Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Следующая    Скачать в zip

 

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2008 ГОДА

 

УТВЕРЖДЕНЫ
Председателем Правительства
Российской Федерации
М.Е.Фрадковым
28 июля 2004 года

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 года*

 

I. Цели и задачи Правительства Российской Федерации

Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации определены общенациональные задачи: удвоение валового внутреннего продукта за 10 лет, уменьшение бедности, рост благосостояния людей и модернизация армии.

Правительство Российской Федерации должно создать четко действующий механизм решения этих задач. Исходя из этого целью деятельности Правительства Российской Федерации является создание условий для повышения уровня жизни населения, укрепление обороноспособности страны и безопасности ее граждан, усиление экономических позиций России в мире на основе обеспечения высоких и устойчивых темпов экономического роста.

В целом речь идет о создании экономических предпосылок, обеспечивающих высокий уровень развития личности, политической и экономической свободы граждан, а также сохранение культурного наследия страны.

 

II. Стратегия экономического роста

В последние годы российская экономика развивалась высокими темпами. Достигнутая макроэкономическая стабильность характеризовалась снижением темпов инфляции, устойчивостью национальной валюты, профицитом федерального бюджета и ростом доходов бюджетной системы Российской Федерации.

Это достигалось в основном за счет благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, имевшихся запасов и резервов свободных мощностей в производстве и инфраструктуре, роста внутренних рынков и вследствие девальвации рубля. Благоприятная макроэкономическая конъюнктура позволила Правительству Российской Федерации осуществить структурные и институциональные преобразования, сформировать нормативную базу, необходимую для дальнейшего развития экономики.

Сложившаяся модель роста, опирающаяся на наращивание экспорта сырья, не сможет в дальнейшем обеспечить высокие темпы экономического роста на уровне 7-8 процентов, а также высокий уровень доходов для большинства населения и создать условия для формирования среднего класса.

Даже при благоприятной конъюнктуре мировых рынков сырья и энергоносителей темпы роста валового внутреннего продукта могут в перспективе составить 5-6 процентов в год.

Вместе с тем российская экономика обладает значительными возможностями для ускорения экономического роста, в том числе сформированной нормативной правовой базой, научно-техническим, кадровым и природным потенциалом.

За счет реализации крупных проектов на прорывных направлениях развития ежегодные темпы роста валового внутреннего продукта могут быть увеличены в среднесрочной перспективе дополнительно на 2,5 - 3 процентных пункта по сравнению с инерционным развитием. Это позволит выйти на траекторию роста, соответствующего решению задачи удвоения валового внутреннего продукта за 10 лет, даже в условиях ухудшающейся конъюнктуры мировых рынков энергоносителей и сырья.

Для решения общенациональных задач деятельность Правительства Российской Федерации должна быть сосредоточена на активизации необходимых институциональных преобразований и реализации национальных проектов.

В связи с этим приоритетными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации, позволяющими обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста, являются:

1.       Повышение уровня жизни населения, содействие развитию "человеческого капитала".

2.       Устранение структурных ограничений экономического роста.

3.       Содействие повышению конкурентоспособности российских компаний, укрепление их позиций на внутреннем и внешнем рынках.

4.       Социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации.

5.       Рациональная интеграция России в мировую экономику.

Ускорение экономического роста возможно только на основе макроэкономической стабильности, базирующейся на следующих принципах:

·          последовательное снижение уровня инфляции;

·          проведение взвешенной денежно-кредитной политики, обеспечивающей переход к полной конвертируемости рубля без его чрезмерного укрепления;

·          поддержание сбалансированного федерального бюджета при дальнейшем снижении налоговой нагрузки на экономику и существенном повышении эффективности его расходов.

 

III. Приоритетные направления социально-экономической политики

 

Повышение уровня жизни населения, содействие развитию "человеческого капитала"

1. Обеспечение граждан доступным жильем.

В настоящее время жилищная проблема в стране решается неудовлетворительно. Чрезмерно велик фонд жилья, не отвечающего современным стандартам проживания. Покупка современного жилья доступна лишь 7-10 процентам наиболее обеспеченных граждан.

В целях формирования рынка доступного жилья требуется комплексное решение вопросов, связанных с увеличением платежеспособного спроса населения на жилье, на основе развития долгосрочного жилищного кредитования и увеличения объемов жилищного строительства.

В этой связи нужно обратить особое внимание на необходимость решения следующих задач:

·          развитие института долгосрочного жилищного кредитования граждан, в том числе ипотечного кредитования, и создание ипотечно-накопительной системы для предоставления жилья военнослужащим;

·          создание условий для увеличения объемов жилищного строительства, в том числе за счет внедрения открытых конкурсных процедур предоставления застройщикам прав собственности на сформированные земельные участки и усиления антимонопольного контроля в этой сфере;

·          определение порядка предоставления жилья на условиях социального найма, расширение мер по оказанию адресной помощи тем категориям граждан, которые нуждаются в особой поддержке, в том числе молодым семьям;

·          повышение эффективности функционирования рынка жилья, в том числе за счет сокращения административного вмешательства и оптимизации налогообложения;

·          обеспечение комплексной застройки территорий, включая инженерно-коммунальную и социальную инфраструктуру.

Этому будет способствовать и законодательное установление четких и прозрачных процедур территориального планирования на уровне органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, определение градостроительных регламентов и видов разрешенного использования недвижимости на уровне муниципальных образований.

Результатом реализации указанных задач должно стать создание эффективного жилищного сектора, действующего на рыночных основах.

2. Развитие жилищно-коммунального хозяйства.

Основными целями развития жилищно-коммунального хозяйства должны стать повышение качества коммунальных услуг, обеспечение доступности этих услуг для населения.

В рамках преобразований в жилищно-коммунальной сфере предстоит:

·          разделить в муниципальном секторе выполнение функций собственника жилищного фонда и функций по управлению и обслуживанию этого фонда;

·          перейти к преимущественно конкурсному отбору подрядных организаций для выполнения работ по обслуживанию, ремонту и управлению муниципальным жилищным фондом;

·          совершенствовать систему договорных отношений в жилищно-коммунальном комплексе, в том числе перейти к системе договоров, заключаемых органами местного самоуправления с коммунальными предприятиями;

·          разграничить полномочия между уровнями власти в части регулирования оплаты жилья и коммунальных услуг, упорядочить предоставление льгот.

Важным направлением развития жилищно-коммунального комплекса является в том числе привлечение в отрасль частных инвестиций.

3. Модернизация системы образования.

Сложившаяся система образования не в полной мере соответствует потребностям рынка труда, более половины выпускников высших учебных заведений не находят работу по специальности, что в свою очередь сокращает приток квалифицированных кадров в реальный сектор экономики.

В связи с этим приоритетными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации в сфере образования являются законодательное обеспечение модернизации российской системы образования, приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда, повышение доступности качественных образовательных услуг.

В области образования Правительство Российской Федерации должно обеспечить решение следующих основных задач:

·          введение новых государственных образовательных стандартов, внедрение и развитие образовательных технологий, направленных на повышение творческих способностей и закрепляющих фундаментальные преимущества российского образования;

·          формирование эффективного рынка образовательных услуг, в первую очередь за счет оптимизации структуры профессионального образования и перепрофилирования учебных заведений среднего профессионального образования с учетом потребности экономики в кадрах различной квалификации;

·          повышение доступности качественного профессионального образования для малоимущих граждан, в том числе за счет усиления адресности оказания социальной поддержки обучающихся, включая предоставление стипендий, создания прозрачной системы конкурсного приема в учреждения профессионального образования;

·          расширение сети подготовительных отделений в высших учебных заведениях;

·          постепенный переход на нормативное подушевое финансирование на всех уровнях профессионального образования, введение новых форм финансового обеспечения образовательных учреждений, в том числе системы образовательных кредитов;

·          разработка и внедрение передовых информационных образовательных технологий;

·          обеспечение государственных приоритетов в профессиональном образовании путем использования механизмов размещаемого на конкурсной основе государственного задания на подготовку специалистов определенного профиля;

·          реструктуризация сети общеобразовательных учреждений, в том числе расположенных в сельской местности;

·          развитие системы подготовки специалистов для современной армии, в том числе на базе гражданских вузов.

В рамках разграничения полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления необходимо осуществить передачу учреждений начального и среднего профессионального образования в ведение субъектов Российской Федерации при сохранении за федеральным центром функций программно-методического обеспечения и развития информационной и учебно-лабораторной базы учреждений.

4. Повышение доступности и качества медицинской помощи.

В целях повышения доступности и качества медицинской помощи необходимо решить следующие задачи:

·          законодательное установление государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи;

·          дальнейшее развитие стандартизации в здравоохранении, включая разработку клинических протоколов и единой методики формирования тарифов на медицинские услуги;

·          внедрение эффективных механизмов финансового обеспечения здравоохранения, в том числе государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи;

·          обеспечение структурной эффективности здравоохранения, включая
реструктуризацию учреждений здравоохранения, внедрение

·          стационарозамещающих технологий и способов оплаты медицинской помощи, ориентированных на конечный результат;

·          разработка порядка предоставления гражданам высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи, в том числе за счет средств соответствующих бюджетов и средств обязательного медицинского страхования;

·          обеспечение доступности лекарственных средств для широких слоев населения;

·          развитие добровольного медицинского страхования и совершенствование порядка оказания платных медицинских услуг.

В рамках реформирования обязательного медицинского страхования следует:

·          определить меры государственных обязательств финансового обеспечения государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи;

·          повысить ответственность медицинских организаций за качество оказываемой медицинской помощи;

·          усилить государственный контроль за целевым и рациональным использованием средств обязательного медицинского страхования.

5. Создание условий для роста доходов населения и снижения бедности.

В настоящее время низкий уровень доходов населения и высокий уровень бедности являются одним из барьеров для экономического роста.

Рост заработной платы в реальном секторе должен сопровождаться ростом производительности труда и созданием новых рабочих мест. При этом необходимо обратить особое внимание на повышение уровня жизни работников бюджетной сферы, в первую очередь врачей, учителей, научных работников, для которых вопрос увеличения заработной платы стоит особенно остро.

Правительство Российской Федерации продолжит повышение пенсий по обязательному пенсионному страхованию и пенсионному обеспечению. Одновременно с этим будут создаваться условия для развития добровольного пенсионного обеспечения населения. Будут введены профессиональные пенсионные системы на основе накопительных принципов финансирования за счет дополнительных страховых взносов, уплачиваемых работодателем.

В целях повышения эффективности реализации мер адресной социальной поддержки граждан, которые нуждаются в государственной помощи, Правительству Российской Федерации необходимо:

·          обеспечить замену предоставления льгот отдельным категориям граждан денежной компенсацией или по выбору - пакетом социальных услуг, разработать порядок назначения и предоставления указанных видов социальной поддержки;

·          провести актуализацию потребительской корзины для определения прожиточного минимума, уточнив ее отдельные показатели.

6. Развитие форм частно-государственного партнерства в социальной сфере.

Развитие социальной сферы и превращение ее в фактор экономического роста требуют применения новых подходов как в финансировании, так и в управлении социальными институтами. В этой связи необходимо разработать механизмы, позволяющие задействовать предпринимательскую инициативу, определить наиболее эффективные формы партнерства государства и предпринимательского сообщества. Правительство Российской Федерации должно использовать партнерство государства и бизнеса (частно-государственное партнерство) как инструмент реализации общественно значимых проектов в сфере обеспечения общественных услуг.

В результате консолидации бизнеса и власти вокруг социальных проектов Правительство Российской Федерации должно добиться сокращения нерыночных, неконкурентных элементов функционирования социальной сферы. Это должно обеспечить формирование новых моделей управления социальной инфраструктурой и способствовать привлечению частных инвестиций в ее развитие. На этой основе необходимо существенно повысить эффективность социальных институтов, объем и качество социальных услуг.

Федеральным органам исполнительной власти необходимо выработать прозрачные и понятные правила для предпринимателей, участвующих совместно с государством в реализации проектов, определить ответственность государства, сократить административное вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов.

 

Устранение структурных ограничений экономического роста

1. Развитие технологической базы экономики.

Конкурентоспособность России на мировых рынках определяется темпами внедрения новейших научно-технических решений и развития наукоемких производств, эффективностью инновационных процессов. Эффективное использование интеллектуальных ресурсов и развитие технологической базы являются важнейшими общенациональными задачами, требующими принятия новых решений, определения государственных приоритетов научно-технологического и инновационного развития страны. Необходимо определить оптимальный состав государственного сектора науки и сосредоточить усилия на ограниченном числе стратегически важных направлений, решить проблемы повышения эффективности управления и финансирования научно-технической и инновационной деятельности.

Финансирование сферы НИОКР и фундаментальной науки в настоящее время составляет около 1 процента валового внутреннего продукта против 2-3 процентов валового внутреннего продукта в технологически развитых странах, доля инновационной продукции в структуре промышленного производства оценивается соответственно в 4-5 процентов против 30-35 процентов.

Структурные и технологические преобразования, необходимые для повышения темпов роста экономики до 7 - 8 процентов в год, также требуют партнерства бизнеса и государства в сфере научно-исследовательской деятельности на основе широкого привлечения внебюджетных ресурсов, но при условии сохранения в государственной собственности стратегических объектов. Оно должно ориентироваться на реализацию крупных национальных инфраструктурных проектов и создание новых источников роста в сфере высоких технологий и "экономики знаний".

В этих целях необходимо:

·          разработать и приступить к реализации долгосрочной (до 2010-2015 годов) стратегии развития инноваций;

·          обеспечить функционирование системы институтов развития и венчурных фондов, отработать механизмы финансирования инновационной сферы на долгосрочной основе;

·          сосредоточить усилия на стратегически важных направлениях фундаментальных и прикладных исследований, что потребует концентрации соответствующих финансовых ресурсов государства, создания условий для увеличения инвестиций на финансирование научных исследований и разработок, а также укрепления связи образования с экономикой путем создания интегрированных научно-образовательных структур;

·          использовать весь набор таких оправдавших себя инструментов реализации инновационной политики, как федеральные целевые программы, программы развития наукоградов, конкурсы инновационных проектов, создание технопарков.

Следует разработать нормативно-правовое обеспечение и начать создание научно-производственных и технико-внедренческих зон.

Усилия государства на этом направлении должны обеспечить увеличение к 2010 году доли финансирования НИОКР в валовом внутреннем продукте до 1,5-2 процентов как за счет государственных, так и за счет внебюджетных средств.

2. Развитие высокотехнологичного сектора.

В среднесрочной перспективе необходимо сосредоточить внимание на таких важных направлениях развития высокотехнологичного сектора, как развитие оборонно-промышленного комплекса, атомной и авиакосмической промышленности, связи и телекоммуникаций, фармацевтики и биотехнологии, производства программного обеспечения.

Следует содействовать серийному производству новых отечественных магистральных и региональных самолетов, обеспечив расширение использования лизинга авиационной техники и привлечение частных инвестиций в авиастроение.

Средства государственного заказа и федеральных целевых программ в сфере авиационной техники, информатизации и телекоммуникаций должны быть сконцентрированы на проектах, способных дать в перспективе значимый макроэкономический эффект.

В целях реформирования оборонно-промышленного комплекса, повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и обеспечения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации необходимо:

·          сосредоточить усилия и ресурсы на разработке и создании многофункциональных и высокоэффективных типов вооружения, а также на производстве продукции двойного назначения;

·          развивать критические технологии, обновлять и совершенствовать экспериментальную и испытательную базы;

·          продолжить структурные преобразования в оборонно-промышленном комплексе путем формирования ограниченного количества системообразующих интегрированных структур (научно-производственных комплексов);

·          осуществить диверсификацию производства в целях наращивания объемов выпуска высокотехнологичной гражданской продукции, разработки и использования технологий двойного применения для технологического перевооружения оборонно-промышленного комплекса и создания высокотехнологичной продукции гражданского назначения;

·          совершенствовать порядок конкурсного размещения и реализации государственного оборонного заказа.

Развитие наукоемких гражданского и оборонного секторов должно быть поддержано как финансовыми ресурсами, так и установлением ясных правил участия в этих секторах негосударственных институтов. Следует четко определить приоритеты государства, а также условия реализации проектов, в том числе с участием бизнеса. Необходимо установить области, в которых перспективные разработки будут осуществляться исключительно силами Российской Федерации, привлекать к этой работе квалифицированных профессиональных менеджеров и тем самым повышать качество управления наукоемкими государственными проектами.

3. Развитие нефтегазового сектора и транспортной инфраструктуры.

В этой области прежде всего необходимо расширить возможности экспорта нефти в европейские страны за счет ввода новой очереди Балтийской трубопроводной системы. Наряду с поставками нефти через черноморские проливы целесообразно расширить возможности нефтяного экспорта в южном направлении за счет строительства соответствующих трубопроводных систем.

До конца года требуется решить вопрос о строительстве нефтепровода в восточном направлении. Предстоит рассмотреть планы строительства нефтепровода Западная Сибирь - Баренцево море.

В газовой сфере необходимо проработать стратегию экспорта газа, включая вопросы строительства Северо-Европейского газопровода и поддержки проектов производства и экспорта сжиженного газа.

Необходимым условием развития трубопроводной инфраструктуры является сохранение за государством управления и контроля за магистральными нефте- и газопроводами.

Правительство Российской Федерации должно сконцентрировать ресурсы на завершении в ближайшие 2 года следующих инфраструктурных проектов:

·          строительство морского торгового порта Усть-Луга (Ленинградская область), реконструкция и развитие подходных каналов и акваторий морского порта Санкт-Петербург;

·          создание железнодорожного паромного комплекса в порту Балтийск (Калининградская область);

·          развитие портов Дальневосточного региона.

Приоритетным проектом также является создание национальной сети автомобильных дорог. Ежегодная общая сумма потерь и упущенной выгоды, связанных с недостаточным развитием дорожной сети и ее техническим состоянием, оценивается в 450-500 млрд. рублей. Учитывая высокую капиталоемкость строительства дорог, следует разработать механизмы привлечения средств как частных инвесторов, так и государства, а также осуществить строительство платных участков (с сохранением возможности проезда в заданном направлении по бесплатной автомобильной дороге).

Разработка и реализация проектов в области транспортной инфраструктуры будут осуществляться с учетом интересов обороноспособности страны.

4. Развитие агропромышленного комплекса.

За последние годы в агропромышленном комплексе страны наметились положительные тенденции, сократилось количество убыточных хозяйств, улучшились условия кредитования товаропроизводителей, повысилась рентабельность производства.

Однако, несмотря на позитивные сдвиги в развитии сельского хозяйства, в агропромышленном комплексе сохраняется низкий уровень развития социальной сферы и материально-технического обеспечения сельского хозяйства.

В связи с этим Правительству Российской Федерации необходимо выработать эффективные меры, направленные в том числе на:

·          повышение конкурентоспособности продукции агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов на внутреннем и внешнем рынках;

·          внедрение новых ресурсосберегающих технологий и эффективных методов хозяйствования;

·          совершенствование механизма зерновых интервенций;

·          повышение уровня обеспеченности села объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры;

·          совершенствование кооперации и агропромышленной интеграции, создание интегрированных агропромышленных структур.

 

Содействие повышению конкурентоспособности российских компаний, укрепление их позиций на внутреннем и внешнем рынках

1. Развитие финансовых рынков.

В сфере развития финансовых рынков Правительству Российской Федерации необходимо направить свои усилия на дальнейшее совершенствование законодательства Российской Федерации, обеспечивающего защиту прав инвесторов и развитие финансовой инфраструктуры.

Важнейшими задачами в этой сфере являются повышение устойчивости банковской системы, укрепление доверия вкладчиков и других кредиторов банков, усиление защиты их интересов, снижение транзакционных издержек банков, развитие механизмов рефинансирования, снижение рисков, в том числе путем раскрытия информации о заемщиках.

Правительство Российской Федерации одобрило Стратегию развития банковского сектора Российской Федерации на 2004 год и на период до 2008 года, а также план первоочередных мероприятий по ее реализации, направленные на ускорение банковской реформы и повышение роли банковского сектора в обеспечении высоких и устойчивых темпов экономического роста.

В связи с принятием указанной Стратегии и в целях повышения конкурентоспособности банковского сектора следует обеспечить инвестиционную привлекательность российских банков, высокий уровень внутреннего корпоративного управления. Необходимо совершенствовать законодательство Российской Федерации о залоге, о регистрации кредитных организаций и об открытии филиалов банков, о процедурах реорганизации кредитных организаций, об аффилированных лицах. В частности, следует:

·          упростить и унифицировать процедуры обращения взыскания на предмет залога и удовлетворения обеспеченных залогом требований кредиторов, создать систему регистрации залогов движимого имущества и имущественных прав;

·          упростить процедуру открытия филиалов кредитных организаций, в том числе отменить сбор за их открытие;

·          ограничить права кредиторов реорганизуемых кредитных организаций в части требования досрочного исполнения обязательств кредитных организаций и требования об индивидуальном письменном уведомлении всех кредиторов о реорганизации;

·          установить ответственность аффилированных лиц кредитных организаций за качество предоставляемой информации.

Совершенствование системы банковского надзора должно быть направлено на повышение требований к капитализации кредитных организаций. Должны быть созданы необходимые правовые основы для функционирования системы страхования вкладов. В ближайшее время Правительству Российской Федерации и Центральному банку Российской Федерации предстоит завершить перевод кредитных организаций на международные стандарты финансовой отчетности.

2. Создание среды для равной добросовестной конкуренции.

Реализация эффективной антимонопольной политики требует разработки нормативной правовой базы, необходимой для регулирования конкурентных отношений на основе принципа равенства хозяйствующих субъектов, соблюдения баланса законных интересов потребителей и производителей с учетом современного уровня развития национальной экономики и норм международного конкурентного права.

В 2005 году необходимо перейти от разрешительного порядка к предварительному уведомлению при проведении антимонопольного контроля, повысить эффективность контроля за соблюдением антимонопольных требований, в том числе при проведении конкурсов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд.

В этой связи следует обеспечить:

·          упрощение процедур антимонопольного контроля с одновременным ужесточением санкций за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации;

·          предупреждение и пресечение монополистической деятельности на рынках товаров и услуг, а также недобросовестной конкуренции в целях получения монопольного положения на рынках;

·          совершенствование правовых основ государственного контроля экономической концентрации на товарных и финансовых рынках;

·          содействие российским экспортерам в создании конкурентных условий на мировом рынке.

Требуется установить надежные законодательные барьеры и принять действенные меры с целью не допустить использование государства как инструмента недобросовестной конкуренции, а также определить жесткие правила и процедуры деятельности органов исполнительной власти, продолжить совершенствование системы правосудия, провести назревшие преобразования в правоохранительной системе.

3. Техническое регулирование.

Техническое регулирование должно стать составной частью мер по повышению конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках.

В области технического регулирования будут приняты меры, направленные на реализацию Федерального закона "О техническом регулировании", совершенствование процедур, связанных с разработкой и принятием нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные (технические регламенты) или добровольные (стандарты) требования к продукции и процессам, а также контролем за их соблюдением.

В качестве первоочередных мероприятий по реализации задачи внедрения системы технического регулирования в 2004 - 2005 годах необходимо осуществить:

·          принятие программы разработки технических регламентов;

·          разработку методологии и унифицированных требований к составу и содержанию технических регламентов;

·          подготовку проектов технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к отдельным видам деятельности (процессам), лицензирование которых предлагается отменить.

4. Налоговая система.

Исходя из того, что налоговая система должна стать важнейшим инструментом обеспечения экономического роста, развития предпринимательства, привлечения инвестиций, Правительство Российской Федерации направит свои усилия на дальнейшее снижение налогового бремени, упрощение и повышение справедливости налоговой системы, а также улучшение налогового администрирования.

В 2004 - 2005 годах необходимо завершить реформирование системы поимущественных налогов.

Одновременно со снижением эффективной ставки единого социального налога (ЕСН) в целях создания более благоприятных условий для применения регрессивной шкалы ставок ЕСН предполагается отменить условия, ограничивающие ее использование. Это облегчит исчисление налога и улучшит налоговое администрирование ЕСН.

Следует решить проблему налогообложения добычи и экспорта сырьевых ресурсов в целях экономически обоснованного изъятия в бюджет доходов сырьевых компаний.

По налогу на добавленную стоимость (НДС) усилия Правительства Российской Федерации будут направлены на совершенствование в 2005 году действующей системы применения НДС и улучшение налогового администрирования НДС, включая:

·          снижение с 2006 года единой ставки НДС;

·          уточнение механизма применения нулевой ставки;

·          упорядочение работы налоговых органов с документами, представляемыми налогоплательщиками для подтверждения нулевой ставки НДС, в том числе с налоговыми декларациями;

·          ускорение подготовки к переходу на электронные счета-фактуры;

·          сокращение срока вычета НДС при осуществлении капитальных операций.

Требуется принять решение по переходу на общеустановленный порядок вычета НДС как по материальным ресурсам, приобретаемым для работ капитального характера, так и по суммам НДС, уплачиваемым строительными организациями, производящими все виды подрядных работ.

Правительству Российской Федерации предстоит решить вопрос о необходимости совершенствования порядка взимания НДС в части исключения налогообложения авансовых платежей.

Важным направлением налоговой реформы является использование налоговых инструментов в рамках интеграции экономического пространства государств - участников СНГ. Планируется переход к взиманию НДС в отношении нефти и газа, поставляемых в эти государства, по принципу "страны назначения". Будет активизирована практическая работа по унификации налоговых систем Российской Федерации и Республики Белоруссия в рамках Союзного государства.

5. Природопользование и развитие минерально-сырьевой базы.

Важнейшим фактором повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности экономики является рациональное природопользование и развитие минерально-сырьевой базы. На сегодняшний день природные ресурсы используются недостаточно эффективно. Нет четких условий доступа природопользователей к ресурсам, недостаточно защищены интересы государства как собственника.

Основными задачами в этой области сегодня являются:

·          установление единых правовых основ, гарантирующих прозрачность процедуры доступа к природным ресурсам;

·          переход преимущественно к аукционной форме предоставления прав пользования участками недр и участками лесного фонда;

·          повышение оперативности в организации проведения аукционов на право пользования участками недр по месторождениям, имеющим инвестиционную привлекательность;

·          создание современной, более совершенной системы экономической оценки природных ресурсов;

·          создание условий обеспечения воспроизводства запасов минерально-сырьевых ресурсов страны на уровне, необходимом для обеспечения устойчивого развития экономики и ее независимости от внешних рынков в отношении стратегических видов полезных ископаемых.

В целях гарантированного обеспечения потребностей Российской Федерации в стратегических и дефицитных видах полезных ископаемых, создания потенциала для будущего развития российской экономики первоочередными задачами являются:

·                    интенсификация освоения разведанных запасов, право пользования которыми уже предоставлено бизнесу;

·          повышение эффективности государственного контроля за соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации, применение экономических санкций в отношении природопользователей, допустивших их несоблюдение;

·          снижение негативного воздействия на возобновляемые природные ресурсы;

·          пресечение незаконной деятельности по добыче и использованию природных ресурсов.

6. Развитие малого бизнеса.

Развитие малого предпринимательства позволяет обеспечить решение как экономических, так и социальных проблем, способствует демонополизации экономики, формированию конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, решению проблемы занятости, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

В настоящее время основными задачами государственной политики в сфере развития малого предпринимательства являются сокращение административного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов, упрощение доступа к финансовым ресурсам и совершенствование налогообложения субъектов малого предпринимательства.

Для реализации поставленных задач необходимо:

·          реструктурировать действующую систему государственной поддержки малого предпринимательства;

·          способствовать созданию малых предприятий в высокотехнологичной сфере, в том числе технопарков и бизнес-инкубаторов;

·          продолжить совершенствование налогового законодательства Российской Федерации на основе анализа практики применения действующих систем налогообложения субъектов малого предпринимательства;

·          сократить необоснованные и избыточные издержки хозяйствующих субъектов, связанные с лицензированием, государственной регистрацией, аккредитацией, аттестацией, экспертизой, контролем и надзором;

·          содействовать формированию и ведению открытых общедоступных информационных ресурсов в сфере государственного регулирования предпринимательской деятельности;

·          развивать механизмы саморегулирования.

 

Социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации

Разграничение полномочий между уровнями власти и реформирование межбюджетных отношений кардинально меняет всю систему взаимоотношений федерального центра и субъектов Российской Федерации в сфере экономики.

К 2005 году следует завершить процесс реформирования предоставления финансовой помощи из федерального бюджета, направленного на уточнение структуры и объемов отдельных ее составляющих фондов, кардинальное упрощение, повышение объективности и прозрачности распределения финансовых средств.

В рамках реформирования бюджетной системы необходимо завершить создание правовой основы новой системы межбюджетных отношений, обеспечивающей четкое разграничение расходных и доходных полномочий органов власти разных уровней. В рамках разграничения расходных и доходных полномочий необходимо уже в 2004 году радикально сократить, а в дальнейшем полностью ликвидировать "необеспеченные мандаты" бюджетов всех уровней, включая федеральный бюджет. При этом следует исходить из необходимости создания условий для укрепления собственной экономической базы регионов, адекватной оценки их финансовых и ресурсных возможностей.

Предстоит продолжить решение проблем Калининградской области, связанных прежде всего с расширением Европейского союза.

Актуальной задачей остается стабилизация экономической и социально-политической ситуации в Чеченской Республике.

Будут осуществляться меры по реализации Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации с целью совместного решения экономических, транспортных, энергетических, гуманитарных и других проблем приграничных территорий.

Повышение самостоятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления должно найти отражение в совершенствовании региональной политики и межбюджетных отношений в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Рациональная интеграция России в мировую экономику

Приоритетной задачей является углубление интеграции на пространстве СНГ. Основой этого процесса будет формирование Единого экономического пространства, объединяющего экономические потенциалы России, Белоруссии, Казахстана и Украины. В соответствии с Концепцией формирования Единого экономического пространства первоочередной мерой должно стать оформление договорно-правовой базы экономической интеграции. Необходимо обеспечить свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы без изъятий и ограничений. Предстоит последовательно формировать общий таможенный тариф Евразийского экономического сообщества, воздерживаясь во взаимной торговле между государствами - участниками Сообщества от специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

В рамках строительства Союзного государства необходимо стремиться к введению российского рубля в качестве единственного законного платежного средства на территории Белоруссии.

Следует устранить существующие барьеры во взаимной торговле государств - участников СНГ, создать эффективную платежно-расчетную систему, сформировать нормативную правовую базу, которая позволит обеспечить добросовестную конкуренцию на национальных рынках.

Развитие стратегического партнерства Российской Федерации с Европейским союзом должно базироваться на работе по созданию общих пространств (экономического пространства, пространства свободы, безопасности и правосудия, пространства внешней безопасности и пространства научных исследований и образования, включая культурные аспекты). При этом нужно сохранить традиционные товарные потоки и рынки сбыта для российских экспортеров и минимизировать негативные для интересов России торгово-экономические последствия расширения ЕС. Необходимо расширять потенциал сотрудничества в области энергетики, подготовить специальное соглашение по калининградскому грузовому транзиту и двусторонние соглашения о сотрудничестве.

Другими важнейшими направлениями внешнеэкономической политики остаются отношения с США, Китаем, Индией, Японией.

Необходимо в возможно короткие сроки завершить двусторонние переговоры по вопросу присоединения России к ВТО с учетом необходимости обеспечения национальных интересов. Для этого следует ускорить приведение правоприменительной практики в соответствие с нормами и правилами указанной организации. Это поможет создать прозрачную систему хозяйственных отношений внутри России, будет содействовать привлечению иностранных инвестиций в российскую экономику, позволит защитить интересы российских компаний за рубежом.

 

IV. Повышение эффективности государственного управления и регулирования экономики

Завершение административной реформы

Результатом осуществления административной реформы должна стать ясная и прозрачная система органов государственной власти с четким разделением их компетенции.

Для этого Правительство Российской Федерации должно в 2004 - 2005 годах реализовать принятые решения по сокращению избыточных государственных функций, принять типовой регламент, устанавливающий порядок взаимодействия между федеральными министерствами и находящимися в их ведении федеральными службами и федеральными агентствами, а также административные регламенты федеральных органов исполнительной власти, определяющие порядок осуществления ими своих полномочий. В дальнейшем предстоит внедрить административные регламенты в электронном виде и создать систему электронного документооборота.

В ходе административной реформы необходимо также утвердить унифицированный порядок создания, деятельности и ликвидации территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, сократив их количество и численность работников. В соответствии с принятыми Правительством Российской Федерации решениями ряд полномочий будет делегироваться федеральными органами исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом за территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, созданными, как правило, в федеральных округах, будет оставаться контроль за осуществлением делегированных полномочий.

Совершенствование системы управления государственным имуществом

Совершенствование системы управления государственным имуществом предполагает реализацию прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, за исключением объектов стратегического характера и объектов, связанных с обеспечением национальной безопасности.

В целях повышения эффективности проведения приватизации федерального имущества необходимо предусмотреть расширение возможности приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий посредством продажи их как имущественных комплексов.

Следует разработать меры, направленные на устранение несогласованности налогового и приватизационного законодательства Российской Федерации в части отчуждения земельных участков под приватизированными предприятиями и объектами недвижимости. Для этого будут выработаны четкие критерии, в соответствии с которыми сохранению в федеральной собственности подлежат федеральные государственные унитарные предприятия, необходимые для обеспечения полномочий федеральных органов государственной власти в соответствии с федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Также в федеральной собственности должны быть сохранены предприятия и учреждения, осуществляющие специальные функции по обеспечению национальной безопасности и стратегических интересов страны, производящие продукцию, изъятую из гражданского оборота или ограниченную к такому применению, а также объекты инфраструктуры федерального значения.

Предусматривается передать находящиеся в федеральной собственности организации, которые производят продукцию и оказывают услуги, необходимые для выполнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Совершенствование системы управления федеральной собственностью предусматривает не только приватизацию, но и использование различных форм управления федеральным имуществом, включая в том числе:

·          определение критериев оценки эффективности управления федеральным имуществом;

·          передачу на конкурсной основе находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ профессиональным управляющим компаниям, передачу государственного имущества в доверительное управление;

·          оптимизацию деятельности казенных предприятий и учреждений в части обеспечения соответствия их расходов на производство необходимого государству объема продукции, работ (услуг) установленному объему финансирования за счет средств федерального бюджета;

·          переход к рыночным механизмам определения ставок предоставляемого в аренду федерального недвижимого имущества;

·          выработку эффективной дивидендной политики в отношении акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности.

Проведение бюджетной реформы

Правительством Российской Федерации одобрена Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах, которая предполагает переход от управления бюджетными затратами к управлению результатами.

Предстоит сформировать систему оценки планов и показателей деятельности федеральных органов исполнительной власти и на ее основе подводить итоги деятельности и корректировать политику по отдельным направлениям. В указанных планах будут определены цели и задачи, которые давали бы ясное представление об основных значимых для общества целях деятельности федеральных органов исполнительной власти, а также направлениях и механизмах их достижения.

Необходимо осуществить реформирование бюджетной классификации Российской Федерации и бюджетного учета, упорядочить процедуры составления и рассмотрения бюджета, повысить роль перспективного финансового плана в бюджетном процессе.

Важнейшей задачей является реформирование сети государственных и муниципальных учреждений и расширение форм финансирования социальных услуг. В этой связи требуется осуществление двух групп мероприятий: по оптимизации управления действующей сетью получателей бюджетных средств, а также по реструктуризации сектора государственных и муниципальных учреждений.

 

V. Реализация настоящих Основных направлений

Федеральные органы исполнительной власти должны руководствоваться указанными в настоящих Основных направлениях приоритетами при разработке программных документов Правительства Российской Федерации, планов и показателей их деятельности, а также федеральных целевых программ.

В соответствии с настоящими Основными направлениями федеральными органами исполнительной власти будут разработаны проекты программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы) и плана действий по ее реализации.

Важнейшими сферами являются развитие науки и инноваций, высокотехнологичного сектора, транспортной инфраструктуры, а также жилищного сектора, образования и здравоохранения. В этой связи соответствующими федеральными органами исполнительной власти будут разработаны стратегии, направленные на решение важнейших проблем в указанных сферах. Стратегии должны, в частности, включать целевые количественные показатели, а также необходимые федеральные целевые программы, план мероприятий по реализации указанных стратегий, в том числе по подготовке необходимых нормативных правовых актов.

На основе стратегий, планов и прогнозных показателей федеральных органов исполнительной власти будет разработан прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу, отражающий вклад мероприятий по реализации настоящих Основных направлений в решение общенациональных задач.

  

___________
* Одобрены 8 июля 2004 г. на заседании Правительства Российской Федерации.

 

Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Следующая    Скачать в zip

 

Hosted by uCoz