования в рыночных условиях экономики.

Второе - стабилизацию сельскохозяйственного производства, а затем и его развитие необходимообеспечить при сравнительно ограниченных государственных материальных и финансовых ресурсах.

Третье - этонеобходимость решения поставленной задачи в короткое время, поскольку экспансия продуктов питания в Россию идет довольно интенсивно.

Стратегическими целями агропродовольственной политики государства являются:

в экономической области - формирование эффективного конкурентоспособного агропромышленного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность и независимость страны, наращивание экспорта отдельных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия, увеличения вклада АПК в экономику страны;

в социальной области - преодоление разрыва в уровне жизни и социальном обеспечении сельского и городского населения;

в экологической области - производство экологически чистых продуктов питания и создание экологически безопасных условий для населения, животного и растительного мира, сохранение природных ресурсов для аграрного производства.

В отличие от предыдущих концепций развития АПК этот проект предусматривает четкую роль Правительства в регулировании продовольственного рынка страны, а также мобилизацию внутренних возможностей агрокомплекса, всех его имеющихся резервов.

На первый план выдвигаются институциональные преобразования и развитие рыночной инфраструктуры.

Отработанные в развитых странах методы государственного регулирования продовольственного рынка опираются на устоявшиеся обычаи, общепризнанные традиции и правила делового оборота, на создание которых требуется исторически длительный период.

У нас для этого времени нет. Поэтому при осуществлении политики государственного регулирования продовольственного рынка необходимо организовать тесное сотрудничество государственных органов с саморегулирующими некоммерческими организациями, так называемыми отраслевыми (продуктовыми) союзами и ассоциациями, обеспечивающие соблюдение их участниками правил рыночного поведения.

Правительство должно создавать условия для появления вертикально интегрированных центров в АПК, содействовать кооперации в сельском хозяйстве и его интеграции с перерабатывающей промышленностью, стимулировать создание агропромышленно-финансовых групп

Необходимо обеспечить четкое распределение функций в сфере АПК между федеральными и региональными органами власти.

Администрациям субъектов Федерации - с учетом региональных особенностей предстоит решать конкретные задачи и осуществлять программные мероприятия по развитию агропромышленного комплекса, социальных задач сельской местности и стабилизации региональных продовольственных рынков.

В наиболее общем плане усилия федерального центра целесообразно сконцентрировать:

- на формировании и регулировании единого продовольственного рынка и рынка материально-технических ресурсов для сельского хозяйства и других отраслей АПК;

- осуществлении гибкой и эффективной внешнеторговой политики;

- проведении единой общегосударственной земельной, финансово-кредитной и налоговой политики;

- организации общегосударственных контрольных функций (качества продовольствия; ветеринарного, экологического, технико-технологического контроля; рационального и бережного использования земель);

- научном, консультативном, информационном и кадровом обеспечении АПК.

Агропромышленный комплекс не сможет динамично развиваться без обновления и модернизации производства, поэтому важной задачей является привлечение инвестиций в эту сферу.

За годы реформ государственные капитальные вложения сократились в 20 раз. Очевидно, что в настоящее время можно рассчитывать только на частный капитал.

Для достижения этой цели при осуществлении политики государственного регулирования продовольственных рынков необходимо создать стабильные и предсказуемые условия для деятельности инвесторов в сфере АПК, в том числе и зарубежных, гарантирующие права инвесторов на возврат инвестиции и получаемые доходы.

Учитывая ограниченность федеральных бюджетных средств, предусматривается сконцентрировать их на нескольких главных направлениях государственной поддержки.

В частности, считаю целесообразным, прямые бюджетные субсидии направить на развитие элитного семеноводства, племенного дела, овцеводства, а также на частичную компенсацию затрат хозяйств на приобретение средств химизации.

В то же время необходимо отказаться от неэффективных дотаций и целевых программ, финансируемых из федерального бюджета.

Государственная поддержка должна поступать только эффективно работающим хозяйствам. Для хронически убыточных предприятий требуются иные решения. Правительство должно создавать условия для появления в таких предприятиях новых организационно-правовых и экономических отношений, обеспечивающих крестьянам реализацию своей индивидуальности, повышение мотивации труда и ответственности; при необходимости в соответствии с действующим законодательством применять процедуры банкротства.

Одним из основных принципов нашей Концепции является развитие регулируемого рынка земель сельскохозяйственного назначения. Прежде всего речь идет о концентрации земли в руках эффективных собственников или пользователей. Несмотря на многочисленные и необоснованные упреки в промедлении при принятии решений о частной собственности на землю, сегодня таких земель насчитывается 136 млн.га, что составляет 62% от всех сельхозугодий.

Создание и реализация экономического механизма перехода земли к таким собственникам должны строиться на твердой юридической основе, то есть на Земельном кодексе.

Принятие его позволит создать правовую базу для реформирования земельных отношений, подготовки других важных федеральных законов, необходимых для нормального функционирования предприятий и организаций аграрной сферы.

Стабилизация и дальнейшее развитие агропромышленного комплекса невозможны без коренного изменения социальной политики на селе.

Социальная политика на селе должна предусматривать повышение жизненного уровня сельских жителей, создание альтернативных рабочих мест. Крен должен быть сделан на освобождение сельскохозяйственных предприятий от расходов на социальную и инженерную инфраструктуру. Предстоит постепенное обеспечение сельских жителей равной с городскими жителями доступности к социальным услугам. Считаем, что развитие сельских территорий имеет свою специфику и неразрывно связано с сельскохозяйственным производством.

Уважаемые коллеги! Я только обозначил наиболее значимые аспекты агропродовольственной политики. В рассматриваемом документе их перечень гораздо шире.

Вместе с тем, особо хочу подчеркнуть, что успешное решение стратегических задач невозможно без осуществления срочных, первоочередных мер.

Первое:в целях стабилизации и дальнейшего развития АПК необходимо создать нормальные экономические условия для достижения расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве, провести оздоровление финансового состояния сельскохозяйственных предприятий.

Напомню, что только за последний год кредиторская задолженность сельхозпредприятий выросла на 23% и составила около 184 млрд.руб., превысив почти в 7 раз дебиторскую задолженность. Такого соотношения нет ни в одной отрасли экономики (слайд № 4).

Долги сельхозпредприятий превышают годовую выручку от реализации всей продукции сельского хозяйства. Даже в прошлом году, когда экономическая ситуация на селе несколько улучшилась, 55% сельхозпредприятий остались убыточными.

Для решения этой проблемы необходимо, прежде всего, осуществить комплексную реструктуризацию задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей по платежам в бюджеты всех уровней, государственные внебюджетные фонды (2/3 задолженности).

Предлагается такой механизм, когда реструктуризация проводится только при наличии реальных гарантий дальнейшего эффективного функционирования предприятий.

Предполагается конкретизировать оценку финансового состояния каждого предприятия и причин задолженности. При этом будет оцениваться его платежеспособность, возможность осуществления безубыточной производственной деятельности и ведения текущих расходов после реструктуризации долгов.

Второе: ставится задача осуществить меры по совершенствованию таможенно-тарифной политики сфере АПК.

Наша тактика в этом вопросе должна строиться, исходя из необходимости постоянного контроля за состоянием рынка того или иного вида продукции, быстрого и гибкого реагирования на конъюнктуру рынка, обеспечения целесообразного протекционизма.

Правильно выстроенная таможенно-тарифная политика обеспечит рост доходов отечественных товаропроизводителей, создаст условия для добросовестной конкуренции с импортным продовольствием.

Третье: регулирование зернового рынка.

Стабильность продовольственных рынков - необходимое условия развития АПК в целом. В особенности это касается рынка зерна. От его состояния зависит благополучие многих, если не всех отраслей сельского хозяйства. Для поддержания стабильности на этом рынке предполагается использовать весь арсенал мер, которыми располагает Правительство. То есть, и меры таможенно-тарифного регулирования, и проведения товарных интервенций в сочетании с хорошо организованным государственным заказом, задание на который формируется до начала очередного года, чтобы обеспечить возможность спрогнозировать работу сельских товаропроизводителей.

В настоящее время нами разработан механизм проведения закупочных интервенций, который можно применить уже этой осенью в связи с ожидаемым объемом урожая зерна.

Четвертое: предусматривается осуществить меры по совершенствованию кредитования предприятий и организаций АПК за счет средств специального фонда льготного кредитования.

Средства, выделяемые в 2001 году из федерального бюджета на пополнение спецфонда, предполагается использовать на субсидирование процентных ставок по сезонным займам товаропроизводителей АПК в коммерческих банках. Применение такой системы кредитования позволит значительно увеличить объемы финансовых ресурсов для сезонного кредитования. Расчеты показывают, что, если из спецфонда будет направлено на субсидирование части процентной ставки по коммерческим кредитам только 1 млрд.руб., то в агрокомплекс можно привлечь за счет средств коммерческих банков около 5 млрд.рублей.

Предлагается вывести из конкурсной массы АКБ "СБС-АГРО" и других проблемных банков-агентов бюджетные средства спецфонда и аккумулировать их в Россельхозбанке для кредитования товаропроизводителей, поставляющих продовольствие для спецпотребителей и других государственных нужд.

Пятое: совершенно необходимой задачей является изменение механизма финансового лизинга сельскохозяйственной техники.

Преодоление спада в агропромышленном производстве невозможно без восстановления и развития отечественного сельскохозяйственного машиностроения, оснащения сельского хозяйства техникой, так как ранее созданный в отрасли технический потенциал практически израсходован.

Обеспеченность предприятий сельскохозяйственной техникой снизилась на 40-60%. Износ техники достиг 75%. Темпы ее ежегодного выбытия в 3-4 раза опережают темпы обновления. При сохранении такой тенденции через 4 года выполнять механизированные работы будет нечем.

В целях развития лизинговой деятельности в АПК, рационального использования государственных финансовых ресурсов, направляемых на эти цели, предполагается в будущем году совместно с техническими операторами в этой деятельности использовать банки-агенты. Задача банков эффективно размещать эти средства на указанные цели и обеспечить их своевременный возврат и реинвестирование. Остается нерешенным вопрос существенного пополнения Лизингового фонда.

Шестое: для обеспечения устойчивости работы АПК с учетом естественных повышенных рисков необходимы страховые резервы отдельных ресурсов.

Целесообразно в рамках государственной поддержки сохранить федеральные фонды семян, ветеринарных препаратов, резерв средств защиты растений.

Одним из существенных шагов станет развитие системы страхования рисков сельских товаропроизводителей, что обеспечит их финансовую устойчивость.

Также в числе первоочередных мер намечается разработка и принятие нормативно-правовых актов, которые позволят сформировать целостную систему аграрного законодательства и устранить противоречивость и пробелы действующего законодательства.

Принятые федеральные законы "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", О государственном регулировании агропромышленного производства" практически не работают.

В качестве базового законодательного акта для развития АПК, определяющего основные направления государственной аграрной политики, формы и методы государственной поддержки и регулирования АПК и другие условия, обеспечивающие повышение эффективности агропромышленного производства, целесообразно разработать и внести в Госдуму законопроект "О развитии сельского хозяйства в рыночных условиях".

Если предложенные принципы и подходы будут поддержаны Правительством, то необходимо в короткие сроки воплотить их в конкретные программы.

Считаем необходимым сохранить в перечне федеральных целевых программ такие программы, как "Плодородие", "Развитие индустрии детского питания", "Развитие льняного комплекса России", а также разработать федеральную целевую программу "Социальное развитие села на 2001-2006 годы".

***

Уважаемый Михаил Михайлович!

Уважаемые члены Правительства!

Среди нас часто возникают споры в способах проведения реформ в сельском хозяйстве, методах его развития, создании благополучного, процветающего села.

Я надеюсь, что принятие этого документа создаст условия для слаженной, конструктивной работы заинтересованных федеральных министерств и ведомств и нам удастся добиться конкретных, а также желаемых результатов.

Еще в начале века великий русский философ Бердяев оценил таким образом роль центральной власти в России:

"Необъятные пространства, которые со всех сторон окружают и теснят русского человека, - не внешний, материальный, а внутренний, духовный фактор его жизни. Эти необъятные русские пространства находятся и внутри русской души и имеют над ней огромную власть. Русский человек, человек земли, чувствует себя беспомощным овладеть этими пространствами и организовать их. Он слишком привык возлагать эту организацию на центральную власть, как бы трансцендентную для него".

Эти слова в значительной степени актуальны и сегодня. Поэтому наша задача создать все необходимые условия для успешного крестьянского труда.

Благодарю за внимание.

 

Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Следующая    Скачать в zip

 

Hosted by uCoz